Искусство и литература
Традиционно северный характер отличали свободолюбие, терпеливость, самопожертвование, устойчивость перед силой обстоятельств. Душа крестьянина находила спасение от невзгод и лишений в сокровенной молитве и слитности с родной природой, в мудрости былины и радости общего праздника. Тяга к красоте, вольнолюбие души выливались в песне. В трудные 1930-е гг. возникли знаменитые крестьянские хоры: Петровский хор в селе Спасская Губа, вепсский народный хор в селе Шелтозеро; карельские народные хоры в Калевальском и Сегозерском районах, Поморский русский народный хор и некоторые другие. Праздником всей республики стали олимпиады художественной самодеятельности в 1931, 1932 и 1935 гг. В последней приняли участие более тысячи исполнителей, в том числе 9 театральных коллективов, 8 агитбригад, 17 оркестров и ансамблей, 6 хоров, 103 танцевальных и гимнастических группы. Лучшими в 1935 г. были признаны танцевальные коллективы Кондопожской бумажной фабрики и Онежского завода, оркестры Петрозаводской лыжной фабрики и Сорокского лесозавода, хор работниц слюдяной фабрики. В 1936 г. на Всесоюзной хоровой олимпиаде в Москве с успехом выступил карельский национальный хор. С 1937 г. олимпиады и фестивали художественной самодеятельности стали регулярно проводиться в районах республики245.
Увлеченная литературой молодежь группировались вокруг республиканских газет, на страницах которых публиковались стихотворения, очерки, небольшие рассказы начинающих писателей. С 1924 г. по инициативе редакции "Красной Карелии" в Петрозаводске стали довольно регулярно проводиться вечера журналистов, на которых читали и бурно обсуждали произведения молодых литераторов. В "Красной Карелии" появилась специальная "Литературная страница".
Заявили о себе новые самодеятельные театральные коллективы молодежи. На финском языке работали самодеятельные театры в Петрозаводске и Ухте. Петрозаводский самодеятельный театр подготовил и показал пьесы Р. Руско "Красные розы", посвященную революции 1905 года, "Похититель цветов", высмеивавшую буржуазную мораль, "Суд" ("Именем революции"), отражавшую события революции и Гражданской войны на Севере. Р. Нюстрем (Р. Руско), выступавший как драматург и актер, был душой этого коллектива. Самодеятельный кружок в Ухте возглавил коммунист рабочий X. Пуро. Репертуар кружка составляли переведенные на финский язык пьесы советских драматургов, а также пьесы местных авторов246.
В 1926-1927 гг. под крылом Карельского совета профсоюзов работала живая газета "Красная Карелия", а позднее "Комсокепка". Актерами в ней стали учащиеся петрозаводской театральной студии, тексты выступлений писал режиссер Е. Минкин, а музыку сочинял Р. Пергамент. Живгазетчики выступали в рабочих клубах, обслуживали десятки предприятий по всей Карелии. Им не всегда хватало мастерства, но публика ценила молодежные постановки за то, что в них рассказывалось о местной, знакомой жизни, было много задора и юмора, творческого воодушевления. В 1927 г. в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (Ратемас), объединившая около 30 человек, в основном молодых рабочих. Успех спектаклей определяла злободневность репертуара и его созвучность эпохе. Были поставлены "Бронепоезд 14-69" В. Иванова, спектакли о жизни комсомольцев "Кремешки", "Бузливая когорта", "Зорька" и др. В 1929 г. Ратемас реорганизуется в Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В его спектаклях политическая заостренность проблематики сочеталась с поиском новых сценических форм: большую роль играла музыка, пантомима, прямое обращение актеров к залу247. Постепенно культурный уровень зрителей рос. Агитационные пьесы не могли заменить драматических произведений, глубоко исследующих мир человеческой души. Обаяние молодости самодеятельных исполнителей не компенсировало отсутствия профессионального актерского мастерства. Значение деятельности рабочих театров состояло прежде всего в том, что они показали мощный порыв молодежи 1920-х гг. к духовному творчеству, тягу пока еще недостаточно образованных слоев общества к искусству.
Хотя время было отнюдь не сытое, правительство действовало дальновидно, поддерживая учебные заведения для талантливой молодежи. С 1936 г. в Петрозаводске работала студия изобразительных искусств, где под руководством В.Н. Попова, А.И. Кацеблина и ряда ленинградских мастеров учились начинающие художники. К началу 1940 г. в студии занималось 62 человека. В том же году был создан массовый рабочий университет музыкальной культуры, который знакомил слушателей с историей музыки и произведениями выдающихся композиторов. В 1938 г. в Петрозаводске открылось музыкальное училище.
С воодушевлением изучали народную культуру, черпали в ней вдохновение профессиональные музыканты, художники, писатели. В 1922 г. в Карелию приехал композитор К.Э. Раутио. Сын бедняка, он сумел закончить музыкальное отделение Калифорнийского университета, но в Америке не смог найти работу и решил эмигрировать в СССР. В Карелии К. Раутио возглавил финский хор, симфонический и духовой оркестры при финском педагогическом техникуме. В 1920-е гг. он начал внимательно изучать народное творчество Карелии. С именем К. Раутио связано появление оригинальных музыкальных произведений, навеянных природой и событиями истории Карелии, опирающихся на песенные традиции карельского и финского* народов. К 10-летию Октября К. Раутио и поэт Я. Виртанен создали "Праздничную кантату".
Приехавший в Карелию из Воронежского края В.П. Гудков, работая в фольклорных экспедициях, заинтересовался старинным карельским музыкальным инструментом кантеле. Он досконально изучил его, усовершенствовал звучание и стал горячим пропагандистом карельской национальной культуры. В.П.Гудков создал самодеятельный инструментальный ансамбль кантелистов, в который вошли шесть музыкантов: Т. Вайнонен, К. Вильянен, А. Ходакова, Н. Кондратьева, М. Линдстрем и сам В.П. Гудков. Вскоре им улыбнулась удача: в марте 1936 г. ансамбль одержал победу во всесоюзном фестивале радиовещания, став лучшим среди 6,5 тыс. исполнителей. Вдохновленный В.П. Гудков в июне 1936 г. при Доме народного творчества создал новый кантеле-ансамбль из 17 человек, ядром которого стала "шестерка" победителей. На базе этого коллектива вскоре возник государственный ансамбль "Кантеле", включавший кантелистов, певцов, танцоров. Этот творческий коллектив стал своеобразным символом Карелии, достойно представляя республику на всесоюзных смотрах и фестивалях. Ансамблю принадлежит важная заслуга в собирании и сохранении карельских, финских и вепсских песен и танцев..
В музыкальной жизни Петрозаводска в 1920-1922 гг. видную роль играл композитор Ю.А. Шапорин. Незаурядная музыкальная одаренность, высокий профессионализм, взыскательный художественный вкус снискали ему признание горожан. Ю.А. Шапорин работал заведующим музыкальной частью местного Театра русской драмы и написал музыку к ряду пьес, поставленных на петрозаводской сцене. К сожалению, рукописи этих работ не сохранились. Одновременно Ю.А. Шапорин дирижировал любительским симфоническим оркестром. Программы концертов отражали творческие симпатии 33-летнего музыканта и включали произведения Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Бетховена, Гайдна. Концерты оркестра проходили с неизменным успехом, оркестр встречали и провожали овациями248.
Благодаря энергии профессионалов и финансовой поддержке государства в 1930-х гг. родилось немало творческих коллективов, учреждений культуры, которым была суждена долгая, творчески насыщенная жизнь. В 1933 г. начал выступать республиканский симфонический оркестр, бессменным руководителем которого много лет являлся Л.Я. Теплицкий. В 1939 г. открылась Карельская государственная филармония, в состав которой вошли симфонический оркестр, государственный ансамбль песни и танца "Кантеле" и концертное бюро.
В Петрозаводске плодотворно работали родоначальники профессиональной живописи Карелии А.Я. Андрианов и В.Н. Попов. Оба они являлись выпускниками Петербургской Академии художеств, где В.Н. Попов занимался в мастерской И.Е. Репина, а А.Я. Андрианов в мастерской В.Е. Маковского. Оба представляли русскую реалистическую школу живописи. В 1920-1930-е гг. Андрианов и Попов писали карельские пейзажи, портреты близких им по духу людей. Они стремились передать лиризм, сдержанность и лаконичность северной природы, особенности характера северян. В 1928 г. состоялась первая персональная выставка Попова в Петрозаводске. К сожалению, большая часть творческого наследия живописцев пропала в годы Великой Отечественной войны. Эти художники стояли у истоков художественного образования в республике. В 1932-1937 гг. в Карелии работал одаренный художник, резчик по дереву и скульптор Ю. Раутанен.
В годы нэпа на самоокупаемость был переведен петрозаводский Театр русской драмы. Однако добиться устойчивой рентабельности не удавалось. В связи с острыми финансовыми трудностями правительство республики вынуждено было закрыть постоянно действующий театр, но при малейшей возможности субсидировало работу в Петрозаводске театральных трупп, созданных на сезон из артистов ленинградских театров. На гастроли в Карелию приезжали театральные коллективы Ленинграда и Москвы. В Петрозаводске возобновила работу театральная студия, где талантливая молодежь осваивала азы актерского мастерства. В ноябре 1929 г. Русский драматический театр возобновил работу на постоянной основе. В довоенное время художественное руководство театром осуществляли ленинградские режиссеры Я.Н. Чаров, П.П. Гайдебуров, Г.С. Мнацаканов, внесшие весомый вклад в развитие театрального искусства республики. К середине 1930-х гг. в театре сформировалась постоянная труппа. В 1931 г. на работу в Петрозаводск приехали супруги А.И. Шибуева и П.Н. Чаплыгин. Их актерский талант и мастерство покорили петрозаводчан. В 1938 г. П.Н. Чаплыгину, первому в Карелии, было присвоено почетное звание заслуженного артиста республики. Основу репертуара театра составляли пьесы советских авторов Ф. Гладкова, В. Катаева, А. Корнейчука, А. Луначарского, Н. Погодина, Л. Сейфуллиной, Д. Фурманова и др. Широко была представлена в репертуаре русская и европейская классика. В 1920-1930-е гг. на петрозаводской сцене ставились "Гамлет" В. Шекспира, "Маскарад" М. Лермонтова, "Ревизор" Н. Гоголя, "Горе от ума" А. Грибоедова, многие пьесы А.Н. Островского. В конце 1930-х гг. состоялись премьеры спектаклей по пьесам ленинградского драматурга Д. Щеглова "Девичье сердце" и "Сокровище Сампо", посвященные истории карельского народа. Билеты на многие спектакли распространялись через профсоюзы, цена их при этом для зрителей существенно снижалась. На базе ТРАМа был создан Театр юного зрителя, в 1935 г. в его составе появилось кукольное отделение, в 1938 г. преобразованное в самостоятельный кукольный театр. Спектакли для детей пользовались неизменным успехом. Благодаря им формировалась театральная культура нового поколения зрителей249.
С 1928 г. в Ленинграде училась актерскому мастерству группа молодежи, отобранной как в городах, так и в глухих деревнях Карелии. Вместе с эмигрантами - актерами-любителями эти молодые люди составили основу открывшегося в 1932 г. национального театра в Петрозаводске. Театр открылся постановкой пьесы Б. Лавренева "Разлом", на премьеру которой приезжал автор. Пьесы популярных советских драматургов составляли основу репертуара театра и в дальнейшем. В 1934 г. появились пьесы местных авторов. О молодом инженере, выпускнике советского вуза рассказывала пьеса А. Висанена "Изобретение Теппоева". Борьбе рабочих Германии против фашизма был посвящен спектакль по пьесе Э. Парраса "Гигантский пульс бьется". Петрозаводчанам особенно полюбилась музыкальная комедия "Мальбрук в поход собрался", рассказывавшая о захвате финнами Видлицы в 1919 г. и о десанте Онежской флотилии. Авторы пьесы Я. Виртанен, Л. Луото, композиторы К. Раутио, Л. Йоусинен, режиссер Р. Нюстрем в полной мере проявили в этом спектакле талант, выдумку, юмор. В сопровождении хора и оркестра кантелистов шел спектакль по трагедии Ю. Эркко "Куллерво", поставленный Р. Нюстремом на музыку Л. Йоусинена, К. Раутио, В. Гудкова. Творческие достижения театра единодушно отметили и взыскательная ленинградская публика, и театральные критики во время декады карельского искусства в городе на Неве весной 1937 г. Главный режиссер Р. Нюстрем, актеры, театральные композиторы были полны новых творческих планов. Однако через полгода национальный театр, работавший на финском языке, прекратил свое существование250.
В 1918-1920-х гг. эмигрировали в Советскую Россию из Финляндии и Америки профессиональные журналисты и литераторы Я. Виртанен, Л. Летонмяки, Л. Латукка, А. Нумми, С. Мякеля, X. Тихля и др. Финляндская революция 1918 г., став переломным событием их личной жизни, определила и ведущую тему творчества. Революционный героизм, самопожертвование во имя счастья народа, созидательный труд свободного человека воспевал в своих стихах Я. Виртанен. Эпическую панораму истории жизни нескольких поколений крестьян одной семьи представил в романе "Жители Юмюваары" (1933 г.) Э. Паррас. В 1937 г. он закончил исторический роман "Маура", однако после ареста писателя рукопись была уничтожена.
Душевная боль и раздумья о причинах поражения революции в Финляндии рождали особый интерес писателей-эмигрантов к истории крестьянства в революционную эпоху. О деревне, жителях глухих лесных селений, странствующих проповедниках писала на родине финская писательница X. Тихля. В 1920-е гг. немолодым уже человеком оказалась она в Карелии, где познала и материальную нужду, и долгие годы литературного забвения. В этих обстоятельствах нужна была смелость, чтобы темой творчества на новой родине выбрать судьбу русского крестьянства от предреволюционных лет до начала коллективизации. Российской деревне посвящен роман X. Тихля "Страница переворачивается" (1934-1936 гг.). Герои книги рассуждали о важности нравственного самосовершенствования, проповеди добра и красоты, о границах насилия.
В 1930-е гг. появляется и целая группа одаренных литераторов из среды местной молодежи. Стремлением раскрыть сложный мир душевных переживаний отличалась поэзия Л. Хело (Т. Гуттари). Мечтавший в детстве стать садовником или хлеборобом, он закончил Гатчинский педагогический техникум, учил детей финскому языку и литературе, создавал комсомольские ячейки, был членом сельсовета. Его истинным призванием стала лирическая поэзия. Следуя зову души, он вернулся к своим истокам, воспев родную Ингерманландию, мир крестьянина, северную природу. Молодой поэт окунулся в изучение ингерманландского и карельского фольклора, восхищаясь лиризмом народной поэтики. В 1930-е гг. он выпустил шесть стихотворных книг.
В 1934 г. был создан Союз художников Карельской АССР. В 1937 г. возник Союз композиторов Карелии. Власти превратили творческие союзы в удобный канал насаждения идеологического монополизма. Наиболее драматично сложилась судьба писательской организации. 8 июля 1926 г. на собрании литературной общественности была создана Карельская ассоциация пролетарских писателей. Важную роль в ее становлении сыграла учительница Т.К. Трифонова, избранная ответственным секретарем КАПП. В состав руководящего бюро ассоциации были избраны также Т. Алимов, Я. Виртанен. Главной задачей КАПП считала вовлечение в литературное движение "рабочих от станка и крестьян от сохи".
В 1932 г. ЦК ВКП(б) "порекомендовал" писателям разных направлений объединиться в единый творческий союз. В 1934 г. на первой республиканской конференции писателей было создано Карельское отделение Союза советских писателей, возглавил которое Я. Виртанен. Во второй половине 1930-х гг. разгромные "проработки" товарищей по ремеслу, демонстрация "классовой бдительности" усиливали атмосферу отчаяния и страха в литературной среде. Преследования и гибель ведущих писателей привели к фактическому распаду карельской писательской организации. Под пытками или на принудительных работах в лагерях погибли Я. Виртанен, Э. Паррас, Р. Руско, О. Иогансон, многие сотрудники финноязычной прессы, издательства "Кирья", покончил с собой, не выдержав начавшейся травли, Л. Летонмяки. Горьки и невосполнимы были потери.