Поиски новых методов управления сельским хозяйством
Попытку сделать более решительные шаги в этом направлении предприняли сентябрьский (1953 г.) и мартовский (1965 г.) пленумы ЦК КПСС. В аграрную политику были внесены качественно новые элементы: взят курс на повышение уровня эквивалентности обмена между городом и деревней, усиление материальной заинтересованности тружеников села в развитии общественного производства.
Прежде всего была осуществлена коренная реформа сельскохозяйственного налога, который раньше исчислялся от общей суммы доходов с крестьянского хозяйства по отдельным видам продукции, независимо от размеров хозяйства, в результате чего наиболее продуктивные хозяйства оказывались в самом невыгодном положении. Новый принцип налогообложения предусматривал твердые денежные ставки, определяемые в соответствии с размером приусадебного участка. Сумма налога с сельского населения уменьшилась более чем в два раза, а все долги по прежним выплатам были списаны.
Снизились нормы обязательных поставок сельхозпродукции колхозами и колхозниками, были повышены заготовительные и закупочные цены, что дало возможность получения прибыли колхозами и совхозами. Позднее, в 1958 г., обязательные поставки сельхозпродукции были полностью отменены и заменены государственными закупками по повышенным ценам, а во второй половине 1960-х гг. для каждого совхоза стали устанавливаться твердые планы закупок сельхозпродукции.
Важные изменения коснулись принципа оплаты труда в колхозах. В марте 1956 г. было введено ежемесячное авансирование колхозников и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда. С одной стороны, эта мера существенно улучшила материальное положение членов сельхозартелей, с другой, введение гарантированной оплаты труда колхозников способствовало все большему превращению их в наемных рабочих.
После сентябрьского пленума ЦК 1953 г. были расширены права колхозов в организации своей внутренней жизни. Колхозы могли сами определять размеры посевных площадей по культурам и поголовья скота по видам, размеры приусадебных участков, количество скота в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, распределять доходы, принимать в артель и исключать из нее. Однако в правовом положении колхозников не произошло существенных изменений: вплоть до 1965 г. они не имели государственных пенсий и до 1974 г. - паспортов.
В 1950-1960-е гг. государство увеличило финансовые ассигнования на развитие сельского хозяйства, предоставило колхозам кредиты. Повысилась техническая оснащенность хозяйств. Широкое применение получили навесные плуги, навесные тракторные культиваторы, удобные для использования в условиях севера, самоходные комбайны, машины для приготовления кормов, стогометатели и др. Использование новых видов оборудования позволило в более широких масштабах механизировать сельскохозяйственные работы и в основном завершить техническую реконструкцию отрасли. К началу 1970-х гг. все совхозы республики были электрифицированы. В животноводстве внедрялась комплексная механизация трудоемких процессов. Были комплексно механизированы фермы в совхозах им. Зайцева, "Ведлозерский", "Куркиёки", "Мегрегский", "Эссойльский", "Олонецкий". На Петрозаводской птицефабрике вступил в строй птичник на 18 тыс. голов с полной механизацией трудоемких процессов. К концу 1960-х гг. уровень механизации подачи воды на фермах крупного рогатого скота достиг 94%, 98% коров переведено на машинное доение, в то же время комплексно механизированы были лишь 5% ферм крупного рогатого скота.
Укрепились связи сельского хозяйства с научными учреждениями республики. Широкое применение на практике нашли способы механизированной подготовки биологически активных торфяных удобрений, предложения по селекции сельскохозяйственных растений и внедрению новых высокопродуктивных сортов многолетних трав и др., разработанные сотрудниками Института биологии Карельского филиала АН СССР.
Много внимания уделялось решению проблемы кадрового обеспечения отрасли. После сентябрьского (1953 г.) пленума партии на работу в МТС и колхозы было направлено 574 специалиста, по путевкам комсомола прибыло 2543 человека. В 229 колхозах из 442 были заменены председатели, а в 12 совхозах - директора48. В 1955 г. в стране была предпринята крупномасштабная акция, согласно которой в село направлялось не менее 30 тыс. человек из числа партийных, советских и хозяйственных кадров, инженеров, рабочих и служащих. По своим масштабам и методам осуществления эта кампания напоминала призыв "двадцатипятитысячников" в сельское хозяйство в начале 1930-х гг. ЦК Компартии республики направил на должности председателей колхозов 48 человек. В большинстве своем они не знали глубоко специфики сельскохозяйственного производства, деревенского образа жизни и хотя некоторые из них немало сделали для укрепления колхозов в целом этот опыт оказался неудачным.
Улучшилась система повышения квалификации специалистов и руководителей среднего звена всех профилей. Они стали проходить переподготовку через каждые 5 лет. С 1966 г. начала работу Карельская школа повышения квалификации сельскохозяйственных кадров при Сортавальском совхозе-техникуме. За счет выпускников Петрозаводского государственного университета укрепился состав главных агрономов и зоотехников совхозов. В 1970 г. на предприятиях и в организациях сельского хозяйства работал 1891 специалист с высшим и средним специальным образованием- почти в два раза больше, чем в 1959 г.49 Серьезной проблемой оставалась высокая текучесть кадров специалистов.
Подготовка кадров массовых профессий по 8 специальностям осуществлялась тремя сельскими ПТУ. Только за 1966-1970 гг. они выпустили 3 тыс. рабочих. Несколько возросло в совхозах число трактористов-машинистов I и II классов, которые составили в 1969 г. 40% их численности. Эта цифра была значительно выше, чем в других областях и автономных республиках европейского Севера50.
Экономические и организационные меры, предпринятые в 1950-1960-е гг. в области сельского хозяйства, дали определенный импульс его развитию. В 1953-1958 гг. валовая продукция сельского хозяйства возросла более чем в три раза, причем прирост производства был достигнут, главным образом, за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота. Хороших результатов добились передовые хозяйства республики - совхоз "Салми" Питкярантского района, колхоз им.Тельмана Сортавальского района и др. Улучшилось положение колхозов, увеличились их неделимые фонды, основные средства производства и денежные доходы. Оплата деньгами трудодня колхозников выросла с 86 коп. в 1953 г. до 4 руб. в 1957 г.51
Вместе с тем темпы роста сельского хозяйства, при довольно низких исходных данных, не отличались устойчивостью. В проведении курса сентябрьского пленума не было последовательности и стабильности. Так и не был осуществлен новый порядок планирования. Вскоре верх стали брать непродуманные решения, прожектерские проекты, рассчитанные на невиданный подъем сельского хозяйства и благосостояния народа в кратчайшие сроки, как то: освоение целины, кукурузная кампания, ликвидация МТС и сиюминутная продажа их техники колхозам, реорганизация районного и вышестоящих звеньев управления и др.
В марте 1955 г. с разрешения ЦК КПСС и Совета Министров СССР в республике в виде опыта было осуществлено присоединение земель слабых колхозов к существующим совхозам и организация подсобных хозяйств промышленных предприятий. На базе 12 МТС и 77 колхозов было образовано 13 совхозов и 3 звероводческих фермы, 40 колхозов влились в уже существующие совхозы. На землях 55 колхозов организованы подсобные хозяйства леспромхозов. Эксперимент дал некоторые положительные результаты: повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, выросло количество скота в хозяйствах и его продуктивность.
В то же время положение колхозов оставалось тяжелым. Полученные ими от государства семенные, продовольственные и фуражные ссуды в 2-3 раза превосходили сдачу ими зерна государству. В большинстве колхозов основные средства производства и продуктивный скот были почти наполовину приобретены за счет государственных средств. Многие колхозы насчитывали всего до 20-30 трудоспособных колхозников. Экономическая слабость колхозов, а также такие факторы, как неудобство обработки мелкоконтурных полей современной техникой, удаленность мелких деревень от новосозданных центров укрупненных колхозов послужили основанием для начала массовой кампании по преобразованию колхозов в совхозы.
1 марта 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах помощи по организационно-хозяйственному укреплению колхозов и совхозов Карело-Финской ССР", в соответствии с которым хозяйства колхозников освобождались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству в 1956-1960 гг. и с них была списана вся задолженность, числившаяся за ними на 1 января 1956 г. Для совхозов Карелии устанавливались временные надбавки к розничным ценам на молоко, мясо крупного рогатого скота и свинину в размере 35%, они освобождались от направления плановой прибыли на капитальные вложения и могли зачислять ее в фонд укрепления хозяйства. Было признано целесообразным на базе экономически слабых колхозов организовать совхозы. С учетом опыта реорганизации сельского хозяйства, накопленного в 1955 г., было решено еще 150 колхозов включить в состав совхозов и подсобных хозяйств предприятий, а 20 перевести на Устав рыболовецких колхозов52.
Свертывание колхозного сектора, начавшееся по всей стране в середине 1950-х гг., базировалось на упрощенных схемах и представлениях о переходе советского общества к коммунистическим общественным отношениям и о государственной форме собственности как высшей по отношению к кооперативной. Процесс сближения форм собственности, и прежде всего по уровню обобществления, считался важнейшим залогом стирания существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, рабочим классом и колхозным крестьянством.
Реорганизация колхозов проходила ускоренными темпами: в 1955 г. в республике насчитывалось 360 сельскохозяйственных артелей, в 1956 г. - 262, в 1957 г. - 84, в 1958 г. - 6553. К 1961 г. в Карелии осталось всего 13 колхозов, специализирующихся на рыбодобыче. Процесс огосударствления затронул и рыболовецкие колхозы: в 1956 г. Рыбакколхозсоюз был ликвидирован, и его функции переданы хозяйственному управлению по делам рыболовецких колхозов и МРС в составе Министерства рыбной промышленности СССР.
Преобразование колхозов в совхозы позволило несколько увеличить финансирование хозяйств, повысить уровень их технической оснащенности, усилить специализацию и концентрацию производства. На первых порах улучшились показатели работы совхозов, созданных на базе экономически слабых колхозов. В 1956 г. они удвоили производство продукции, государственные расходы на содержание административно-управленческого персонала сократились на 50%. Однако в целом реорганизация колхозов не привела к ускоренному росту производства, повышению его эффективности. В 1959 г. более 80% совхозов в республике являлись убыточными. В 1963 г. по сравнению с 1959 г. сверхплановые убытки совхозов выросли более чем в 10 раз, а производство продукции за это время выросло всего в 2 раза54.
Еще пагубнее оказались социальные последствия реорганизации сельского хозяйства, приведшей к дальнейшему превращению крестьянина в сельскохозяйственного рабочего, жизнь которого все меньше зависела от результатов своего труда. К этому следует добавить исчезновение многих сел и деревень, оказавшихся "неперспективными" в результате курса на создание крупных аграрных селений, миграции сельского населения в город. В 1960-1966 гг. только в Калевальском, Лоухском, Беломорском и Кемском районах были сняты с учета более 100 населенных пунктов, из которых выехало население.
Реорганизация колхозов в республике осуществлялась без учета специфики северного земледелия, в результате мелкие населенные пункты оказались удалены от центральных усадеб на расстояние 30-60 км, а в отдельных совхозах - до 100 км, что затрудняло управление и организацию производства. В результате в 1967 г., например, было принято решение о разукрупнении совхозов "Олонецкий" и "Ильинский" Олонецкого района, "Толвуйский" и "Прогресс" Медвежьегорского района и создании новых совхозов - "Мегрегского", "Туксинского" и "Ильинского". Не оправдало себя и создание на базе экономически слабых колхозов подсобных хозяйств промышленных предприятий, абсолютное большинство которых оказалось убыточными.
Неоднозначные последствия имела предпринятая в конце 1950-х гг. реорганизация МТС, предусматривавшая продажу техники МТС колхозам в целях усиления их самостоятельности. С одной стороны, ликвидация МТС избавляла государство от непроизводительных расходов. В 1955 г. на содержание МТС в Карелии, на базе которых были организованы совхозы, государство затратило 8,5 млн руб., в то время как все денежные и натуральные доходы МТС составили всего 0,5 млн руб.55
С другой стороны, выкупные платежи за технику оказались столь велики, а выплата производилась в такие сжатые сроки, что эта мера нанесла огромный ущерб экономике колхозов и по существу свела на нет прибыль, полученную от повышения закупочных цен. Из 66 колхозов технику в 1958 г. смогли приобрести только 37, а поскольку все затраты на ремонт и обслуживание техники были переложены на колхозы, то положение со снабжением их запасными частями, горючим даже ухудшилось. Хотя ожидаемый эффект от реорганизации МТС достигнут не был, последствия ее были исторически прогрессивными, так как усиливали самостоятельность крестьянского хозяйства и расширяли сферу рыночных отношений.
Отступление от линии сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, начавшееся по существу уже с середины 1950-х гг., особенно проявилось в политике по отношению к крестьянскому двору. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1956 г. "Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели" оформило курс на ограничение приусадебного хозяйства граждан, запретив увеличивать его размер за счет общественных земель и ограничив количество скота в личной собственности. В первые дни после передачи текста постановления в Петрозаводске, Питкяранте и некоторых других городах начался забой скота, в результате цены на мясо на рынках Петрозаводска снизились с 25 до 10 руб. за кг. В совхозы и подсобные хозяйства было подано более 30 заявлений от жителей Петрозаводска с просьбой купить скот.
Следующим шагом по ликвидации индивидуальных хозяйств стал Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1959 г. "О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках", в котором под предлогом ликвидации "примитивного ведения животноводства, отвлекающего рабочую силу от производительного труда, создающего антисанитарные условия и приводящего к значительному расходованию хлеба и других продуктов", было запрещено с 1 октября 1959 г. содержание продуктивного и рабочего скота в личной собственности граждан, проживающих в столицах автономных республик, краевых и областных центрах и прилегающих к ним окрестностях. В г. Петрозаводске колхозы, совхозы и мясокомбинат закупили у владельцев индивидуального скота 614 коров и телок. Прекратилась продажа населению кормов для скота, был запрещен выпас скота на общественных землях, ограничивалось использование покосов.
Если до начала 1960-х гг. в отношении личных хозяйств проводилась политика ограничения, то с принятием новой Программы партии в 1961 г., провозгласившей курс на строительство коммунистического общества, началось их форсированное свертывание. Только за 1960-1964 гг. поголовье крупного рогатого скота у населения республики сократилось на 12 тыс. голов, а коз - на 14 тыс. Экономическими и социальными последствиями политики в отношении индивидуальных хозяйств стало нарушение продовольственного баланса, рост цен на сельхозпродукты, понижение жизненного уровня населения, миграция из села.
Перемены в отношении к землепользованию двора наступили лишь в 1964 г., когда по существу уже завершилось его урезание до положения подсобного хозяйства. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и бюро ЦК КПСС по РСФСР от 13 ноября 1964 г. "Об устранении необоснованных ограничений подсобного хозяйства колхозников, рабочих и служащих" местные органы власти провели работу по восстановлению уменьшенных приусадебных участков, оказали населению помощь в обзаведении скотом, предоставлении пастбищ и заготовке кормов для скота, находящегося в личной собственности. Несмотря на противоречивую политику в отношении крестьянского хозяйства, ему удалось в 1966-1970 гг. сохранить на одном уровне свое участие в производстве мяса в республике (51%), увеличить удельный вес в производстве картофеля (с 44 до 54%), хотя уменьшился его удельный вес в производстве молока (с 43% до 40%) и яиц (с 33 до 19%)56. В 1950-1960-е гг. полностью определилась специализация аграрного сектора республики на животноводстве. К началу 1970-х гг. оно занимало 80% в структуре валовой продукции сельского хозяйства, на долю же растениеводства приходилось 20%. В совхозах молочно-животноводческого направления была проведена работа по улучшению племенного дела. Вместо разнопородного и малопродуктивного скота создано одно из лучших в России стадо айрширских коров. На базе совхоза "Сортавальский" организован племенной совхоз, созданы
фермы крупного рогатого скота холмогорской и буро-латвийской пород в совхозах "Салми", "Ведлозерский", "Маяк", "Олонецкий", "Толвуйский", им. Зайцева. В 1967 г. была организована Петрозаводская межрайонная государственная станция по племенной работе. К концу 1960-х гг. весь крупный рогатый скот в совхозах являлся породным, что способствовало повышению его продуктивности. Если в 1953 г. удой молока на одну корову в колхозах и совхозах составлял 1296 кг, то в 1970 г. - 3277 кг57.
Специализация хозяйств сопровождалась концентрацией производства в отраслях сельского хозяйства. Наиболее высокая степень концентрации была достигнута в птицеводстве, которое с 1960 г. начало переводиться на промышленную основу. В 1965 г. птицеводство в республике выделено в самостоятельную отрасль сельскохозяйственного производства, и организован трест "Птицепром", объединивший 6 специализированных хозяйств. За 1960-1970 гг. производство яиц в республике возросло в 3,3 раза.
Быстрыми темпами развивалось пушное звероводство. В 1959-1960 гг. в республике создано 11 звероводческих хозяйств. В 1962 г. поголовье зверей составляло более 70 тыс., или в 12 раз больше, чем в 1952 г. Звероводство превращалось в крупную рентабельную отрасль сельскохозяйственного производства республики. В конце 1960-х гг. звероводческие совхозы ежегодно сдавали пушнины на сумму 22-25 млн руб. Карельская пушнина заняла почетное место в производстве пушнины страны, высоко котировалась на международных аукционах.
Больше внимания стало уделяться вопросам повышения культуры земледелия. Во всех совхозах было проведено почвенное обследование, на значительных площадях осуществлено известкование кислых почв, введены правильные севообороты, увеличилась поставка хозяйствам минеральных удобрений. В совхозах Олонецкого и других районов республики успешно применялась закладка на осушенных землях долголетних культурных пастбищ, которые являлись источником полноценных и дешевых кормов для скота в летний период.
В 1950-1960-е гг. произошло изменение структуры посевных площадей в Карелии. Ориентация на преимущественное развитие животноводства и увеличение посевов кормовых культур нанесли непоправимый ущерб растениеводству. Только с 1953 по 1961 гг. посевные площади под зерновыми культурами сократились с 37 до 2 тыс. га, а валовой сбор - с 18,1 до 1,8 тыс. т. Окончательное уничтожение зернового хозяйства завершилось в 1960-е гг. В 1970 г. в структуре посевных площадей кормовые культуры составили 84%58. Урожайность их была крайне низкой, фактическая себестоимость превышала в 1,7 раза стоимость завозных кормов. К тому же обеспеченность кормами собственного производства в начале 1960-х гг. составляла 45-50%, в результате приходилось регулярно завозить корма и солому из других районов страны. В то же время в республике не проводилась работа по повышению плодородия естественных сенокосов, ежегодно почти 50% сенокосных участков оставались неубранными. Одновременно наращивались объемы мелиоративных работ с целью получения на северных болотах питательной травы, что не дало практических результатов, но привело к нарушению уникальных экосистем. Негативно повлияла на развитие растениеводства и развернувшаяся в середине 1950-х гг. в стране кукурузная кампания, повлекшая за собой нарушение обычных севооборотов в Карелии, ухудшение снабжения скота кормами.
К концу 1960-х гг. в развитии сельского хозяйства республики были достигнуты определенные успехи. За 1960-1970 гг. валовая продукция отрасли увеличилась на 44%, при этом рост валовой продукции сопровождался повышением уровня интенсификации производства. Повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота и птицы. В 1970 г. 47 совхозов
из 56 являлись прибыльными. За счет внутрихозяйственной специализации, повышения культуры земледелия, внедрения новой техники совхозы им. Зайцева, "Олонецкий", "Сортавальский" и ряд других хозяйств республики добились рентабельности производства. За высокие результаты работы звания Героя Социалистического Труда удостоены директор совхоза "Сортавальский" А.О. Дубровский, директор совхоза им. Зайцева И.Ф. Задесенец, доярка совхоза "Ведлозерский" А.П. Засекова, бригадир совхоза "Олонецкий" И.В. Чайкин.
Несмотря на увеличение продукции земледелия и животноводства, в 1960-е гг. замедлились темпы развития сельского хозяйства, высокой оставалась себестоимость производства молока, яиц, картофеля, овощей, кормовых культур, убыточным было производство молока, мяса птицы, картофеля. Уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции в Карелии был ниже, чем в среднем по Северо-Западному региону.
В осуществлении аграрной политики не было стабильности, последовательности, а искажения и деформации при выполнении принятых решений резко снижали их значение. Продолжалось административное вмешательство в дела колхозов и совхозов, несправедливый обмен между городом и деревней. Попытки приспособить отжившие методы хозяйствования к новым условиям не могли привести к устойчивым результатам в сельском хозяйстве.