Культура асбестовой керамики

Асбестовая керамика появляется в Карелии во второй половине III и бытует во II тысячелетии до н.э. Она совсем иная - тонкостенная, плоскодонная, с примесью игл огнеупорного асбеста и органики, украшена оттисками гребенчатых штампов. Подобная посуда бытовала также на территории Финляндии, Прибалтики, Ленин­градской, Вологодской и Архангельской областей, меньше - в северной Норвегии, Швеции, на Кольском полуострове. В Карелии известно около 400 поселений с асбес­товой керамикой, которая распространилась здесь быстро и почти повсеместно. Ее орнаментальные мотивы просты: "елочка" (вертикальный зигзаг); горизонтальные полосы косо или вертикально поставленных оттисков штампа; горизонтальные пояс­ки из штампов. Сложные геометрические композиции представлены только на ран­них памятниках, на которых уже появляются сосуды с уплощенными днищами.

Люди по-прежнему предпочитали селиться на берегах озерно-речных систем, из­бегая далеко отстоящих от них, изолированных водоемов. Найдены постоянные (зим­ние) и сезонные (летние) поселения, а также стоянки-мастерские, где добывалось сырье и делались первичные заготовки. Исследовано более 70 жилищ, как правило, полуземляночных. Их можно подразделить на два основных типа. Первый - пост­ройки прямоугольной формы площадью от 22 до 123 кв. м, углубленные на 40-60 см в землю, с двумя входами и двумя (редко тремя) кострищами на полу. Второй тип - постройки подквадратной или прямоугольной формы площадью от 9 до 42 кв. м с одним входом и одним кострищем или очагом. В каждом из них проживало не более двух-трех семей.

На северном берегу Онежского озера поселения с асбестовой керамикой распола­гаются на древних береговых террасах высотой 9-12 м над его уровнем, на расстоя­нии от нескольких десятков до сотен метров от современного уреза воды; в других местах - обычно на высоте 1-3 м над водой и рядом с нею. Площадь большинства из них от 700 до 3000 кв. м. Число жилищ от одного на небольших поселениях до 5-7 на крупных. Жилищные впадины тянутся в 1-2 ряда вдоль берега. Стены длиной от 4 до 10 м фиксировались по темным углистым полосам. В продолговатых больших жилищах два выхода у торцевых стен и два очага, расположенных симметрично. Не­большие квадратные жилища имеют один выход и один очаг или кострище в центре.

Находки обычно сосредоточены вдоль стен. За пределами построек они редки. Иног­да к жилищу делались пристройки, соединенные с ним коридорчиком. Сильно углуб­ленное жилище столбовой конструкции раскопано на поселении Шелтозеро XII. Обнаружены следы и нескольких наземных жилищ.

Набор орудий в целом почти не изменился. По-прежнему разнообразны сланцевые рубящие инструменты. Наряду с прекрасно зашлифованными по всей по­верхности встречались зашлифованные только по лезвию или вообще с незакончен­ной шлифовкой. Топоры, тесла, долота приобрели более удлиненные пропорции. Увеличилось количество желобчатых долот. Скребущие и режущие орудия тради­ционной формы. Появились проколки из шифера и меди. Чаще встречаются наконеч­ники, например, на поселении Войнаволок XXVII их найдено 121 экз. Они более удлиненные, с усеченным основанием или выемкой в основании. Кроме кремневых стали употребляться наконечники из зеленого сланца и шифера.

Выделено около 1000 сосудов с примесью асбеста, органики или их сочетаний. Преобладают тонкостенные, хорошего обжига, среднего размера (20-30 см в диа­метре). Реже встречаются крупные (35-50 см) и небольшие (диаметром менее 20 см) горшочки и чашечки. Сосуды, как правило, непрофилированные, с расширенным ус­тьем, круглым, уплощенным или плоским дном, рыхлым, непрочным тестом. Есть низкие чаши полусферической формы и более высокие горшки полуяйцевидной или баночной формы. На внутренней, а нередко и внешней поверхности - расчесы гре­бенчатого штампа.

При орнаментации обычно использовались оттиски различных гребенчатых штам­пов - узких, широких, овальных, дву- и трезубых - и неглубокие круглые ямки. Торец и верхний край сосуда (бордюр) обычно оформлены косо поставленными оттисками гребенчатых штампов, днище - узорами из радиальных или концентри­ческих линий. Бывает, что орнамент состоит всего из одного мотива: елочки, гори­зонтальные линии и др. Обычны горизонтально-зональные узоры с чередованием зон поверхностных оттисков и линий, ямок и неорнаментированных полос.

На раннем этапе культуры асбестовой керамики (вторая половина III тысячеле­тия до н.э.), по А. М. Жульникову, распространяются тесла и топоры "русско-карель­ского типа", кремневые наконечники треугольно-черешковой и листовидной формы с усеченным основанием, а также наконечники из сланца. Наблюдается приток при­балтийского янтаря. Жилища отличает значительная площадь - до 62 кв. м.

На втором этапе (первая половина II тысячелетия до н.э.) осваиваются горячая ковка и плавка самородной меди. В каменном инвентаре уменьшается число желоб­чатых и когтевидных долот, появляются долота с прямым и вогнутым основанием и ладьевидные топоры местного производства. Возрастает доля кремневых орудий по отношению к кварцевым. Преобладают средние по величине (33 кв. м) жилища-полу­землянки с одним входом. Полуземляночные жилища появляются и в северной Ка­релии.

На третьем, заключительном этапе (вторая половина II тысячелетия до н.э.) исчезают когтевидные и желобчатые долота и появляются долота с трапециевидным поперечным сечением. Используются клевцы и клинья. Разнообразнее становятся фор­мы наконечников. Сокращается использование кремня и прекращается поступление янтаря. Форма сосудов преимущественно баночная, днища плоские. В орнаменте по­суды преобладают простые узоры - в основном чередование двух-трех мотивов из оттисков гребенчатого штампа.

Хозяйственная жизнь во многом предопределялась средой обитания. Летние стоянки возникали на мысах и островах, ближе к местам промысла. Зимние размещались в глубине озерных заливов, тяготели к коренным берегам. Видимо, преобладала охо­та на лесного зверя. На Белом море практиковалась сезонная охота на морских животных. На побережье Онежского и Ладожского озер важной оставалась роль ры­боловства. Похоже, что в первой половине II тысячелетия до н.э. в Карелии в связи с возрастанием роли охоты на сухопутных животных, увеличивается подвижность на­селения. Возможно, уменьшается и общая его численность. Ослабевает приток крем­ня, доля кремневых орудий сильно снижается, шире используется кварц.

Энеолитическая культура Карелии входит в круг подобных культур лесной поло­сы типа волосовской, гаринско-борской и др. С первой половины II тысячелетия до н.э. начинает ощущаться слабое влияние более развитых культур с производящим хо­зяйством: культуры шнуровой керамики (Восточная Прибалтика) и фатьяновской (Вер­хнее Поволжье). Из Восточной Прибалтики во второй половине III тысячелетия до н.э. поступает янтарь. Украшения из янтаря (подвески, пуговицы и др.) найдены на 34 памятниках в количестве 192 экз. Чаще они встречались в погребениях. Одно из них с 68 изделиями из янтаря вскрыто на стоянке Залавруга II в Беломорье.

Искусство эпохи раннего металла представляют также мелкие глиняные скульптурки, фигурные налепы и изображения на сосудах, кремневые фигурки, фигурные молоты с головами животных. Так, на поселении Вигайнаволок I (с ромбоямочной посудой) найдены: антропоморфная эмбриональная фигурка и обломки подобных фигурок; налеп по краю сосуда, похожий на голову человека, несколько фрагментов водоплавающих птиц. У одной сохранилась голова, шея и часть туловища, у трех других - только голова и шея. Фрагменты уточек орнаментированы ямочными вдавлениями и оттисками короткого зубчатого штампа. Имеется глиняное кольцо, изогнутый жгутик, напоминающий змею, и несколько неопределенных обломков. Скульптурка лебедя встретилась на стоянке Илекса в комплексе с ромбоямочной посудой. Изображения водоплавающих птиц, нанесенных ямчатыми вдавлениями, обнаружены на поселениях Войнаволок IX и Пегрема III (оба с ромбоямочной кера­микой).

При раскопках в Пегреме обнаружены фрагменты эмбрионовидных скульптурок (известны они и на стоянках Соломенное VII и Кудома VIII). На поселении Войнаво­лок XXV с асбестовой керамикой по краям двух сосудов с примесью асбеста и следа­ми охры оказались налепы, напоминающие лица антропоморфных фигур (черты лица слегка намечены). Видимо, такие налепы прикреплялись к венчику сосуда. Схематич­ные головки в виде выступов на краях сосудов известны на Пегреме VII (с ромбо­ямочной керамикой), Войнаволок XXVII, Охтома II (с асбестовой), Кудома XI (с по­судой луконсаари эпохи раннего железа).

На внутренней стороне сосуда с гребенчато-ямочным орнаментом с поселения Пегрема II оттисками гребенчатого штампа нанесено несколько деревьев и челове­ческих фигурок. Изображения "человечков" на сосудах известны в Прибалтике и Южной Швеции.

На керамике эпохи раннего металла в Карелии можно встретить схематичные фигурки, похожие на деревья, людей, водоплавающих птиц, а среди кремневых скуль­птурок - зверей, птиц, людей. Упомянем еще антропоморфную фигурку из отщепа кремня на поселении Первомайская I в низовье р. Водлы; две скульптурки лисиц (Залавруга IV), медведя (Золотец I), ящерицы (Бесовы Следки II) - все в низовье р. Выг, а также боровую птицу с Войнаволока XXV (с асбестовой керамикой); ящери­цу (Кладовец И); две лунницы (Залавруга IV и Золотец XI). Известно, что лунницы и другие кремневые фигурки распространены на территории волосовской культуры. В целом мелкая пластика становится разнообразнее. Встречаются изображения на ка­менных и металлических изделиях. Доминируют зооморфные мотивы; антропоморф­ные встречаются редко.

Подобрать тур
Наши контакты
Экскурсии по Карелии
Билеты на Кижи
Экскурсии на Валаам и Соловки
Мы в социальных сетях
Новости
Ежедневно на остров Кижи
28.10

Приглашаем в увлекательное путешествие на остров Кижи. Осенью, зимой и весной мы предлагаем однодневные поездки через Заонежье. Вы не только посетите наш самый известный остров, но и увидите деревни Заонежья, побываете на самом крупном в мире месторождении шунгита в Толвуи.

Предновогодние сюрпризы!
20.12

Признание от парнеров под Новый год - еще один подарок! 

Экскурсии летом 2024
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2024 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы