Бронзовый век
На территории Карелии бронзовый век начинается с появлением пришлого населения, знакомого с производством бронзы, использовавшего в быту сетчатую керамику. Прародиной ее считается Верхнее Поволжье. Первоначально культура сетчатой керамики складывалась, вероятно, в левобережных областях бассейна Верхней Волги и уже на раннем этапе, во второй половине II тысячелетия до н.э., в ходе миграции населения распространилась на восточную часть бассейна Онежского озера, а позднее, в первой половине I тысячелетия до н.э., через Онежско-Ладожский перешеек далее на север, по всей территории Карелии.
Всего в Карелии известно 83 памятника с сетчатой керамикой - более чем на соседних территориях, включая Финляндию. Сама сетчатая посуда не однородна. Один ее тип по формам ближе к фатьяновской культуре Верхнего Поволжья, другой - поздняковской бассейна р. Оки и, наконец, третий связан с какой-то субстратной культурой, испытавшей влияние ямочно-гребенчатой керамики.
Взаимоотношения пришлого и местного населения изучены недостаточно. Часть его, видимо, была ассимилирована и растворилась в среде мигрантов. На первом этапе поселения с сетчатой керамикой представлены только на юго-востоке Карелии. Затем, на втором этапе, они распространяются практически по всей территории Карелии.
Верхняя хронологическая граница бронзового века Карелии совпадает с появлением культур ананьинского пласта эпохи раннего железного века. Но его временные рамки в разных частях Карелии не одинаковы. Поселения с сетчатой керамикой исчезают на востоке Карелии примерно в VI-V вв. до н.э., на западе и на севере - во второй половине I тысячелетия до н.э.
Уже на раннем этапе заметны различия между сетчатой керамикой юго-восточной Карелии и более южных, исходных районов - уменьшение числа профилированных сосудов, орнаментов с зональной структурой, ряда геометрических мотивов, ромбических фигур. Однако местное своеобразие проявляется еще довольно слабо.
На позднем этапе формируются онежско-ладожский, а севернее - беломорский локальные варианты, сохранявшиеся до конца бронзового века. В бассейне Онежского и Ладожского озер сетчатая керамика сравнительно однообразна. Характерная особенность ее - орнаментальные мотивы в виде пояска ямок, перемеживающихся с насечками или оттисками двузубого штампа. В восточной Карелии она испытала сильное влияние раннеананьинской культуры, проявившееся в более частом употреблении двузубого штампа.
Своеобразный облик сетчатой керамики на севере, в устье р. Выг, дал основание для выделения беломорского локального варианта. Здесь отсутствуют резко профилированные фатьяновидные сосуды и ребристые горшки, архаичные непрофилированные сосуды; также наблюдается деградация техники нанесения сетчатого декора, который частично или полностью заменяется штриховкой.
Поселения расположены по берегам рек, ближе к их устьям, у впадения в большие озера. Среди них выделяют относительно крупные, площадью свыше 1000 кв. м (на каждом выделено более 100 сосудов), средние - площадью менее 1000 кв. м (10-50 сосудов) и небольшие, кратковременные - площадью до 200 кв. м (менее 10 сосудов). Показательно, что долговременных поселений со следами жилищ-полуземлянок не выявлено. Обнаружены кострища или каменные очаги наземных жилищ на стоянках Келка III и Елменкоски. Оба жилища, видимо, каркасной конструкции типа разборного чума, саамской вежи или куваксы. На Келке III основание жилища имело овальную форму размером 6x3,5 м с двумя выходами в суженных концах овала - 2x0,9 и 1x0,8 м. Один очаг располагался в центре, другой у северного выхода. На стоянке Елменкоски жилище округлой формы (3,3x3,2 м) с очагом в центре и выходом к берегу (1,2x0,6 м). Рядом с ним выявлены следы навеса-хранилища. Видимо, и другие жилища были похожими на них, имели овальную или округлую форму диаметром 3-6 м. Хозяйственных ям встречалось мало. Отмечено использование охры.
Ведущей формой хозяйства, как и прежде, оставались охота и рыболовство. Характер поселений свидетельствует о постоянных сезонных перемещениях населения, связанных с промыслом. Основные орудия труда по-прежнему делались из камня, кости и дерева. Металлургическое производство оставалось на низком уровне. Изделия из бронзы немногочисленны. Следы ее плавки встречались крайне редко, особенно на раннем этапе. На стоянке Келка III найдены обломки небольших глиняных тиглей с ошлакованными изнутри стенками и сетчатыми отпечатками на поверхности. Бронза поступала преимущественно из Поволжья в виде готовых изделий (или их использовали как образцы). На позднем этапе появляются кельты акозинско-меларского типа (Кудома XI) - свидетельство продолжающихся связей с Верхним Поволжьем. На стоянке Елменкоски найдена половина литейной формы с признаками финляндских и ананьинских кельтов - первое свидетельство местного производства бронзовых орудий в составных литейных формах. Истоки этой традиции ведут в Поволжье. Использовалась только бронза. О добыче местной самородной меди, видимо, уже забыли.
Каменный инвентарь обычен для Карелии и почти лишен специфических признаков, так что его трудно вычленить в смешанных комплексах многослойных поселений. Только на десяти стоянках он явно связан с сетчатой керамикой.
В производстве орудий резко возрастает использование кремня, поступавшего из ближайших месторождений в девятинской свите карбоновых отложений, протянувшихся от побережья Белого моря до южной оконечности Онежского озера. Не случайно на востоке Карелии почти всегда преобладали орудия из кремня. Похожая ситуация наблюдалась и в юго-западном Беломорье. В более западные районы Карелии кремень обычно поступал неравномерно и в меньшем количестве.
Теперь положение меняется, и поступление кремня в западные районы достигает пика за все время от мезолита до железного века, что свидетельствует о тесных связях с зоной кремневых месторождений. Заменителем кремня выступал кварц, реже лидит. Гранит и другие близкие ему породы использовались крайне редко, в основном для выделки ударных орудий.
Рубяще-долбящие инструменты и абразивы делали в основном из местного сланца, распространенного в южной части Карелии. Основная часть и кремневых, и кварцевых орудий изготовлена на отщепах, сколотых с нуклеусов. Ножевидные пластинки и изделия из них крайне редки. Преобладают скребки разнообразной формы. Они составляют около 60% общего числа орудий. Характерны широкие плоские кремневые скребки с концевым лезвием. Имеются экземпляры с боковым лезвием, с ретушированной спинкой.
На всех поселениях много отщепов разной формы с ретушью на краях. Представлены и кремневые ножи - пластинчатые отщепы удлиненной формы с ретушированным краем, а также шлифованные ножи из сланца. Мало кремневых угловых и срединных резцов, а ретушированные пластинки, как и проколки, единичны.
Наконечники стрел трех типов: листовидной формы, с прямым или слегка вогнутым основанием и, наконец, весьма малочисленный беломорский тип с выделенным плоским черешком. Наконечники копий и дротиков в основном листовидной формы. Интересен экземпляр шиферного наконечника, украшенный прочерченными схематичными фигурками. Аналогии ему обнаруживаются на орнаментированных сланцевых орудиях Северной Фенноскандии.
На всех поселениях встречались рубяще-долбящие орудия. Найдено и несколько небольших грубо оббитых кремневых топоров подтреугольной формы. Изредка попадались и мелкие долотовидные орудия из кварца (Суна VI, Пичево III, Елменкоски). Сланцевые шлифованные топоры и тесла более типичны для поселений бассейна Онежского озера. Стамески и желобчатые долота, тоже небольшие, встречались редко. Совсем мало ударных орудий: фрагмент сверленого сланцевого молота со стоянки Суна VI, сверленый (видимо, боевой) топор со стоянки Горелый Мост III. Известны также зубчатые штампы для нанесения орнамента на глиняную посуду, овальная привеска со сверленым отверстием, кварцитовые грузила - плоские плитки с выбитыми желобками по бокам.
Резкое увеличение притока кремня, появление новых типов орудий - скребков, молотов, топоров - тоже косвенно указывает на инородность культуры бронзового века в Карелии18. Похоже, что сокращается набор и число сланцевых рубяще-долбящих орудий, кремневых ножей, исчезают проколки, что может быть связано с распространением изделий из металла.
О глиняной посуде речь уже шла. Отметим еще, что общее число выделенных сосудов составляет около 800. Они желтого, реже темного цвета; толщина стенок до 0,8 см, украшенных чаще всего сетчатыми отпечатками, реже - покрытых штриховкой; в отдельных случаях они гладкие, замытые. Внутренняя часть обычно замыта или заштрихована, изредка покрыта сетчатыми отпечатками (Томица, Пичево III). Технические приемы нанесения такой орнаментации весьма разнообразны, отсюда и разнобой в терминологии: ее называли текстильной, псевдосетчатой, рогожной и т. д.
Выявлены два основных вида техники: обработка поверхности сосудов или с помощью тканей, нитей и т. д., либо зубчатыми или другими твердыми плоскими штампами. По мнению М. Г. Косменко, в Карелии из-за отсутствия ткачества и тканей применялись только твердые штампы. "Сетку" он считает особым способом декорирования сосудов для выравнивания поверхности, уплотнения швов в местах стыка глиняных лент. Вместе с тем она делала посуду более нарядной19. Единичные сосуды с оттисками нитей, намотанных на стержень, встретились только на юго-востоке Карелии (стоянки Келка III и Бостилово II).
Преобладают профилированные формы сосудов, инородные для Карелии и известные на памятниках соседних южных территорий (Каргополье, Белозерье). Разнообразны венчики чаще с прямосрезанным или слегка округленным торцом. Труднее восстановить размеры и форму нижней части сосудов.
Орнаментальные композиции включают две основных категории: архаичные зональные и обедненные бордюрные с одним-двумя элементами. Последние доминируют. Сосудов без орнамента единицы. Со временем орнамент регрессирует. Наиболее богато украшена посуда на ранних поселениях, в зоне первоначального формирования культуры сетчатой керамики, где отчетливее прослеживаются черты всех исходных культур.
Обычным элементом орнамента, встречающимся на большинстве сосудов, являются полоски из ямок. Нередко использовался и длинный гребенчатый штамп, оттиски которого образуют пояски, зигзаги и другие узоры. Гораздо реже применялись короткие штампы с двумя-тремя зубцами.
Орнамент занимает от трети до половины сосуда; днища не украшались. Орнаментальные композиции всегда имеют горизонтальное членение, особенно наглядное благодаря зональным узорам, как простым, так и геометризованным (гребенчатыми поисковыми; зигзагами в рамке; узорами из различных чередующихся мотивов, включая геометрические). Они типичны для сосудов бронзового века лесной полосы. На севере Карелии сетчатой керамики с южными элементами заметно меньше. Распространенные здесь бордюрные орнаменты состоят из одной, реже двух зон с одним или двумя мотивами узоров и занимают не более трети стенки сосудов. Простые бордюры чаще всего имеют одиночные или двойные пояски ямок, иногда комбинированные с поясками "жемчужин", а также сочетания из пояска ямок и гребенчатых оттисков. Более сложные обычно состоят из поясков гребенчатых оттисков.
Своеобразие культуры сетчатой керамики в Карелии заключается и в широком использовании местных пород камня, а также примеси асбеста к глиняному тесту сосудов. Ее поселения тяготеют к приустью рек и берегам озер. Основой хозяйства и жизнеобеспечения остается охота и рыболовство вместе с собирательством. Отсутствие стационарных жилищ-полуземлянок предполагает относительную подвижность населения.
Связи с Поволжьем, зафиксированные уже на раннем этапе, сохраняются и позднее. Устойчивые контакты' имелись с территориями, примыкающими к Карелии с юга и востока, откуда поступал кремень. В Беломорье отчетливо проявляется влияние восточных культур бронзового века (в частности, лебяжской). На позднем этапе, судя по единичным шиферным наконечникам, имелись слабые контакты с раннеананьинской культурой и культурами Северной Фенноскандии.