Искусство и литература

Традиционно северный характер отличали свободолюбие, терпеливость, самопо­жертвование, устойчивость перед силой обстоятельств. Душа крестьянина находила спасение от невзгод и лишений в сокровенной молитве и слитности с родной приро­дой, в мудрости былины и радости общего праздника. Тяга к красоте, вольнолюбие души выливались в песне. В трудные 1930-е гг. возникли знаменитые крестьянские хоры: Петровский хор в селе Спасская Губа, вепсский народный хор в селе Шелтозеро; карельские народные хоры в Калевальском и Сегозерском районах, Поморский русский народный хор и некоторые другие. Праздником всей республики стали олим­пиады художественной самодеятельности в 1931, 1932 и 1935 гг. В последней приняли участие более тысячи исполнителей, в том числе 9 театральных коллективов, 8 агит­бригад, 17 оркестров и ансамблей, 6 хоров, 103 танцевальных и гимнастических груп­пы. Лучшими в 1935 г. были признаны танцевальные коллективы Кондопожской бу­мажной фабрики и Онежского завода, оркестры Петрозаводской лыжной фабрики и Сорокского лесозавода, хор работниц слюдяной фабрики. В 1936 г. на Всесоюзной хоровой олимпиаде в Москве с успехом выступил карельский национальный хор. С 1937 г. олимпиады и фестивали художественной самодеятельности стали регулярно проводиться в районах республики245.

Увлеченная литературой молодежь группировались вокруг республиканских га­зет, на страницах которых публиковались стихотворения, очерки, небольшие расска­зы начинающих писателей. С 1924 г. по инициативе редакции "Красной Карелии" в Петрозаводске стали довольно регулярно проводиться вечера журналистов, на кото­рых читали и бурно обсуждали произведения молодых литераторов. В "Красной Ка­релии" появилась специальная "Литературная страница".

Заявили о себе новые самодеятельные театральные коллективы молодежи. На финском языке работали самодеятельные театры в Петрозаводске и Ухте. Петроза­водский самодеятельный театр подготовил и показал пьесы Р. Руско "Красные розы", посвященную революции 1905 года, "Похититель цветов", высмеивавшую буржуаз­ную мораль, "Суд" ("Именем революции"), отражавшую события революции и Граж­данской войны на Севере. Р. Нюстрем (Р. Руско), выступавший как драматург и ак­тер, был душой этого коллектива. Самодеятельный кружок в Ухте возглавил коммунист рабочий X. Пуро. Репертуар кружка составляли переведенные на финский язык пьесы советских драматургов, а также пьесы местных авторов246.

В 1926-1927 гг. под крылом Карельского совета профсоюзов работала живая газета "Красная Карелия", а позднее "Комсокепка". Актерами в ней стали учащиеся петрозаводской театральной студии, тексты выступлений писал режиссер Е. Минкин, а музыку сочинял Р. Пергамент. Живгазетчики выступали в рабочих клубах, обслу­живали десятки предприятий по всей Карелии. Им не всегда хватало мастерства, но публика ценила молодежные постановки за то, что в них рассказывалось о местной, знакомой жизни, было много задора и юмора, творческого воодушевления. В 1927 г. в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (Ратемас), объединившая около 30 человек, в основном молодых рабочих. Успех спектаклей определяла зло­бодневность репертуара и его созвучность эпохе. Были поставлены "Бронепоезд 14-69" В. Иванова, спектакли о жизни комсомольцев "Кремешки", "Бузливая когор­та", "Зорька" и др. В 1929 г. Ратемас реорганизуется в Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В его спектаклях политическая заостренность проблематики сочеталась с поиском новых сценических форм: большую роль играла музыка, пантомима, прямое обращение актеров к залу247. Постепенно культурный уровень зрителей рос. Агита­ционные пьесы не могли заменить драматических произведений, глубоко исследую­щих мир человеческой души. Обаяние молодости самодеятельных исполнителей не компенсировало отсутствия профессионального актерского мастерства. Значение деятельности рабочих театров состояло прежде всего в том, что они показали мощ­ный порыв молодежи 1920-х гг. к духовному творчеству, тягу пока еще недостаточно образованных слоев общества к искусству.

Хотя время было отнюдь не сытое, правительство действовало дальновидно, под­держивая учебные заведения для талантливой молодежи. С 1936 г. в Петрозаводске работала студия изобразительных искусств, где под руководством В.Н. Попова, А.И. Кацеблина и ряда ленинградских мастеров учились начинающие художники. К началу 1940 г. в студии занималось 62 человека. В том же году был создан массовый рабочий университет музыкальной культуры, который знакомил слушателей с исто­рией музыки и произведениями выдающихся композиторов. В 1938 г. в Петрозаводс­ке открылось музыкальное училище.

С воодушевлением изучали народную культуру, черпали в ней вдохновение про­фессиональные музыканты, художники, писатели. В 1922 г. в Карелию приехал ком­позитор К.Э. Раутио. Сын бедняка, он сумел закончить музыкальное отделение Ка­лифорнийского университета, но в Америке не смог найти работу и решил эмигрировать в СССР. В Карелии К. Раутио возглавил финский хор, симфонический и духовой оркестры при финском педагогическом техникуме. В 1920-е гг. он начал внимательно изучать народное творчество Карелии. С именем К. Раутио связано по­явление оригинальных музыкальных произведений, навеянных природой и события­ми истории Карелии, опирающихся на песенные традиции карельского и финского* народов. К 10-летию Октября К. Раутио и поэт Я. Виртанен создали "Праздничную кантату".

Приехавший в Карелию из Воронежского края В.П. Гудков, работая в фольклор­ных экспедициях, заинтересовался старинным карельским музыкальным инструмен­том кантеле. Он досконально изучил его, усовершенствовал звучание и стал горячим пропагандистом карельской национальной культуры. В.П.Гудков создал самодеятель­ный инструментальный ансамбль кантелистов, в который вошли шесть музыкантов: Т. Вайнонен, К. Вильянен, А. Ходакова, Н. Кондратьева, М. Линдстрем и сам В.П. Гудков. Вскоре им улыбнулась удача: в марте 1936 г. ансамбль одержал победу во всесоюзном фестивале радиовещания, став лучшим среди 6,5 тыс. исполнителей. Вдохновленный В.П. Гудков в июне 1936 г. при Доме народного творчества создал новый кантеле-ансамбль из 17 человек, ядром которого стала "шестерка" победите­лей. На базе этого коллектива вскоре возник государственный ансамбль "Кантеле", включавший кантелистов, певцов, танцоров. Этот творческий коллектив стал свое­образным символом Карелии, достойно представляя республику на всесоюзных смот­рах и фестивалях. Ансамблю принадлежит важная заслуга в собирании и сохранении карельских, финских и вепсских песен и танцев..

В музыкальной жизни Петрозаводска в 1920-1922 гг. видную роль играл компо­зитор Ю.А. Шапорин. Незаурядная музыкальная одаренность, высокий профессио­нализм, взыскательный художественный вкус снискали ему признание горожан. Ю.А. Шапорин работал заведующим музыкальной частью местного Театра русской драмы и написал музыку к ряду пьес, поставленных на петрозаводской сцене. К сожа­лению, рукописи этих работ не сохранились. Одновременно Ю.А. Шапорин дирижи­ровал любительским симфоническим оркестром. Программы концертов отражали творческие симпатии 33-летнего музыканта и включали произведения Глинки, Боро­дина, Римского-Корсакова, Бетховена, Гайдна. Концерты оркестра проходили с неизменным успехом, оркестр встречали и провожали овациями248.

Благодаря энергии профессионалов и финансовой поддержке государства в 1930-х гг. родилось немало творческих коллективов, учреждений культуры, которым была суждена долгая, творчески насыщенная жизнь. В 1933 г. начал выступать рес­публиканский симфонический оркестр, бессменным руководителем которого много лет являлся Л.Я. Теплицкий. В 1939 г. открылась Карельская государственная филар­мония, в состав которой вошли симфонический оркестр, государственный ансамбль песни и танца "Кантеле" и концертное бюро.

В Петрозаводске плодотворно работали родоначальники профессиональной жи­вописи Карелии А.Я. Андрианов и В.Н. Попов. Оба они являлись выпускниками Пе­тербургской Академии художеств, где В.Н. Попов занимался в мастерской И.Е. Репина, а А.Я. Андрианов в мастерской В.Е. Маковского. Оба представляли русскую реа­листическую школу живописи. В 1920-1930-е гг. Андрианов и Попов писали карель­ские пейзажи, портреты близких им по духу людей. Они стремились передать лиризм, сдержанность и лаконичность северной природы, особенности характера северян. В 1928 г. состоялась первая персональная выставка Попова в Петрозаводске. К сожале­нию, большая часть творческого наследия живописцев пропала в годы Великой Оте­чественной войны. Эти художники стояли у истоков художественного образования в республике. В 1932-1937 гг. в Карелии работал одаренный художник, резчик по де­реву и скульптор Ю. Раутанен.

В годы нэпа на самоокупаемость был переведен петрозаводский Театр русской драмы. Однако добиться устойчивой рентабельности не удавалось. В связи с острыми финансовыми трудностями правительство республики вынуждено было закрыть по­стоянно действующий театр, но при малейшей возможности субсидировало работу в Петрозаводске театральных трупп, созданных на сезон из артистов ленинградских театров. На гастроли в Карелию приезжали театральные коллективы Ленинграда и Москвы. В Петрозаводске возобновила работу театральная студия, где талантливая молодежь осваивала азы актерского мастерства. В ноябре 1929 г. Русский драмати­ческий театр возобновил работу на постоянной основе. В довоенное время художе­ственное руководство театром осуществляли ленинградские режиссеры Я.Н. Чаров, П.П. Гайдебуров, Г.С. Мнацаканов, внесшие весомый вклад в развитие театрального искусства республики. К середине 1930-х гг. в театре сформировалась постоянная труппа. В 1931 г. на работу в Петрозаводск приехали супруги А.И. Шибуева и П.Н. Чаплыгин. Их актерский талант и мастерство покорили петрозаводчан. В 1938 г. П.Н. Чаплыгину, первому в Карелии, было присвоено почетное звание заслуженного артиста республики. Основу репертуара театра составляли пьесы совет­ских авторов Ф. Гладкова, В. Катаева, А. Корнейчука, А. Луначарского, Н. Погодина, Л. Сейфуллиной, Д. Фурманова и др. Широко была представлена в репертуаре рус­ская и европейская классика. В 1920-1930-е гг. на петрозаводской сцене ставились "Гамлет" В. Шекспира, "Маскарад" М. Лермонтова, "Ревизор" Н. Гоголя, "Горе от ума" А. Грибоедова, многие пьесы А.Н. Островского. В конце 1930-х гг. состоялись премьеры спектаклей по пьесам ленинградского драматурга Д. Щеглова "Девичье сердце" и "Сокровище Сампо", посвященные истории карельского народа. Билеты на многие спектакли распространялись через профсоюзы, цена их при этом для зрите­лей существенно снижалась. На базе ТРАМа был создан Театр юного зрителя, в 1935 г. в его составе появилось кукольное отделение, в 1938 г. преобразованное в самостоя­тельный кукольный театр. Спектакли для детей пользовались неизменным успехом. Благодаря им формировалась театральная культура нового поколения зрителей249.

С 1928 г. в Ленинграде училась актерскому мастерству группа молодежи, ото­бранной как в городах, так и в глухих деревнях Карелии. Вместе с эмигрантами - актерами-любителями эти молодые люди составили основу открывшегося в 1932 г. национального театра в Петрозаводске. Театр открылся постановкой пьесы Б. Лав­ренева "Разлом", на премьеру которой приезжал автор. Пьесы популярных советских драматургов составляли основу репертуара театра и в дальнейшем. В 1934 г. появи­лись пьесы местных авторов. О молодом инженере, выпускнике советского вуза рас­сказывала пьеса А. Висанена "Изобретение Теппоева". Борьбе рабочих Германии про­тив фашизма был посвящен спектакль по пьесе Э. Парраса "Гигантский пульс бьется". Петрозаводчанам особенно полюбилась музыкальная комедия "Мальбрук в поход собрался", рассказывавшая о захвате финнами Видлицы в 1919 г. и о десанте Онеж­ской флотилии. Авторы пьесы Я. Виртанен, Л. Луото, композиторы К. Раутио, Л. Йоусинен, режиссер Р. Нюстрем в полной мере проявили в этом спектакле талант, выдумку, юмор. В сопровождении хора и оркестра кантелистов шел спектакль по тра­гедии Ю. Эркко "Куллерво", поставленный Р. Нюстремом на музыку Л. Йоусинена, К. Раутио, В. Гудкова. Творческие достижения театра единодушно отметили и взыс­кательная ленинградская публика, и театральные критики во время декады карель­ского искусства в городе на Неве весной 1937 г. Главный режиссер Р. Нюстрем, актеры, театральные композиторы были полны новых творческих планов. Однако через полгода национальный театр, работавший на финском языке, прекратил свое суще­ствование250.

В 1918-1920-х гг. эмигрировали в Советскую Россию из Финляндии и Америки профессиональные журналисты и литераторы Я. Виртанен, Л. Летонмяки, Л. Латукка, А. Нумми, С. Мякеля, X. Тихля и др. Финляндская революция 1918 г., став пере­ломным событием их личной жизни, определила и ведущую тему творчества. Револю­ционный героизм, самопожертвование во имя счастья народа, созидательный труд свободного человека воспевал в своих стихах Я. Виртанен. Эпическую панораму ис­тории жизни нескольких поколений крестьян одной семьи представил в романе "Жи­тели Юмюваары" (1933 г.) Э. Паррас. В 1937 г. он закончил исторический роман "Маура", однако после ареста писателя рукопись была уничтожена.

Душевная боль и раздумья о причинах поражения революции в Финляндии рож­дали особый интерес писателей-эмигрантов к истории крестьянства в революцион­ную эпоху. О деревне, жителях глухих лесных селений, странствующих проповедни­ках писала на родине финская писательница X. Тихля. В 1920-е гг. немолодым уже человеком оказалась она в Карелии, где познала и материальную нужду, и долгие годы литературного забвения. В этих обстоятельствах нужна была смелость, чтобы темой творчества на новой родине выбрать судьбу русского крестьянства от предре­волюционных лет до начала коллективизации. Российской деревне посвящен роман X. Тихля "Страница переворачивается" (1934-1936 гг.). Герои книги рассуждали о важности нравственного самосовершенствования, проповеди добра и красоты, о гра­ницах насилия.

В 1930-е гг. появляется и целая группа одаренных литераторов из среды местной молодежи. Стремлением раскрыть сложный мир душевных переживаний отличалась поэзия Л. Хело (Т. Гуттари). Мечтавший в детстве стать садовником или хлеборо­бом, он закончил Гатчинский педагогический техникум, учил детей финскому языку и литературе, создавал комсомольские ячейки, был членом сельсовета. Его истинным призванием стала лирическая поэзия. Следуя зову души, он вернулся к своим исто­кам, воспев родную Ингерманландию, мир крестьянина, северную природу. Моло­дой поэт окунулся в изучение ингерманландского и карельского фольклора, восхищаясь лиризмом народной поэтики. В 1930-е гг. он выпустил шесть стихотворных книг.

В 1934 г. был создан Союз художников Карельской АССР. В 1937 г. возник Союз композиторов Карелии. Власти превратили творческие союзы в удобный канал на­саждения идеологического монополизма. Наиболее драматично сложилась судьба писательской организации. 8 июля 1926 г. на собрании литературной общественнос­ти была создана Карельская ассоциация пролетарских писателей. Важную роль в ее становлении сыграла учительница Т.К. Трифонова, избранная ответственным секре­тарем КАПП. В состав руководящего бюро ассоциации были избраны также Т. Али­мов, Я. Виртанен. Главной задачей КАПП считала вовлечение в литературное движе­ние "рабочих от станка и крестьян от сохи".

В 1932 г. ЦК ВКП(б) "порекомендовал" писателям разных направлений объеди­ниться в единый творческий союз. В 1934 г. на первой республиканской конференции писателей было создано Карельское отделение Союза советских писателей, возгла­вил которое Я. Виртанен. Во второй половине 1930-х гг. разгромные "проработки" товарищей по ремеслу, демонстрация "классовой бдительности" усиливали атмосфе­ру отчаяния и страха в литературной среде. Преследования и гибель ведущих писате­лей привели к фактическому распаду карельской писательской организации. Под пыт­ками или на принудительных работах в лагерях погибли Я. Виртанен, Э. Паррас, Р. Руско, О. Иогансон, многие сотрудники финноязычной прессы, издательства "Кирья", покончил с собой, не выдержав начавшейся травли, Л. Летонмяки. Горьки и невосполнимы были потери.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Артемий 2018
Туры по Карелии
Берников Артемий
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы