Культура (часть 2)
Далеко за пределами республики были известны имена народного художника РСФСР скульптора Л.Ф. Ланкинена, удостоенного в 1969 г. Государственной премии РСФСР имени И. Репина в области изобразительного искусства за создание серии скульптурных портретов, народного художника КАССР Г.А. Стройка, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии КАССР С.Х. Юнтунена, заслуженных деятелей искусств КАССР З.Е. Львовича и А.И. Авдышева и др.
Активную работу по пропаганде изобразительного искусства проводил открывшийся 20 октября 1960 г. в г. Петрозаводске Музей изобразительных искусств. Основу его коллекции составили произведения, переданные из фондов Государственного историко-краеведческого музея. В комплектовании фондов музея большую помощь оказали Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и Эрмитаж, которые подарили музею около 300 произведений русского и зарубежного искусства. За время экспедиций сотрудниками музея была собрана уникальная коллекция - более 2 тыс. произведений древнерусской живописи XV-XVIII веков, имеющих мировое значение. К 1971 г. коллекция музея насчитывала более 5600 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. При музее работал школьный лекторий по русскому, советскому и карельскому изобразительному искусству, регулярно проводились встречи с художниками.
Восстановление городов и поселков, начавшееся еще до завершения войны, стало новым этапом в развитии градостроительства и архитектуры. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. была осуществлена разработка планов застройки городов и райцентров республики, однако ее существенным недостатком являлось преобладание малоэтажных и Деревянных строений, неудовлетворительное архитектурное оформление, отсутствие комплексности в возведении жилых и социально-культурных объектов. Строительство велось в основном разбросанно, без создания законченных архитектурных ансамблей, а также, за редким исключением, без учета традиций народного зодчества Карелии. Не всегда учитывались экологические последствия возведения промышленных предприятий в зоне жилой застройки городов.
В послевоенные годы в столице республики был построен ряд крупных общественных зданий, создавших неповторимый облик города: универмаг на ул. Дзержинского (архитектор
Н. Корнева, 1948 г.), гостиница "Северная" (архитектор К. Гутин, 1948 г.), летний кинотеатр в Парке культуры и отдыха (архитектор М. Старченко, 1949 г.), Дом связи на ул. Дзержинского (архитектор А. Андреев, 1950 г.), Музыкально-драматический театр (архитекторы С. Бродский и др., 1955 г.). Запоминающийся гостям города своеобразный стиль приобрел проспект Карла Маркса.
Со второй половины 1950-х гг. наступил новый период развития градостроительства, основанный на широком внедрении типовых проектов. В республике велась планомерная застройка Петрозаводска и районных центров - Сегежи, Кон-допоги, Медвежьегорска, Кеми и др., где появились улицы многоэтажных каменных домов. Выросли новые рабочие поселки - Черный Порог, Пяльма, Боровой, Амбарный, Костомукша, Чкаловский. Однако из 36 поселков городского типа в 1959 г. генеральные планы застройки имели только 11 поселков.
Столица республики значительно расширила границы в северо-западном и юго-восточном направлениях. В 1960 г. каменные дома составляли уже 1/3 жилого фонда. Заметными вехами в формировании архитектурного облика города стали построенные во второй половине 1950-х гг. Дом физкультуры, Дом культуры ОТЗ, Публичная библиотека, Телецентр, в 1960-е гг. - одно из первых современных общественных зданий - клуб Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги (архитектор Э. Адалева, 1966 г.), Финский драматический театр (архитектор С. Бродский, 1965 г.), универмаг "Карелия" (архитектор А. Ротиков и В. Архипов, 1967 г.), комплекс Карельского филиала АН СССР (архитектор Е. Тимошков, 1967 г.), Дом политического просвещения, получивший на Всероссийском конкурсе по качеству строительства диплом I степени (автор и главный архитектор проекта Т.В. Ковалевская, автор интерьера Э.Б. Адалева, 1969 г.) и др.
Расширилась концертно-гастрольная и музыкально-просветительская деятельность. В августе 1947 г. Карелию впервые посетила Ленинградская государственная академическая капелла имени М. Глинки. Незабываемыми событиями в культурной жизни Карелии послевоенного периода стали выступления в Петрозаводске лауреатов Ленинской премии музыкантов С. Рихтера, Э. Гилельса, Л. Когана, творческий вечер-концерт композитора В.П. Соловьева-Седого. В 1946 г. возобновила свою работу Карельская государственная филармония, был возрожден симфонический оркестр. В первые послевоенные годы его деятельность ограничивалась в основном исполнением произведений русской и зарубежной классики в их наиболее популярных образцах и сочинений карельских авторов. В 1950-1960-е гг. репертуар оркестра пополнился крупными сочинениями современных советских и зарубежных композиторов - С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского, А. Копленда и др. Национальный ансамбль "Кантеле", сохраняя лучшие традиции карельской, вепсской, финской народной музыки и танца, включил в свой репертуар русские, белорусские, украинские, эстонские песни, болгарские и румынские танцы, классические музыкальные произведения.
Творчество композиторов республики обогатилось новыми, в том числе синтетическими, жанрами музыкального искусства. Традиции национальной культуры нашли свое выражение в первом крупном музыкально-сценическом произведении - балете "Сампо" Г. Синисало и его же сюите "Карельские картинки", в комической опере "Кумоха" и "Вепсской рапсодии" Р. Пергамента, сюите на темы "Калевалы" Р. Раутио, "Вариациях на финскую тему" Г. Синисало, "Финских танцах" Л. Теплицкого и других произведениях. Были сделаны обработки карельских, финских и вепсских песен. В 1960-е гг. состоялись премьеры симфонической кантаты "Кантелетар" и "Симфонических рун" Э. Патлаенко, в которых были претворены образцы карельского и финского фольклора. Представители различных народов республики привносили в культуру свое восприятие национально особенного, придавая новым формам черты самобытности.
В целях улучшения музыкального образования населения открылись новые музыкальные школы в Сортавале, Олонце, Ухте, Сегеже, Беломорске. В 1952 г. состоялся первый выпуск музыкального училища республики, основанного в 1938 г. В 1967 г. в столице республики открылся филиал Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Коллективы театров республики после окончания Великой Отечественной войны обновили репертуар, знакомя зрителей с лучшими образцами русской и советской драматургии, классической и современной музыки. На Всесоюзном смотре спектаклей русской классики в конце 1945 г. Театр русской драмы занял одно из первых мест в стране, показав спектакли "Старик" М. Горького, "Доходное место" А. Островского, "Дворянское гнездо" И. Тургенева. В 1949 г. Театр русской драмы и Финский драматический театр приняли участие во Всесоюзном смотре спектаклей на современные советские темы. Лучшими спектаклями были признаны "Ветер с юга" Э. Грина в Финском театре, нашедший широкий отклик в Эстонии и Финляндии и впоследствии удостоенный Государственной премии СССР, и "Два капитана" В. Каверина в Театре русской драмы. За постановку спектакля "Ветер с юга" режиссер театра В.Э. Суни и заслуженные артисты КФССР Е.С. Томберг и Т.Н. Ланкинен были удостоены Государственной премии СССР.
В 1950 г. открылся третий театр в Карелии - передвижной драматический театр в Сортавале, обслуживавший районы республики, а в начале ноября 1955 г., после трех лет небывалого по размаху и напряженности строительства, открыл занавес новый Музыкально-драматический театр. Музыкальное отделение театра составили выпускники ГИТИСа, консерваторий, музыкальных и хореографических училищ страны, а также опытные актеры - И. Гридчина, 3. Эстрин, Н. По-лагаева, Д. Утикеев, А. Шеронов, П. Паровишник, Р. Сабирова, С. Губина,С. Степанова, Ю. Сидоров, В. Мельников и др. Постепенно расширялся репертуар театра.
Зрители могли познакомиться не только с классической и советской опереттой, но и с операми "Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини, "Травиата" Дж. Верди, "Евгений Онегин" П. Чайковского.
В 1956 г. в Музыкально-драматическом театре был поставлен первый балет - "Соперницы" П. Гертеля, в 1957-1958 гг. были показаны балеты "Эсмеральда" Ц. Пуни, Р. Глиэра, С. Василенко и "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева, а 27 марта 1959 г. состоялась премьера первого национального балета "Сампо" (композитор народный артист РСФСР Г.Н. Синисало, балетмейстер заслуженный деятель искусств РСФСР И.В. Смирнов), который получил широкое признание и за пределами республики. Постановкой в 1960 г. балета "Лебединое озеро" в жизни театра начался период освоения классического балетного наследия. На карельской сцене появились балетные спектакли "Баядерка" и "Дон Кихот" Л. Минкуса, "Спящая красавица" П.Чайковского, "Жизель" А. Адана и др.
Драматическое отделение театра представило на суд зрителя ряд новых спектаклей: "Иркутская история" А. Арбузова, "Проводы белых ночей" В. Пановой, "Поднятая целина" М. Шолохова, "Живой труп" Л. Толстого, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера и др. В конце 1960-х гг. по произведениям карельских писателей были поставлены спектакли "Примешь ли меня, земля карельская?" А.Н. Тимонена и "Любить и верить" по мотивам романа Д.Я. Гусарова "Цена человеку". На всероссийском конкурсе театров, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, оба спектакля и их авторы были награждены дипломами первой степени. Почетное звание народного артиста КАССР было присвоено солисту балета Государственного музыкального театра Ю.М. Сидорову, звание народной артистки РСФСР - солистке балета театра СИ. Сидоровой (Губиной).
Укрепился состав Финского драматического театра. В 1957 г. в театр вернулись выпускники карельской студии, созданной в 1952 г. при Ленинградском театральном институте имени А.Н. Островского, а в 1965 г. при Финском театре была образована своя студия. В репертуаре театра преобладала мировая и советская драматургическая классика, произведения местных авторов. В 1950-1960-е гг. был осуществлен ряд удачных постановок, по достоинству оцененных как в республике, так и за ее пределами: "Люди с Дангора" М. Андерсена-Нексё, "Васса Желез-нова" М. Горького, "Сын рыбака" В. Лациса, "Бабье лето" М. Лассила, "Новые друзья" У. Викстрема и др.
Творчество деятелей культуры республики получило достойную оценку. Ордена Ленина была удостоена певица С.А. Рикка, звание народной артистки СССР присвоено Е.С. Томберг, звания народных артистов РСФСР удостоены Д.К. Карпова, Т.И. Ланкинен, звания заслуженных деятелей искусств РСФСР - балетмейстер В.И. Кононов, режиссер С.А. Туорила и др.
В 1950-1960-е гг. расширилось культурное сотрудничество между Карелией и Финляндией. Регулярно проводились обмен выставками художественных произведений, гастроли театральных коллективов и коллективов художественной самодеятельности. Несмотря на идеологическую заданность и ограниченность контактов определенными рамками, международный обмен позволял расширить представления жителей республики о культурных достижениях и традициях северного соседа. В 1957 г. в г.Петрозаводске прошел фестиваль финляндских фильмов, который посетило более 30 тыс. человек. В 1958 г. были осуществлены съемки совместного советско-финского фильма "Сампо", в котором снимались актеры Финского драматического театра Т. Ромппайнен, К. Севандер, Э. Хиппеляйнен, Э. Мюрюляйнен.
Более широкие масштабы приняло издание литературы на финском языке. В 1945- 1957 гг. Карельское книжное издательство выпустило в свет 923 названия произведений советских авторов на финском языке, за то же время было издано 17 произведений писателей Финляндии - М. Лассила, Ю. Ахо, Э. Синерво и др. С января 1961 г. издание книг на финском языке перешло к специально созданной финской редакции издательства "Прогресс".
Разнообразнее стали творческие встречи жителей республики с известными в стране актерами, писателями, художниками. В 1940-1960-е гг. в Карелии побывали писатели М. Дудин, Л. Леонов, Р. Рождественский, Д. Гранин, Э. Грин, Ю. Рытхэу, актеры народные артисты СССР Н. Черкасов, Л. Орлова, Н. Симонов, заслуженный артист РСФСР П. Кадочников, американский художник Р. Кент и др.
Определенные шаги предпринимались по укреплению материально-технической базы культурно-просветительных учреждений. К 1949 г. в республике работало более тысячи домов культуры, клубов, изб-читален, библиотек. Все сельские клубы и избы-читальни были радиофицированы, обеспечены газетами и журналами. Непоправимый ущерб культурно-просветительной работе среди населения нанесла развернувшаяся в середине 1950-х гг. кампания по сокращению штатов в учреждениях и организациях. В районных центрах были объединены районные и городские библиотеки, а в мелких населенных пунктах сельской местности - клубные и библиотечные учреждения. \ / В конце 1950-х - начале 1960-х гг. в системе государственной культурной политики определяющим стал принцип "остаточного подхода" к финансированию культурных программ. Вновь были сокращены средства на социально-культурные мероприятия, в результате сократились штаты музеев, клубных учреждений и библиотек, ряд из них был переведен на работу на общественных началах, сократилось число памятников старины, оставленных под охраной государства и т. д. Особенно пострадала при этом материальная база культуры села, которая практически была лишена государственной поддержки. По результатам единовременного обследования, проведенного в 1108 населенных пунктах республики в начале 1967 г., в 71% населенных пунктов не было массовых библиотек, в 67% - клубных учреждений, в 600 населенных пунктах не демонстрировались кинофильмы94. Деятельность самих культпросветучреждений была чрезмерно политизирована, на первый план в их работе ставились задачи мобилизации трудящихся на выполнение производственных планов, а не организации их полноценного отдыха.
В конце 1950-х - в 1960-х гг. в Карелии были созданы новые музеи. В 1959 г. принял посетителей первый в республике районный краеведческий музей в г. Олонце, возглавляемый заслуженным работником КАССР Н. Прилукиным. В 1966 г. был официально открыт государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", формирование которого началось еще во второй половине 1940-х - в 1950-е гг. (в 1961-1966 гг. - филиал Карельского краеведческого музея). В 1967 г. открылся музей вепсской культуры в с. Шелтозеро Прионежского района.
Важное место в развитии и пропаганде культуры отводилось художественной самодеятельности. После войны были вновь организованы 172 коллектива художественной самодеятельности, возрождены районные национальные хоры, игравшие неоценимую роль в популяризации народного творчества. Широкую известность в республике и за ее пределами приобрели лауреат премии комсомола Карелии Олонецкий народный хор (художественный руководитель - заслуженный артист КАССР И.И. Левкин, с 1970 г. - заслуженный работник культуры КАССР З.Д. Аутио), хор студентов Петрозаводского государственного университета (художественный руководитель и дирижер - заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат Государственной премии КАССР Г.Е. Терацуянц), хор мальчиков "Пеллерво" Дворца пионеров и школьников (художественный руководитель - заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии КАССР СП. Оськина) и др. Большим успехом у публики пользовались выступления фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов.
Регулярно проводились республиканские смотры художественной самодеятельности. Первый такой смотр состоялся в 1945 г. На нем было представлено 188 коллективов художественной самодеятельности с количеством участников 1015 человек. В республиканском смотре художественной самодеятельности в 1948 г. участвовало уже 659 коллективов различных жанров - г хоровых, драматических, музыкальных, танцевальных и других, объединявших 6300 человек. В 1953 г. был проведен первый республиканский Праздник песни, в котором участвовало до 500 коллективов художественной самодеятельности95.
В целом развитию культуры в послевоенный период, как и других сфер общественной жизни, свойственны непоследовательность и противоречивость. С одной стороны, были достигнуты значительные успехи в повышении общеобразовательного уровня населения, подготовке кадров специалистов, в развитии науки, литературы, искусства. С другой стороны, творческая деятельность интеллигенции сдерживалась рамками единомыслия, в руководстве культурой усилился принцип "остаточного" финансирования, были допущены издержки в языковой политике и т. д.