Общественно-политическая жизнь в республике (часть 2)
Столь же противоречиво развивались политические процессы на международной арене, которые непосредственным образом затронули Карелию. 16 июля 1956 г. был принят Закон Верховного Совета СССР о преобразовании Карело-Финской союзной республики в Карельскую автономную республику и включении ее в состав РСФСР. Официальным основанием для понижения статуса республики послужили происшедшие изменения в национальном составе ее населения (около 80% жителей составляли русские, белорусы и украинцы), а также необходимость удешевления государственного аппарата, расходы на содержание которого в 1955 г. составили 19,6 млн рублей. Однако фактические причины лежали глубже и были связаны с неосуществившимися надеждами политического порядка, ради которых в 1940 г. было предпринято преобразование КАССР в КФССР. Изменение статуса республики явилось актом дружественной политики Н.С. Хрущева в отношении Финляндии. 1 января 1956 г. СССР досрочно вернул Финляндии полученную им согласно мирному договору территорию Порккала, одобрил нейтралитет Финляндии и не препятствовал ее вступлению в ООН. Преобразование КФССР в Карельскую АССР должно было показать финнам, что у СССР не было агрессивных целей в отношении Финляндии, и в то же время положить конец попыткам финской стороны вновь поднять вопрос о пересмотре границ и присоединении Карелии6 . Подобное неоднократное изменение статуса республики явилось единственным в практике национально-государственного строительства бывшего СССР, являя пример возобладания политической целесообразности над законом.
В связи с преобразованием КФССР в КАССР была осуществлена соответствующая перестройка партийных, государственных и общественных организаций. В августе 1956 г. первая сессия Верховного Совета КАССР приняла Конституцию (Основной Закон) Карельской АССР, избрала Президиум Верховного Совета (председатель П.С. Прокконен- на этом посту до 1980 г.) и образовала правительство республики (председатель Совета Министров И.С. Беляев - на этом посту до марта 1967 г.). Было произведено укрупнение административно-территориальных единиц. В 1955-1959 гг. количество районов в республике сократилось на 10: упразднены Тунгудский, Кестеньгский, Шелтозерский, Сегозерский, Ведлозерский, Питкярантский, Петровский, Куркиёкский, Ругозерский и Заонежский районы с включением их территории в состав других районов республики.
После XX съезда, провозгласившего усиление руководящей роли партии в обществе, несравнимо расширились экономические функции партийных организаций, низовым ячейкам было предоставлено право контроля за деятельностью администрации. Выполнение партийными организациями не свойственных им административных, чисто хозяйственных функций обозначило тенденцию к технократизации партийного аппарата.
Во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. в республике, как и в целом по стране, шел быстрый рост партийных рядов. Только с января 1956 г. по январь 1966 г. кандидатами в члены КПСС вступили около 18 тыс. человек, в результате число коммунистов увеличилось в 1,7 раза. В соответствии с указаниями XX съезда партии о необходимости регулирования роста партийных рядов был взят курс на преимущественный прием в партию рабочих и колхозников, которые составляли более половины принятых в партию в 1960-е гг. Ориентация на пополнение партийных рядов представителями рабочих и колхозников создавала иллюзию социального равенства и обеспечивала формальное сохранение пролетарского характера партии.
Однако количественный рост рядов партии нередко шел в ущерб качественному составу. В 1960 г. лица с начальным образованием в областной партийной организации составляли 34%. Даже среди 88 освобожденных секретарей первичных организаций 30,7% не имели среднего образования. В 1956-1960 гг. после рассмотрения персональных дел коммунистов за различные проступки и недостойное поведение было исключено из партии 618 человек. Значительную долю среди них составляли автоматически выбывшие из партии коммунисты, которые без уважительной причины в течение 3 месяцев не платили членские взносы. Этот факт можно расценивать и как неудовлетворенность коммунистов положением дел в партийных организациях, несоответствием целей их вступления в партию с реальным воплощением их в жизни.
