Революция в экономике: от охоты к земледелию

XI-XII вв. в истории Карелии отмечены еще одной исключительно важной нова­цией: на ее территорию проникло сельскохозяйственное производство. Производя­щие формы хозяйствования - зерноводство и животноводство - были известны еще предкам карелов, занимавшихся подсечным земледелием в первой половине I тысячелетия н.э. Во второй половине I тысячелетия в центральных районах Карель­ского перешейка уже перешли и к пашенному земледелию. Самые первые следы этой производящей формы хозяйства в Карелии найдены на берегах Сямозера - в виде пыльцы ржи, которая возделывалась на подсеке, - и датируются 1020-ми гг.12

Подсека в условиях севера с его суглинистыми, подзолистыми почвами являлась самой ранней стадией возделывания покрытых бесконечными нетронутыми лесами земель, первой формой ведения зернового хозяйства. Удобрением служила зола со­жженных на месте подсеки деревьев. Первым делом древний земледелец выбирал удоб­ное для посева место - обычно склон холма, покрытого лиственным лесом. Затем деревья вырубали, оставляя высыхать на месте. Такой участок с не сожженными еще деревьями и назывался подсекой. Потом наступала очередь огнищу, пожёгу, палу (сжи­ганию сухих стволов и корневищ), а после - боронованию участка. При первой об­работке почвы даже простая соха не могла справиться с развитой корневой системой и обилием камней, поэтому зерно вместе с золой просто запахивали бороной.

Обработанное таким образом поле с растущим хлебом называлось у русских нивой или лядой, у карелов и вепсов - каской, пало. Оно не требовало ухода, и земле­делец приходил сюда лишь затем, чтобы снять урожай. Оставшееся после уборки нивище засевалось на следующий год снова; за несколько лет место истощалось, и крестьянин искал новый участок для устройства нивы. Старое нивище зарастало - теперь оно звалось лядиной (кедовина, веранда) - до тех пор, пока его снова не бра­ли в подсеку. Разнообразие слов, обозначавших и стадии возделывания (от порубки до возобновления), и различие в качестве почвы, которую можно или нельзя обра­батывать, отличает языки и карелов, и вепсов, и северных русских. Действительно, на севере подсека была чрезвычайно распространена, потеряв свое значение лишь к XX в.13

В начале II тысячелетия пашенное земледелие не могло еще получить широкого распространения. Пашня (по-карельски и вепсски пелда), то есть постоянно возделы­ваемые и удобряемые поля с посевами злаков, требующая большего, чем подсека, ухода, обычно располагалась рядом с домом. Вероятно, пашни существовали на коренных племенных землях корелы и веси на крайнем юго-западе и юге Карелии, а также в районах Сямозера и Чёлмужей. Косвенно это подтверждают найденные в захороне­ниях останки домашних животных: коров, лошадей, овец, коз и свиней14. Видимо, их разводили не только для получения мясомолочных продуктов, но и для необходимого при пашенном земледелии унавоживания почвы. Кроме того, овцы давали шерсть для ткачества.

Разрабатывали пашню с помощью сохи. Это легкое орудие, сделанное из дерева, доступное каждой крестьянской семье. Для более качественной обработки почвы соха имела не один, а два параллельных зуба с вставленными железными сошниками. Они углублялись в землю под углом в 45 градусов, разрыхляя и перемешивая пласт. В соху запрягали лошадь с помощью оглоблей. Соха распространилась в северных русских областях уже в X-XI вв. Самые близкие к Карелии сошники относятся к XII в.; они найдены в юго-восточном Приладожье. Использование сохи на севере ознаменовало собой переход от чисто подсечного к подсечно-пашенному зерновому хозяйству. Со временем пашенное земледелие проникло даже на Белое море. По источникам XV в. участки пашни назывались там "землей страдомой"15.

Небольшую северную пашню взрыхляли и мотыгами. Во всяком случае, в "Жи­тии Зосимы и Савватия" о трудах подвижников написано: "Землю копали мотыгами и от того питахуся". Но неясно, шла ли здесь речь о хлебных культурах или о репе (на севере репа произрастает вплоть до Полярного круга. В одном из актов XVI в. в Керети упомянуто "репище" - пашенный огород под репу). Кроме сохи, мотыги и боро­ны использовались серпы русского вида (с зазубренным режущим краем), косы-гор­буши (с укороченной рукоятью) и топоры для подсеки, схожие по форме с боевыми, но более массивные.

Видимо, уже с XI-XIII вв. выделился набор сельскохозяйственных культур, возделывавшихся в Карелии и в дальнейшем. Главные злаки - озимая (высеваемая осе­нью) рожь и яровые (сеющиеся весной) овес и меньше ячмень. Совсем небольшие пло­щади, в основном в южных районах, отводились под пшеницу. Из полевых культур повсеместно выращивалась репа (и на пашне, и на подсеке), из технических на первом месте стояли лен и конопля, а из огородных - горох. Высаживался и хмель, необхо­димый для варки пива.

Повсеместное распространение земледелия изменило сам вид поселений. Появи­лись новые хозяйственные помещения - гумно с током и овин (у карелов и вепсов - рига, ригача). В крытом гумне хранились необмолоченный хлеб и солома. Чтобы до­стичь полного обмолота, зерно сушили в овине. Там в земле выкапывалась яма для костра (позднее - строилась печь), а наверху имелись жерди-колосники для просуш­ки снопов. На току колосья обмолачивались цепами. Потом зерно мололи, поначалу на ручных мельницах-жерновах. В XV в. в крупных хозяйствах монастырей Карелии стали появляться ветряные и водяные мельницы.

Земледелие становилось ведущей формой хозяйственной деятельности постепен­но. Давние занятия населения - охота и рыболовство - не утрачивали своих пози­ций нигде, кроме самых южных районов. Лишь со временем продукция земледелия и животноводства стала превалировать в общем объеме доходов крестьянского двора. Так, к 1480-м гг. в северном Приладожье, то есть на северной оконечности основной территории проживания древнекарельской народности, треть всех семей выплачива­ла налоги еще пушниной, но две трети - уже хлебом и деньгами16.

Успеху в земледелии способствовало знание населением Карелии ряда важных ремесел. Главные из них - железоделательное производство и ткачество. Ремеслом занимались без отрыва от сельского хозяйства и промыслов. Кузнецы работали на заказ, а не на рынок. Ткачеством занимались в основном женщины на дому, удовлет­воряя потребности семьи.

Кузнечное производство развивалось в Карелии с эпохи викингов. Сырьем слу­жили местные железные руды. В домницах варилось не только простое железо, но и уклад - высокоуглеродистое железо, близкое по качеству к стали. Умелые кузнецы использовали сложные, в том числе русские технологии, такие как трехслойный па­кет. Суть последней состояла в наварке с двух сторон железных полос на стальную основу-лезвие, отчего оружие (мечи, ножи) становились самозатачивающимися. Раз­нообразие приемов и методов горячей кузнечной ковки и сварки, термической обра­ботки и горновой пайки, обмеднения железных и стальных изделий ставят кузнецов из Карелии в один ряд с городскими кузнецами Новгорода и Ладоги - основных центров ремесленного производства северной Руси. месте стояли лен и конопля, а из огородных - горох. Высаживался и хмель, необхо­димый для варки пива.

Повсеместное распространение земледелия изменило сам вид поселений. Появи­лись новые хозяйственные помещения - гумно с током и овин (у карелов и вепсов - рига, ригача). В крытом гумне хранились необмолоченный хлеб и солома. Чтобы до­стичь полного обмолота, зерно сушили в овине. Там в земле выкапывалась яма для костра (позднее - строилась печь), а наверху имелись жерди-колосники для просуш­ки снопов. На току колосья обмолачивались цепами. Потом зерно мололи, поначалу на ручных мельницах-жерновах. В XV в. в крупных хозяйствах монастырей Карелии стали появляться ветряные и водяные мельницы.

Земледелие становилось ведущей формой хозяйственной деятельности постепен­но. Давние занятия населения - охота и рыболовство - не утрачивали своих пози­ций нигде, кроме самых южных районов. Лишь со временем продукция земледелия и животноводства стала превалировать в общем объеме доходов крестьянского двора. Так, к 1480-м гг. в северном Приладожье, то есть на северной оконечности основной территории проживания древнекарельской народности, треть всех семей выплачива­ла налоги еще пушниной, но две трети - уже хлебом и деньгами16.

