Библиотеки. Печать
С формированием и численным ростом интеллигенции неразрывно связано возникновение и начало деятельности первых просветительных учреждений Карелии, дальнейшее развитие печати и книгоиздательства, развертывание краеведческих исследований. Наряду с местной интеллигенцией значительный вклад в развитие этих областей культуры внесли и многие из находившихся в Карелии политических ссыльных.
Во второй половине XIX в. в крае начинается формирование библиотечной сети. В 1860 г. возобновила свою деятельность публичная библиотека в Петрозаводске, пользование которой являлось платным. В 1870 г. значительную сумму на ее содержание выделил путешествовавший по Олонецкой губернии великий князь Алексей Александрович. С этого времени и до 1917 г. библиотека носила наименование Алексеевской. Ее книжный фонд, составлявший в 1860 г. около 1 тыс. томов, к концу XIX в. вырос до 5,5 тыс., а число читателей увеличилось с 76 до 247 человек221.
В 1870-е гг. земские учреждения начинают создавать бесплатные общественные библиотеки в уездных городах края. Деятельность повенецкой и пудожской библиотек в 70-х - начале 80-х гг., связанная с кружками политических ссыльных, стала заметным общественным явлением не только местного, но и российского значения. Начало повенецкой библиотеке было положено в 1869 г., когда группа находившихся здесь политссыльных решила объединить имевшиеся у них книги и вскладчину выписывать газеты и журналы. Идею организации библиотеки поддержали некоторые чиновники. С 1874 г. уездное земство стало выделять небольшие средства на выписку для нее периодических изданий. В 1875 г. фонды библиотеки значительно пополнились: высланный из Курской губернии в Повенец за сочувствие народническому движению дворянин Д.И. Курченинов подарил ей собственное книжное собрание в 1,5 тыс. томов.
Расцвет повенецкой библиотеки тесно связан с именами известного библиографа Д. Сильчевского и автора нашумевшей прокламации "Молодая Россия" П. Зайчневского, прибывших в повенецкую ссылку в 1877 г. П. Зайчневский был избран уездным земством библиотекарем, а Д. Сильчевский стал его помощником. Они превратили библиотеку в одну из лучших в российской провинции. Ими был разработан устав библиотеки, утвержденный Министерством внутренних дел, составлен и издан каталог, инициировано получение значительных постоянных субсидий от земства. Фонды библиотеки насчитывали около 4 тыс. названий книг. Среди них сочинения Бланки, Бокля, Гегеля, Гизо, Грановского, Минье, Соловьева, Прудона, А. Смита и др. В естественно-научном отделе - труды Текли, Гумбольдта, Дарвина, Мечникова, Сеченова. Раздел художественной литературы был представлен собраниями сочинений всех русских и многих зарубежных классиков. Но значение повенецкой библиотеки не исчерпывалось богатством фондов. Она являлась активно действующим культурно-просветительским учреждением, обслуживающим не только ссыльных и чиновников, но и земских учителей и медицинских работников (бесплатно). Одновременно библиотека служила местом встреч и бесед политссыльных и местной интеллигенции. В 1879 г. полиции стало известно о существовании в колонии политссыльных нелегального народнического кружка, и ссыльные были отстранены от работы в библиотеке. П. Зайчневского и Д. Сильчевского выслали из Олонецкой губернии. В дальнейшем библиотека, хотя и продолжала пополнять свои фонды, но работала уже не столь активно.
В конце 1870-х гг. по примеру повенецкой колонии политссыльные в Пудоже, которых насчитывалось до 40 человек, также приняли деятельное участие в формировании и работе местной земской библиотеки. Благодаря их усилиям библиотека стала пополняться многими центральными журналами, отечественными и переводными книгами общественно-политического, естественно-научного и художественного содержания. В начале 1880-х гг. уездные власти приняли решительные меры для пресечения влияния ссыльных на работу библиотеки222.
Сельские библиотеки в Карелии стали возникать в конце XIX в. В ряде случаев, как например в селах Важины и Мятусово Олонецкого уезда, они создавались самими крестьянами и содержались на средства сельских общин. К 1905 г. в этом уезде земством также были открыты так называемые народные библиотеки в волостных центрах Видлице, Пидьме, Мегреге и Коткозере. В Пудожском уезде, в основном на земские средства, к концу XIX в. были открыты библиотеки-читальни в селах Бережная Дуброва, Бураково, Кенозеро, Мячево. В начале XX в. здесь возникло еще 7 народных библиотек. Кроме того, при земских школах создавались небольшие библиотеки, насчитывавшие в среднем по 40 книг, которыми разрешалось пользоваться и взрослому населению.
После первой российской революции в связи с усилившейся просветительской деятельностью земства число библиотек стало расти более быстрыми темпами. К 1918 г. на территории Петрозаводского, Олонецкого, Повенецкого и Пудожского уездов работало уже 43 волостных библиотеки, в каждой из которых имелось от нескольких сотен до двух тысяч книг. В Кемском уезде библиотечная сеть состояла из 11 народных библиотек при школах, 5 из которых находились в волостях с карельским населением223. В книжных фондах сельских библиотек преобладала религиозно-нравственная литература и беллетристика. Основную массу читателей составляли дети и подростки. В 1913-1914 гг., например, среди читателей волостных библиотек от 53 до 64% составляли школьники и подростки до 17 лет, около 30% - молодежь до 25 лет. Каждая волостная библиотека должна была обслуживать население в радиусе 15 километров, однако крестьяне отдаленных деревень их почти не посещали. Газеты и общественно-политические журналы поступали в сельские библиотеки в ограниченном количестве.
В конце XIX в. земские учреждения края стали уделять заметное внимание организации в деревнях "народных чтений", которые в основном проводились учителями в школах. Тематика и идейная направленность чтений, круг рекомендованной для них литературы определялись особыми правительственными правилами. Чаще всего чтения посвящались религиозно-нравственным проблемам, крупным событиям отечественной истории, произведениям классиков русской литературы. В отдельных случаях, когда в селах жили соответствующие специалисты, велись беседы с крестьянами на санитарно-гигиенические или агрономические темы.
Оживление культурной жизни края во второй половине XIX - начале XX в. положительным образом повлияло на развитие типографского дела, периодической печати и книгоиздания. Улучшилось техническое оборудование Олонецкой губернской типографии, которая с 1871 г. стала оснащаться скоропечатными машинами, а в 1900 г. при ней открылась переплетная мастерская. В 1897 г. в Петрозаводске появилась первая частная типография - "Северная скоропечатня", принадлежавшая купцу Р.Г. Кацу. С 1898 г. наряду с "Олонецкими губернскими ведомостями" начала выходить еще одна газета - "Олонецкие епархиальные ведомости", освещавшая церковно-религиозную жизнь края, а в 1907 г. появился первый журнал - "Вестник Олонецкого губернского земства". Это были официальные издания. Наряду с ними возникают и неофициальные печатные издания. Выше уже упоминалась кадетская газета "Олонецкий край", выходившая в 1906 г. и закрытая властями. С 1911 г. выпускалась частная газета консервативного направления "Олонецкая неделя", ас 1915 г. - либеральная газета "Олонецкое утро". Были сделаны первые шаги и в области книгоиздания. За 1861-1917 гг. в Петрозаводске выпущено 335 книг и брошюр224. Среди них не только издания ведомственного и религиозного характера, но и книги краеведческого направления, подготовленные местными интеллигентами-краеведами.