Социальная сфера
Социальные проблемы после окончания войны вновь оказались на заднем плане, так как все силы и средства были направлены на форсированное восстановление и развитие индустрии. Между тем потери в социальной сфере были ничуть не меньше. За время войны были полностью уничтожены 84 населенных пункта и 409 разрушены частично. Жилой фонд лесной промышленности уменьшился на 92%59. Люди жили в бараках и землянках, оставшихся от военной поры. Ощущался острый недостаток больниц, предприятий сферы общественных услуг, торговли. Сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары.
Уже в 1945 г. были предприняты определенные шаги по нормализации условий труда на предприятиях: восстановлены отпуска рабочих и служащих, отмененные на период военного времени, и 8-часовой рабочий день. В деревнях и селах республики вновь открылись 143 магазина и лавки, 46 столовых, 15 пекарен, возобновили работу 33 сельских потребительских общества60. В сельскую торговую сеть направлялись шорные изделия, гвозди, сортовое железо, печное литье, лопаты и другие хозяйственные товары.
Особое внимание уделялось участникам войны, инвалидам. Повсеместно было организовано их трудоустройство, обучение на курсах; силами общественности им оказывалась помощь в заготовке дров, ремонте квартир. Для инвалидов войны были организованы дома отдыха и пять домов инвалидов на 555 мест. В Петрозаводске открылся госпиталь для инвалидов войны на 200 мест. При госпитале работало отделение восстановительной хирургии, которым руководил заслуженный врач республики М.Д. Иссерсон. Во всех районах работали больницы. Однако остро ощущался недостаток медицинских кадров. В 14 районах республики не было детских врачей, в сельской местности практически отсутствовали специализированные виды медицинской помощи. Спустя 10 лет после окончания войны в городской местности на 10 тыс. человек приходилось 22 врача, а в сельской- 4.
Одной из первых забот было устройство детей, оставшихся без родителей. В середине 1946 г. в детских домах и интернатах содержалось более 4 тыс. детей. К концу 1947 г. детская беспризорность была в основном ликвидирована. Принимались меры по ликвидации такого явления как нищенство. Местные органы власти обязаны были помочь в трудоустройстве или в определении в дома инвалидов и престарелых остро нуждающихся. На предприятиях и в организациях было организовано шефство над престарелыми и инвалидами.
Требовали решения в республике проблемы снабжения населения продовольственными и промышленными товарами первой необходимости. В ноябре 1945 г. в Петрозаводске прошла первая послевоенная колхозная ярмарка, в которой участвовало 56 колхозов. В целях насыщения рынков продовольственными и промышленными товарами осуществлялись меры по развитию кооперативной и коммерческой торговли; расширилась сеть коммерческих чайных, кафе, закусочных и ресторанов; были снижены ставки разового сбора и платы на колхозных рынках. Петрозаводский горсовет выделил жителям столицы республики более 200 га земли и выдал 77 кг семян овощей. В конце 1946 г. в республике насчитывалось более 34 тыс. человек, имевших огороды. На индивидуальных и коллективных огородах было собрано более 10 тыс. т картофеля и 1300 т овощей61.
В конце 1946 г. резко обострилась проблема снабжения населения хлебом вследствие длительной засухи, поразившей страну. 3 октября 1946 г. было принято постановление Совета Министров и ЦК КП(б) КФССР "Об экономии в расходовании хлеба", ограничившее контингент населения, снабжаемого пайковым хлебом: сняты со снабжения неработавшие взрослые иждивенцы (кроме учащихся и лиц, ухаживавших за малолетними детьми); сократилось число снабжаемых пайковым хлебом в сельской местности, рабочих и служащих местной промышленности и промысловой кооперации, уменьшились нормы выдачи хлеба всем иждивенцам с 300 до 250 г в день на человека, детям - с 400 до 300 г в день и т. д. Только в Кале-вальском районе со снабжения пайковым хлебом в сентябре 1946 г. было снято 1043 жителя сельской местности, по Заонежскому району остались без карточек 473 рабочих, 497 иждивенцев, 237 детей62.
Попыткой переломить ситуацию со снабжением продовольствием, оздоровить финансовую систему явилась денежная реформа 1947 г. Была отменена карточная система, выпущены в свет новые денежные знаки, введены единые цены на продовольственные и промышленные товары, которые были ниже коммерческих, но в 3,2 раза выше прежних государственных цен. Реформа дала простор коммерческой торговле, позволила сбалансировать денежную массу с товарной, но цены для большинства населения оказались недоступными. В последующие годы (1948-1954) цены на товары широкого потребления снижались семь раз, вследствие чего розничные цены снизились в 2,3 раза. Одновременно со снижением цен, что было психологически благоприятно воспринято обществом, по существу была заморожена заработная плата; 11 раз государство прибегало к займам денег у населения; крайне низкими оставались заготовительные цены на сельхозпродукцию. Таким образом, выгоды от снижения цен одна часть общества получила за счет другой. От такой политики в области цен и заработной платы вскоре пришлось отказаться, так как аграрный сектор не мог развиваться в подобных условиях.
Проведение денежной реформы и отмена карточной системы не смогли ликвидировать острый дефицит продуктов. 16 декабря 1947 г. в Карелии началась открытая торговля по единым сниженным государственным розничным ценам на товары массового потребления. Нехватка продуктов вызвала очереди и недовольство населения республики. В спецсообщении МГБ КФССР по Петрозаводску приводились следующие высказывания: "Обрадовались свободной торговле, а на деле это ничего не стоит... Зачастую бывает так, что люди стоят-стоят и ни с чем уходят, так как во всех магазинах установлен лимит, больше которого не имеют права продавать..." "В магазинах Петрозаводска преобладают пустые полки, сахар и масло бывают очень редко, а овощей не бывает никогда. В общем, отмена карточек дала результаты незавидные..."
По существу, сохранялся прежний, как при карточной системе, принцип снабжения продуктами и товарами повседневного спроса. В первую очередь их получали представители партийно-советской номенклатуры, промышленные центры, торговая сеть отделов рабочего снабжения важнейших отраслей производства. Остальные граждане вынуждены были покупать значительную часть продуктов на колхозном рынке.
Кроме Петрозаводска, колхозные рынки имелись в 10 других городах республики, наиболее крупный из которых был в Сортавале. В конце 1940-х гг. городская кооперативная торговля была передана Министерству торговли, отменены закупки сельхозпродуктов кооперацией по ценам, складывавшимся на рынке, что привело к фактическому прекращению деятельности колхозных рынков в ряде районов.
Расширилась сеть розничной торговли. С 1945 по 1955 г. сеть магазинов, ларьков, палаток, предприятий общественного питания увеличилась в 2,2 раза, однако сократилось число мелких предприятий розничной сети - ларьков, разносок, развозок, которые играли значительную роль в снабжении товарами первой необходимости жителей отдаленных районов. В целом розничный товарооборот возрос в 5 раз63. Однако не удовлетворялся спрос на многие продовольственные и такие промышленные товары, как кожаная обувь, шерстяные ткани, детская одежда и т. д.
Не менее острой оставалась жилищная проблема. К началу 1950-х гг. по основным видам коммунальных услуг средняя фактическая обеспеченность на одного жителя города еще не достигла уровня 1940 г. В столице республики в начале 1947 г. на человека приходилось в среднем около 3 кв. м жилой площади. Не выдерживались сроки ввода в действие объектов, по существу, не проводилось благоустройство райцентров и большинства городов. При крайней ограниченности возможностей тем не менее принимались и такие, например, нереальные решения, как строительство показательного села Верхний Бесовец Прионежского района менее чем за один год (1946).
Государство увеличило выделение средств на жилищное строительство. За 1946-1955 гг. в эту сферу было вложено более 165 млн руб. За это время введено в действие 2607 тыс. кв. м жилой площади64, причем площадь, оборудованная водопроводом, канализацией и центральным отоплением, возросла в 2 раза, электрическим освещением - более чем в 3 раза. С 1947 г. был взят курс на повышение удельного веса каменного жилищного и социально-культурного строительства в республике, в результате за 10 лет жилая площадь в каменных и кирпичных зданиях увеличилась в 8 раз, в том числе в многоэтажных зданиях - в 7 раз. Однако средняя жилая площадь на одного проживавшего в республике еще значительно отставала от санитарной нормы и составляла 5,7 кв. м. В 4 городах из 12 не было водопровода, в 5 - канализации, действовавшая в городах водопроводная сеть не имела очистных сооружений.
Увеличились расходы бюджета на социально-культурные мероприятия (за 1950-1956 гг. почти в полтора раза), вместе с тем все более широкое распространение получал ведомственный принцип в решении социально-бытовых проблем, вследствие чего рабочие различных предприятий и отраслей промышленности оказывались в неодинаковом положении. В 1953 г. бытовые мастерские имелись лишь в 36 из 130 лесных поселков, где проектами предусматривалось их строительство. На селе вплоть до начала 1960-х гг. не была создана сеть предприятий общественного обслуживания65.
В начале 1950-х гг. были предприняты определенные шаги в сфере регулирования трудовых отношений. 14 июля 1951 г. опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР "О замене судебной ответственности рабочих и служащих за прогул, кроме случаев неоднократного и длительного прогула, мерами дисциплинарного и общественного воздействия", который знаменовал собой значительное ослабление чрезвычайных жестких мер военного и послевоенного времени и начало перехода к более цивилизованным формам трудовых отношений. (Полная отмена судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул без уважительной причины произошла в апреле 1957 г.) Регулирование режима рабочего дня коснулось министерств, ведомств и других советских учреждений. В августе 1953 г. была отменена работа во внеурочное время и запрещено руководителям этих организаций без надобности задерживать работников в учреждениях.
Курс на ликвидацию режима культа личности и демократизацию общества в середине 1950-х гг. потребовал серьезных корректив экономической политики, ее ориентации на улучшение условий жизни людей. Таких масштабов, как в 1950-е годы, социальная политика страны еще не знала: массовое жилищное строительство, пенсионная реформа, сокращение рабочего дня, паспортизация на селе, повышение зарплаты и т. д.
С середины 1950-х гг. развернулась работа по повышению ставок и окладов, упорядочению заработной платы рабочих и служащих, увеличению оплаты труда колхозников. Предпочтение при этом отдавалось низко- и среднеоплачиваемым категориям рабочих и служащих. Минимум зарплаты был повышен с 27-35 руб. в середине 1950-х гг. до 40-45 руб. в середине 1960-х гг. и до 60 руб. с 1 января 1968 г. Была повышена заработная плата рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства, установлен необлагаемый минимум зарплаты, введена единая система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала, а в деревне введена денежная оплата труда колхозников, снижены налоги на приусадебное хозяйство. В результате упорядочения среднемесячная зарплата рабочих и служащих выросла с 78,4 руб. в 1956 г. до 122,7 руб. в 1966 г. Более 20% рабочих и служащих получали зарплату свыше 200 руб.66
С 1 января 1968 г. для всех трудящихся республики был введен коэффициент к зарплате, дифференцированный по районам, от 1,15 до 1,3. Ранее, при упорядочении заработной платы в 1958-1960 гг., был установлен подобный коэффициент для работников лесозаготовительной промышленности на всей территории республики и для работников целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей отраслей промышленности, электроэнергетики, строительных организаций - в 6 районах из 11. Заработная плата рабочих и служащих Карелии за 1966-1970 гг. увеличилась на 32% и составила в 1969 г. 137,3 руб., однако она оставалась ниже уровня соседних областей67.
Позитивные шаги в области повышения заработной платы в 1950-1960-х гг. в итоге отнюдь не обеспечивали приближение оплаты труда к уровню, достаточному для эффективного удовлетворения разнообразных нужд современного работника. Опережающий рост зарплаты в годы восьмой пятилетки по сравнению с ростом производительности труда вызвал разрыв между денежной массой и потребительским рынком, усилил инфляционные процессы. Не менее негативные последствия имели уравнительные тенденции в оплате труда. Инженеры стали получать меньше рабочих, упал престиж инженерно-технического труда, специалисты переходили на рабочие должности. В 1969 г. 1250 специалистов с высшим и средним специальным образованием в промышленности республики занимали должности, не требовавшие специального образования, из них 38 специалистов с высшим образованием и 863 дипломированных техника трудились в должности рабочих68. Уравниловка порождала иждивенческие настроения, вела к деформации трудовой морали. Нередко проблемы слабых предприятий решались за счет сильных.
Большое социально-политическое значение имели мероприятия по сокращению продолжительности рабочего дня для рабочих и служащих. В 1956 г. была на 2 часа сокращена продолжительность рабочей недели за счет соответствующего уменьшения времени работы в предвыходные и предпраздничные дни. С 1956 по 1960 гг. осуществлен переход на 7-часовой рабочий день (в некоторых отраслях промышленности - 6-часовой) при сохранении 6-дневной рабочей недели. В результате на 10-20 лет раньше, чем в других социалистических странах, продолжительность рабочей недели установлена на уровне 41 часа в неделю. В 1967 г. был осуществлен перевод коллективов предприятий, организаций и учреждений на 5-дневную рабочую неделю с 2 выходными днями. Сокращение рабочего дня позволило каждой семье полнее использовать свободное время для удовлетворения материальных и культурных потребностей, воспитания детей. Увеличилась до 15 рабочих дней продолжительность отпуска рабочих и служащих, которые до этого пользовались отпуском в 12 рабочих дней.
В середине 1950-х гг. были предприняты шаги по совершенствованию системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих. По Закону о государственных пенсиях, принятому 14 июля 1956 г., установлены единые критерии для назначения гарантированных пенсий: возраст (самый низкий по тому времени): для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; трудовой стаж: для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет; среднемесячный размер зарплаты. Средний размер пенсий увеличился вдвое, расширился контингент получавших пенсии. Однако Закон не учитывал интересы колхозников, обеспечение которых по старости и нетрудоспособности осуществлялось за счет средств самих колхозов. Лишь спустя 8 лет был принят Закон "О пенсиях и пособиях членам колхозов", по которому государственные пенсии стали получать члены 13 рыболовецких колхозов Карелии, а с апреля 1965 г. - и бывшие члены колхозов, земли которых переданы совхозам и другим предприятиям и организациям (в республике было учтено около 3 тыс. таких лиц). Пенсии рабочих и служащих и пенсии колхозников были неодинаковыми: в 1966 г. они составляли соответственно 36 и 12 руб., а на 1 января 1971 г. - 43 и 13 руб.69, что свидетельствовало о сохранявшемся социальном неравенстве между рабочим классом и колхозным крестьянством. В 1968 г. на 5 лет был снижен возраст для назначения пенсий по старости инвалидам войны, увеличились размеры этих пенсий, введен новый вид социального обеспечения - пособия инвалидам с детства. Северянам снижен возраст выхода на пенсию по старости: мужчинам - с 55, а женщинам - с 50 лет. К началу 1970 г. численность пенсионеров в республике составила 80,9 тыс. человек, а средний размер пенсии - 41,5 руб. Кроме того, получали пенсию 4,8 тыс. колхозников70. К концу 1960-х гг. социальная направленность пенсионного обеспечения снизилась уравнительными тенденциями в начислении пенсий, неэффективным способом их определения с заработка последнего года, а отношение средней пенсии к средней заработной плате спустилось до 42% против 63% в момент принятия Закона.
В 1950-1960-е гг. систематически увеличивались выплаты из общественных фондов потребления на социальное страхование, медицинское обслуживание, пенсии, пособия, стипендии учащимся и т.д. Основные выгоды от этих выплат получало городское население, малообеспеченные слои.
Однако ориентация преимущественно на количественные показатели снижала эффективность выплат из общественных фондов потребления, усиливала уравнительные тенденции в распределении материальных благ.
Повышение заработной платы, выплат из общественных фондов потребления, прекращение в 1956 г. массовых государственных займов, отмена платы за обучение в средней школе и высших учебных заведениях и т. д. обусловили увеличение денежных доходов на душу населения в республике с 466 руб. в 1955 г. до 887 руб. в 1968 г. При этом во второй половине 1960-х гг. доходы ежегодно превышали расходы на сумму от 16 до 25 млн руб., что свидетельствовало о недостатках в работе торговых организаций, в бытовом обслуживании и др. Отложенный спрос усилил приток вкладов в сберкассы: только за 1965-1970 гг. их сумма увеличилась на 51,5 млн руб.71
Прогрессивные изменения наметились в структуре денежных расходов населения. Значительно увеличилось потребление продовольственных и непродовольственных товаров, особенно товаров культурно-бытового назначения и длительного пользования. В 1959-1965 гг. продажа населению холодильников возросла в 8 раз, стиральных машин- в 3,8 раза, автомобилей - в 1,5 раза. К началу 1970 г. в личном пользовании населения имелось 1574 легковых автомобиля, более 200 тыс. радиоприемников, свыше 100 тыс. телевизоров72.
Улучшилась структура питания населения, снизилось потребление муки, крупы, макаронных изделий, увеличилось потребление наиболее ценных в питательном отношении продуктов. Но в сравнении с физиологическими нормами, рекомендованными Институтом питания АН СССР, еще недостаточно потреблялось мяса, молока и яиц, при этом потребление хлебных продуктов и картофеля было несколько выше физиологической нормы. В числе негативных тенденций в области потребления следует отметить увеличение реализации ликероводочных изделий. В 1959 г. около 17% всего фонда зарплаты в республике расходовалось на приобретение спиртных напитков, а по отдельным леспромхозам более 30%. В 1963-1967 гг. продажа ликероводочных изделий росла более быстрыми темпами, чем продажа других продовольственных товаров (соответственно 36 и 25%).
Хотя в 1950-1960-е гг. значительно вырос товарооборот, расширилась сеть предприятий торговли, в целом сохранялся товарный дефицит. Население республики снабжалось, главным образом, за счет завозных продуктов и промышленных товаров. Только за счет разницы в ценах расходы в бюджете каждой семьи республики на питание были выше, чем в центральных районах страны примерно на 12%. Население Карелии несло дополнительные расходы на приобретение одежды, обуви, оплату коммунальных услуг. Ограниченными были возможности развития приусадебного хозяйства в условиях севера.
Со второй половины 1950-х гг. начался качественно новый этап решения жилищного вопроса. Перспективным планом развития народного хозяйства КАССР на 1959-1965 гг. из общей суммы средств по хозяйству, подведомственному Совету Министров республики, предусматривалось направить на развитие промышленности более 15,9 млн руб., а на жилищное строительство - 38,7 млн руб., то есть почти в 2,5 раза больше73. Заметно возросли масштабы строительства жилья. В 1956-1960 гг. было построено жилья больше, чем за предыдущие или последующие пятилетки, при этом жилищное строительство велось в основном за счет государства.
В 1950-1960-е гг. не только существенно возросла обеспеченность жильем, но и начал меняться жилищный стандарт: вместо комнат в "коммуналках" стали предоставляться отдельные квартиры с различными удобствами. В марте 1959 г. началась газификация столицы республики. За 10 лет в Петрозаводске, Кондопоге, Сегеже и 18 совхозных поселках было газифицировано более 35 тыс. квартир. Осуществлялась работа по улучшению теплоснабжения городов. В Петрозаводске, Сортавале, Суоярви, Медвежьегорске и Беломорске во второй половине 1960-х гг. были созданы предприятия объединенных котельных и тепловых сетей. Улучшилось благоустройство обобществленного жилого фонда: жилая площадь, оборудованная водопроводом, с 1960 по 1970 г. увеличилась с 26 до 52%, канализацией - с 25 до 51%, центральным отоплением и теплофикацией - с 14 до 43%, газом - с 4 до 37%, ванной (душем) - с 11 до 31%. При этом расходы по квартирной плате в 1969 г. составляли только 26% от всех расходов по содержанию жилого фонда, а в совокупности денежных расходов на квартплату и коммунальные услуги расходовалось только 3%74.
Во второй половине 1960-х гг., хотя темпы жилищного строительства несколько снизились, был сделан важный шаг в улучшении благоустройства жилых кварталов. Жилищное строительство стало осуществляться комплексно, микрорайонами, когда наряду с жилыми домами возводились детские сады, школы, торговые центры, учреждения бытового обслуживания. Вместе с тем в области жилищного строительства и коммунального хозяйства оставалось много нерешенных проблем. Уровень обеспеченности населения жилым фондом и коммунальными удобствами в республике значительно уступал многим другим районам страны. Особенно неблагополучным было положение с жильем в лесных поселках и сельской местности: в 1970 г. более 30% жилого фонда составляли каркасно-щитовые жилые дома постройки 1950-1955 гг., неприспособленные к условиям суровой северной зимы.
Серьезные упущения отмечались в области бытового обслуживания населения. В конце 1950-х гг. расходы республики на оплату оказанных населению услуг в среднем были на 15-20% ниже уровня, достигнутого по РСФСР. В 1963 г. трудящимся предоставлялись услуги в 426 населенных пунктах, что составляло только 27% к их общему количеству, причем на жителя сельской местности приходилось услуг почти в 4 раза меньше, чем в городской местности75.
В 1960-е гг. были освоены новые виды и формы обслуживания населения - ремонт трикотажных изделий, предметов бытового назначения, крашение и химчистка одежды. В городах и рабочих поселках построено 11 комбинатов бытового обслуживания, 3 фабрики химчистки, 5 ателье по индивидуальному пошиву одежды и др. В поселках лесозаготовителей и совхозов к 1970 г. работали более 70 павильонов бытового обслуживания. В целом населению республики оказывалось около 300 видов бытовых услуг76.
Во второй половине 1950-1960-х гг. улучшилось положение дел в здравоохранении. Укрепилась материальная база лечебных учреждений; в 1960-е годы вступили в строй более 20 крупных медицинских объектов, среди них: 13 новых больниц, 4 поликлиники, в том числе главный корпус республиканской больницы, новое здание Петрозаводской городской больницы, центральные районные больницы в Кеми, Суоярви, Олонце, здание республиканского онкологического диспансера в Петрозаводске, станция переливания крови, детская республиканская больница и др. Больницы и поликлиники оснащались современным медицинским оборудованием и диагностической аппаратурой, в практику их работы внедрялись новые средства и методы лечения. По сравнению с 1950 г. число больничных коек на 10 тыс. человек населения в 1970 г. увеличилось в 1,8 раза, врачей - почти в 2 раза, среднего медицинского персонала - более чем в 2 раза77.
В 1960 г. было положено начало подготовке местных кадров врачей на созданном медицинском факультете Петрозаводского государственного университета. Кроме подготовки студентов, на кафедрах факультета разрабатывались актуальные проблемы теоретической медицины. В целях расширения среднего медицинского образования в 1962-1963 гг. открылись медицинские училища в Сортавале, Сегеже, Кондопоге, проводились курсы медицинских сестер. Несмотря на расширение подготовки медицинских кадров, весной 1969 г. в участковых больницах сельской местности не было укомплектовано более 1/3 должностей врачей78.
Улучшилось санаторно-курортное обслуживание трудящихся. В феврале 1964 г. открылся санаторий "Марциальные воды" на 150 мест, имеющий всесоюзное значение. При крупных промышленных предприятиях работало 10 профилакториев, 76 баз отдыха. В санаториях и профилак-
ториях ежегодно лечились около 12 тыс. рабочих и служащих республики, более 21 тыс. проводили свои отпуска в домах отдыха и на туристских базах79.
В целях укрепления здоровья людей большое внимание уделялось развитию физической культуры и спорта. В 1967 г. в различных спортивных секциях занимались свыше 163 тыс. человек. В 1969 г. в республике насчитывалось 200 мастеров спорта, в том числе 55 мастеров спорта по лыжам и 4 мастера международного класса, 46 спортсменов входили в состав сборной РСФСР80. Спортсмены республики выступали на всесоюзных и всероссийских соревнованиях по различным видам спорта. Высоких результатов в состязаниях добились карельские спортсмены. М.Е. Минина, трижды завоевавшая звание чемпиона СССР в шоссейной гонке на 25 км в 1946-1950 гг.; мастер спорта Д. Агонии, установивший в 1953 г. новый рекорд страны в олимпийской стрельбе по силуэтам; лыжник Ф. Терентьев, неоднократный чемпион СССР и чемпион зимних Олимпийских игр 1956 года; мастер спорта международного класса К. Назаров, 9-кратный чемпион СССР, 5-кратный серебряный призер Европы в гребле на байдарке. Во второй половине 1960-х гг. новые рекорды страны и мира установили многократный чемпион мира, Европы и СССР, участник Олимпийских игр, на протяжении почти 10 лет являвшийся одним из лучших стрелков мира В. Постоянов, студентка Л. Сафронова, выигравшая в 1967 г. первенство СССР в беге на 800 м, кондопожская школьница О. Рокко, ставшая в 1969 г. чемпионкой Европы среди юниоров в беге на дистанцию 5 км. Традиционными стали в республике ежегодные заочные республиканские соревнования "Лыжня Антикайнена" на переходящий приз газеты "Комсомолец".
Таким образом, рост заработной платы и увеличение денежных доходов населения, сокращение рабочего дня, всеобщее пенсионное обеспечение граждан, ускоренное жилищное строительство, не имевшая в те годы аналогов система социального обеспечения, медицинского обслуживания, поддержание среднего (по минимальным меркам) прожиточного уровня граждан - все это были весомые и бесспорные успехи. Однако при всех положительных сдвигах картина оставалась неоднозначной. Сфера услуг по-прежнему рассматривалась как нечто второстепенное. Об этом наглядно свидетельствовали следующие цифры: в 1970 г. из 876 сельских населенных пунктов республики, подчиненных сельсоветам, детские сады и ясли имели только 38%, швейные мастерские - 12%, обувные мастерские - 6%, парикмахерские - 8%, больницы и медпункты - 51%, столовые и чайные - 27% населенных пунктов. Многие из них не были электрифицированы и радиофицированы, не имели телефонной связи81. Не удалось преодолеть отставания республики от РСФСР и большинства областей Северо-Западного региона по обеспечению населения товарами народного потребления, бытовому обслуживанию, благоустроенности жилья. Негативно сказывались на развитии сферы услуг ведомственный принцип управления экономикой, несбалансированность городской инфраструктуры, уравнительная тенденция в оплате труда.