В 1950-1960-е гг. сохранялся номенклатурный принцип подбора руководящих кадров, хотя номенклатура обкома партии сократилась с 1700 должностей в 1952 г. до 480 должностей в 1961 г. Достижения республики в области народного образования отразились на росте образовательного уровня партийно-советской номенклатуры: если в 1951 г. 66% работников номенклатуры ЦК КП(б) имели высшее, неполное высшее и среднее образование, то в 1958 г. - 78%.
17 сентября 1958 г. состоялся пленум обкома КПСС, который освободил от обязанностей первого секретаря ОК партии Л.И. Лубенникова в связи с переходом на работу в аппарат ЦК КПСС. Л.И. Лубенникова, возглавлявшего партийную организацию республики в 1955-1958 гг., сменил И.И. Сенькин, работавший в этой должности на протяжении 27 лет, до 1985 г. И.И. Сенькин (1915-1986), уроженец Карелии, участник Великой Отечественной войны, с 1946 по 1955 г. работал в партийных органах Свердловской области, в 1955-1956 гг. являлся заместителем председателя Совета Министров КФССР, в 1956-1985 гг. - секретарем ОК КПСС. У Во второй половине 1950-х-1960-е гг. были осуществлены определенные меры по оживлению деятельности советов в хозяйственной и политической жизни. В 1959 г. принят ряд важнейших законодательных актов и положений, касающихся принципов деятельности советов. Закон об отмене лишения избирательных прав по суду, Закон о порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР и аналогичные законы о порядке отзыва депутатов Верховных Советов республик и местных Советов и др. Расширились права местных Советов в планировании народного хозяйства, производстве и распределении продукции местной промышленности, в их ведение были переданы предприятия коммунального и бытового обслуживания, торговли, находившиеся ранее в распоряжении министерств и ведомств. Увеличились расходы местных Советов на капитальный ремонт жилого фонда, благоустройство городов, рабочих поселков и сельских райцентров./ Только в 1960-1962 гг. по решению Совета Министров республики и исполкомов местных советов сверх установленных бюджетных ассигнований на развитие хозяйства и культуры районов и городов было направлено за счет сверхплановых остатков бюджетных средств 8 млн руб.
Хотя, по сравнению с предыдущим временем, Советы получили больше прав, самостоятельности у них не прибавилось. В районах республики установилась практика принятия большого количества совместных постановлений бюро РК КПСС и исполкомов райсоветов по хозяйственным и другим вопросам, нередко нарушались бюджетные права местных советов вышестоящими организациями. Не обладая реальной властью и не имея собственных средств, Советы вынуждены были обращаться за помощью к министерствам и ведомствам.
В 1950-е гг. активизировалась деятельность профсоюзов республики, которые в 1958 г. насчитывали в своих рядах 232 тыс. рабочих и служащих. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1958 г. было утверждено положение "О правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза", осуществлено упрощение структуры профсоюзов за счет объединения родственных отраслей, увеличились материальные возможности профсоюзов. В 1960-1961 гг. им было передано управление санаториями (за исключением туберкулезных) и домами отдыха, распоряжение государственными клубами, библиотеками и культурно-просветительными учреждениями, решение многих вопросов охраны труда и социального страхования, контроль за соблюдением трудового законодательства. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабрично-заводских профсоюзных организаций. В то же время, в соответствии с решениями декабрьского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС, были расширены функции профсоюзов в разработке промфинпланов предприятий, решении вопросов нормирования труда и зарплаты, разработке систем премирования. Профсоюзы занимались организацией социалистического соревнования, руководили работой постоянно действующих производственных совещаний, научно-технических обществ, обществ рационализаторов и изобретателей и т. д. Распыление сил профсоюзов приводило к дублированию деятельности хозяйственных органов и нередко отодвигало на задний план их основную функцию - защиту интересов трудящихся. Со стороны хозяйственных руководителей допускались нарушения прав ФЗМК при решении вопросов распределения жилой площади, расходовании премиальных фондов и фондов предприятий, увольнении работников по инициативе администрации.
Противоречивые процессы наблюдались и в деятельности комсомола республики, который к концу 1961 г. объединял 62 тыс. юношей и девушек. Новая общественно-политическая атмосфера вызвала всплеск энтузиазма молодежи: освоение целины, молодежные стройки по "комсомольским путевкам", создание отрядов "комсомольского прожектора", рейдовых бригад, штабов технического прогресса, советов молодых специалистов, факультетов и школ общественных профессий и т. д. Вместе с тем уже в конце 1950-1960-х гг. в деятельности комсомола стали проявляться негативные явления, которые усилились в последующие годы: копирование партийных форм и методов работы, погоня за количеством, формализм и заорганизованность многих мероприятий.
В середине 1961 г. в стране началась подготовка к XXII съезду партии. Небывалая по масштабам пропагандистская работа принесла успех очередной политической кампании. В ходе ее в редакции республиканских газет поступило более тысячи писем трудящихся, было высказано более 280 критических замечаний в адрес партийных, советских и хозяйственных органов. Вносились предложения строго пресекать факты преследования за критику, соблюдать принципы социальной справедливости, ограничить сроки пребывания на руководящих партийных и государственных постах, исключать из партии за стяжательство, частнособственническую психологию и т. д. Эти предложения так и не были реализованы, но в них угадывался опасный симптом будущих "болезней", которые в полную силу заявят о себе в 1970-е гг.
В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший Программу коммунистического строительства в СССР и новый Устав партии. Идеологически окрашенные задачи Программы, которые предстояло решить в течение 10-20 лет (построение материально-технической базы коммунизма, то есть достижение наивысшего в мире уровня производства продукции на душу населения, наивысшей производительности труда и самого высокого в мире жизненного уровня народа; переход к коммунистическому общественному самоуправлению, воспитание нового, всесторонне развитого человека, соответствующего моральному кодексу строителя коммунизма) уже тогда выглядели нереальными для страны, которой еще предстояло завершить раннеиндустриальную стадию развития. Абсурдность деклараций Программы привела к потере ориентиров дальнейшего общественного развития, сместила акцент с реальных общественных процессов в сторону абстрактных социологических конструкций и тем самым по существу сняла всякую необходимость реформы политической системы.
В т<э же время в Программе и Уставе партии, материалах съезда содержался ряд конструктивных идей, направленных на решение прежде всего политических проблем - преодоление наследия культа личности, возрастание роли общественных организаций, осуществление ротации кадров (обновление при каждых очередных выборах состава ЦК КПСС на 1/4, а обкомов, горкомов и райкомов партии - на 1/3, ограничение тремя сроками времени пребывания на руководящей должности, правда, с определенными оговорками) и т. п. Однако затем по инициативе Л.И. Брежнева пункт о сменяемости руководящих кадров из Устава партии был изъят.
После XXII съезда был сделан еще один важный шаг в наступлении на сталинизм: в печати публиковались факты о преступлениях сталинского режима, тело Сталина убрали из Мавзолея. Началась полоса переименований названных именами вождя населенных пунктов, улиц, предприятий. В ноябре 1961 г. постановлением Совета Министров КАССР и ОК КПСС Беломорско-Балтийский канал имени Сталина переименовывается в Беломорско-Балтийский канал. Из печати исчезло славословие в честь вождя, однако его все еще причисляли к классикам марксизма. Расширилась зона критики, хотя зачастую она была осторожной и половинчатой. На пленуме обкома партии в январе 1962 г. подчеркивалось: "Нельзя допускать, чтобы под видом борьбы с последствиями культа личности в марксистско-ленинской теории наносили удар по самой этой теории, по ее основам, чтобы под шумок всплывали наружу и проникали в нашу среду всякого рода антиленинские взгляды и настроения"7.
Выдвинутые в Программе задачи, несмотря на их теоретическую несостоятельность и несоответствие реалиям того времени, вызвали ожидание перемен к лучшему, расширение инициативы и творческого поиска в разных областях жизни общества. Общественный подъем стимулировали такие важные события конца 1950-х - начала 1960-х гг., как запуск первого в мире искусственного спутника Земли, полет в космос 12 апреля 1961 г. первого в мире космического корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом Ю.А. Гагариным. В честь этого события исполком Петрозаводского горсовета вынес решение о переименовании площади, прилегающей к новому вокзалу ст.Петрозаводск, в площадь имени Ю. Гагарина. 11 августа 1962 г. на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль "Восток-3", пилотируемый космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем. До поступления в авиационное училище А.Г. Николаев работал мастером на лесопункте Шапша Деревянского леспромхоза КАССР.
16 июля 1962 г. столицу республики посетил первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, побывавший на строительных площадках завода "Тяжбуммаш" и комбината строительных конструкций, а также на Онежском тракторном заводе.
На волне политического подъема в конце 1950-х гг. родилось движение за коммунистическое отношение к труду - заметное явление тех лет. Участники движения принимали не только обязательства производственного характера, но и повышения общеобразовательного, политического и культурного уровня. Однако попытка внедрения коммунистических принципов без учета уровня материальной и духовной зрелости общества была обречена на неудачу. К тому же в движении за коммунистическое отношение к труду, как и в других формах соревнования, очень быстро проявился один из его главных пороков - формализм. Искусственно форсировался рост числа участников движения: за 1961-1965 гг. число соревнующихся по индивидуальным обязательствам увеличилось более чем в 10 раз, а завоевавших звание ударника коммунистического труда - почти в 12 раз. Разительный контраст между ростом числа носивших звание ударника коммунистического труда на предприятиях и результатом их производственной деятельности вскоре привел к девальвации этого звания и дискредитации самого движения.
Рост политической и социальной активности трудящихся нашел свое выражение и в широком развитии общественных начал в работе партийных, советских, профсоюзных и других организаций, возникновении многочисленных общественных самодеятельных организаций трудящихся. В большинстве городских и районных комитетов профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вся работа велась силами актива. При исполкомах местных советов в 1964 г. действовали 80 внештатных отделов, 1836 внештатных инструкторов и инспекторов, 824 постоянных комиссии, насчитывавшие более 5 тыс. депутатов и около 12 тыс. активистов.
Широкое распространение получили общественные самодеятельные организации трудящихся в области культуры, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, торговли и др. Осенью 1961 г. в республике было 6779 таких организаций, объединявших свыше 83 тыс. человек, а в 1970 г. - уже около 15 тыс. организаций, насчитывающих более 138 тыс. человек. Плодотворно работали многие добровольные народные дружины, товарищеские суды, родительские» комитеты в школах, домовые комитеты, комиссии по трудоустройству, советы пенсионеров и некоторые другие самодеятельные организации. Опыт общественного самоуправления тех лет позднее нашел свое выражение в деятельности ТОС (комитетов территориального общественного самоуправления), советов самоуправления по месту жительства пенсионеров в микрорайонах при ЖЭУ и др. Вместе с тем условия развития самоуправленческих начал в то время были ограниченными. При создании общественных формирований не всегда учитывались профессиональный уровень и степень подготовленности актива к выполнению управленческой работы. Не оправдали себя организация объединенных советов домов культуры, клубов, кинотеатров и библиотек, перевод ряда библиотек и клубов на работу на общественных началах, образование комиссий ФЗМК по пенсионным вопросам, общественных советов ВТЭК, состоявших из врачей, загруженных на основной работе. Некоторые общественные структуры брали на себя не свойственные им функции, дублировали работу государственных органов, а нередко и злоупотребляли энтузиазмом людей. Недооценка роли штатного аппарата привела к снижению уровня работы в области народного образования, культуры, торговли. В результате в конце 1960-х гг. пришлось вновь восстановить упраздненные в ряде районных и городских исполкомов отделы.
Внедрение общественных начал в работу Советов, партийных и профсоюзных организаций проводилось одновременно с развернувшейся еще во второй половине 1950-х гг. кампанией по сокращению административно-управленческого аппарата. В 1954-1957 гг. аппарат управления в республике сократился на 2 тыс. человек. Однако, несмотря на усилия по упорядочению деятельности государственного аппарата, численность его не уменьшалась, а разрасталась. Во второй половине 1950-х гг., несмотря на противоречивость отношений государства и церкви, последняя еще сохраняла некоторую свободу действий. В 1956 г. впервые в советский период были напечатаны Библия и Евангелие. Увеличилось число заявлений об открытии церквей, усилилась деятельность баптистов и лютеранских проповедников. Выросли доходы церкви. Если в 1950 г. они составили по республике 652,5 тыс. руб., в 1954 г. - 918,8 тыс. руб., то в 1958 г. - 1105 тыс. руб.8 Однако сложившаяся в стране после XXI и XXII съездов партии политическая ситуация, выразившаяся в курсе на строительство коммунизма, обусловила возврат к идеям 1930-х гг. о бесклассовом обществе, в котором не должно быть места религиозным взглядам. В постановлениях бюро обкома партии по вопросам усиления антирелигиозной пропаганды в республике от 6 мая 1958 г. и 22 марта 1962 г. партийным, профсоюзным и комсомольским организациям предписывалось придать научно-атеистической пропаганде боевой, наступательный и действенный характер. В городах и районах республики были созданы группы лекторов-атеистов, в клубах и домах культуры проводились циклы лекций по антирелигиозной тематике, в быт людей внедрялись новые гражданские обряды и народные праздники - проводы зимы, посвящение в рабочий класс, проводы в армию и др.
1950 -1962 гг. в Карелии власти закрыли 6 из 10 православных приходов, и ни одна новая церковь не была открыта. В результате осталось только 4 действующих церкви: 2 в Петрозаводске, в Олонце и в Сортавале. В 1961 г. был проведен учет недействующих церковных зданий, в их числе 40 церквей и 116 часовен, из них местным органам власти предписывалось снести 107 зданий, в том числе из-за ветхости - 94.
.В конце 1950-х - начале 1960-х гг. был нанесен удар по материально-технической базе церкви: сумма налога на свечи в 1959 г. возросла более чем в 70 раз, увеличились размеры налогообложения духовенства, которое в 1962 г. переведено на твердые оклады. Священники были отстранены от финансово-хозяйственной деятельности, и все дела по управлению церквами перешли в руки исполнительных церковных органов. В церквах был введен квитанционный учет исполнения обрядов, а с января 1962 г. - журналы учета. Имевшие место случаи посещения церквей руководящими партийными и советскими работниками, крещения ими детей проверялись комиссиями содействия, созданными при исполкомах городских и районных Советов, обсуждались на партийных собраниях, после чего, как правило, следовало исключение из партии. В результате жесткого контроля значительно сократилось число крещений детей в церкви: в 1959 г. - 1122, а в 1969 г. - 178 крещений9.
Во второй половине 1960-х гг. репрессивная политика в отношении церкви не прекратилась, хотя и несколько смягчилась. С 1963 г. вновь стали расти доходы церкви: в 1963 г. - 94,5 тыс. руб., в 1970 г. - 159,6 тыс. руб. Проведенное в 1965- 1966 гг. лабораторией социально-педагогических исследований Карельского педагогического института изучение религиозности населения путем выборочного анкетного опроса взрослого населения 67 населенных пунктов различных районов республики показало, что среди опрошенных верующие составляли 19,5%10. (Проводившие исследование специалисты признавали, правда, что эти результаты не могут считаться абсолютно точными.)
Многочисленные организационные перестройки 1950-1960-х гг. были непоследовательны, а порой и непродуманны, что обрекло их на неудачу. Особенно наглядно это проявилось при перестройке партийных и советских органов по так называемому производственному принципу в соответствии с решениями ноябрьского (1962 г.) пленума ЦК КПСС. В Карельской АССР, с учетом незначительного объема сельскохозяйственного производства, перестройка коснулась в основном районного звена. Вместо 13 райкомов и 1 горкома КПСС было создано 6 промышленно-производственных парткомов, 4 партийных комитета производственно-совхозных управлений и 2 горкома партии, преобразована также структура советских, профсоюзных, комсомольских организаций. Однако произведенная перестройка не оправдала себя. На пленуме Карельского обкома КПСС 21 ноября 1964 г. подчеркивалось, что она привела к смешению функций, прав и обязанностей партийных, советских и хозяйственных органов, к ослаблению районного звена. Хотя центральный аппарат министерств и ведомств сократился на 18%, а аппарат исполкомов районных и городских советов на 8%, возросли расходы, связанные с деятельностью аппарата по руководству районом, в полтора-два раза увеличилась нагрузка на работников, в результате многие специалисты уволились. В декабре 1964 - январе 1965 гг. в Карелии были восстановлены единые районные партийные и советские органы.
Отставка Н.С.Хрущева не вызвала широкого общественного резонанса. Собрание актива областной партийной организации 16 октября 1964 г. единодушно одобрило постановление октябрьского пленума ЦК КПСС об освобождении Н.С.Хрущева от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР и призвало коммунистов решительно бороться против парадности, зазнайства, самоуспокоенности, развивать критику и самокритику.
Со сменой лидера в 1964 г. политическая ситуация в стране складывалась в целом вразрез с Демократическими принципами XX съезда партии. Провозгласив курс на стабильность, новое политическое руководство взяло под сомнение и то положительное, что было осуществлено в предшествующие годы, и под видом ликвидации проявлений волюнтаризма постепенно свело на нет все реформы, вернувшись к старым испытанным методам руководства. Об этом свидетельствовали постановление ноябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, восстановившего единство партийных и советских организаций, а также решения XXIII съезда партии, на котором из Устава КПСС были удалены формулировки, ставившие формальные преграды непрерывной и долговременной партийной карьере, что укрепило роль номенклатуры.
Известный поворот вправо после XXIII съезда КПСС проявился и в том, что была свернута критика культа личности Сталина. Из официальных документов постепенно исчезли упоминания о XX съезде партии, пошла на убыль реабилитация жертв политических репрессий, а в статьях, приуроченных к юбилеям репрессированных партийных и государственных деятелей, перестали указывать причину их смерти. Усилились идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры, преследование инакомыслящих. Уголовный кодекс РСФСР в 1966 г. пополнился статьей 190 "прим", согласно которой за "распространение заведомо ложных измышлений, порочащих государственный и общественный строй", предусматривалось лишение свободы до 3 лет, а за "агитацию и пропаганду, проводимую в целях подрыва или ослабления советской власти" грозило наказание до 7 лет тюрьмы (ст. 70).
События в Чехословакии в августе 1968 г. завершили поворот, начатый октябрьским (1964 г.) пленумом ЦК КПСС. Боязнь либерализации политической жизни и экономических реформ, усиления антикоммунистических сил привела к прямому военному вторжению советских войск в Чехословакию. Эта акция вызвала неоднозначную реакцию трудящихся республики. На собраниях в трудовых коллективах наряду с одобрением действий партии и правительства и готовностью встать с оружием в руках на защиту "социалистических завоеваний" в Чехословакии звучали и другие оценки событий: "Введение наших войск в ЧССР - это прямая оккупация. Она ничем не отличается от фашистской оккупации".
Стержнем нового политического курса стала идея долгосрочного и постепенного совершенствования социализма на базе последовательных эволюционных изменений. Программа развернутого строительства коммунизма была заменена более прагматичной концепцией развитого социализма, которая, впрочем, также оказалась чисто умозрительной, так как обходила стороной накопившиеся недостатки и противоречия.
И все же в 1960-е гг., несмотря на заметный отход от принципов демократического курса, провозглашенных XX съездом партии, полного поворота к прошлому не произошло и в разных областях общественной жизни продолжались поиски выхода из трудностей. Определенные положительные изменения наметились в области расширения международных обменов и контактов. В 1966 г. в г. Петрозаводске открылось Агентство "Интурист". За первый сезон столицу республики и Кижи посетили около 400 зарубежных гостей. В 1970 г. Карельское агентство приняло уже 1800 иностранных туристов. Трудящиеся республики получили возможность побывать в туристических поездках по ряду зарубежных стран, преимущественно социалистического лагеря. Плодотворную работу по укреплению культурных связей, знакомству трудящихся республики с жизнью населения других стран, их экономикой, политикой, культурными традициями проводили Карельское отделение общества "СССР - Финляндия", созданное в 1962 г., и Карельское отделение советского общества дружбы с ГДР, организованное в 1970 г. Тесные побратимские связи установились в 1965 г. между столицей Карелии и финским городом Варкаус. Вошли в традицию взаимные гастроли театральных и концертных коллективов, обмен художественными выставками, проведение совместных научных конференций и семинаров, встреч молодежи, студентов и спортсменов и т. д. Однако нередко международное сотрудничество сдерживалось факторами политического порядка и бюрократическими препонами.
Вторая половина 1960-х гг. ознаменовалась целым рядом юбилейных дат в истории страны и республики. В период подготовки к 50-летнему юбилею Октябрьской революции и 100-летию со дня рождения В.И. Ленина по решению правительства и обкома партии был утвержден перечень зданий и мест на территории Карелии, связанных с событиями, имеющими историко-революционное значение, в который вошло 50 памятных мест. В 1968 г. были установлены памятники председателю Олонецкого губисполкома П.Ф. Анохину и первому председателю КарЦИКа А.В. Шот-ману в г.Петрозаводске, памятный знак в честь лыжного отряда Т. Антикайнена в пос.Кимасозеро Муезерского района и др. В июле 1967 г. в столице республики состоялся слет бывших партизан и подпольщиков. Около 500 ветеранов Великой Отечественной войны встретились с трудящимися республики, молодежью и школьниками, рассказали о героических подвигах советского народа. Тысячи юношей и девушек совершали походы по местам революционной, боевой и трудовой славы отцов.
В связи с 25-летием освобождения г. Петрозаводска и республики от фашистских захватчиков и 25-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне был открыт мемориал и зажжен Вечный огонь Славы на Могиле Неизвестного Солдата в г. Петрозаводске (архитекторы Э.Ф. Андреев и Э.В. Воскресенский, скульпторы Э.А. Акулов и Л.К. Давидян - лауреаты Государственной премии КАССР), открыт мемориал в Песках, где захоронены многие узники фашистских концлагерей, установлены памятные знаки боевой славы в местах сражений воинов Карельского фронта в г. Петрозаводске, Медвежьегорске, Олонце, Питкяранте, в Калевальском, Муезерском и Сортавальском районах.
8 июня 1970 г. республика отметила свой полувековой юбилей. Указом Президиума Верховного Совета СССР в связи с юбилеем Карельская АССР была награждена орденом Октябрьской революции.
Юбилейные отчеты о реальных достижениях в развитии экономики и культуры республики в послевоенные годы не могли скрыть обострения противоречий, роста застойных явлений в различных областях общественной жизни. Несмотря на попытки демократизации политической системы, широкого привлечения трудящихся к управлению государством, активизации общественных организаций, политические реформы по существу не выходили за рамки приспособления сталинской модели к новым условиям общественного развития. Сохранение в неизменном виде консервативной политики, в свою очередь, тормозило поиск новых подходов к развитию экономики, сдерживало прогрессивные тенденции в культурной жизни республики.