Успеху в земледелии способствовало знание населением Карелии ряда важных ремесел. Главные из них - железоделательное производство и ткачество. Ремеслом занимались без отрыва от сельского хозяйства и промыслов. Кузнецы работали на заказ, а не на рынок. Ткачеством занимались в основном женщины на дому, удовлет­воряя потребности семьи.

Кузнечное производство развивалось в Карелии с эпохи викингов. Сырьем слу­жили местные железные руды. В домницах варилось не только простое железо, но и уклад - высокоуглеродистое железо, близкое по качеству к стали. Умелые кузнецы использовали сложные, в том числе русские технологии, такие как трехслойный па­кет. Суть последней состояла в наварке с двух сторон железных полос на стальную основу-лезвие, отчего оружие (мечи, ножи) становились самозатачивающимися. Раз­нообразие приемов и методов горячей кузнечной ковки и сварки, термической обра­ботки и горновой пайки, обмеднения железных и стальных изделий ставят кузнецов из Карелии в один ряд с городскими кузнецами Новгорода и Ладоги - основных центров ремесленного производства северной Руси.

Высокой технологией отличалось и ювелирное производство. Ювелиры-кузнецы работали с серебром, сплавом меди с цинком, позднее - со свинцово-оловянистой и оловянистой бронзой. Археологами найдены не только ювелирные инструменты и наковальни, но и разнообразные украшения: ажурные застежки из плетеной серебря­ной проволоки для крепления к волосам платка-"сюкерё", серебряные же нагруд­ные броши и фибулы, служившие для прикрепления головного платка и наплечной накидки к платью. Данные изделия являлись не только предметами искусства, но и слу­жили отличительными знаками этнической принадлежности. Известен карельский тип фибул, а зооморфные подвески в целом характерны для древневепсского населения.

"Медные одежды" карельских рун также нашли археологическое подтверждение. Медь использовалась для выделки спиралей, сквозь которые продевали нить, наши­вавшуюся на ленту. Многие ряды таких лент с медными спиралями пришивались к платьям и юбкам. Для украшения одежды использовались и привозные ткани с золо­той и серебряной нитью.

Одежда производилась в основном из льняной и шерстяной тканей. Верхняя одежда вязалась из теплой шерсти полотняного и саржевого переплетения, часто из разно­цветных нитей; на нижнее белье (нательные рубахи) и шейные украшения шли льня­ная и конопляная ткани, которые выделывались с помощью ткацких станков. Пояса, ленты, узорчатая и гладкая тесьма изготовлялись способом тканья на дощечках с от­верстиями на концах. В цветовой гамме одежды веси (во всяком случае, в погребаль­ной) преобладали черный, темно-красный цвета и оттенки коричневого17.

Экономические успехи и однотипное внутреннее социальное развитие сближали племенные группы прибалтийско-финского населения северо-западного Приладожья.

Кроме того, сказывалась и нестабильная, полная опасностей военно-политическая обстановка на Карельском перешейке, особенно обострившаяся в XJI-XIV вв. Все это консолидировало разрозненное поначалу местное население в единую карель­скую народность. Карелы, выработавшие к тому времени собственные формы мате­риально-духовных ценностей, были связаны военно-политически, экономически, культурно, а с XIII в. и религиозно с Русью. Союзные, а затем и внутригосударствен­ные связи повлияли на социальное развитие корелы, ускорив процесс становления феодальных отношений в недрах древнекарельского общества18. Весь, отдаленная от опасной границы со Швецией, напрямую входила в основную территорию Новго­родской феодальной республики. Поэтому в XIII-XV вв. она испытывала на себе те же тенденции к вызреванию системы государственного феодализма, что и корела.

Подобрать тур
Наши контакты
Экскурсии по Карелии
Билеты на Кижи
Экскурсии на Валаам и Соловки
Мы в социальных сетях
Новости
Ежедневно на остров Кижи
28.10

Приглашаем в увлекательное путешествие на остров Кижи. Осенью, зимой и весной мы предлагаем однодневные поездки через Заонежье. Вы не только посетите наш самый известный остров, но и увидите деревни Заонежья, побываете на самом крупном в мире месторождении шунгита в Толвуи.

Предновогодние сюрпризы!
20.12

Признание от парнеров под Новый год - еще один подарок! 

Экскурсии летом 2024
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2024 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы