Развитие народного образования
С первых дней освобождения республики от вражеской оккупации началась работа по возрождению учреждений просвещения и культуры. В годы Великой Отечественной войны в Карелии было уничтожено свыше 250 школьных зданий. Ущерб, нанесенный системе народного образования, выразился в сумме 63,5 млн руб. Правительство СССР оказало республике необходимую помощь и направило для школ освобожденных районов 320 тыс. книг, 84 тыс. экземпляров учебников, на 314 тыс. руб. наглядных пособий, тетрадей82. Значительные суммы были выделены из республиканского бюджета на строительство новых зданий школ, пополнение учебного оборудования.
В 1945/46 учебном году в республике уже работало 528 дневных и вечерних школ (71% от довоенного числа) с количеством учащихся 54 тыс. человек83. В связи с большой разбросанностью и малым числом жителей населенных пунктов в ряде районов насчитывалось большое количество малокомплектных школ, число учащихся в которых не превышало 20 человек. В первые послевоенные годы значительная часть учащихся выбывала из школ. Причины были различные: отсутствие одежды и обуви, помощь родителям по дому, вынужденная работа на предприятии и др. Тем не менее в течение 1946-1950 гг. в Карелии было полностью осуществлено всеобщее начальное обучение и создана учебная база для семилетнего образования, введение которого завершилось в 1952 г. В последующие годы происходило увеличение сети семилетних и средних школ. Часть школ, имевших небольшую численность (5- 7 человек), была ликвидирована, крупные начальные школы преобразованы в семилетние, а семилетние - в средние.
Вместе с тем в ряде районов доля детей, не охваченных обучением, оставалась высокой: в 1952 г. в Сегежском, Сегозерском, Медвежьегорском районах она составляла 7%. Остро не хватало кабинетов, приспособленных для изучения предметов школьных программ: в начале 1954 г. только 11 из 259 семилетних и средних школ имели оборудованные кабинеты по физике, химии, биологии.
Школы испытывали острый дефицит в педагогических кадрах. Из-за отсутствия учителей в ряде школ не велось преподавание математики, физики, химии, биологии, иностранного языка и некоторых других предметов. В 1946 г. Министерство просвещения республики отказалось от краткосрочной подготовки учителей, как не оправдавшей себя. Подготовка педагогических кадров осуществлялась в педагогическом институте, государственном университете, Петрозаводском и Пудожском педагогических училищах. В 1951-1955 гг. было подготовлено 2047 учителей. Кроме того, более 500 специалистов Карелия получила из внереспубликанских вузов. Таким образом, за 5 лет в школу было направлено более 2500 учителей, однако за то же время около 1,8 тыс. преподавателей выбыли из республики в связи с материальной неустроенностью. В последующие количество учителей значительно выросло, достигнув в 1958 г. 5,3 тыс. человек, то есть увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 1945 г.84 Однако и к началу 1960-х гг. задача полного обеспечения школ квалифицированными учителями не была решена.
С окончанием Великой Отечественной войны каких-либо существенных изменений в области языковой политики в республике, исходившей из нецелесообразности создания карельской и вепсской письменности и тем самым игнорировавшей культурные запросы карельского и вепсского народов, не произошло. Вновь, исходя из политических соображений, было введено обязательное обучение детей на финском языке в школах тех районов, где проживали финны и карелы, одновременно в средних специальных учебных заведениях предусматривалось обязательное изучение финского языка по 2 часа в неделю в течение трех курсов. Карело-финские школы (так они назывались), функционировавшие в районах массового проживания карелов, вепсов и финнов, являлись единственным типом национальной школы в Карелии.
В начале 1946 г. в республике насчитывалось 118 национальных школ, а в конце 1950 г. - 164 школы. Эти школы отличала малая наполняемость классов - иногда до 2-3 человек, особенно в Сегежском, Петровском, Ругозерском и некоторых других районах. Многие учителя нерусских школ сами слабо знали литературный финский язык. В 1948 г. из 289 учителей им вполне владели только 40 человек85. В связи с этим в 8-10 классах финский литературный язык не изучался, на низком научно-теоретическом уровне велось преподавание ряда учебных дисциплин. Не была разработана методика обучения детей в нерусской школе, отсутствовала художественная литература для внеклассного чтения. В целях расширения подготовки национальных педагогических кадров при Карело-Финском государственном учительском институте было организовано отделение по подготовке учителей финского языка и литературы, увеличен прием в Петрозаводском педагогическом училище на отделение по подготовке учителей для нерусских школ.
Несмотря на принятые меры по развитию национальных школ, количество их из года в год сокращалось. В 1954 г. в республике насчитывалось 130 таких школ. Существенные различия в лексике финского языка и в диалектах средней и южной частей Карелии вызывали определенные трудности. Уровень знаний учащихся нерусских школ по математике, биологии, истории и другим предметам являлся низким, что затрудняло поступление их в вузы и техникумы. По этой причине имелись факты массового отказа учащихся от обучения на финском языке. Это побудило правительство республики в августе 1954 г. принять постановление "О мерах по улучшению обучения детей в нерусских школах республики", согласно которому преподавание всех предметов в 1-10 классах этих школ было переведено с финского на русский язык, но оставалось изучение с 3 по 10 класс финского языка как одного из основных предметов. Эти меры осуществлялись в контексте подготовки ликвидации статуса финского языка как государственного и ликвидации самого статуса союзной республики. С 1958/59 учебного года было отменено обязательное изучение детьми финнов и карелов финского языка как предмета в школах. Изучение финского языка, но уже в качестве одного из иностранных языков, было вновь введено лишь во второй половине 1960-х гг.
В конце 1950-х - начале 1960-х гг. вопросы национально-языковой политики в республике фактически были пущены на самотек. Непоследовательность в решении проблем литературного языка и письменности для карельского населения вызвала немалые издержки в организации народного образования, в подготовке кадров. Всесоюзные переписи населения 1959 и 1970 гг. показали, что по доле лиц с высшим образованием среди коренных национальностей 11 автономных республик РСФСР карелы занимали одно из последних мест.
Вытеснение родного языка на периферию общественной жизни стимулировало тенденцию к сокращению его использования и на семейно-бытовом уровне. Об этом свидетельствовали данные о росте численности и удельного веса карелов, финнов, вепсов, у которых родной язык и национальная принадлежность не совпадали. Если в 1959 г. назвали язык своей национальности в качестве родного языка 80,9% карелов, 74,2% финнов и 38,6% вепсов, то в 1970 г. - соответственно 71,7%, 61,1% и 31,9%86.
Развертывание научно-технической революции поставило перед школой ответственные задачи, среди которых на первый план выдвинулись повышение общеобразовательного уровня молодежи, сочетание в средней школе общего образования с профессиональной подготовкой. Новый курс в развитии общеобразовательной школы нашел воплощение в Законе "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятом 24 декабря 1958 г. сессией Верховного Совета СССР. Закон положил начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг. В соответствии с господствовавшими тогда идеями быстрого построения коммунизма система образования должна была в короткий срок решить проблему профессионализации общеобразовательной школы. Закон предусматривал введение всеобщего 8-летнего образования и реорганизацию 10-летних школ в 11-летние средние политехнические школы с производственным обучением. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Кардинально менялась вся система профтехобразования. Действовавшая до этого система "трудовых резервов", включавшая ФЗО, строительные школы, ремесленные училища, училища механизации сельского хозяйства и технические училища, была признана устаревшей, и профессионально-техническое образование переведено на единую общеобразовательную базу (8 классов) путем создания городских и сельских ПТУ со сроками обучения от 1 до 3 лет.
В 1959/60 учебном году в республике было организовано обучение учащихся более чем 50 различным профессиям. Ввод в действие новых школьных зданий позволил уже в 1959/60 учебном году ликвидировать третью смену занятий. В 1961/62 учебном году в городах и селах работало 97 восьмилетних школ и 82 одиннадцатилетних средних политехнических школы с производственным обучением. К 1963 г. завершился переход школ с семилетнего на восьмилетний срок обучения.
Вместе с тем материально-техническая база школ и учительский корпус оказались неподготовленными к реализации задач производственного обучения. Идея сближения школы с жизнью на практике заключалась в приобщении к физическому ручному труду, что принижало принципы политехнизма. Профессии и специальности для производственного обучения учащихся в ряде случаев определялись без учета потребности в рабочих кадрах для народного хозяйства республики. Во многих отраслях промышленности, сельском хозяйстве, строительстве велика была доля ручного неквалифицированного труда, что вызывало трудности в профориентации учащихся.
Была допущена неоправданная диспропорция в соотношении дневного, вечернего и заочного обучения в пользу последних. Хотя вовлечение в вечернюю и заочную учебу позволяло многим молодым людям без отрыва от производства повышать культурно-технический уровень, эффективность этих форм учебы была низкой. На селе лишь небольшое число хозяйств могло выделить суммы на развитие вечернего образования, государственные же ассигнования не решали этой проблемы. Планы обучения в вечерней школе не выполнялись. Только в 1963/64 учебном году из школ рабочей и сельской молодежи выбыла треть учащихся, по этой причине было закрыто 6 школ.
Некоторые направления реформы обнаружили свою несостоятельность уже в первой половине 1960-х гг. В 1964 г. было решено вновь возвратиться к 10-летнему сроку образования и практически отказаться от полной профессионализации общеобразовательной школы. Профессиональная подготовка была оставлена в тех школах, которые располагали материальной базой, и проводилась за счет уроков труда в порядке внеклассных занятий.
К середине 1960-х гг. сложились условия для введения в стране всеобщего среднего образования (его осуществление завершилось в течение десятилетия). В связи с этим встала проблема достижения оптимального соотношения между различными формами обучения. Однако идея всеобщего среднего образования была подменена ориентацией молодежи на ПТУ, которым придавался статус средних учебных заведений, дающих также профессиональную подготовку. В 1970 г. в республике работали 26 ПТУ, из них 5 средних, они вели подготовку рабочих по 90 профессиям, в то время как в начале 1960-х гг. - по 28 специальностям.
К концу 1960-х гг. в развитии средней общеобразовательной школы были достигнуты значительные успехи. Более 80% учителей 4-10 классов имели высшее образование. В числе педагогических кадров 39 являлись заслуженными учителями РСФСР, 300 - заслуженными учителями КАССР. 3/4 выпускников восьмилетних школ продолжали учебу в 9-х классах средних и вечерних школ, в ПТУ и средних специальных учебных заведениях. Вместе с тем низкой оставалась успеваемость учащихся. В 1970/71 учебном году восьмые классы окончило лишь около 3/4 ребят, поступивших в первые классы 8 лет назад. Каждый четвертый ученик либо остался на второй год, либо бросил школу. Существенно отличалось качество среднего образования, даваемого городской и сельской школой.
Дальнейшее развитие получили среднее специальное и высшее образование. К началу 1946 г. положение с кадрами специалистов было сложным: их численность оказалась в два с лишним раза меньше, чем в довоенном 1941 г. Большую помощь в организации учебного процесса в первые послевоенные годы вузам и техникумам республики оказали Ленинградский, Московский, Свердловский университеты, Вологодский, Удмуртский и Башкирский педагогические институты. С 1945-1946 гг. были открыты подготовительные отделения для поступающих в вузы карелов, финнов, вепсов, а также демобилизованных воинов, на которых обучалось более 90 человек. В Петрозаводском государственном университете в 1951 г. осуществлен первый прием студентов на отделения, готовившие инженеров-технологов лесной промышленности, а также агрономов и зоотехников. В 1959 г. на лесоинженерном факультете была организована специальность "промышленное и гражданское строительство", а в 1960 г. открылся медицинский факультет и тем самым было положено начало подготовке местных кадров врачей. В 1951-1960 гг. в госуниверситете было подготовлено более 2,5 тыс. специалистов87.
1 сентября 1952 г. начались занятия в Петрозаводском педагогическом институте, созданном на базе Карело-Финского государственного учительского института. Два его отделения - историко-филологическое и естественно-математическое - готовили преподавателей средних школ и техникумов. В 1956/57 г. в республике работало 13 техникумов с числом учащихся 6 тыс. человек. Были открыты новые учебные центры по подготовке медицинских сестер, акушеров, фельдшеров, лесоводов, зоотехников, приняты меры по повышению качества подготовки специалистов за счет улучшения учебно-материальной базы техникумов, перехода к комплектованию их выпускниками средней школы.
По сложившейся еще в 1930-е гг. традиции особое внимание обращалось на привлечение к учебе молодежи с производства из числа карельского, вепсского и финского населения. В первые послевоенные десятилетия широкое распространение получил внеконкурсный прием в вузы других республик и районов страны в основном для выпускников национальных школ, так как они не проходили по конкурсу. В 1944-1956 гг. республике было предоставлено около 650 мест по внеконкурсному приему, из них подавляющее большинство приходилось на медицинские специальности вузов Москвы, Ленинграда, Ярославля, а остальная часть - на технические вузы. Однако планы набора учащихся по внеконкурсному приему систематически не выполнялись, многие студенты не заканчивали учебу.
Помощь республике специалистами оказывалась также посредством межведомственного планового распределения выпускников центральных вузов и техникумов и поступления на работу специалистов с опытом практической деятельности. С 1944 по 1959 гг., по неполным данным, в республику прибыло около 8 тыс. специалистов высшей и средней квалификации, из них более половины имели высшее образование88 . В дальнейшем по мере укрепления системы высшего и среднего специального образования в Карелии республика стала в свою очередь оказывать помощь кадрами специалистов другим областям страны.
Существовавшая в то время система специального образования была ориентирована на глубокое изучение основ наук и мало связана с непосредственной трудовой деятельностью человека. Эту проблему попытались решить путем осуществления реформы народного образования в конце 1950-х гг. В соответствии с Законом "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958 г.) расширилась сеть вечернего и заочного образования, преимущество при поступлении в вузы предоставлено было рабоче-крестьянской молодежи, имевшей стаж работы на производстве не менее 2 лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лицам, направленным в вузы непосредственно предприятиями и учреждениями. Расширению доступности высшего и среднего специального образования способствовала отмена платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях.
При Петрозаводском государственном университете началась заочная подготовка студентов по четырем новым специальностям: лесоинженерное дело, машины и механизмы, лесная промышленность и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство, агрономия. С 1962 г. начал работать общетехнический факультет с вечерней и заочной формами обучения, на котором без отрыва от производства велась подготовка инженерных кадров почти по 50 специальностям. В 1965/66 учебном году число студентов заочного и вечернего отделений ПГУ выросло в 2,3 раза по сравнению с 1958/59 учебным годом и значительно превысило число студентов дневного отделения89. Однако качество теоретической подготовки специалистов, получивших образование без отрыва от производства, в ряде случаев не отвечало современным требованиям. Значительная часть обучающихся не оканчивала в срок полного курса обучения.
Явный перекос в сторону заочного и вечернего специального образования был исправлен лишь в середине 1960-х гг. Дневные отделения вновь стали основной формой подготовки специалистов, как это было и раньше. Были изменены и не оправдавшие себя правила приема в вузы, так как выпускники средних школ стремились получить высшее образование, устраиваясь на работу на короткий срок только ради стажа. Расширение доступности высшего образования привело к перепроизводству специалистов в материальной сфере и, как следствие, к обесцениванию социального статуса высшего образования.
Несмотря на просчеты и издержки, в 1950-1960-е гг. были достигнуты значительные успехи в развитии высшего и среднего специального образования. Только в 1960-е гг. в университете было открыто 15 новых кафедр, а число студентов выросло более чем в 2,5 раза и составило более 6800 человек90. В 1967 г. в Петрозаводске начал работать третий вуз республики - филиал Ленинградской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова. Повысился образовательный уровень населения. О достаточно высоком динамизме темпов его роста можно судить по данным Всесоюзных переписей населения. Если в 1939 г. на 1000 человек населения республики в возрасте 10 лет и старше приходилось 132 человека с высшим и средним (полным и неполным) образованием, в 1959 г. - 361, то в 1970 г. - 493 человека. Еще более увеличилась доля этих лиц среди работавшего населения: на 1000 занятых имели высшее и среднее (полное и неполное) образование в 1959 г. - 427 человек, в 1970 г. - 638 человек".