Культура (часть 2)

Далеко за пределами республики были известны имена народного художни­ка РСФСР скульптора Л.Ф. Ланкинена, удостоенного в 1969 г. Государствен­ной премии РСФСР имени И. Репина в области изобразительного искусства за создание серии скульптурных портретов, народного художника КАССР Г.А. Стройка, народного художника РСФСР, лауреата Государственной пре­мии КАССР С.Х. Юнтунена, заслуженных деятелей искусств КАССР З.Е. Льво­вича и А.И. Авдышева и др.

Активную работу по пропаганде изобразительного искусства проводил от­крывшийся 20 октября 1960 г. в г. Петрозаводске Музей изобразительных искусств. Основу его коллекции составили произведения, переданные из фондов Государ­ственного историко-краеведческого музея. В комплектовании фондов музея боль­шую помощь оказали Государственный Русский музей, Государственная Третья­ковская галерея и Эрмитаж, которые подарили музею около 300 произведений русского и зарубежного искусства. За время экспедиций сотрудниками музея была собрана уникальная коллекция - более 2 тыс. произведений древнерусской жи­вописи XV-XVIII веков, имеющих мировое значение. К 1971 г. коллекция музея насчитывала более 5600 произведений живописи, графики, скульптуры и при­кладного искусства. При музее работал школьный лекторий по русскому, совет­скому и карельскому изобразительному искусству, регулярно проводились встре­чи с художниками.

Восстановление городов и поселков, начавшееся еще до завершения войны, стало новым этапом в развитии градостроительства и архитектуры. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. была осуществлена разработка планов застройки городов и  райцентров республики, однако ее существен­ным недостатком являлось преобладание мало­этажных и Деревянных строений, неудовлетвори­тельное архитектурное оформление, отсутствие комплексности в возведении жилых и социаль­но-культурных объектов. Строительство велось в основном разбросанно, без создания закончен­ных архитектурных ансамблей, а также, за ред­ким исключением, без учета традиций народно­го зодчества Карелии. Не всегда учитывались экологические последствия возведения промыш­ленных предприятий в зоне жилой застройки го­родов.

В послевоенные годы в столице республики был построен ряд крупных общественных зда­ний, создавших неповторимый облик города: универмаг на ул. Дзержинского (архитектор

Н. Корнева, 1948 г.), гостиница "Северная" (архитектор К. Гутин, 1948 г.), лет­ний кинотеатр в Парке культуры и отдыха (архитектор М. Старченко, 1949 г.), Дом связи на ул. Дзержинского (архитектор А. Андреев, 1950 г.), Музыкально-драматический театр (архитекторы С. Бродский и др., 1955 г.). Запоминающийся гостям города своеобразный стиль приобрел проспект Карла Маркса.

Со второй половины 1950-х гг. наступил новый период развития градострои­тельства, основанный на широком внедрении типовых проектов. В республике ве­лась планомерная застройка Петрозаводска и районных центров - Сегежи, Кон-допоги, Медвежьегорска, Кеми и др., где появились улицы многоэтажных каменных домов. Выросли новые рабочие поселки - Черный Порог, Пяльма, Боровой, Ам­барный, Костомукша, Чкаловский. Однако из 36 поселков городского типа в 1959 г. генеральные планы застройки имели только 11 поселков.

Столица республики значительно расширила границы в северо-западном и юго-восточном направлениях. В 1960 г. каменные дома составляли уже 1/3 жило­го фонда. Заметными вехами в формировании архитектурного облика города ста­ли построенные во второй половине 1950-х гг. Дом физкультуры, Дом культуры ОТЗ, Публичная библиотека, Телецентр, в 1960-е гг. - одно из первых современ­ных общественных зданий - клуб Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги (архитектор Э. Адалева, 1966 г.), Финский драматический театр (архитектор С. Бродский, 1965 г.), универмаг "Карелия" (архитектор А. Ротиков и В. Архипов, 1967 г.), комплекс Карельского филиала АН СССР (архитектор Е. Тимошков, 1967 г.), Дом политического просвещения, получивший на Всероссийском конкурсе по качеству строительства диплом I степени (автор и главный архитектор проекта Т.В. Ковалевская, автор интерьера Э.Б. Адалева, 1969 г.) и др.

Расширилась концертно-гастрольная и музыкально-просветительская деятель­ность. В августе 1947 г. Карелию впервые посетила Ленинградская государствен­ная академическая капелла имени М. Глинки. Незабываемыми событиями в куль­турной жизни Карелии послевоенного периода стали выступления в Петрозаводске лауреатов Ленинской премии музыкантов С. Рихтера, Э. Гилельса, Л. Когана, твор­ческий вечер-концерт композитора В.П. Соловьева-Седого. В 1946 г. возобновила  свою работу Карельская государ­ственная филармония, был возрожден симфонический оркестр. В первые пос­левоенные годы его деятельность огра­ничивалась в основном исполнением произведений русской и зарубежной классики в их наиболее популярных образцах и сочинений карельских ав­торов. В 1950-1960-е гг. репертуар оркестра пополнился крупными сочи­нениями современных советских и за­рубежных композиторов - С. Проко­фьева, Д. Шостаковича, И. Стра­винского, А. Копленда и др. Нацио­нальный ансамбль "Кантеле", сохра­няя лучшие традиции карельской, вепсской, финской народной музы­ки и танца, включил в свой репертуар русские, белорусские, украинские, эстонские песни, болгарские и румын­ские танцы, классические музыкаль­ные произведения.

Творчество композиторов респуб­лики обогатилось новыми, в том числе синтетическими, жанрами музыкаль­ного искусства. Традиции националь­ной культуры нашли свое выражение в первом крупном музыкально-сцени­ческом произведении - балете "Сампо" Г. Синисало и его же сюите "Ка­рельские картинки", в комической опере "Кумоха" и "Вепсской рапсо­дии" Р. Пергамента, сюите на темы "Калевалы" Р. Раутио, "Вариациях на финскую тему" Г. Синисало, "Финских танцах" Л. Теплицкого и других произведениях. Были сделаны обработки карельских, финских и вепсских песен. В 1960-е гг. состоялись премьеры симфони­ческой кантаты "Кантелетар" и "Симфонических рун" Э. Патлаенко, в которых были претворены образцы карельского и финского фольклора. Представители раз­личных народов республики привносили в культуру свое восприятие национально особенного, придавая новым формам черты самобытности.

В целях улучшения музыкального образования населения открылись новые музыкальные школы в Сортавале, Олонце, Ухте, Сегеже, Беломорске. В 1952 г. со­стоялся первый выпуск музыкального училища республики, основанного в 1938 г. В 1967 г. в столице республики открылся филиал Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Коллективы театров республики после окончания Великой Отечественной вой­ны обновили репертуар, знакомя зрителей с лучшими образцами русской и советской драматургии, классической и современной музыки. На Всесоюзном смотре спек­таклей русской классики в конце 1945 г. Театр русской драмы занял одно из первых мест в стране, показав спектакли "Старик" М. Горького, "Доходное место" А. Островского, "Дворянское гнездо" И. Тургенева. В 1949 г. Театр русской драмы и Финский драматический театр приняли участие во Всесоюзном смотре спектак­лей на современные советские темы. Лучшими спектаклями были признаны "Ветер с юга" Э. Грина в Финском театре, нашедший широкий отклик в Эстонии и Финлян­дии и впоследствии удостоенный Государственной премии СССР, и "Два капита­на" В. Каверина в Театре русской драмы. За постановку спектакля "Ветер с юга" режиссер театра В.Э. Суни и заслуженные артисты КФССР Е.С. Томберг и Т.Н. Ланкинен были удостоены Государственной премии СССР.

В 1950 г. открылся третий театр в Карелии - передвижной драматический те­атр в Сортавале, обслуживавший районы республики, а в начале ноября 1955 г., после трех лет небывалого по размаху и напряженности строительства, открыл за­навес новый Музыкально-драматический театр. Музыкальное отделение театра составили выпускники ГИТИСа, консерваторий, музыкальных и хореографиче­ских училищ страны, а также опытные актеры - И. Гридчина, 3. Эстрин, Н. По-лагаева, Д. Утикеев, А. Шеронов, П. Паровишник, Р. Сабирова, С. Губина,С. Сте­панова, Ю. Сидоров, В. Мельников и др. Постепенно расширялся репертуар театра.

Зрители могли познакомиться не только с классической и советской опереттой, но и с операми "Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини, "Травиата" Дж. Верди, "Евгений Оне­гин" П. Чайковского.

В 1956 г. в Музыкально-драматическом театре был поставлен первый балет - "Соперницы" П. Гертеля, в 1957-1958 гг. были показаны балеты "Эсмеральда" Ц. Пуни, Р. Глиэра, С. Василенко и "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева, а 27 марта 1959 г. состоялась премьера первого национального балета "Сампо" (ком­позитор народный артист РСФСР Г.Н. Синисало, балетмейстер заслуженный дея­тель искусств РСФСР И.В. Смирнов), который получил широкое признание и за пределами республики. Постановкой в 1960 г. балета "Лебединое озеро" в жизни театра начался период освоения классического балетного наследия. На карельской сцене появились балетные спектакли "Баядерка" и "Дон Кихот" Л. Минкуса, "Спя­щая красавица" П.Чайковского, "Жизель" А. Адана и др.

Драматическое отделение театра представило на суд зрителя ряд новых спек­таклей: "Иркутская история" А. Арбузова, "Проводы белых ночей" В. Пановой, "Поднятая целина" М. Шолохова, "Живой труп" Л. Толстого, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера и др. В конце 1960-х гг. по произведениям карельских писателей были поставлены спектакли "Примешь ли меня, земля карельская?" А.Н. Тимонена и "Любить и верить" по мотивам романа Д.Я. Гусарова "Цена человеку". На все­российском конкурсе театров, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Лени­на, оба спектакля и их авторы были награждены дипломами первой степени. По­четное звание народного артиста КАССР было присвоено солисту балета Государственного музыкального театра Ю.М. Сидорову, звание народной арти­стки РСФСР - солистке балета театра СИ. Сидоровой (Губиной).

Укрепился состав Финского драматического театра. В 1957 г. в театр вернулись выпускники карельской студии, созданной в 1952 г. при Ленинградском театраль­ном институте имени А.Н. Островского, а в 1965 г. при Финском театре была обра­зована своя студия. В репертуаре театра преобладала мировая и советская драма­тургическая классика, произведения местных авторов. В 1950-1960-е гг. был осуществлен ряд удачных постановок, по достоинству оцененных как в республи­ке, так и за ее пределами: "Люди с Дангора" М. Андерсена-Нексё, "Васса Желез-нова" М. Горького, "Сын рыбака" В. Лациса, "Бабье лето" М. Лассила, "Новые друзья" У. Викстрема и др.

Творчество деятелей культуры республики получило достойную оценку. Орде­на Ленина была удостоена певица С.А. Рикка, звание народной артистки СССР присвоено Е.С. Томберг, звания народных артистов РСФСР удостоены Д.К. Кар­пова, Т.И. Ланкинен, звания заслуженных деятелей искусств РСФСР - балетмей­стер В.И. Кононов, режиссер С.А. Туорила и др.

В 1950-1960-е гг. расширилось культурное сотрудничество между Карелией и Финляндией. Регулярно проводились обмен выставками художественных произве­дений, гастроли театральных коллективов и коллективов художественной самоде­ятельности. Несмотря на идеологическую заданность и ограниченность контактов определенными рамками, международный обмен позволял расширить представле­ния жителей республики о культурных достижениях и традициях северного соседа. В 1957 г. в г.Петрозаводске прошел фестиваль финляндских фильмов, который посе­тило более 30 тыс. человек. В 1958 г. были осуществлены съемки совместного совет­ско-финского фильма "Сампо", в котором снимались актеры Финского драмати­ческого театра Т. Ромппайнен, К. Севандер, Э. Хиппеляйнен, Э. Мюрюляйнен.

Более широкие масштабы приняло издание литературы на финском языке. В 1945- 1957 гг. Карельское книжное издательство выпустило в свет 923 названия произве­дений советских авторов на финском языке, за то же время было издано 17 произве­дений писателей Финляндии - М. Лассила, Ю. Ахо, Э. Синерво и др. С января 1961 г. издание книг на финском языке перешло к специально созданной финской редакции издательства "Прогресс".

Разнообразнее стали творческие встречи жителей республики с известными в стране актерами, писателями, художниками. В 1940-1960-е гг. в Карелии побы­вали писатели М. Дудин, Л. Леонов, Р. Рождественский, Д. Гранин, Э. Грин, Ю. Рытхэу, актеры народные артисты СССР Н. Черкасов, Л. Орлова, Н. Симонов, заслуженный артист РСФСР П. Кадочников, американский художник Р. Кент и др.

Определенные шаги предпринимались по укреплению материально-техниче­ской базы культурно-просветительных учреждений. К 1949 г. в республике рабо­тало более тысячи домов культуры, клубов, изб-читален, библиотек. Все сельские клубы и избы-читальни были радиофицированы, обеспечены газетами и журна­лами. Непоправимый ущерб культурно-просветительной работе среди населения нанесла развернувшаяся в середине 1950-х гг. кампания по сокращению штатов в учреждениях и организациях. В районных центрах были объединены районные и городские библиотеки, а в мелких населенных пунктах сельской местности - клуб­ные и библиотечные учреждения. \ / В конце 1950-х - начале 1960-х гг. в системе государственной культурной по­литики определяющим стал принцип "остаточного подхода" к финансированию культурных программ. Вновь были сокращены средства на социально-культурные мероприятия, в результате сократились штаты музеев, клубных учреждений и  библиотек, ряд из них был переведен на работу на общественных началах, сокра­тилось число памятников старины, оставленных под охраной государства и т. д. Особенно пострадала при этом материальная база культуры села, которая прак­тически была лишена государственной поддержки. По результатам единовремен­ного обследования, проведенного в 1108 населенных пунктах республики в начале 1967 г., в 71% населенных пунктов не было массовых библиотек, в 67% - клубных учреждений, в 600 населенных пунктах не демонстрировались кинофильмы94. Дея­тельность самих культпросветучреждений была чрезмерно политизирована, на пер­вый план в их работе ставились задачи мобилизации трудящихся на выполнение производственных планов, а не организации их полноценного отдыха.

В конце 1950-х - в 1960-х гг. в Карелии были созданы новые музеи. В 1959 г. принял посетителей первый в республике районный краеведческий музей в г. Олонце, возглавляемый заслуженным работником КАССР Н. Прилукиным. В 1966 г. был официально открыт государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", формирование которого началось еще во второй поло­вине 1940-х - в 1950-е гг. (в 1961-1966 гг. - филиал Карельского краеведческого музея). В 1967 г. открылся музей вепсской культуры в с. Шелтозеро Прионежского района.

Важное место в развитии и пропаганде культуры отводилось художественной самодеятельности. После войны были вновь организованы 172 коллектива художе­ственной самодеятельности, возрождены районные национальные хоры, игравшие неоценимую роль в популяризации народного творчества. Широкую известность в республике и за ее пределами приобрели лауреат премии комсомола Карелии Оло­нецкий народный хор (художественный руководитель - заслуженный артист КАССР И.И. Левкин, с 1970 г. - заслуженный работник культуры КАССР З.Д. Аутио), хор студентов Петрозаводского государственного университета (ху­дожественный руководитель и дирижер - заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат Государственной премии КАССР Г.Е. Терацуянц), хор мальчиков "Пеллерво" Дворца пионеров и школьников (художественный руководитель - заслу­женный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии КАССР СП. Оськина) и др. Большим успехом у публики пользовались выступления фоль­клорных ансамблей, оркестров народных инструментов.

Регулярно проводились республиканские смотры художественной самодеятель­ности. Первый такой смотр состоялся в 1945 г. На нем было представлено 188 кол­лективов художественной самодеятельности с количеством участников 1015 чело­век. В республиканском смотре художественной самодеятельности в 1948 г. участвовало уже 659 коллективов различных жанров - г хоровых, драматических, музыкальных, танцевальных и других, объединявших 6300 человек. В 1953 г. был проведен первый республиканский Праздник песни, в котором участвовало до 500 коллективов художественной самодеятельности95.

В целом развитию культуры в послевоенный период, как и других сфер обще­ственной жизни, свойственны непоследовательность и противоречивость. С одной стороны, были достигнуты значительные успехи в повышении общеобразователь­ного уровня населения, подготовке кадров специалистов, в развитии науки, ли­тературы, искусства. С другой стороны, творческая деятельность интеллигенции сдерживалась рамками единомыслия, в руководстве культурой усилился принцип "остаточного" финансирования, были допущены издержки в языковой политике и т. д.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы