Этнические сдвиги

На территории Карелии конца XV-XVII вв. проживали народы и группы раз­личной этнической принадлежности. Корельская земля (Корельский уезд и Лопские погосты) были заселены по преимуществу карелами. В городе Кореле и торговом рядке Сванском Волочке проживало и какое-то количество русских жителей. Возможно, небольшое число русских имелось в поместьях русских помещиков Передней Корелы. Но следует помнить, что последние получали в поместья волости, сформировавшиеся еще в новгородское время, с действующей там общинной организацией местного ка­рельского населения.

Со второй половины XVI в. карелы стали заселять северные земли вдоль границы со Швецией, опираясь, очевидно, на свой "плацдарм" в Ребольской волости. Поэто­му и в XVII в. эта самая южная часть Кольского уезда называлась Ребольскими воло­стями и включала погосты - селения с церквами или часовнями: Реболы, Ровкулы, Кимасозеро, Лувозеро, Мандозеро, Бабью Губу, Кондуксу, Костомуксу, Вокнаволок, Войницу, Муномалакшу, Рогозеро и Елетьозеро. К 1680 г. в них уже имелось 343 крестьянских двора98 .

С новгородских времен в Онежско-Ладожском межозерье жили вепсы. Туда же переселялись карелы из Корельского уезда. В этих местах, кроме районов Ладвы- Шелтозера и истоков Свири, остававшихся вепсскими, активно проходил процесс этнического слияния корелы и веси. К XVIII в. в восточном Приладожье, на Олонец­кой равнине потомки пришлых карелов численно преобладали; здесь образовалась этническая группа карелов-ливвиков. В лучше освоенном вепсами западном Прионежье складывалась общность карелов-людиков, по своему языку более близких к вепсам, чем ливвики99 .

Центром формирования людиков служил Шуйский погост. С этим погостом на юге граничила Святозерская волость Важинского погоста, на западе - Сямозерская волость Олонецкого погоста, а на востоке его деревни чередовались с поселениями Кижского погоста на устье р. Суны и в Кондопоге, где стояла общая для шуян и ки-жан Успенская церковь. Данные районы также входили в область этногенеза люди-ков. В начале XX в. на территории бывшего Кижского погоста В.И. Срезневский об­наружил рукопись с фрагментом заклинания, записанного скорописью первой половины XVII в. Лингвистический анализ показал, что язык источника представля­ет собой исчезнувший ныне диалект, переходный между собственно вепсским языком и современным людиковским диалектом карельского языка.

Материалы первой переписи дворцовых Заонежских погостов 1584/85 г. и их "пись­ма" 1610-х гг. указывают на отсутствие у Шуйского погоста точного разграничения с землями смежных Олонецкого, Важинского и Кижского погостов. Писцы отметили, что леса по общим границам всех четырех погостов находились в совместной, нераз­деленной собственности их жителей100. Такое положение могло иметь место лишь в том случае, если местное население было тесно связано между собой общинно-родо­выми узами. Следовательно, проживавшие тут потомки веси (формирующиеся люди-ки и отчасти, на Сямозере, ливвики) сохранили за собой старинные права на исполь­зование земель по всей территории проживания предков: от Сямозера- на западе, Святозера и верховьев р. Важинки - на юге, и по западную часть Кижского погоста - на востоке.

Этно-демографические процессы в Онежско-Ладожском межозерье привели к административным изменениям уже на рубеже XVI-XVII вв. По жалобам местных жителей о несправедливой, по их словам, раскладке податей старостами Олонецкого, Важинского и Оштинского погостов, правительство образовало внутри этих погос­тов особые волостки-выставки Сямозеро, Святозеро и Шимозеро. Смысл реформы заключался в передаче всех дел в рамках системы местного самоуправления в руки избранных властей этих волосток. Старостам же погостов на Олонце, в Важинах и Оште отныне запрещалось вмешиваться в управление выставками.

Шимозеро заселяли вепсы. Уже в новгородское время они имели приход св. Геор­гия, отдельный от Никольского прихода русских жителей Ошты. С образованием, по их просьбе, между 1607-1610 гг. Шимозерской выставки они обрели самостоятель­ность и в рамках системы местного самоуправления России. Схожие причины приве­ли к учреждению Святозерской и Сямозерской выставок, но тут Москва пошла на­встречу людикам, отделив их на Святозере от русского Важинского погоста на Свири, а на Сямозере - от центрального Олонецкого района формирования ливвиков101.

На севере Карелии кроме карелов проживали саами. Их древнюю территорию русские источники называли "Лопью дикою и лешею" (то есть землями кочевавших и осевших по лесам саами). Так обобщенно иногда именовалась и вся северная полови­на Корельской земли, в том числе и Беломорье. Например, Иван III и Иван IV едино­образно завещали наследникам "Корелскую землю всю... и с Лопью лешею и с дикою Лопью". Традиция устояла и в XVII в.: в "Книге Большому чертежу" (официальном дорожнике 1627 г. и его последующих редакциях) Кольское и западно-беломорское побережье слыло Лопским берегом, а находившиеся здесь погосты-места (Кемь, Кереть и др.) - лопскими. Лопскими же, или Дикой Лопью назывались заселенные по преимуществу карелами погосты северной половины Корельской земли. Поэтому в XVI-XVII вв. население северной Карелии именовало себя лоплянами (лопянами)'02.

Собственно саами источники XVI-XVII вв. называли: в единственном числе - "лопин", во множественном - "лопины", а собирательно - "лопь" и "лопари". Ма­териалы конца XVI в. зафиксировали страшное опустошение среди саами, произведенное шведами. Так, Дозорная кни­га Лопских погостов 1597 г. отмети­ла лишь 5 семей лопинов в северном Панозерском погосте, разъяснив, что жившие тут ранее 33 тяглеца-саами были убиты или пленены вторгнув­шимися сюда в очередной раз шведа­ми в 1585/86 г. Трагедия произошла и в Кемской волости. Ее Отдельная кни­га 1591 г. засвидетельствовала, что 42 семьи лукозерских лопарей, живших на Топозере, в Кестеньге и у других озер и рек волости, были "побиты и в полон пойманы, а иные розно розбрелись от немецкие войны". В самой северной в Карелии Керетской воло­сти писцовая документация середины XVI в. указала на существование только одного саамского двора в лесу. И все же саами остались проживать на севере Карелии, в том числе в Ребольской волости. Тут в 1620/21 г. местные саами выплачивали налоги со своих волосток у Роккулы и Ребол. К 1680 г. брались подати и с восьми погостов-селений "Лешей Лопи кре­щеных и некрещеных лопарей" на Пяозере, Шомбе и в других местах северной Карелии103.

Русские, осваивавшие под водительством новгородских бояр Посвирье, южное, восточное и северное побережье Онежского озера, в "московское время" продолжали селиться на данных территориях. Но в западном Беломорье, на Карельском берегу освоение ими промысловых богатств привело к образованию поначалу смешанных русско-карельских общин. Вместе с жителями южного побережья Онежской губы Бе­лого моря эти общины положили начало поморам. Обладая промыслово-морским укладом хозяйственной деятельности, своим наречием и другими самобытными чер­тами культуры, поморы стали особым субэтносом русских.

Понятие Поморье, то есть "земли по морю", "у моря", бытовало среди карелов на Карельском берегу и в XV в. Один из частноправовых актов "детей корельских" на данные земли гласил: "Се купи ... землю и воду на Поморьи" (не позднее 1459 г.). В царских грамотах конца XVI в. Поморьем назывались уже все волости западного Беломорья - от Колы, Варзуги и Умбы на севере до Нюхчи, Унежмы и устья реки Оне­ги на юге.

Жителей поморских волостей русские источники только с середины XVI в. стали именовать поморцами и поморянами (термин "помор" тогда еще не существовал). Еще в 1530 г. Василий III слал свою "Жалованную грамоту" "лопянам Кеми и Шуи реки", - но уже в грамоте Ивана IV в Каргополь 1546 г. указаны поморцы, торговавшие солью на устье Онеги. Свидетелями "мировой" сумлян и шуеречан 1556/57 г. выступали, в числе прочих, два поморца из Кеми и Шуи, а в 1572 г. поморцем же звал себя житель Сумы. В 1565 г. царь Иван Грозный называл жителя Керети поморцем и поморянином; керетчане с кандалакшанами слыли поморцами и в 1580-1581 гг.104 Следовательно, со второй половины XVI в. термины "поморцы", "Поморье", "по­морские волости" обозначали население и побережье западного Беломорья. Таким образом, в середине XVI в. происходило этническое обособление населения Карель­ского берега от лопян-карелов материковых Лопских погостов.

Отмеченный ранее быстрый рост населения Поморья и начало разделения неког­да единых промысловых луковладений именно в середине XVI в. и отображает про­цесс активного закрепления русских на Карельском берегу и складывания тут помор­ских общин. Собственно поморские волости Карелии, однако, даже в начале XX в. представляли собой очень узкую полосу земель с цепочкой прибрежных селений; к западу, уже в 20-40 км в глубь берега, начинались земли карельских волостей.

Начало этнического становления поморов совпадает по времени с их церковно­приходской организацией под руководством Соловецкого монастыря. Получив от Москвы небольшие вотчины в Суме, Колежме, Вирме и на устье Выга, в каждой из них монастырь поставил на свои средства церкви, учредив тем самым приходы105. Жив­шие тут и пришедшие сюда русские и карелы объединялись в единые церковные об­щины, что безусловно способствовало этническому становлению поморов. Поэтому стоявший у самых истоков зарождения поморского субэтноса Соловецкий монастырь поморы Западного Беломорья считали "своим".

Подобрать тур
Наши контакты
Экскурсии по Карелии
Билеты на Кижи
Экскурсии на Валаам и Соловки
Мы в социальных сетях
Новости
Ежедневно на остров Кижи
28.10

Приглашаем в увлекательное путешествие на остров Кижи. Осенью, зимой и весной мы предлагаем однодневные поездки через Заонежье. Вы не только посетите наш самый известный остров, но и увидите деревни Заонежья, побываете на самом крупном в мире месторождении шунгита в Толвуи.

Предновогодние сюрпризы!
20.12

Признание от парнеров под Новый год - еще один подарок! 

Экскурсии летом 2024
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2024 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы