Культура (часть 1)

Окончание Великой Отечественной войны породило в обществе надежды на обновление культурной жизни. Конечно, жесткий идеологический диктат сдержи­вал развитие творческой мысли, и все же новые идеи и подходы пробивали дорогу, формировался нестандартный взгляд на многие современные явления, отстаивалась свобода творчества. Однако вскоре началось широкое наступление на идеологи­ческом фронте, первыми жертвами которого стали литература, театр, кинемато­граф. В 1946-1948 гг. был принят ряд постановлений ЦК партии по вопросам ли­тературы и искусства, в которых осуждались "аполитичность", "безыдейность" творческой интеллигенции, отступление от принципа партийности в художествен­ном творчестве.

Пропагандистская кампания не обошла стороной и Карелию. Подверглась кри­тике редколлегия журнала "На рубеже", печатавшего мало произведений на со­временную тему, руководство Финского и Русского драматических театров, отда­вавших предпочтение русской и зарубежной классике перед советской пьесой. Карельских художников упрекали в увлечении пейзажами, натюрмортами и порт­ретами, а карельских композиторов - в предпочтении фольклорным произведени­ям, из которых они брали для переработки только грустные мотивы. Правительство республики приняло ряд постановлений, предусматривавших установление жест­кого контроля за деятельностью театрально-зрелищных и концертных предприя­тий, продукцией изобразительного искусства. Проведение спектаклей, концертов, литературных вечеров допускалось только с разрешения Управления по делам ис­кусств при Совете Министров республики и уполномоченного Главреперткома по КФССР. Виновные в нарушении постановления подвергались в административ­ном порядке штрафу в сумме 100 руб. или исправительно-трудовым работам на срок до 30 дней.

Деятельность творческой интеллигенции регулярно обсуждалась на партийных пленумах и конференциях, заседаниях бюро, совещаниях работников культуры. Перед деятелями литературы и искусства ставились задачи изучения марксистско-ленинской теории, активного участия в воспитании строителей нового общества. Борьба за коммунистическую идейность творчества деятелей культуры вылилась в начале 1949 г. в широкую кампанию против космополитизма и "низкопоклонства" перед Западом. 30-31 марта 1949 г. в Петрозаводске состоялось собрание работни­ков литературы и искусства, на котором были выявлены ошибки "космополитиче­ского" характера в работе творческих кадров республики. Руководство Финского драматического театра упрекалось в увлечении произведениями финских писате­лей, "чуждых советскому зрителю по своему идейному содержанию". Критике под­верглась постановка национальным театром пьесы норвежского драматурга Г. Ибсена "Нора". Проявлением "космополитизма" было названо и то, что на ка­федре философии университета из 70 часов по истории философии на русскую клас­сическую философию отводилось лишь 30 часов. Навязывание сверху единомы­слия, абсолютизация классового подхода к проблемам культуры привели к отказу от многих достижений мировой литературы и искусства. Однако первые, хотя и робкие шаги, сделанные обществом на пути духовного раскрепощения в первые послевоенные годы, были необратимы и подготовили почву для потепления идео­логического климата в середине 1950-х гг.

В послевоенный период литература республики продолжала развиваться на двух литературных языках - финском и русском. В эти годы родилась самостоя­тельная финноязычная, обогащенная беломорско-карельским диалектом литерату­ра. Заявила о себе группа творчески зрелых писателей-карелов родом из района Калевалы, родины знаменитых народных сказителей-рунопевцев. А. Тимонен, Н. Яккола, О. Степанов, Н. Лайне, Я. Ругоев, П. Пертту привнесли в литературу новые темы, их творчество отмечено художественным своеобразием, преемственной связью с фольклорной традицией93.

Велась работа по переводу лучших произведений русской классики, современ­ной советской литературы на финский язык. В русскоязычной литературе Карелии появились новые имена прозаиков и поэтов А. Титова, Б. Шмидта, Д. Гусарова, И. Симаненкова, М. Тарасова и В. Морозова.

Возрождение карельской послевоенной прозы шло в русле усиления эпического начала. Хотя преимущественное развитие в первые послевоенные годы получили очерк, рассказ, газетная корреспонденция, наряду с этим появляются крупные ро­маны, в которых осмысливается историческое прошлое карельского народа, - "Бе-ломорье" А. Линевского, "На берегах Пирттиярви" Н. Яккола, "От Карелии до Карпат", "Освещенные берега", "В заливе ветров" А. Тимонена, "Вперед, народ трудовой" У. Викстрема и др. Новые произведения в поэтическом жанре опублико-

|вали Л. Хело, Я. Ругоев, Н. Лайне, В. Эрвасти и др. В карельской поэзии получила развитие как жанр поэма. Были опубликованы поэмы Б. Шмидта, А. Титова, пер­вая в истории поэзии Карелии крупная поэма-эпопея на финском языке Я. Ругое-ва "Сказание о карелах". В феврале 1949 г. литературная общественность республики и страны широко отметила 100-летний юбилей эпоса "Калевала". В Москве вышло в свет издание "Калевалы" на русском языке в переводе Л. Вельского под редакцией М. Шагинян и В. Казина, а в Петрозаводске - составленная О.В. Куусиненом "Поэзия Кале­валы" - собрание избранных рун. В популяризации народного поэтического на­следия большую роль играли карельские сказители. На страницах финноязычной периодики активно публиковались произведения сказителей М. Ремшу, М. Михе-евой, Е. Хямяляйнен, в которых традиционно противопоставлялось новое старому, что было характерной чертой советского фольклора тех лет.

Развитие литературы в послевоенные годы сдерживалось жесткими рамками метода социалистического реализма, не допускавшими глубокого раскрытия ин­дивидуальности и национальной самобытности. Идеологический контроль за дея­тельностью творческих работников республики со стороны партийных органов и учреждений цензуры мешал собственной трактовке писателями тех или иных собы­тий прошлого и современности. Критике подверглась повесть А. Линевского "Тог­да на Ладоге", якобы, умалявшая достоинства советских людей, роман Д. Гусаро­ва "Боевой призыв" за "недостаточно яркое воплощение руководящей роли КПСС в жизни общества", ряд других произведений. В декабре 1952 г. на заседании бюро ЦК Компартии республики было осуждено "непартийное" поведение писателей А.Н. Тимонена и У.К. Викстрема, "некритически подходивших к финской литера­туре и замалчивавших ее реакционные стороны". А.Н. Тимонен был освобожден от обязанностей председателя правления  Союза писателей республики.

Смерть Сталина и публичное осуждение культа личности на XX съезде партии (1956 г.) создали благоприятную почву для обновления литературы, искусства, науки. Советский читатель впервые после долгих лет цензуры смог познакомиться с романом В. Дудинцева "Не хлебом единым", повестью А. Яшина "Рычаги", твор­чеством А. Солженицына. Одной из центральных проблем духовной жизни того времени стала проблема свободы творчества. Широкий резонанс в писательских кругах вызвало выступление молодого поэта В. Морозова, призвавшего преодо­леть провинциализм в творчестве, понимаемый им как жизнь по указаниям свыше. Ряд литераторов республики выступил с предложением переиздать произведения реабилитированных авторов. В 1954-1958 гг. читателям были возвращены произ­ведения писателей Карелии Т.О. Гуттари, Ф.П. Ивачева, Я.Э. Виртанена, Э.Б. Парраса и др. Однако уже в конце 1950-х - начале 1960-х гг. эта работа начала постепенно свертываться. На партийных конференциях, пленумах и сове­щаниях вновь усилилась критика в адрес карельских писателей, художников, ком­позиторов за недостаточное внимание к современной действительности, попытки толкнуть литературу и искусство на так называемый "свободный путь развития". Серьезные претензии были предъявлены к пьесе карельских писателей Н. Яккола и Т. Ланкинена "Глушь пробуждается", в которой была слабо показана роль по-литссыльных большевиков, к книге В. Бабич "Хозяйка леса", где имели место эле­менты аполитичности. Поэта Т. Сумманена упрекали в том, что он описывает су­губо личные чувства и переживания.

Литература республики в 1950-1960-е гг. пополнилась рядом крупных произве­дений, вызвавших интерес массового читателя. Появились романы А. Тимонена "Род­ными тропами", "Белокрылая птица", "Здесь мой дом", О. Степанова "Родичи", У. Викстрема "Суоми в огне", Д. Гусарова "Цена человеку" и книга "Три повести

|из жизни Петра Анохина", трилогия А. Линевского "Беломорье" и др. Новые соци­альные и психологические проблемы народной жизни поднимались в прозе и поэзии О. Мишина, В. Морозова, М. Тарасова, П. Борискова, Г. Кикинова, Б. Шмидта. Был осуществлен ряд постановок по пьесам местных авторов - "Это было в Карелии" А. Иванова, "В огненном кольце" П. Борискова и др. Пьеса П. Борискова была удо­стоена третьей премии на Всероссийском конкурсе на лучшую пьесу. У Росту влияния писательской организации Карелии на литературный процесс на Севере России способствовало преобразование с начала 1966 г. журнала "Се­вер" (до 1965 г. журнал "На рубеже") в орган Союза писателей РСФСР, КАССР, Архангельского и Вологодского отделений СП РСФСР. В январе 1969 г. Карель­ский обком КПСС и Совет Министров КАССР учредили ежегодную Государствен­ную премию Карельской АССР в области литературы и искусства. Первым лауреатом Государственной премии КАССР стал писа­тель A.M. Линевский, получивший ее за эпопею "Беломорье" и повесть "Листы каменной книги". В октябре 1969 г. литературная общественность Карелии отметила 200-летний юбилей со дня рож­дения выдающегося карельского рунопевца А.И. Перттунена.

Значительное внимание в послевоенные годы уделялось развитию изобразительного искусства, его широкой пропаганде среди трудящихся. В 1950 г. в г. Петрозаводске открылась первая пере­движная выставка Союза художников республи­ки. На ней экспонировалось 30 произведений живописи и графики. За две недели выставку по­сетило более 2 тыс. человек. С этого года пере­движные выставки стали проводиться регулярно. В августе 1951 г. состоялась первая выставка изо­бразительного искусства Карелии в Москве, на которой экспонировалось свыше 100 произведе­ний живописи и скульптуры. В 1956 г. в г. Петро­заводске открылся выставочный зал Союза хо-

дожников КАССР. Картины живописцев республики широко экспонировались на зональных выставках "Советский Север", выставках "Советская Россия", а также в Финляндии. Продолжались поиски новых тем и жанров. Получили значительное развитие станковая и книжная графика, офорт, линогравюра и литография.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы