Революция в экономике: от охоты к земледелию
XI-XII вв. в истории Карелии отмечены еще одной исключительно важной новацией: на ее территорию проникло сельскохозяйственное производство. Производящие формы хозяйствования - зерноводство и животноводство - были известны еще предкам карелов, занимавшихся подсечным земледелием в первой половине I тысячелетия н.э. Во второй половине I тысячелетия в центральных районах Карельского перешейка уже перешли и к пашенному земледелию. Самые первые следы этой производящей формы хозяйства в Карелии найдены на берегах Сямозера - в виде пыльцы ржи, которая возделывалась на подсеке, - и датируются 1020-ми гг.12
Подсека в условиях севера с его суглинистыми, подзолистыми почвами являлась самой ранней стадией возделывания покрытых бесконечными нетронутыми лесами земель, первой формой ведения зернового хозяйства. Удобрением служила зола сожженных на месте подсеки деревьев. Первым делом древний земледелец выбирал удобное для посева место - обычно склон холма, покрытого лиственным лесом. Затем деревья вырубали, оставляя высыхать на месте. Такой участок с не сожженными еще деревьями и назывался подсекой. Потом наступала очередь огнищу, пожёгу, палу (сжиганию сухих стволов и корневищ), а после - боронованию участка. При первой обработке почвы даже простая соха не могла справиться с развитой корневой системой и обилием камней, поэтому зерно вместе с золой просто запахивали бороной.
Обработанное таким образом поле с растущим хлебом называлось у русских нивой или лядой, у карелов и вепсов - каской, пало. Оно не требовало ухода, и земледелец приходил сюда лишь затем, чтобы снять урожай. Оставшееся после уборки нивище засевалось на следующий год снова; за несколько лет место истощалось, и крестьянин искал новый участок для устройства нивы. Старое нивище зарастало - теперь оно звалось лядиной (кедовина, веранда) - до тех пор, пока его снова не брали в подсеку. Разнообразие слов, обозначавших и стадии возделывания (от порубки до возобновления), и различие в качестве почвы, которую можно или нельзя обрабатывать, отличает языки и карелов, и вепсов, и северных русских. Действительно, на севере подсека была чрезвычайно распространена, потеряв свое значение лишь к XX в.13
В начале II тысячелетия пашенное земледелие не могло еще получить широкого распространения. Пашня (по-карельски и вепсски пелда), то есть постоянно возделываемые и удобряемые поля с посевами злаков, требующая большего, чем подсека, ухода, обычно располагалась рядом с домом. Вероятно, пашни существовали на коренных племенных землях корелы и веси на крайнем юго-западе и юге Карелии, а также в районах Сямозера и Чёлмужей. Косвенно это подтверждают найденные в захоронениях останки домашних животных: коров, лошадей, овец, коз и свиней14. Видимо, их разводили не только для получения мясомолочных продуктов, но и для необходимого при пашенном земледелии унавоживания почвы. Кроме того, овцы давали шерсть для ткачества.
Разрабатывали пашню с помощью сохи. Это легкое орудие, сделанное из дерева, доступное каждой крестьянской семье. Для более качественной обработки почвы соха имела не один, а два параллельных зуба с вставленными железными сошниками. Они углублялись в землю под углом в 45 градусов, разрыхляя и перемешивая пласт. В соху запрягали лошадь с помощью оглоблей. Соха распространилась в северных русских областях уже в X-XI вв. Самые близкие к Карелии сошники относятся к XII в.; они найдены в юго-восточном Приладожье. Использование сохи на севере ознаменовало собой переход от чисто подсечного к подсечно-пашенному зерновому хозяйству. Со временем пашенное земледелие проникло даже на Белое море. По источникам XV в. участки пашни назывались там "землей страдомой"15.
Небольшую северную пашню взрыхляли и мотыгами. Во всяком случае, в "Житии Зосимы и Савватия" о трудах подвижников написано: "Землю копали мотыгами и от того питахуся". Но неясно, шла ли здесь речь о хлебных культурах или о репе (на севере репа произрастает вплоть до Полярного круга. В одном из актов XVI в. в Керети упомянуто "репище" - пашенный огород под репу). Кроме сохи, мотыги и бороны использовались серпы русского вида (с зазубренным режущим краем), косы-горбуши (с укороченной рукоятью) и топоры для подсеки, схожие по форме с боевыми, но более массивные.
Видимо, уже с XI-XIII вв. выделился набор сельскохозяйственных культур, возделывавшихся в Карелии и в дальнейшем. Главные злаки - озимая (высеваемая осенью) рожь и яровые (сеющиеся весной) овес и меньше ячмень. Совсем небольшие площади, в основном в южных районах, отводились под пшеницу. Из полевых культур повсеместно выращивалась репа (и на пашне, и на подсеке), из технических на первом месте стояли лен и конопля, а из огородных - горох. Высаживался и хмель, необходимый для варки пива.
Повсеместное распространение земледелия изменило сам вид поселений. Появились новые хозяйственные помещения - гумно с током и овин (у карелов и вепсов - рига, ригача). В крытом гумне хранились необмолоченный хлеб и солома. Чтобы достичь полного обмолота, зерно сушили в овине. Там в земле выкапывалась яма для костра (позднее - строилась печь), а наверху имелись жерди-колосники для просушки снопов. На току колосья обмолачивались цепами. Потом зерно мололи, поначалу на ручных мельницах-жерновах. В XV в. в крупных хозяйствах монастырей Карелии стали появляться ветряные и водяные мельницы.
Земледелие становилось ведущей формой хозяйственной деятельности постепенно. Давние занятия населения - охота и рыболовство - не утрачивали своих позиций нигде, кроме самых южных районов. Лишь со временем продукция земледелия и животноводства стала превалировать в общем объеме доходов крестьянского двора. Так, к 1480-м гг. в северном Приладожье, то есть на северной оконечности основной территории проживания древнекарельской народности, треть всех семей выплачивала налоги еще пушниной, но две трети - уже хлебом и деньгами16.
Успеху в земледелии способствовало знание населением Карелии ряда важных ремесел. Главные из них - железоделательное производство и ткачество. Ремеслом занимались без отрыва от сельского хозяйства и промыслов. Кузнецы работали на заказ, а не на рынок. Ткачеством занимались в основном женщины на дому, удовлетворяя потребности семьи.
Кузнечное производство развивалось в Карелии с эпохи викингов. Сырьем служили местные железные руды. В домницах варилось не только простое железо, но и уклад - высокоуглеродистое железо, близкое по качеству к стали. Умелые кузнецы использовали сложные, в том числе русские технологии, такие как трехслойный пакет. Суть последней состояла в наварке с двух сторон железных полос на стальную основу-лезвие, отчего оружие (мечи, ножи) становились самозатачивающимися. Разнообразие приемов и методов горячей кузнечной ковки и сварки, термической обработки и горновой пайки, обмеднения железных и стальных изделий ставят кузнецов из Карелии в один ряд с городскими кузнецами Новгорода и Ладоги - основных центров ремесленного производства северной Руси. месте стояли лен и конопля, а из огородных - горох. Высаживался и хмель, необходимый для варки пива.
Повсеместное распространение земледелия изменило сам вид поселений. Появились новые хозяйственные помещения - гумно с током и овин (у карелов и вепсов - рига, ригача). В крытом гумне хранились необмолоченный хлеб и солома. Чтобы достичь полного обмолота, зерно сушили в овине. Там в земле выкапывалась яма для костра (позднее - строилась печь), а наверху имелись жерди-колосники для просушки снопов. На току колосья обмолачивались цепами. Потом зерно мололи, поначалу на ручных мельницах-жерновах. В XV в. в крупных хозяйствах монастырей Карелии стали появляться ветряные и водяные мельницы.
Земледелие становилось ведущей формой хозяйственной деятельности постепенно. Давние занятия населения - охота и рыболовство - не утрачивали своих позиций нигде, кроме самых южных районов. Лишь со временем продукция земледелия и животноводства стала превалировать в общем объеме доходов крестьянского двора. Так, к 1480-м гг. в северном Приладожье, то есть на северной оконечности основной территории проживания древнекарельской народности, треть всех семей выплачивала налоги еще пушниной, но две трети - уже хлебом и деньгами16.
Успеху в земледелии способствовало знание населением Карелии ряда важных ремесел. Главные из них - железоделательное производство и ткачество. Ремеслом занимались без отрыва от сельского хозяйства и промыслов. Кузнецы работали на заказ, а не на рынок. Ткачеством занимались в основном женщины на дому, удовлетворяя потребности семьи.
Кузнечное производство развивалось в Карелии с эпохи викингов. Сырьем служили местные железные руды. В домницах варилось не только простое железо, но и уклад - высокоуглеродистое железо, близкое по качеству к стали. Умелые кузнецы использовали сложные, в том числе русские технологии, такие как трехслойный пакет. Суть последней состояла в наварке с двух сторон железных полос на стальную основу-лезвие, отчего оружие (мечи, ножи) становились самозатачивающимися. Разнообразие приемов и методов горячей кузнечной ковки и сварки, термической обработки и горновой пайки, обмеднения железных и стальных изделий ставят кузнецов из Карелии в один ряд с городскими кузнецами Новгорода и Ладоги - основных центров ремесленного производства северной Руси.
Высокой технологией отличалось и ювелирное производство. Ювелиры-кузнецы работали с серебром, сплавом меди с цинком, позднее - со свинцово-оловянистой и оловянистой бронзой. Археологами найдены не только ювелирные инструменты и наковальни, но и разнообразные украшения: ажурные застежки из плетеной серебряной проволоки для крепления к волосам платка-"сюкерё", серебряные же нагрудные броши и фибулы, служившие для прикрепления головного платка и наплечной накидки к платью. Данные изделия являлись не только предметами искусства, но и служили отличительными знаками этнической принадлежности. Известен карельский тип фибул, а зооморфные подвески в целом характерны для древневепсского населения.
"Медные одежды" карельских рун также нашли археологическое подтверждение. Медь использовалась для выделки спиралей, сквозь которые продевали нить, нашивавшуюся на ленту. Многие ряды таких лент с медными спиралями пришивались к платьям и юбкам. Для украшения одежды использовались и привозные ткани с золотой и серебряной нитью.
Одежда производилась в основном из льняной и шерстяной тканей. Верхняя одежда вязалась из теплой шерсти полотняного и саржевого переплетения, часто из разноцветных нитей; на нижнее белье (нательные рубахи) и шейные украшения шли льняная и конопляная ткани, которые выделывались с помощью ткацких станков. Пояса, ленты, узорчатая и гладкая тесьма изготовлялись способом тканья на дощечках с отверстиями на концах. В цветовой гамме одежды веси (во всяком случае, в погребальной) преобладали черный, темно-красный цвета и оттенки коричневого17.
Экономические успехи и однотипное внутреннее социальное развитие сближали племенные группы прибалтийско-финского населения северо-западного Приладожья.
Кроме того, сказывалась и нестабильная, полная опасностей военно-политическая обстановка на Карельском перешейке, особенно обострившаяся в XJI-XIV вв. Все это консолидировало разрозненное поначалу местное население в единую карельскую народность. Карелы, выработавшие к тому времени собственные формы материально-духовных ценностей, были связаны военно-политически, экономически, культурно, а с XIII в. и религиозно с Русью. Союзные, а затем и внутригосударственные связи повлияли на социальное развитие корелы, ускорив процесс становления феодальных отношений в недрах древнекарельского общества18. Весь, отдаленная от опасной границы со Швецией, напрямую входила в основную территорию Новгородской феодальной республики. Поэтому в XIII-XV вв. она испытывала на себе те же тенденции к вызреванию системы государственного феодализма, что и корела.