Мезолит
Мезолит - самый ранний на территории Карелии археологический период, длившийся с начала VII до начала V тысячелетия до н.э. Выделен он главным образом по особенностям каменной индустрии - орудий труда и техники их изготовления7. Ледниковый покров и крупные приледниковые водоемы уже исчезли, однако озерность все еще оставалась высокой. Суммарная площадь озер составляла около 32% современной территории. С развитием озер тесно связан и процесс заболачивания, интенсивно проходивший уже со второй половины бореала и достигший пика в атлантический период - 6,1-4,9 тыс. лет до н.э. В настоящее время болотистые массивы занимают около 30% всей площади Карелии.
В начале бореального периода климат остается еще довольно суровым. Но на рубеже среднего и позднего бореала (примерно 6,6-6,3 тыс. лет до н.э.) становится заметно теплее и суше, температура и влажность воздуха приближаются к современной, а осадков выпадает на 100-150 мм меньше. Полностью исчезают глыбы мертвого льда и многолетняя (вечная) мерзлота. Наступает преобладание сосновых лесов - как зеленомошных, так и лишайниковых - с примесью травянистых березняков и высокотравных ельников. В крупных водоемах происходит снижение уровня воды и формирование береговых террас. Постепенно образуется сплошная лесная растительность - бореальные леса с преобладанием березовых и сосново-березовых древостоев северно-таежного типа. Местами встречались карликовая береза, лиственница сибирская и только в виде небольшой примеси ель8. К концу бореала растительность приближается к среднетаежной. Разнообразнее и богаче становится животный мир.
Теперь Карелия стала не просто доступным, но и привлекательным для человека краем. Здесь имелось необходимое сырье для производственной деятельности, богатые и обширные охотничьи и рыболовные угодья, удобные естественные пути расселения в виде многочисленных озер и рек и озерно-речных систем.
Заселение края шло, видимо, из прилегающих с юга и юго-востока территорий, то есть верховьев Волги и Восточного Прионежья. Речные и озерные "дороги" облегчали продвижение на север. Похоже, что на первых порах переселенцев привлекали крупные водоемы.
Больше всего (свыше 170) мезолитических памятников, включая самые ранние, найдено в бассейне Онежского озера. Обнаружены они и в северной Карелии - по берегам р. Кемь, озер Кенто и Костомукша; и в восточной Карелии - на оз. Ведлозеро. Выделяются постоянные поселения площадью от 500 до 3000 кв. м, с довольно мощным культурным слоем красновато-желтой окраски, насыщенным разнообразными находками, со следами жилых и хозяйственных построек. Встречаются и небольшие по площади временные стоянки и сезонные промысловые стойбища, где люди жили недолго или куда возвращались только время от времени. На побережье Онежского озера разновременные мезолитические поселения сосредоточены скоплениями от 4 до 15 на площади в 1-2 кв. км. Они отстоят друг от друга на расстоянии от нескольких до 90 км и занимают архипелаги небольших прибрежных островков или узкие, выступающие далеко в озеро, высокие мысы - полуострова. Обычно обживались ровные, граничащие с урезом воды и обрамленные возвышениями площадки, обращенные к югу.
Число жилищ на поселениях колеблется от 1 до 6. Как правило, расположены они вдоль берега, в естественных нешироких и неглубоких ложбинах между сглаженными временем береговыми валами(барами).Жилища полуземляночные, углубленные в землю на 0,5-0,7 м, площадью до 30 кв. м. Форма их прямоугольная, реже округлая. Выход (иногда их два) обычно ориентирован к берегу или параллельно ему, но почти всегда в южном направлении. Скорее всего, жилища были каркасно-столбовыми и имели двускатную или конусовидную крышу. Только в одном случае на полу имелась вымостка из камней. Непременная составная часть жилища - каменный очаг или кострище (часто и то, и другое), обычно располагавшиеся в центре и на удалении от входов. Вокруг них концентрируются орудия труда, их обломки, отходы первичной обработки. Мезолитические поселения с жилищами и полуземлянками функционировали круглогодично, на протяжении десятка и более лет. В каждом из них, видимо, обитала одна семья. Поселения насчитывали не более 2-3 десятков человек.
Кострища, очаги, различные каменные кладки диаметром от 0,5 до 2 м встречаются и за пределами построек. Их тоже сопровождают остатки производственно-бытовой деятельности.
Сезонные летние стоянки отличаются небольшой площадью (около 1500 кв. м), маломощным культурным слоем, незначительным числом готовых орудий при обилии отходов производства и заготовок (полуфабрикатов). Здесь тоже занимались изготовлением и ремонтом орудий, но главное - охотой и рыбной ловлей, заготовкой продуктов впрок. Встречаются и более специализированные становища, связанные преимущественно с охотой.
Об орудиях труда первых обитателей наиболее полное представление дают самые ранние поселения: Суна XII, Суна XIII, Шелтозеро XV (подобные названия отражают место и порядковый номер в общем скоплении). Все они датируются первой половиной VII тысячелетия до н.э.
Первопроходцы не нашли в Карелии привычного для них кремня и в качестве сырья использовали местные породы: кварц, сланец, реже лидит (роговик), песчаник, кварцит, шифер, диабаз и только изредка привозной кремень. Лишь на стоянке Шелтозеро XV кремневых орудий и отходов больше в силу близости естественных выходов кремня в районе р. Вытегры. Преобладают отходы первичной обработки. Готовые изделия и обломки составляют не более 16% общего числа находок.
Основные приемы обработки камня - техника оббивки и ретушь. Использовались шлифование и пиление. Состав орудий довольно разнообразен. Доминируют скребущие и режущие орудия на крупных отщепах и осколках: скребки, резцы, долотовидные орудия. Реже встречаются ножи, скребла, проколки, скобели, ножевидные пластинки. Используются шлифовальные плиты, точильные бруски, отбойники, деревообрабатывающие инструменты, изредка пилы. Наконечники стрел еще единичны. Нередко орудиями служили и первичные отщепы, подвергавшиеся частичной ретуши.
Характерная для мезолита более южных областей кремневая микролитоидно-вкладышевая техника не получила широкого распространения. Специфика местного сырья предопределила иной, макролитоидный облик каменной индустрии. Основная масса изделий - из кварца. Кремень использовался в основном для изготовления ножевидных пластинок и их сечений, наконечников стрел, иногда скребков. В целом Уровень техники расщепления и обработки камня довольно высокий.
На памятниках развитого мезолита (вторая половина VII-VI тысячелетия до н.э.), лучше изученных на северном и восточном побережье Онежского озера (Оровнаволок IX, XV, Черная Губа XI, XIX, Муромское VII, Кладовец Va. Бесов Нос VI и др.), каменные орудия становятся разнообразнее, а техника их обработки - совершеннее.
Расширяется ассортимент сланцевых деревообрабатывающих орудий и инструментов: топоры, тесла, стамески, долота. Появляются мелкие желобчатые долота, ромбовидные сланцевые орудия с отверстием посередине и др. Увеличивается число мотыгообразных орудий. Шире используются абразивы, прежде всего шлифовальные плиты, включая относительно крупные. О технике ручного двустороннего сверления можно судить по предметам из камня и кости с просверленными отверстиями либо следами сверления. Обычной находкой становятся сечения ножевидных пластинок (вкладыши), свидетельствующие о распространении составных орудий. Из таких вкладышей, вставлявшихся в паз деревянной или костяной основы, составляли лезвия кинжалов, ножей, наконечников стрел. Заметно больше становится изделий на ножевидных пластинах: наконечники стрел, концевые скребки, проколки, скобели, ножи.
По-прежнему много скребков и долотовидных орудий. Используются рыболовные крючки и грузила.
К предметам искусства относятся обломки орнаментированных костяных изделий с поселений Оровнаволок IX (4 экз.), XII (3 экз.), XIV (1 экз.) с простыми узорами: полулунные нарезки, параллельные прочерченные линии, ряды кружков, ряды параллельных коротких зарубок. Галька со сложным узором из прочерченных линий, составляющих зигзаги и заштрихованные треугольники, обнаружена на поселении Суна XIV. На поселении Бесов Нос VI встретился обломок тонкой отшлифованной костяной пластины с отверстием для подвешивания, орнаментированный с той и другой стороны нарезными линиями, а также необычная антропоморфная фигурка из кости.
На позднем этапе мезолита каменный инвентарь становится намного беднее: реже встречаются ножи, мотыгообразные орудия, кремневые наконечники стрел, составные вкладышевые орудия, ножевидные пластинки и их сечения. Напротив, возрастает число абразивов - пил, шлифовальных плит. Попадаются крупные кирки. Широко применяются пиление и шлифование. Тесла иногда шлифуются по всей поверхности, что не вызывалось их функциональным назначением, а связано с желанием придать им более завершенную форму. Распространение небольших поселений - становищ, видимо, связано с переходом к более подвижному образу жизни.
За пределами бассейна Онежского озера мезолитических памятников пока известно немного, и изучены они недостаточно: в Приладожье их всего 5; в северо-западной и западной части Карелии - более 30. Обычно они занимают небольшие каменистые участки площадью до 500 кв. м, имеют маломощный и слабоокрашенный культурный слой, невыразительный каменный инвентарь, в котором доминируют мелкие изделия из кварца. Их своеобразие объясняется особенностями сырьевой базы, генезисом и контактами с мезолитическими культурами северо-западных территорий.
Среди мезолитических памятников особо выделим Оленеостровский могильник, представляющий исключительный интерес для изучения раннего этапа истории Карелии, как и всего Европейского Севера. Он расположен на Южном Оленьем острове, недалеко от Кижей. На вершине этого небольшого островка в 1930-е гг. при разработке известняка не раз обнаруживались остатки непонятных захоронений с вещами. В ходе раскопок, проведенных под руководством В.И. Равдоникаса, выяснилось, что это древний могильник9. На уцелевшей площади в 2350 кв. м было вскрыто 177 погребений (предположительно одна треть памятника). Кладбище было по тем временам огромным. Могилы имели прямоугольную форму 2 х 0,7 м при глубине от 0,6 до 1,1 м. В трех случаях погребения перекрывала каменная кладка. Четыре человека захоронены необычно - почти в вертикальном положении, тоже с использованием каменной обкладки.
Обычно умершие положены на спину в вытянутом положении лицом вверх с соединенными на животе руками. В пяти случаях зафиксировано положение на боку и в трех - в скорченном состоянии. Большинство погребений - одиночные и только 18 - парные, а 3 - тройные. Отмечены случаи подзахоронений в старые могилы. Преобладало положение головой на восток с отклонением к северу, реже к югу. Умерших, перед тем как предать земле, присыпали охрой. По данным антропологов, захоронены в основном мужчины и женщины зрелого возраста, но также и старики, и подростки не младше 5-6 лет. Средний рост мужчин составлял 171,6 см, а максимальный достигал 181,9 см. У женщин эти показатели от 166,2 до 172,3 см.
Обычно захоронения сопровождались различными вещами. И только 36 могил, как правило на периферии, оказались без инвентаря. Умерших снабжали тем что употреблялось в повседневной жизни. Это прежде всего наконечники стрел из камня и кости, ножи, гарпуны, скребки, резцы, кинжалы, части составных рыболовных крючков, иглы для вязания сетей, проколки, игольники, стержни. Встречались даже небольшие отщепы и осколки кремня. В 30 погребениях обнаружены 60 плоских сланцевых ножей" в виде овалов длиной 12-23 см и шириной 5,5-7 см, толщиной до 1 см Любопытно, что при раскопках поселений их встретилось всего 7 экземпляров Назначение таких "ножей" остается неясным. Разве что они годились для снятия шкур Всего в могильнике найдено 7132 предмета. Из них 4372 - подвески из резцов лося и И55 - пластинки из резцов бобра. Часть из них служила ожерельями, другая нашивалась на головные уборы, одежду и обувь. Широко использовались для украшений и клыки медведя. По расположению украшений была сделана попытка реконструировать одежду захороненных. Для ее изготовления использовались звериные шкуры костяные иглы и проколки. Объектами охоты, судя по остаткам костей, были лоси, медведи, олени, бобры, волки, а также птицы.
Привлекают внимание изготовленные из рога скульптурки голов лося, видимо, служившие навершиями жезлов. Все они без рогов. Имеются две фигурки извивающихся змей и три человеческие фигурки: мужская, женская, а также янусовидная (двуликая).
Отметим и обломок плитки песчаника с выгравированным елочным орнаментом, пересеченным вертикальными линиями. Похожий орнамент - на кинжале из кости и двух обломках костяных изделий. На паре других - мелкие углубления. Найдено несколько фрагментов шейного украшения с двусторонними насечками.
О расовой принадлежности оленеостровцев все еще нет единого мнения, что связано с неоднородностью черепов. М.М. Герасимов, автор реконструкций двух скульптурных портретов, отмечал присутствие монголоидного (восточного) компонента. По мнению антрополога В.П.Якимова, оленеостровцы вряд ли выходили "за пределы европеоидного расового ствола". Среди европеоидных черепов как будто представлены две разновидности.