Культура (часть 1)
Окончание Великой Отечественной войны породило в обществе надежды на обновление культурной жизни. Конечно, жесткий идеологический диктат сдерживал развитие творческой мысли, и все же новые идеи и подходы пробивали дорогу, формировался нестандартный взгляд на многие современные явления, отстаивалась свобода творчества. Однако вскоре началось широкое наступление на идеологическом фронте, первыми жертвами которого стали литература, театр, кинематограф. В 1946-1948 гг. был принят ряд постановлений ЦК партии по вопросам литературы и искусства, в которых осуждались "аполитичность", "безыдейность" творческой интеллигенции, отступление от принципа партийности в художественном творчестве.
Пропагандистская кампания не обошла стороной и Карелию. Подверглась критике редколлегия журнала "На рубеже", печатавшего мало произведений на современную тему, руководство Финского и Русского драматических театров, отдававших предпочтение русской и зарубежной классике перед советской пьесой. Карельских художников упрекали в увлечении пейзажами, натюрмортами и портретами, а карельских композиторов - в предпочтении фольклорным произведениям, из которых они брали для переработки только грустные мотивы. Правительство республики приняло ряд постановлений, предусматривавших установление жесткого контроля за деятельностью театрально-зрелищных и концертных предприятий, продукцией изобразительного искусства. Проведение спектаклей, концертов, литературных вечеров допускалось только с разрешения Управления по делам искусств при Совете Министров республики и уполномоченного Главреперткома по КФССР. Виновные в нарушении постановления подвергались в административном порядке штрафу в сумме 100 руб. или исправительно-трудовым работам на срок до 30 дней.
Деятельность творческой интеллигенции регулярно обсуждалась на партийных пленумах и конференциях, заседаниях бюро, совещаниях работников культуры. Перед деятелями литературы и искусства ставились задачи изучения марксистско-ленинской теории, активного участия в воспитании строителей нового общества. Борьба за коммунистическую идейность творчества деятелей культуры вылилась в начале 1949 г. в широкую кампанию против космополитизма и "низкопоклонства" перед Западом. 30-31 марта 1949 г. в Петрозаводске состоялось собрание работников литературы и искусства, на котором были выявлены ошибки "космополитического" характера в работе творческих кадров республики. Руководство Финского драматического театра упрекалось в увлечении произведениями финских писателей, "чуждых советскому зрителю по своему идейному содержанию". Критике подверглась постановка национальным театром пьесы норвежского драматурга Г. Ибсена "Нора". Проявлением "космополитизма" было названо и то, что на кафедре философии университета из 70 часов по истории философии на русскую классическую философию отводилось лишь 30 часов. Навязывание сверху единомыслия, абсолютизация классового подхода к проблемам культуры привели к отказу от многих достижений мировой литературы и искусства. Однако первые, хотя и робкие шаги, сделанные обществом на пути духовного раскрепощения в первые послевоенные годы, были необратимы и подготовили почву для потепления идеологического климата в середине 1950-х гг.
В послевоенный период литература республики продолжала развиваться на двух литературных языках - финском и русском. В эти годы родилась самостоятельная финноязычная, обогащенная беломорско-карельским диалектом литература. Заявила о себе группа творчески зрелых писателей-карелов родом из района Калевалы, родины знаменитых народных сказителей-рунопевцев. А. Тимонен, Н. Яккола, О. Степанов, Н. Лайне, Я. Ругоев, П. Пертту привнесли в литературу новые темы, их творчество отмечено художественным своеобразием, преемственной связью с фольклорной традицией93.
Велась работа по переводу лучших произведений русской классики, современной советской литературы на финский язык. В русскоязычной литературе Карелии появились новые имена прозаиков и поэтов А. Титова, Б. Шмидта, Д. Гусарова, И. Симаненкова, М. Тарасова и В. Морозова.
Возрождение карельской послевоенной прозы шло в русле усиления эпического начала. Хотя преимущественное развитие в первые послевоенные годы получили очерк, рассказ, газетная корреспонденция, наряду с этим появляются крупные романы, в которых осмысливается историческое прошлое карельского народа, - "Бе-ломорье" А. Линевского, "На берегах Пирттиярви" Н. Яккола, "От Карелии до Карпат", "Освещенные берега", "В заливе ветров" А. Тимонена, "Вперед, народ трудовой" У. Викстрема и др. Новые произведения в поэтическом жанре опублико-
|вали Л. Хело, Я. Ругоев, Н. Лайне, В. Эрвасти и др. В карельской поэзии получила развитие как жанр поэма. Были опубликованы поэмы Б. Шмидта, А. Титова, первая в истории поэзии Карелии крупная поэма-эпопея на финском языке Я. Ругое-ва "Сказание о карелах". В феврале 1949 г. литературная общественность республики и страны широко отметила 100-летний юбилей эпоса "Калевала". В Москве вышло в свет издание "Калевалы" на русском языке в переводе Л. Вельского под редакцией М. Шагинян и В. Казина, а в Петрозаводске - составленная О.В. Куусиненом "Поэзия Калевалы" - собрание избранных рун. В популяризации народного поэтического наследия большую роль играли карельские сказители. На страницах финноязычной периодики активно публиковались произведения сказителей М. Ремшу, М. Михе-евой, Е. Хямяляйнен, в которых традиционно противопоставлялось новое старому, что было характерной чертой советского фольклора тех лет.
Развитие литературы в послевоенные годы сдерживалось жесткими рамками метода социалистического реализма, не допускавшими глубокого раскрытия индивидуальности и национальной самобытности. Идеологический контроль за деятельностью творческих работников республики со стороны партийных органов и учреждений цензуры мешал собственной трактовке писателями тех или иных событий прошлого и современности. Критике подверглась повесть А. Линевского "Тогда на Ладоге", якобы, умалявшая достоинства советских людей, роман Д. Гусарова "Боевой призыв" за "недостаточно яркое воплощение руководящей роли КПСС в жизни общества", ряд других произведений. В декабре 1952 г. на заседании бюро ЦК Компартии республики было осуждено "непартийное" поведение писателей А.Н. Тимонена и У.К. Викстрема, "некритически подходивших к финской литературе и замалчивавших ее реакционные стороны". А.Н. Тимонен был освобожден от обязанностей председателя правления Союза писателей республики.
Смерть Сталина и публичное осуждение культа личности на XX съезде партии (1956 г.) создали благоприятную почву для обновления литературы, искусства, науки. Советский читатель впервые после долгих лет цензуры смог познакомиться с романом В. Дудинцева "Не хлебом единым", повестью А. Яшина "Рычаги", творчеством А. Солженицына. Одной из центральных проблем духовной жизни того времени стала проблема свободы творчества. Широкий резонанс в писательских кругах вызвало выступление молодого поэта В. Морозова, призвавшего преодолеть провинциализм в творчестве, понимаемый им как жизнь по указаниям свыше. Ряд литераторов республики выступил с предложением переиздать произведения реабилитированных авторов. В 1954-1958 гг. читателям были возвращены произведения писателей Карелии Т.О. Гуттари, Ф.П. Ивачева, Я.Э. Виртанена, Э.Б. Парраса и др. Однако уже в конце 1950-х - начале 1960-х гг. эта работа начала постепенно свертываться. На партийных конференциях, пленумах и совещаниях вновь усилилась критика в адрес карельских писателей, художников, композиторов за недостаточное внимание к современной действительности, попытки толкнуть литературу и искусство на так называемый "свободный путь развития". Серьезные претензии были предъявлены к пьесе карельских писателей Н. Яккола и Т. Ланкинена "Глушь пробуждается", в которой была слабо показана роль по-литссыльных большевиков, к книге В. Бабич "Хозяйка леса", где имели место элементы аполитичности. Поэта Т. Сумманена упрекали в том, что он описывает сугубо личные чувства и переживания.
Литература республики в 1950-1960-е гг. пополнилась рядом крупных произведений, вызвавших интерес массового читателя. Появились романы А. Тимонена "Родными тропами", "Белокрылая птица", "Здесь мой дом", О. Степанова "Родичи", У. Викстрема "Суоми в огне", Д. Гусарова "Цена человеку" и книга "Три повести
|из жизни Петра Анохина", трилогия А. Линевского "Беломорье" и др. Новые социальные и психологические проблемы народной жизни поднимались в прозе и поэзии О. Мишина, В. Морозова, М. Тарасова, П. Борискова, Г. Кикинова, Б. Шмидта. Был осуществлен ряд постановок по пьесам местных авторов - "Это было в Карелии" А. Иванова, "В огненном кольце" П. Борискова и др. Пьеса П. Борискова была удостоена третьей премии на Всероссийском конкурсе на лучшую пьесу. У Росту влияния писательской организации Карелии на литературный процесс на Севере России способствовало преобразование с начала 1966 г. журнала "Север" (до 1965 г. журнал "На рубеже") в орган Союза писателей РСФСР, КАССР, Архангельского и Вологодского отделений СП РСФСР. В январе 1969 г. Карельский обком КПСС и Совет Министров КАССР учредили ежегодную Государственную премию Карельской АССР в области литературы и искусства. Первым лауреатом Государственной премии КАССР стал писатель A.M. Линевский, получивший ее за эпопею "Беломорье" и повесть "Листы каменной книги". В октябре 1969 г. литературная общественность Карелии отметила 200-летний юбилей со дня рождения выдающегося карельского рунопевца А.И. Перттунена.
Значительное внимание в послевоенные годы уделялось развитию изобразительного искусства, его широкой пропаганде среди трудящихся. В 1950 г. в г. Петрозаводске открылась первая передвижная выставка Союза художников республики. На ней экспонировалось 30 произведений живописи и графики. За две недели выставку посетило более 2 тыс. человек. С этого года передвижные выставки стали проводиться регулярно. В августе 1951 г. состоялась первая выставка изобразительного искусства Карелии в Москве, на которой экспонировалось свыше 100 произведений живописи и скульптуры. В 1956 г. в г. Петрозаводске открылся выставочный зал Союза хо-
дожников КАССР. Картины живописцев республики широко экспонировались на зональных выставках "Советский Север", выставках "Советская Россия", а также в Финляндии. Продолжались поиски новых тем и жанров. Получили значительное развитие станковая и книжная графика, офорт, линогравюра и литография.