Театр. Изобразительное искусство. Фольклор

В Карелии даже в начале XX в. не было профессионального искусства. В Петроза­водске с середины 1860-х гг. силами любителей из интеллигенции устраивались лите­ратурные вечера. Два самодеятельных кружка - драматический и музыкальный - время от времени выступали со спектаклями и концертами. В 1877 г. в городе возник­ло "Общество любителей музыкального и драматического искусства", объединившее активных поклонников сцены и просуществовавшее вплоть до 1917 г. В середине 1880-х гг. драматический коллектив общества возглавлял известный актер и режис­сер Н.И. Соболыциков-Самарин, впоследствии народный артист РСФСР. Осуществ­ленные им постановки пьес русских классиков А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского стали лучшими творческими достижениями в истории петрозавод­ского любительского театра.

В начале XX в. попытку организации профессионального театрального коллек­тива предпринял антрепренер выходец их заонежских крестьян И.Ф. Савельев, на­бравший труппу из 16 актеров. Театр открылся 26 декабря 1906 г. премьерой по драме Д. Аверкиева "Каширская старина" на сцене Народного дома. В репертуаре театра преобладали легкие пьесы развлекательного характера, хотя осуществлялись и от­дельные постановки русской и западно-европейской классики. Однако профессио­нальная труппа, просуществовав только около четырех лет, в конце 1910 г. после пожара, уничтожившего Народный дом, распалась226. С постройкой в 1912 г. Летнего театра в городском саду Петрозаводск стали посещать во время летних гастролей некоторые столичные и провинциальные театральные коллективы.

Свои самодеятельные драматические кружки на рубеже XIX-XX вв. появились во всех уездных городах края.

Суровая и величественная природа Карелии привлекала внимание многих выда­ющихся русских художников. Здесь бывали К.А. Коровин, А.И. Куинджи, И.И. Ле­витан, В.Д. Поленов, Н.К. Рерих, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, в ряде произведений которых отражена первозданная красота карельских лесов, водопадов, озер. По зака­зу администрации Олонецкой губернии известный петербургский ваятель академик И.Н. Шредер создал выразительное скульптурное изображение Петра I для памятни­ка в Петрозаводске, установленного в 1873 г. и поныне являющегося своеобразным монументальным символом столицы Республики Карелия. Позже по заказу Олонец­кого губернского земства он же создал памятник Александру II, который был уста­новлен в 1885 г. на Соборной площади Петрозаводска напротив здания мужской гим­назии.

Начало XX в. ознаменовалось становлением нового вида искусства - кинема­тографа. Летом 1901 г. в городском саду Петрозаводска местным обществом трезво­сти были организованы первые регулярные киносеансы, а в 1911 г. в губернском цен­тре открылся первый стационарный кинотеатр "Сатурн". К 1913 г. в Петрозаводске действовало уже три кинотеатра. Основу их репертуара составляли мелодраматические и комедийные ленты преимущественно зарубежного производства. В уездных городах края и в сельской местности киноустановки отсутствовали.

К началу XX в. относятся и первые шаги в развитии спортивного движения в Карелии. В Петрозаводске в 1910-х гг. довольно регулярно проводились соревно­вания по скоростному бегу на коньках, появились энтузиасты плавания, парусного и некоторых других видов спорта. В марте 1914 г. было образовано "Петрозавод­ское спортивное общество", впервые организационно объединившее любителей спорта227.

В пореформенные годы среди русского и карельского крестьянства не только со­хранялись, но и продолжали развиваться и совершенствоваться многие жанры народ­ной культуры, созданные предшествующими поколениями. Свои нравственные и со­циальные идеалы, стремление к красоте, любовь к родной земле крестьяне выражали прежде всего в устном и песенном народном творчестве, в художественных ремеслах, в украшениях изб и предметов быта. Как в карельских, так и в русских районах про­должали широко бытовать традиционные формы устного народного творчества: былины, исторические песни, руны, сказки, причитания. В селениях края жило нема­ло людей, хранивших в своей памяти множество произведений фольклора и талант­ливо их исполнявших. Имена многих мастеров русского фольклора этого времени - заонежских крестьян Т.Г. Рябинина и его сына И.Т. Рябинина, В.П. Щеголенка (Ше­велева), И.А. Касьянова, И.А. Федосовой, Н.С. Богдановой, крестьянки Кондопожской волости СЮ. Тараевой, П.Н. Прохорова и Ф.А. Конашкова из Пудожья, М.М. Коргуева из поморского села Керети - были хорошо известны и за пределами нашего края. Среди карельских рунопевцев особенно выделялись сын знаменитого А. Перттунена М. Перттунен, а также Е. Богданов, А. Лехтонен, П. и В. Лесонены, М. Мартинен из Кемского, Е. Туру из Олонецкого и А. Муйлаччу из Петрозаводско­го уездов. Воспевание героических подвигов во имя Родины, прославление труда, не­нависть к насилию и угнетению - таковы общие гуманистические черты, характер­ные для всех жанров устного народного творчества, черты, глубоко отвечавшие настроениям крестьянства Карелии.

Во второй половине XIX в. началось собирание, публикация и изучение произведений русского уст­ного народного творчества Карелии. Инициатором этой работы, впервые открывшим для отечествен­ной и мировой науки и культуры олонецкие были­ны, был П.Н. Рыбников, в 1859 г. высланный в Пет­розаводск за участие в студенческом движении. Сторонник идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевско­го П.Н. Рыбников с глубоким уважением и сочув­ствием относился к крестьянству, живо интересовал­ся его жизнью и бытом. Служба в канцелярии олонецкого губернатора давала ему возможность для поездок по губернии, во время которых он вел записи произведений фольклора. В 1860 г. только от одного из известнейших заонежских сказителей Т.Г. Рябинина он записал 23 былины героического цикла об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Все­го же за 6 лет пребывания в петрозаводской ссылке П. Рыбников прослушал 30 певцов и сказителей и записал от них более 200 былин, сказаний, сказок, духовных песен. Результаты его большой и самоотверженной собирательской рабо­ты были опубликованы в четырехтомном издании "Песни, собранные П.Н. Рыбни­ковым", первый том которого вышел в 1861 г., последний - в 1867 г. Публикация стала подлинной научной сенсацией. Известный литературовед А.Н. Пыпин так пи­сал о реакции на это издание: "Думали, что былины должно искать где-нибудь в Си­бири, и когда целый огромный запас их был найден в недалеком соседстве Петербур­га, то первым впечатлением ученого мира было изумление, а потом у иных недоумение и даже недоверие"228.

Публикации П.Н. Рыбникова дали толчок к широкой собирательской работе и изучению русского народного творчества олонецкого края. В 1871 г. путешествие по Олонецкой губернии с целью выявления и записи русского фольклора совершил изве­стный ученый, профессор славистики Петербургского университета А.Ф. Гильфердинг. Итогом его поездки стало трехтомное издание "Онежские былины". В 1884 г. записи фольклора в крае проводил академик А.А. Шахматов. Большой вклад в изу­чение русского народного творчества Карелии внес преподаватель петрозаводской духовной семинарии, впоследствии видный историк Е.В. Барсов. С его деятельно­стью связано собирание и публикация такого мало известного тогда науке жанра ус­тного народного творчества, как причитания. Е.В. Барсов записал причитания от од­ной из талантливейших исполнительниц заонежской крестьянки И.А. Федосовой, которую М. Горький назвал истинно народной поэтессой.

Поэтический талант И.А. Федосовой проявился с ранних лет. О себе она расска­зывала, что "с молодости ей честь и место в большом углу, что на свадьбе ли запоет - старики запляшут, на похоронах ли завопит - каменный заплачет: голос был такой вольный и нежный"229. Наряду с большой поэтической одаренностью И. Федосова, до конца жизни оставшаяся неграмотной, обладала замечательной памятью, помо­гавшей ей в своих плачах свободно пользоваться выразительными средствами всех жанров русского фольклора. В ее причитаниях-импровизациях с громадной художе­ственной силой были отражены многие стороны быта, настроения и чаяния русского северного крестьянства пореформенного периода. Причитания, записанные Е.В. Барсовым от Федо­совой, были опубликованы в 1872-1885 гг. Эти публикации сразу же привлекли к себе внимание не только ученых-фольклористов, но и многих писателей, общественных деятелей, журналистов. Материалы причитаний широко были использова­ны Н.А. Некрасовым при работе над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" и П.И. Мельниковым-Пе-черским в романе "В лесах".

Не меньший общественный резонанс вызыва­ли и многочисленные публичные выступления рус­ских сказителей Карелии Т.Г. Рябинина, И.Т. Рябинина, В.П. Щеголенка, И.А. Касьянова и И.А. Федосовой, состоявшиеся в 1870-90-х гг. по инициативе А.Ф. Гильфердинга и учителя Петро­заводской гимназии П.Т. Виноградова. Эти вы­ступления проходили не только в Петербурге и Москве, но и во многих других городах России -

Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Киеве, Одессе. С исполнением былин В.П. Щеголенком познакомился в Ясной Поляне Л.Н. Толстой. В 1902 г. с большим успехом прошли выступления И.Т. Рябинина в Болгарии, Сербии, Чехии, Австрии. В ходе поездки сказитель был принят в Зимнем дворце Николаем II и сербским королем Александром в его резиденции в Белграде. Николай II наградил И.Т. Рябинина золо­той медалью "За усердие" и часами, а король Сербии - золотой медалью "За услуги кральовому дому"230. Все выступления северных сказителей постоянно собирали боль­шие аудитории, на них присутствовали многие выдающиеся деятели науки, литерату­ры и искусства. Вот что писала газета "Русский мир" об одном из первых выступле­ний Т.Г. Рябинина в Петербурге в 1871 г.: "Нет сомнения, что слушание былин из уст самого сказителя - случай редкий и весьма интересный, который... привлек в заседа­ние громадную публику, большая часть которой за неимением места стояла"231. Эти выступления дополняли живыми впечатлениями опубликованные произведения рус­ского народного творчества и сыграли значительную роль в истории отечественной культуры.

Песенные напевы олонецких сказителей нашли широкое отражение в произведе­ниях композиторов А.С. Аренского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусорг­ского, Н.А. Римского-Корсакова. Появились поэтические пересказы народных бы­лин. В картинах В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, В.И. Сурикова и других художников заметное место заняла тема героических подвигов русских былинных богатырей.

Одновременно с русским народным творчеством в крае велось собирание и изуче­ние фольклора карельского народа, чему во многом способствовало открытие Э. Лённротом карельской эпической поэзии и публикация им эпоса "Калевала" в 30-40-х гг. XIX в. Финские фольклористы - ученики и последователи Лённрота во второй по­ловине XIX - начале XX в. предприняли целую серию поездок по сбору карель­ского устного народного творчества. Преимущественное внимание они уделяли се­верной (Беломорской) Карелии, но в ряде случаев их деятельность захватывала также среднюю и южную Карелию. Особенно большую работу по собиранию и изучению карельской народной эпической и лирической поэзии проделали Е. Аспелин, А. Борениус-Ляхтенкорва, Ю. Крон и К. Крон. В многотомном издании "Собрание песен финского народа" значительное место заняли руны и песни, бытовавшие в карель­ских волостях Олонецкой и Архангельской губерлий. С конца XIX в., помимо рун и лирических песен, широко стали записываться также сказки и причитания. Собира­тельская деятельность финских ученых помогла сохранить для науки богатейший материал, характеризующий состояние устного поэтического творчества карельско­го народа, способствовала выявлению талантливых исполнителей фольклора из сре­ды карельских крестьян. Так, в начале XX в. С. Паулахарью "нашел" в д. Войницы исключительно одаренную плакальщицу Анни Лехтонен, от которой записал более двухсот вариантов различных причитаний, множество пословиц, поговорок и закли­наний.

Интерес к карельскому языку и народному творчеству стали проявлять некото­рые представители русской демократической интеллигенции, работавшие в Карелии, а также интеллигенты, вышедшие из среды самих карелов. Учителя начальных клас­сов сельских школ М. Георгиевский из Святозера и В. Королев из Видлицы занима­лись изучением карельского языка, каждый из них самостоятельно составил русско-карельский словарь. Оба словаря были изданы. В 1909 г. с помощью академика Ф.Ф. Фортунатова в Петербурге был опубликован словарь М. Георгиевского. В. Королев издал свой словарь в 1913 г. в Выборге232. Выходец из олонецкой дерев­ни Большие Горы учитель М.С. Куджиев разработал и с 1909 г. вел курс карельско­го языка (ливвиковский диалект) в Петро­заводской учительской семинарии. В пер­вое десятилетие XX в. в ряде деревень Ухтинской волости Кемского уезда боль­шую собирательскую работу вели местные карелы И. Мартикайнен и Н. Лесонен. Ими было записано много причитаний и различных бытовых обрядов.

Особенно значительный вклад в изу­чение культуры и быта родного народа внес выходец из карельского села Святозеро учитель Н.Ф. Лесков. В 1892-1893 гг. он, будучи еще студентом Петербургскойдуховной академии, по заданию Русского географического общества совершил экс­педиции по карельским селениям Петрозаводского и Олонецкого уездов, а также Сердобольского уезда Финляндии, в ходе которых собрал обильный этнографический и фольклорный материал. В 1894 г. Н. Лесков провел этнографические наблюдения также в вепсских деревнях Лодейнопольского уезда. По итогам экспедиций им были подго­товлены обстоятельные научные отчеты. Изыскания Н. Лескова получили высокую оценку. В 1894 г. он был награжден серебряной медалью Русского географического общества "За полезные труды". В дальнейшем, работая учителем в Вытегре, Карго­поле и Петрозаводске, Н. Лесков по мере возможностей продолжал исследования. В 1892-1902 гг. он опубликовал в общей сложности 17 статей о материальной и духов­ной культуре карелов в одном из ведущих этнографических журналов России "Живая старина". Н. Лесков был также первым писателем из карелов. Несколько созданных им рассказов, посвященных жизни карельской деревни ("Две репины", "Катти и Матти", "Умер натуральной смертью" и др.), напечатал столичный журнал "Историче­ский вестник". Эти произведения были с большим интересом встречены общероссий­ским читателем233.

Во второй половине XIX в. в России заметно усилился общественный интерес в карело-финскому эпосу "Калевала". Предпринимаются неоднократные попытки пе­ревода отдельных рун эпоса на русский язык, а в 1888 г. в Петербурге впервые был опубликован на русском языке полный текст "Калевалы" в переводе доцента рус­ской словесности Московского университета Л.П. Вельского. Высокий художествен­ный уровень перевода дал возможность нескольким поколениям русских читателей познакомиться с эпосом, узнать и полюбить его героев - Вяйнямейнена, Илмаринена и других, боровшихся против злых и темных сил за счастливую жизнь для все­го народа.

В Карелии продолжало сохраняться и развиваться народное деревянное зодче­ство. Создавая жилые дома и хозяйственные постройки, карельские и русские кресть­яне заботились не только об их прочности и удобстве, но и художественном оформле­нии. Любовь к природе и понимание ее красоты выражались, прежде всего, в умелом расположении построек, при котором не нару­шался окружающий ландшафт.

Художественный вкус и фантазия народа проявлялись также в разнообразных декоратив­ных украшениях крестьянских жилых домов. Особенно богатыми украшениями славились по­стройки в карельских и русских деревнях южной и средней Карелии и в Заонежье. Карельские плотники, с давних пор известные своим мастер­ством во многих местах России, украшали жи­лые дома богатой деревянной резьбой причелин, наличников, балконов. Со временем узоры резь­бы значительно усложнились, широко бытова­ли наличники, украшенные резьбой в стиле ба­рокко. Особенно богатыми украшениями причелин, полотенец, наличников и наружных галерей-балконов, так называемых гульбищ, отличались многие крестьянские дома в Заонежье. Примером может служить ныне широко известный дом крестьянина Ошевнева, находящийся в музее-заповеднике "Кижи".

Изделия высокого художественного уровня изготавливались народными мастерами резьбы и инкрустации по дереву, мастерицами-золотошвейками Кемского и Пудожского уездов, вышивальщицами Заонежья.

Подобрать тур
Наши контакты
Экскурсии по Карелии
Билеты на Кижи
Экскурсии на Валаам и Соловки
Мы в социальных сетях
Новости
Ежедневно на остров Кижи
28.10

Приглашаем в увлекательное путешествие на остров Кижи. Осенью, зимой и весной мы предлагаем однодневные поездки через Заонежье. Вы не только посетите наш самый известный остров, но и увидите деревни Заонежья, побываете на самом крупном в мире месторождении шунгита в Толвуи.

Предновогодние сюрпризы!
20.12

Признание от парнеров под Новый год - еще один подарок! 

Экскурсии летом 2024
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2024 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы