Театр. Изобразительное искусство. Фольклор
В Карелии даже в начале XX в. не было профессионального искусства. В Петрозаводске с середины 1860-х гг. силами любителей из интеллигенции устраивались литературные вечера. Два самодеятельных кружка - драматический и музыкальный - время от времени выступали со спектаклями и концертами. В 1877 г. в городе возникло "Общество любителей музыкального и драматического искусства", объединившее активных поклонников сцены и просуществовавшее вплоть до 1917 г. В середине 1880-х гг. драматический коллектив общества возглавлял известный актер и режиссер Н.И. Соболыциков-Самарин, впоследствии народный артист РСФСР. Осуществленные им постановки пьес русских классиков А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского стали лучшими творческими достижениями в истории петрозаводского любительского театра.
В начале XX в. попытку организации профессионального театрального коллектива предпринял антрепренер выходец их заонежских крестьян И.Ф. Савельев, набравший труппу из 16 актеров. Театр открылся 26 декабря 1906 г. премьерой по драме Д. Аверкиева "Каширская старина" на сцене Народного дома. В репертуаре театра преобладали легкие пьесы развлекательного характера, хотя осуществлялись и отдельные постановки русской и западно-европейской классики. Однако профессиональная труппа, просуществовав только около четырех лет, в конце 1910 г. после пожара, уничтожившего Народный дом, распалась226. С постройкой в 1912 г. Летнего театра в городском саду Петрозаводск стали посещать во время летних гастролей некоторые столичные и провинциальные театральные коллективы.
Свои самодеятельные драматические кружки на рубеже XIX-XX вв. появились во всех уездных городах края.
Суровая и величественная природа Карелии привлекала внимание многих выдающихся русских художников. Здесь бывали К.А. Коровин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, Н.К. Рерих, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, в ряде произведений которых отражена первозданная красота карельских лесов, водопадов, озер. По заказу администрации Олонецкой губернии известный петербургский ваятель академик И.Н. Шредер создал выразительное скульптурное изображение Петра I для памятника в Петрозаводске, установленного в 1873 г. и поныне являющегося своеобразным монументальным символом столицы Республики Карелия. Позже по заказу Олонецкого губернского земства он же создал памятник Александру II, который был установлен в 1885 г. на Соборной площади Петрозаводска напротив здания мужской гимназии.
Начало XX в. ознаменовалось становлением нового вида искусства - кинематографа. Летом 1901 г. в городском саду Петрозаводска местным обществом трезвости были организованы первые регулярные киносеансы, а в 1911 г. в губернском центре открылся первый стационарный кинотеатр "Сатурн". К 1913 г. в Петрозаводске действовало уже три кинотеатра. Основу их репертуара составляли мелодраматические и комедийные ленты преимущественно зарубежного производства. В уездных городах края и в сельской местности киноустановки отсутствовали.
К началу XX в. относятся и первые шаги в развитии спортивного движения в Карелии. В Петрозаводске в 1910-х гг. довольно регулярно проводились соревнования по скоростному бегу на коньках, появились энтузиасты плавания, парусного и некоторых других видов спорта. В марте 1914 г. было образовано "Петрозаводское спортивное общество", впервые организационно объединившее любителей спорта227.
В пореформенные годы среди русского и карельского крестьянства не только сохранялись, но и продолжали развиваться и совершенствоваться многие жанры народной культуры, созданные предшествующими поколениями. Свои нравственные и социальные идеалы, стремление к красоте, любовь к родной земле крестьяне выражали прежде всего в устном и песенном народном творчестве, в художественных ремеслах, в украшениях изб и предметов быта. Как в карельских, так и в русских районах продолжали широко бытовать традиционные формы устного народного творчества: былины, исторические песни, руны, сказки, причитания. В селениях края жило немало людей, хранивших в своей памяти множество произведений фольклора и талантливо их исполнявших. Имена многих мастеров русского фольклора этого времени - заонежских крестьян Т.Г. Рябинина и его сына И.Т. Рябинина, В.П. Щеголенка (Шевелева), И.А. Касьянова, И.А. Федосовой, Н.С. Богдановой, крестьянки Кондопожской волости СЮ. Тараевой, П.Н. Прохорова и Ф.А. Конашкова из Пудожья, М.М. Коргуева из поморского села Керети - были хорошо известны и за пределами нашего края. Среди карельских рунопевцев особенно выделялись сын знаменитого А. Перттунена М. Перттунен, а также Е. Богданов, А. Лехтонен, П. и В. Лесонены, М. Мартинен из Кемского, Е. Туру из Олонецкого и А. Муйлаччу из Петрозаводского уездов. Воспевание героических подвигов во имя Родины, прославление труда, ненависть к насилию и угнетению - таковы общие гуманистические черты, характерные для всех жанров устного народного творчества, черты, глубоко отвечавшие настроениям крестьянства Карелии.
Во второй половине XIX в. началось собирание, публикация и изучение произведений русского устного народного творчества Карелии. Инициатором этой работы, впервые открывшим для отечественной и мировой науки и культуры олонецкие былины, был П.Н. Рыбников, в 1859 г. высланный в Петрозаводск за участие в студенческом движении. Сторонник идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского П.Н. Рыбников с глубоким уважением и сочувствием относился к крестьянству, живо интересовался его жизнью и бытом. Служба в канцелярии олонецкого губернатора давала ему возможность для поездок по губернии, во время которых он вел записи произведений фольклора. В 1860 г. только от одного из известнейших заонежских сказителей Т.Г. Рябинина он записал 23 былины героического цикла об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Всего же за 6 лет пребывания в петрозаводской ссылке П. Рыбников прослушал 30 певцов и сказителей и записал от них более 200 былин, сказаний, сказок, духовных песен. Результаты его большой и самоотверженной собирательской работы были опубликованы в четырехтомном издании "Песни, собранные П.Н. Рыбниковым", первый том которого вышел в 1861 г., последний - в 1867 г. Публикация стала подлинной научной сенсацией. Известный литературовед А.Н. Пыпин так писал о реакции на это издание: "Думали, что былины должно искать где-нибудь в Сибири, и когда целый огромный запас их был найден в недалеком соседстве Петербурга, то первым впечатлением ученого мира было изумление, а потом у иных недоумение и даже недоверие"228.
Публикации П.Н. Рыбникова дали толчок к широкой собирательской работе и изучению русского народного творчества олонецкого края. В 1871 г. путешествие по Олонецкой губернии с целью выявления и записи русского фольклора совершил известный ученый, профессор славистики Петербургского университета А.Ф. Гильфердинг. Итогом его поездки стало трехтомное издание "Онежские былины". В 1884 г. записи фольклора в крае проводил академик А.А. Шахматов. Большой вклад в изучение русского народного творчества Карелии внес преподаватель петрозаводской духовной семинарии, впоследствии видный историк Е.В. Барсов. С его деятельностью связано собирание и публикация такого мало известного тогда науке жанра устного народного творчества, как причитания. Е.В. Барсов записал причитания от одной из талантливейших исполнительниц заонежской крестьянки И.А. Федосовой, которую М. Горький назвал истинно народной поэтессой.
Поэтический талант И.А. Федосовой проявился с ранних лет. О себе она рассказывала, что "с молодости ей честь и место в большом углу, что на свадьбе ли запоет - старики запляшут, на похоронах ли завопит - каменный заплачет: голос был такой вольный и нежный"229. Наряду с большой поэтической одаренностью И. Федосова, до конца жизни оставшаяся неграмотной, обладала замечательной памятью, помогавшей ей в своих плачах свободно пользоваться выразительными средствами всех жанров русского фольклора. В ее причитаниях-импровизациях с громадной художественной силой были отражены многие стороны быта, настроения и чаяния русского северного крестьянства пореформенного периода. Причитания, записанные Е.В. Барсовым от Федосовой, были опубликованы в 1872-1885 гг. Эти публикации сразу же привлекли к себе внимание не только ученых-фольклористов, но и многих писателей, общественных деятелей, журналистов. Материалы причитаний широко были использованы Н.А. Некрасовым при работе над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" и П.И. Мельниковым-Пе-черским в романе "В лесах".
Не меньший общественный резонанс вызывали и многочисленные публичные выступления русских сказителей Карелии Т.Г. Рябинина, И.Т. Рябинина, В.П. Щеголенка, И.А. Касьянова и И.А. Федосовой, состоявшиеся в 1870-90-х гг. по инициативе А.Ф. Гильфердинга и учителя Петрозаводской гимназии П.Т. Виноградова. Эти выступления проходили не только в Петербурге и Москве, но и во многих других городах России -
Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Киеве, Одессе. С исполнением былин В.П. Щеголенком познакомился в Ясной Поляне Л.Н. Толстой. В 1902 г. с большим успехом прошли выступления И.Т. Рябинина в Болгарии, Сербии, Чехии, Австрии. В ходе поездки сказитель был принят в Зимнем дворце Николаем II и сербским королем Александром в его резиденции в Белграде. Николай II наградил И.Т. Рябинина золотой медалью "За усердие" и часами, а король Сербии - золотой медалью "За услуги кральовому дому"230. Все выступления северных сказителей постоянно собирали большие аудитории, на них присутствовали многие выдающиеся деятели науки, литературы и искусства. Вот что писала газета "Русский мир" об одном из первых выступлений Т.Г. Рябинина в Петербурге в 1871 г.: "Нет сомнения, что слушание былин из уст самого сказителя - случай редкий и весьма интересный, который... привлек в заседание громадную публику, большая часть которой за неимением места стояла"231. Эти выступления дополняли живыми впечатлениями опубликованные произведения русского народного творчества и сыграли значительную роль в истории отечественной культуры.
Песенные напевы олонецких сказителей нашли широкое отражение в произведениях композиторов А.С. Аренского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Появились поэтические пересказы народных былин. В картинах В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, В.И. Сурикова и других художников заметное место заняла тема героических подвигов русских былинных богатырей.
Одновременно с русским народным творчеством в крае велось собирание и изучение фольклора карельского народа, чему во многом способствовало открытие Э. Лённротом карельской эпической поэзии и публикация им эпоса "Калевала" в 30-40-х гг. XIX в. Финские фольклористы - ученики и последователи Лённрота во второй половине XIX - начале XX в. предприняли целую серию поездок по сбору карельского устного народного творчества. Преимущественное внимание они уделяли северной (Беломорской) Карелии, но в ряде случаев их деятельность захватывала также среднюю и южную Карелию. Особенно большую работу по собиранию и изучению карельской народной эпической и лирической поэзии проделали Е. Аспелин, А. Борениус-Ляхтенкорва, Ю. Крон и К. Крон. В многотомном издании "Собрание песен финского народа" значительное место заняли руны и песни, бытовавшие в карельских волостях Олонецкой и Архангельской губерлий. С конца XIX в., помимо рун и лирических песен, широко стали записываться также сказки и причитания. Собирательская деятельность финских ученых помогла сохранить для науки богатейший материал, характеризующий состояние устного поэтического творчества карельского народа, способствовала выявлению талантливых исполнителей фольклора из среды карельских крестьян. Так, в начале XX в. С. Паулахарью "нашел" в д. Войницы исключительно одаренную плакальщицу Анни Лехтонен, от которой записал более двухсот вариантов различных причитаний, множество пословиц, поговорок и заклинаний.
Интерес к карельскому языку и народному творчеству стали проявлять некоторые представители русской демократической интеллигенции, работавшие в Карелии, а также интеллигенты, вышедшие из среды самих карелов. Учителя начальных классов сельских школ М. Георгиевский из Святозера и В. Королев из Видлицы занимались изучением карельского языка, каждый из них самостоятельно составил русско-карельский словарь. Оба словаря были изданы. В 1909 г. с помощью академика Ф.Ф. Фортунатова в Петербурге был опубликован словарь М. Георгиевского. В. Королев издал свой словарь в 1913 г. в Выборге232. Выходец из олонецкой деревни Большие Горы учитель М.С. Куджиев разработал и с 1909 г. вел курс карельского языка (ливвиковский диалект) в Петрозаводской учительской семинарии. В первое десятилетие XX в. в ряде деревень Ухтинской волости Кемского уезда большую собирательскую работу вели местные карелы И. Мартикайнен и Н. Лесонен. Ими было записано много причитаний и различных бытовых обрядов.
Особенно значительный вклад в изучение культуры и быта родного народа внес выходец из карельского села Святозеро учитель Н.Ф. Лесков. В 1892-1893 гг. он, будучи еще студентом Петербургскойдуховной академии, по заданию Русского географического общества совершил экспедиции по карельским селениям Петрозаводского и Олонецкого уездов, а также Сердобольского уезда Финляндии, в ходе которых собрал обильный этнографический и фольклорный материал. В 1894 г. Н. Лесков провел этнографические наблюдения также в вепсских деревнях Лодейнопольского уезда. По итогам экспедиций им были подготовлены обстоятельные научные отчеты. Изыскания Н. Лескова получили высокую оценку. В 1894 г. он был награжден серебряной медалью Русского географического общества "За полезные труды". В дальнейшем, работая учителем в Вытегре, Каргополе и Петрозаводске, Н. Лесков по мере возможностей продолжал исследования. В 1892-1902 гг. он опубликовал в общей сложности 17 статей о материальной и духовной культуре карелов в одном из ведущих этнографических журналов России "Живая старина". Н. Лесков был также первым писателем из карелов. Несколько созданных им рассказов, посвященных жизни карельской деревни ("Две репины", "Катти и Матти", "Умер натуральной смертью" и др.), напечатал столичный журнал "Исторический вестник". Эти произведения были с большим интересом встречены общероссийским читателем233.
Во второй половине XIX в. в России заметно усилился общественный интерес в карело-финскому эпосу "Калевала". Предпринимаются неоднократные попытки перевода отдельных рун эпоса на русский язык, а в 1888 г. в Петербурге впервые был опубликован на русском языке полный текст "Калевалы" в переводе доцента русской словесности Московского университета Л.П. Вельского. Высокий художественный уровень перевода дал возможность нескольким поколениям русских читателей познакомиться с эпосом, узнать и полюбить его героев - Вяйнямейнена, Илмаринена и других, боровшихся против злых и темных сил за счастливую жизнь для всего народа.
В Карелии продолжало сохраняться и развиваться народное деревянное зодчество. Создавая жилые дома и хозяйственные постройки, карельские и русские крестьяне заботились не только об их прочности и удобстве, но и художественном оформлении. Любовь к природе и понимание ее красоты выражались, прежде всего, в умелом расположении построек, при котором не нарушался окружающий ландшафт.
Художественный вкус и фантазия народа проявлялись также в разнообразных декоративных украшениях крестьянских жилых домов. Особенно богатыми украшениями славились постройки в карельских и русских деревнях южной и средней Карелии и в Заонежье. Карельские плотники, с давних пор известные своим мастерством во многих местах России, украшали жилые дома богатой деревянной резьбой причелин, наличников, балконов. Со временем узоры резьбы значительно усложнились, широко бытовали наличники, украшенные резьбой в стиле барокко. Особенно богатыми украшениями причелин, полотенец, наличников и наружных галерей-балконов, так называемых гульбищ, отличались многие крестьянские дома в Заонежье. Примером может служить ныне широко известный дом крестьянина Ошевнева, находящийся в музее-заповеднике "Кижи".
Изделия высокого художественного уровня изготавливались народными мастерами резьбы и инкрустации по дереву, мастерицами-золотошвейками Кемского и Пудожского уездов, вышивальщицами Заонежья.