Общественно-политическая жизнь в республике (часть 1)
Окончание Великой Отечественной войны вызвало подъем общественного самосознания и ожидание перемен к лучшему. Общественная жизнь первых послевоенных лет была пронизана пафосом Победы. 26 июня 1945 г. в Москве состоялся Парад Победы. Мирная жизнь постепенно входила в привычное русло. Население возвращалось из эвакуации, шла демобилизация армии, восстанавливались разрушенные города и села.
Победа в Великой Отечественной войне укрепила авторитет Советского государства и социалистической идеи. Практически сразу после войны были определены основные тенденции внутренней и внешней политики, которые консервировали сложившиеся в довоенных условиях отношения.
Особое место в общественно-политической жизни страны послевоенного периода занимала идеология, характерными чертами которой в послевоенный период являлись национально-патриотические мотивы, культ вождя. В республике массовыми тиражами издавались сочинения Сталина на русском и финском языках, велась широкая пропаганда идей марксизма-ленинизма, преимуществ социалистического строя. Такой пропагандой занимался большой отряд политинформаторов, пропагандистов, агитаторов. Только агитаторов в 1948 г. насчитывалось свыше 12 тыс. человек. К политической работе в массах были привлечены члены созданного в мае 1947 г. республиканского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.
Идеологическая деятельность партии, безусловно, мобилизовывала трудящихся на решение труднейших задач восстановления и развития народного хозяйства, но в то же время сохранялся жесткий контроль над духовной жизнью общества. Монополия партии на средства массовой информации позволяла дозировать круг сведений, доводящихся до рядовых тружеников. В сентябре 1945 г. СНК КФССР утвердил Положение о Главном управлении по делам литературы и издательств ("Главлит"), которое получило широкие полномочия по запрещению издания и распространения произведений печати, "содержащих материалы и взгляды, направленные против существующего в СССР социалистического строя и политики партии и правительства, разглашающих военные и государственные тайны". Цензура распространялась на деятельность всех газет и журналов, библиотек, музеев, других учреждений культуры.
В июле 1947 г. была усилена уголовная ответственность за разглашение государственной тайны и утерю документов, содержащих тайну. Совершенно секретными объявлялись даже такие сведения, как численность населения, количество браков и разводов, планы развития физкультуры и спорта. Ужесточение секретности касалось деятельности партийных органов, различных учреждений и организаций.
Постановлением бюро ЦК КП(б) КФССР от 30 октября 1947 г. вводились письменные обязательства для работников партийных организаций о неразглашении секретных и служебных сведений. Кроме того, в анкете требовалось указать наличие родственников и знакомых, связанных с иностранцами или выехавших за границу. В целях изоляции советских граждан в 1947 г. принимается решение, запрещавшее браки с иностранными лицами. Подозрительным оставалось отношение к людям, находившимся во время войны на оккупированной территории республики. К "началу 1947 г. на бюро ЦК КП(б) было рассмотрено 111 дел коммунистов, остававшихся на оккупированной территории, из них исключено из партии 94 человека1.
Не претерпела сколько-нибудь значительных изменений политическая система. Ведущей политической силой оставалась партия. Партийная организация республики быстро восстановила и увеличила свои ряды. Уже к 1949 г. число первичных партийных организаций в Карелии возросло по сравнению с довоенным 1940 г. в 1,5 раза. В конце 1950 г. в республике работало 1500 первичных парторганизаций и кандидатских групп, в которых состояло на учете 17,2 тыс. коммунистов. Возобновился регулярный созыв партийных собраний и активов, пленумов партийных комитетов, однако в жизни партии по-прежнему процветали формализм, подмена государственных и хозяйственных органов. Практически отсутствовал принцип выборности, и подавляющее большинство партийных работников было кооптировано в руководящие органы.
С окончанием войны началась перестройка государственного аппарата: изменились структура, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов в центре и на местах, были упразднены чрезвычайные и другие органы власти, вызванные потребностями военного времени. Несколько ослабла жесткая централизация управления, восстанавливались нарушавшиеся в годы войны принципы выборности в органы власти на местах.
В феврале 1946 г. состоялись первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР, в феврале 1947 г. - выборы в Верховные Советы республик, а в декабре 1947 г. - в местные Советы депутатов трудящихся. В 24 районных, 12 городских, 3 районных Совета г. Петрозаводска, 245 сельских и 17 поселковых Советов республики было избрано 4050 депутатов, из них члены и кандидаты в члены партии составляли 45,7%2. Состоявшаяся в апреле 1947 г. первая сессия избрала Президиум Верховного Совета и образовала правительство республики. Председателем Президиума Верховного Совета КФССР был вновь избран О.В. Куусинен (в этой должности - до 1957 г.), председателем Совета Министров назначен П.С. Прокконен (а после окончания Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б), с 1950 по 1956 гг., - вновь председатель Совета Министров республики, в 1956-1979 гг. - председатель Президиума Верховного Совета КАССР).
Советы сосредоточили внимание на восстановлении и дальнейшем развитии экономики и культуры республики, решении социальных вопросов. Однако вскоре верх вновь стали брать испытанные в чрезвычайных условиях методы партийного диктата, прямой подмены парторганами Советов и их исполкомов. Партийные организации определяли повестку дня и сроки проведения сессий Советов, выдвигали кандидатов в депутаты, осуществляли подбор и расстановку советских кадров. Депутаты слабо привлекались к подготовке сессий, все больше превращающихся в расширенные ведомственные совещания. Обсуждение проблем на сессиях носило формальный характер, а критические замечания депутатов игнорировались.
Беспрерывно шел процесс создания и упразднения новых ведомств, росла численность управленческого аппарата. В 1946 г. была разработана новая система номенклатурных должностей, которая формировалась с учетом таких критериев, как партийность, национальность, социальное происхождение, образовательный уровень. Одним из важнейших качеств работника считалось беспрекословное исполнение директив, исходящих свыше.
В начале 1948 г. в номенклатуру ЦК КП(б) республики входило 1335 должностей в госаппарате и общественных организациях, а в номенклатуру горкомов и райкомов партии - 7150 должностей, из них карелы, финны и вепсы занимали соответственно 25 и 30% должностей. В национальных районах республики карелы, финны и вепсы составляли 68% среди руководящих работников.
По-прежнему велика была роль органов внутренних дел и госбезопасности. В их компетенцию официально входило не только обеспечение государственной безопасности, охрана общественного порядка и социалистической собственности, но и управление автомобильным транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами, лагерями ГУЛАГа, руководство переселенческим делом, органами ЗАГСа и архивами и т. д.
Были предприняты попытки оживить деятельность общественных организаций. 23-24 октября 1948 г. в Петрозаводске состоялась первая межсоюзная конференция профсоюзов Карелии, на которой присутствовало ПО делегатов, представлявших 113 тыс. членов профсоюзов республики (80% рабочих и служащих). Конференция избрала республиканский совет профсоюзов и его председателя Н.И. Бесперстова.
Комсомольская организация республики выросла за послевоенную пятилетку втрое и насчитывала в 1951 г. около 30 тыс. человек. На предприятиях, в строительстве, на транспорте были созданы комсомольско-молодежные бригады, стремившиеся к достижению высоких показателей в работе. Регулярно проводились республиканские слеты пионеров. Первый такой слет прошел в г. Петрозаводске 19-20 августа 1945 г.
Государственную церковную политику послевоенных лет при всей ее непоследовательности можно охарактеризовать как политику религиозного возрождения в СССР. Постановлением СНК СССР 22 августа 1945 г. патриархии, епархиальным управлениям и приходским общинам предоставлялось право юридического лица: они могли открывать финансовые счета, заключать сделки, покупать строения, создавать предприятия.
В июле 1945 г. было зарегистрировано православное религиозное объединение Екатерининской церкви в г. Петрозаводске. В 1946 г. прошли регистрацию еще две православные общины - Успенской церкви в г. Олонце и Никольской церкви в г. Сортавале. В 1947 г. открылись церкви в пос. Соломенное, в с. Великая Губа Заонежского района и с. Паданы Сегозерского района. К 1950 г. в республике насчитывалось 9 церквей, 15 служителей культа. Начавшееся в годы войны улучшение отношений между церковью и государством нашло свое продолжение в роспуске в 1947 г. Союза воинствующих безбожников, существовавшего в Карелии с 1925 г. Функции антирелигиозной пропаганды перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний. Оживление религиозной жизни в республике было связано также с притоком значительного числа переселенцев из других регионов страны. В республике сложились 3 обособившиеся группы лютеран (в г. Петрозаводске и п. Чална Пряжинского района), которые позднее, в 60-е годы, объединились. Заметно увеличилось количество крещений детей и отпеваний умерших, престольные праздники отмечались массовым посещением церквей.
Однако наряду с послаблениями в церковной политике сохранялось недоверие к служителям церкви, стремление ограничить их влияние на население. В 1946 г. закрываются 3 церкви и 2 часовни. Из 29 ходатайств об открытии церквей, поступивших в местные органы власти с января 1947 по сентябрь 1949 г., было удовлетворено лишь 3. Отклонены ходатайства верующих об открытии церквей в г. Беломорске, несмотря на более чем 500 подписей, Пудоже - 119 подписей, селах Пряже, Нюхче и др.
С 1948 г. власти вновь стали запрещать молебствия на полях, крестные ходы из села в село. В 1953 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, исполнявший обязанности епархиального архиерея Олонецкой епархии, обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию с жалобой на местные власти Карелии, которые категорически, под страхом лишения регистрации, запрещали служителям религиозного культа выезжать по просьбе верующих для исполнения обрядов в те районы, где не было действующих храмов.
Спустя два-три года после окончания войны четко обозначился рост критических настроений людей, связанный с откладыванием решения социальных проблем, ухудшением ситуации на потребительском рынке. Все чаще на партийных, колхозных собраниях, лекциях поднимались острые вопросы: "Будут ли голосовать репатриированные граждане?", "Почему наше правительство оказывает помощь другим странам, не обеспечив запаса внутри страны?", "Что рентабельнее для нашего государства, колхозы или совхозы?", "Почему в одном и том же районе существуют разные нормы питания для рабочих?", "Почему не дают молока всем рабочим совхоза, а только администрации?" и др.
Растущее недовольство отражало назревшую в обществе необходимость решения ряда острых проблем, однако вместо принятия соответствующих конкретных решений правящий режим решил вновь начать кампанию против "врагов" народа. Кроме политических причин возобновления репрессий существовали и экономические причины. Значительную часть рабочей силы, причем весьма дешевой, составляли заключенные. Хотя в мае 1947 г. Совет Министров СССР по ходатайству правительства Карелии освободил 3788 спецпоселенцев (раскулаченных) и, таким образом, категория "бывших кулаков" на территории республики перестала существовать, будучи уравнена в правах с остальными гражданами, тем не менее в Карелии на спецпоселении оставались "власовцы", "немцы" и некоторые другие категории спецпоселенцев. В первые послевоенные годы применялся в республике и труд военнопленных. Силами заключенных и спецпоселенцев МВД только за два года послевоенной пятилетки из общего объема капитальных работ, предусмотренных пятилетним планом, было выполнено 40% работ3.
С 1948 г. волна репрессий усилилась. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля политические осужденные практически лишались перспективы выйти на свободу и по отбытии срока направлялись в ссылку на поселение. В начале 1950 г. была восстановлена отмененная в 1947 г. смертная казнь. Росло число привлеченных к уголовной ответственности в республике: в 1948 г. - 10 580 человек, в 1949 г. - 11 606, 1950 г. - 13 751 человек. Наибольшее число среди осужденных (около 1/3) составляли лица, привлеченные к уголовной ответственности по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. (за прогулы и самовольный уход с предприятий, учреждений). При этом имели место частые факты привлечения к уголовной ответственности людей, находившихся в больнице, не подлежащих мобилизации по трудовой и гужевой повинности в связи с преклонным возрастом, и т. п.
Широкое распространение подобная практика получила в колхозах республики. Неправомерные действия местных властей в отношении председателей колхозов вынудили бюро ЦК КП(б) республики принять в августе 1947 г. постановление "О мероприятиях по ликвидации недопустимых фактов частой сменяемости и необоснованной отдачи под суд председателей колхозов", в соответствии с которым председатели колхозов могли привлекаться к судебной ответственности только с санкции прокурора республики, а их дела рассматривались в Верховном суде республики. Однако постановление практически не "работало". В 1952 г. Президиум Рыбакколхозсоюза направил в прокуратуру республики материалы о привлечении к уголовной ответственности 37 председателей рыболовецких колхозов из 70 имевшихся в республике. В Беломорском районе к уголовной ответственности были привлечены 10 из 11 председателей рыболовецких колхозов за различные нарушения Устава сельскохозяйственной артели, порядка обязательных поставок продукции сельского хозяйства государству.
Ужесточились и меры по фактам хищения государственного и общественного имущества, за которое следовало заключение на срок от 2 до 25 лет. Дело доходило до таких случаев, когда требовалось вмешательство прокуратуры. В 1948 г. прокурор республики опротестовал факт осуждения двоих несовершеннолетних к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях за кражу нескольких штук кормового турнепса с совхозного поля.
Конец 40-х - начало 50-х гг. ознаменовались новыми политическими процессами против "врагов народа": именно тогда были сфабрикованы "ленинградское дело", "дело врачей" и др. Проводились чистки партийных, советских органов, хозяйственных организаций.
10 января 1950 г. ЦК ВКП(б) принял постановление по отчету ЦК КП(б) КФССР. Недостатки в работе партийной организации республики (низкий уровень критики и самокритики, отсутствие коллегиальности, круговая порука, неудовлетворительное руководство массово-политической работой и т. д.) послужили предлогом для осуществления "чистки кадров". Первый секретарь ЦК Компартии республики Г.Н. Куприянов был освобожден от работы, из состава бюро ЦК выведены В.М. Виролайнен, Н.И. Бесперстов, В.И. Васильев, И.В. Власов, А.И. Малышев, А.А. Трофимов, Н.И. Крачун, А.И. Башкуров. Первым секретарем ЦК КП(б) избран А.А. Кондаков, а через несколько месяцев, в сентябре 1950 г., - А.Н. Егоров, находившийся на этом посту до августа 1955 г.
В марте 1950 г. Г.Н. Куприянов был арестован по ложным показаниям в связи с "ленинградским делом". Ему были предъявлены обвинения во "вредительстве" - в привлечении на лесозаготовки рабочих из других отраслей хозяйства, переселении в Карелию в 1949 г. ингерманландских финнов и др. Г.Н. Куприянов был осужден по ст. 58 УК на 25 лет исправительно-трудовых лагерей, а после сокращения срока в 1954 г. - на 10 лет. Реабилитирован в 1956 г.
В апреле 1950 г. решением бюро ЦК партии республики было прекращено организованное переселение ингерманландцев в Карелию, начавшееся в конце 40-х гг., когда в республику прибыло около 21-22 тыс. человек4. Теперь "как политически неблагонадежные и социально-опасные элементы" ингерманландцы в трехмесячный срок выселялись из пограничных районов в непограничные. Так, из Кестеньгского, Ругозерского и Калевальского районов было переселено 50 семей; а из Питкярантского, Сортавальского и Куркиёкского районов - 100 семей ингерманландцев. Маховик репрессий раскручивался, и только смерть Сталина остановила его, завершив целую эпоху в жизни страны.
Первые месяцы после смерти вождя в обществе царила растерянность, многих охватила глубокая искренняя скорбь. В ЦК хлынул поток соболезнований и предложений по увековечению памяти Сталина. От имени ЦК Компартии Карело-Финской ССР было направлено письмо первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву с просьбой о присвоении имени Сталина Зарецкому району г. Петрозаводска и Онежскому машиностроительному заводу, а также об установке в г. Петрозаводске памятника Сталину. Ни одно из поступивших предложений не было принято. По негласному решению Политбюро вскоре после смерти Сталина его имя постепенно стало исчезать со страниц прессы без каких-либо объяснений.
Освобождение от наиболее жестких форм сталинизма началось после июльского (1953 г.) пленума ЦК партии с восстановления законности и правопорядка (с учетом условности данных терминов для того времени). Были ликвидированы все внесудебные органы, восстановлен в своих правах и усилен прокурорский надзор. В 1955 г. Министерство госбезопасности преобразовано в соответствующий комитет при Совете Министров СССР с одновременной значительной заменой кадров. В Карелии общая численность КГБ была сокращена на 20%, уничтожено около 6 тыс. архивных дел на бывших агентов, завербованных в свое время без конкретной цели, пересмотрены все дела оперативного учета и сдано в архив 1468 дел, заведенных по непроверенным и малозначительным материалам, уничтожено более тысячи архивных дел по той же причине со снятием с учета 1615 человек. Однако факты необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности изживались с трудом. В 1954 г. количество незаконно арестованных в республике увеличилось по сравнению с 1953 г. более чем в 2 раза.
Другим важным шагом нового руководства стала реабилитация жертв политических репрессий 1930-1950-х гг. Первый этап реабилитации (с марта 1953 г. по февраль 1956 г.) проходил в основном негласно. В марте-октябре 1954 г. республиканская комиссия пересмотрела следственные дела на 873 человека. Было полностью реабилитировано 73 человека, 160 сокращены сроки наказания, амнистировано по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. 124 человека, состав преступления переквалифицирован 28 лицам. Приговор оставлен в силе для 478 человек5. Реабилитация в первую очередь коснулась тех, кто был расстрелян, умер в лагерях и ссылках. В 1955 - начале 1956 гг. посмертно реабилитированы в судебном порядке проходившие по так называемому "делу Гюллинга Э.А." руководящие деятели республики: Э.А. Гюллинг, Г.С. Ровно, Н.В. Архипов, В.Т. Гурьев, И.А. Вихко, Я.Ф. Мяки, Ф.Е. Поттоев, Н.А. Ющиев, В.К. Форстен и др.
Массовая реабилитация жертв политических репрессий началась после XX съезда партии. В целом за 1954-1961 гг. в республике было реабилитировано свыше 10 тыс. жертв сталинского террора.
Менялось отношение к спецпоселенцам. В июле 1955 г. на бюро ЦК Компартии республики был поднят вопрос об имевшихся фактах выражения политического недоверия к спецпоселенцам со стороны партийных, советских и хозяйственных органов, которые не допускали их к выборной работе в общественных организациях, не представляли к наградам за достижение высоких результатов в работе. В постановлении бюро указывалось, что подобная практика идет вразрез с линией партии.
В январе 1950 г. на спецпоселении в Карелии находилось более 5 тыс. человек, к 1 декабря 1955 г. их осталось 565 человек, а к концу 1958 г. практически завершилось освобождение спецпоселенцев. К этому времени часть из них отбыла свой срок наказания ("власовцы" - 6 лет, а выселенные на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля и 2 июня 1948 г.* - 8 лет), другая часть была амнистирована ("власовцы" - на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г., "немцы" - на основании приказа МВД СССР от 16 декабря 1955 г. и др.)
* Речь идет о выселении в отдаленные районы лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Под эту категорию большей частью подпадали колхозники, не выполнившие минимума трудодней.
Определенные положительные перемены происходили в жизни партии. Предпринимались попытки восстановить принцип коллективности руководства, партийные и государственные документы широко обсуждались в печати, на партийных собраниях, в трудовых коллективах. Сократился поток бумаг, идущих из республиканских организаций в районы. Таким образом, негласно принятый курс партийного руководства страны на прекращение политики культа личности, хотя и противоречиво, но проводился в жизнь. Вместе с тем миф о вожде народов оставался в неприкосновенности. В декабре 1954 г. широко отмечалось его 75-летие.
Переломным событием в развенчании самого Сталина и разоблачении созданного им режима политического террора стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Съезд поставил вопросы о необходимости развития советской демократии, укрепления законности. В "секретном докладе" Н.С. Хрущева на съезде были вскрыты многочисленные факты нарушения законности, чудовищной фальсификации дел, в результате которых погибли многие тысячи невинных людей. Однако в докладе ничего не говорилось о преступлениях коллективизации, голоде 1932-1933 гг. Причины крупных деформаций в общественной жизни были сведены к культу личности одного человека, а критика сталинизма носила не политический, а скорее моральный характер. Сам доклад был опубликован в СССР только в 1989 г.
Тем не менее публичное осуждение культа личности сыграло огромную роль в пробуждении общественного сознания. На прошедших повсеместно партийных собраниях коммунисты вносили предложения об изъятии портретов Сталина и выносе гроба с его телом из Мавзолея, поднимали вопросы о зажиме критики отдельными руководителями, игнорировании ими предложений рядовых коммунистов. Негативные высказывания в адрес режима выходили из-под контроля. Чтобы предотвратить рост критических настроений, ЦК КПСС 30 июня 1956 г. принял постановление "О преодолении культа личности и его последствий", которое подтвердило правильность линии партии и закрыло эту проблему для обсуждения. Выход за рамки официальных оценок расценивался как антипартийные вылазки.
Осуждение культа личности повлекло за собой ряд практических шагов. В 1958 г. было разработано уголовное и процессуальное законодательство СССР и республик, принят закон об отмене лишения избирательных прав по суду, из Уголовного кодекса убрана пресловутая 58 статья об ответственности за политические преступления. Однако определение некоторых государственных преступлений и антисоветской деятельности осталось настолько гибким, что к ним могло относиться любое инакомыслие или выражение несогласия в печати.
В целях усиления законности был восстановлен институт 20-х годов - товарищеские суды, занимавшиеся разбором дел о мелких правонарушениях. Участие в работе товарищеских судов помогало гражданам лучше осознать свои права, но недостаток профессиональных знаний по уголовному законодательству и судебной практике нередко приводил к превышению народными судами своих полномочий и низкому качеству рассмотрения дел.
Против рецидива культа личности был направлен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1957 г., который упорядочил дело присвоения имен государственных и общественных деятелей краям, областям, районам, городам, предприятиям, колхозам, учреждениям и организациям. В Карелии переименование коснулось 13 колхозов, носивших имена здравствующих людей, а также 2 колхозов им. Калинина, 4 колхозов им. Кирова и 2 колхозов "1 Мая" в Заонежском и Олонецком районах.
Большое внимание уделялось организации массовой пропаганды. В середине 1957 г. в республике издавалось 32 газеты и журнала, разовый тираж которых составлял более 160 тыс. экземпляров. К работе в печати и на радио привлекались рабочие и сельские корреспонденты. В редакциях газет создавались внештатные отделы, рабселькоровские и авторские советы, работавшие на общественных началах. В апреле 1959 г. начал работу коллектив Петрозаводской телестудии. К концу 1960-х гг. ежесуточный объем ретрансляций местного радиовещания составил 18 часов, а объем телевещания - более 14 часов.
Средства массовой информации, пропагандируя преимущества социалистического строя, напоминали и о военной опасности. События 1956 г. в Польше и Венгрии не замедлили сказаться на усилении военно-оборонных мероприятий. Было введено всеобщее обязательное обучение населения по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите, созданы республиканский, районные и городской (в Петрозаводске) штабы МПВО, санпосты, сандружины и т. д. Выдвинутые перед партией задачи усиления идеологической работы нашли свое отражение в постановлении ЦК КПСС от 9 января 1960 г. "О задачах партийной пропаганды в современных условиях" и июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, подчеркнувшего, что "не должно быть даже столкновения и сопоставления идей в СССР и что не может быть мирного сосуществования идеологий". Только в 1958-1965 гг. число слушателей в системе политического просвещения республики выросло в 3 раза (с 25 до 75 тыс. человек). Хотя формы и методы политического просвещения стали более разнообразными - политические школы, кружки по изучению основ марксизма-ленинизма, истории КПСС, экономические школы и семинары, теоретические конференции, постоянно действующие лектории и т. д. - в пропагандистской работе все больше утверждались догматизм, начетничество, отрыв от реальной жизни. Ее основным лейтмотивом выступала борьба против буржуазной идеологии.