Восстановление и дальнейшее развитие промышленности, строительства и транспорта

С освобождением территории Карелии перед трудящимися республики встала задача восстановления разрушенного войной народного хозяйства. В июле 1946 г. Верховный Совет КФССР утвердил пятилетний план, основные задачи которого заключались в том, чтобы не только восстановить, но и превзойти довоенный уро­вень народного хозяйства края. Тем самым в планы послевоенного восстановления и развития экономики вновь закладывался быстрый рост темпов в промышленнос­ти, строительстве, на транспорте - своего рода продолжение индустриальной гон­ки 1930-х гг. Основу экономической политики определял старый курс на форсиро­ванное развитие тяжелой промышленности за счет и в ущерб производству потребительских товаров и сельского хозяйства. За пятилетие объем промышленно­го производства в республике намечалось увеличить более чем в 4 раза. Особое вни­мание уделялось развитию отраслей, связанных с эксплуатацией лесосырьевых ре­сурсов.

Восстанавливать народное хозяйство республики помогала фактически вся стра­на. Из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Белоруссии, с Урала Карелия получа­ла не только все необходимое оборудование, топливо, сырье и материалы, но и кад­ры - рабочих и инженерно-технических работников, в которых так остро нуждалась республика в послевоенные годы. Только ленинградцы за первые два с половиной года пятилетки поставили предприятиям Карелии более 300 видов и марок станков, приборов и т. д. В обеспечении оборудованием Онежского завода участвовали 73 промышленных предприятия из 33 городов страны, оборудование для Сегежского ЦБК поступило от 45 заводов СССР. В свою очередь, Карелия ока­зывала помощь стране лесом, бумагой, рыбой, строительными материалами. Эше­лоны со строительным лесом из Карелии отправлялись в Ленинград, Киев, Днепро­петровск, другие города страны.

В 1946 г. в Карелии было восстановлено и пущено в эксплуатацию более 100 промышленных предприятий, а за годы первой послевоенной пятилетки - 208. Вступили в строй домостроительный, металлообрабатывающий и судоремонтный заводы, завод строительных деталей в г. Петрозаводске, Пиндушская судоверфь, Кондопожский и Летнереченский кирпичные заводы, два первых в республике ры­боконсервных завода в городах Петрозаводске и Беломорске и др. Было освоено производство новых видов промышленной продукции: деревянных стандартных домов, мотовозов, судовых двигателей, автодерриков, кранов-погрузчиков, стан­ков для балансировки пил, шерстяных тканей, валяной обуви, трикотажных из­делий, спирта, рыбных консервов и т. д. Сегежский ЦБК, первым в республике достигший в 1946 г. довоенного уровня производства, в 1948 г. превзошел его в два раза и отказался от государственной дотации. За успехи в восстановлении комбината в связи с 25-летием республики Сегежский ЦБК был награжден орде­ном Ленина. Уже в 1949 г. промышленные предприятия республики в основном достигли довоенного уровня выпуска валовой продукции. За 1946-1950 гг. про­мышленное производство в Карелии увеличилось в 4,7 раза, в то время как по РСФСР - в 1,6 раза.

Однако не все отрасли достигли показателей пятилетнего плана (лесозаготов­ки, деревообработка). Неравномерно развертывались восстановительные процес­сы в различных районах республики. Так, экономика Беломорской Карелии к за­вершению первой послевоенной пятилетки не смогла достичь довоенного уровня. В Кестеньгском районе объем лесозаготовок составлял лишь 16% довоенного уровня, объем валовой продукции местной промышленности - 20%.

Тем не менее успехи восстановления были впечатляющими. Причины столь быстрых темпов возрождения народного хозяйства в республике, как и в целом по стра­не, до сих пор являются предметом споров и научных дискуссий.

Рост производственных показателей в послевоенные годы в значительной сте­пени основывался на высоких мобилизационных возможностях директивной эко­номики, далеко не исчерпанных резервах экстенсивного развития, а также широ­ком использовании бесплатного труда заключенных и военнопленных. Проверенная войной система представлялась законченной и не требовавшей кар­динальных перемен. Отраслевые министерства из Москвы контролировали работу предприятий определенного профиля по всему Союзу. В Карело-Финской ССР пред­приятия союзного подчинения в 1950 г. давали 57% всей валовой промышленной продукции.

Одним из важнейших факторов восстановления и роста экономики стало уве­личение капитальных вложений государства в экономику. Только за две послево­енные пятилетки в народное хозяйство КФССР было вложено, по разным источни­кам, от 4,6 до 5,7 млрд. руб. (в ценах на 1 июля 1955 г.); причем около половины этих средств получили основные отрасли промышленности. Определенную роль сыгра­ло поступление по репарациям оборудования из Германии и Финляндии, основная часть которого была направлена в лесную промышленность, машиностроение и промышленность строительных материалов.

Особую роль в экономическом возрождении республики и страны сыграл тру­довой героизм, рост инициативы и активности масс. Тысячи людей после оконча­ния рабочего дня выходили на восстановление городского хозяйства. Петрозаводчане приняли обязательство отработать на стройках города по 30 часов. К 1 октября 1945 г. население отработало 36 тыс. человеко-дней на восстановлении столицы республики. Районы Карелии к этому времени отгрузили в Петрозаводск 2,5 тыс. кубометров пиломатериалов, 60 т извести, 150 т цемента, 2 т гвоздей14.

С первых дней после окончания войны развернулось соревнование за выполне­ние пятилетки в четыре года. На предприятиях республики получили поддержку почины передовых коллективов и новаторов производства страны: соревнование за скоростную обработку деталей, движение за создание бригад отличного каче­ства, за выпуск продукции с личным клеймом, за экономию сырья и материалов и др. В каждой отрасли, на каждом предприятии были свои передовики и новаторы производства. За высокие показатели в труде орденом Ленина были награждены строгальщик Онежского завода Н.Я. Горожанкин, шлифовальщик Кондопожского ЦБК В.Э. Хуусари, бригадир Беломорского рыбокомбината П.Н. Воронов и др., одними из лучших машинистов страны признаны И.Д. Яблоков и А.Р. Ковалев (депо ст.Петрозаводск). По инициативе бригады электропильщиков А.П. Пякконена из Кондопожского леспромхоза развернулось соревнование за освоение но­вой техники на лесозаготовках и рациональную организацию производства. В 1946 г. около 200 комсомольско-молодежных бригад республики включились в движение за овладение новыми машинами и механизмами.

В 1949 г. бригада А.П. Готчиева из Медвежьегорского леспромхоза выступила инициатором работы поточно-комплексными укрупненными бригадами, которые осуществляли все лесозаготовительные операции - от валки до вывозки древеси­ны. Организация поточных линий на лесозаготовках позволяла лучше использо­вать людей и механизмы, повысить производительность труда. За достижение вы­сокой выработки, успешное освоение техники и внедрение прогрессивных методов труда А.П. Готчиев был удостоен ордена Ленина и Государственной премии.

Важнейшей задачей послевоенного периода стало восстановление лесной про­мышленности. Лесозаготовительным предприятиям республики война нанесла боль­шой ущерб. Полностью прекратили свою деятельность 40 из 46 леспромхозов, на 80% сократились основные средства производства, на 95% - автомобильный и трак­торный парк.

Послевоенное развитие лесной промышленности шло прежде всего на основе ее технической реконструкции. Лесозаготовительные предприятия интенсивно попол­нялись новой техникой: трелевочными тракторами, лесовозными машинами, элек­тро- и бензомоторными пилами, бульдозерами, погрузочно-разгрузочными кра­нами и др. Возникли новые лесозаготовительные и лесосплавные предприятия: Ухтинский, Медвежьегорский, Пяльмский, Поросозерский, Кестеньгский, Валдай­ский леспромхозы, Кемская, Медвежьегорская, Сунская и Пудожская сплавные кон­торы и др. Только за 1946-1950 гг. сумма капитальных вложений в отрасль воз­росла в 8 раз, а численность рабочих - почти в 4 раза. Такие темпы не имели аналогии ни с каким другим периодом.

11 февраля 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление "О мероприя­тиях по восстановлению и развитию лесозаготовок в Карело-Финской ССР", кото­рым предусматривалось доведение объема заготовки и вывозки древесины на тер­ритории республики до 20 млн_ кубометров в 1955 г. Достижение такого объема лесозаготовок предусматривалось за счет освоения новых районов лесозаготовок, строительства механизированных предприятий и лесовозных дорог, рабочих по­селков.

Одним из самых острых вопросов в решении задач форсирования лесозагото­вок являлся крайний недостаток рабочих кадров. Вплоть до начала 1950-х гг. почти 1/3 работающих на лесозаготовках составляли колхозники, направляемые в лес в порядке трудовой повинности. Однако такая система не обеспечивала необ­ходимого количества рабочих и не отвечала интересам как колхозов, так и лесоза­готовительных организаций. Другим источником пополнения лесозаготовительных кадров в первые послевоенные годы было использование труда военнопленных. Однако производительность их труда в среднем была в 4 раза ниже, чем постоян­ных рабочих, к тому же на работу выходило 30-50% их состава.

Задача создания постоянных рабочих кадров на лесозаготовках потребовала поиска других источников, решающую роль среди которых стали играть органи­зованный набор и промышленное переселение, использовавшиеся и в довоенные годы. Постановлением Совета Министров СССР от 11 февраля 1949 г. намечалось переселение в республику на добровольных началах в течение двух лет 25 тыс. се­мей. Лесная промышленность получила преимущество в пополнении своих пред­приятий кадрами из Белоруссии, Брянской, Кировской, Костромской, Псковской и других областей страны (сюда поступало более половины всех прибывших рабо­чих). В 1949-1955 гг. в леспромхозы КФССР прибыло более 90 тыс. человек. К 1956 г. уже абсолютное большинство лесозаготовительных предприятий имело по­стоянные рабочие кадры, что играло важную роль в превращении лесозаготовок в индустриальную отрасль производства. Однако из-за неудовлетворительных со­циально-бытовых условий, низкой квалификации прибывавших в республику по оргнабору и промышленному переселению высока была текучесть кадров. Если в 1946-1949 гг. в лесную промышленность прибыло около 56 тыс. человек, то уехало более 32 тыс.15

Серьезные трудности оставались в области освоения крупных сумм капиталь­ных вложений, поступавших в лесную промышленность. В 1946-1955 гг. по мини­стерству лесной промышленности примерно пятая их часть оказалась неосвоенной в силу целого ряда причин (неэффективное использование техники, низкий уровень механизации производства, нерациональная организация труда, текучесть кадров и т. д.). На решение этих проблем был направлен творческий поиск новато­ров отрасли. На лесозаготовках внедрялись часовой график работы, цикличная организация труда, метод крупнопакетной погрузки древесины, позволившие су­щественно увеличить производительность труда рабочих, сократить внутрисменные простои техники.

Сохранившийся в 1950-е гг. курс на форсирование лесозаготовок в республике обусловил их резкий рост. За 1946-1956 гг. вывозка деловой древесины в Карелии возросла в 6,5 раза16. Быстрое наращивание объемов лесозаготовок привело к зна­чительному перерубу расчетной лесосеки, закрытию ряда леспромхозов, исчерпав­ших лесосырьевые базы, и создало угрозу преждевременного истощения лесных бо­гатств края. Свыше 25% вырубаемой площади лесосек не возобновлялось, по существу отсутствовал контроль за использованием лесосечного фонда. Необходи­мость более равномерного размещения лесозаготовительных предприятий обусло­вила курс на увеличение объема лесозаготовок на севере республики, в бассейне р. Кеми, в районе Западно-Карельской железной дороги и в Пудожском районе. Однако освоение новых лесных массивов не подкреплялось соответствующими ка­питальными вложениями, своевременным строительством узкоколейных и автомо­бильных дорог.

Ориентация на одностороннюю экономическую специализацию республики привела к значительному отставанию отраслей по переработке древесины. Хотя в послевоенный период была осуществлена техническая реконструкция лесозаводов и целлюлозно-бумажных предприятий, обновлено оборудование, вступили в строй Петрозаводский и Сегежский домостроительные комбинаты, увеличилось производ­ство картона, фанеры, древесно-волокнистых плит, лыж, стандартных домов, но­вых видов мебели, тем не менее из года в год увеличивалась вывозка древесины из республики в необработанном виде. В 1951 г. она составляла 33,7% от всей выве­зенной древесины, в 1954 г. - 45%.

Ускоренное развитие лесозаготовительной промышленности значительно повы­сило ее удельный вес в общем выпуске валовой промышленной продукции: с 16,5% в 1946 г. до 27,3% в 1955 г. В то же время понизилась доля машиностроения и метал­лообработки (с 18,8 до 8,9%), целлюлозно-бумажной промышленности (с 28 до 19,4%), что свидетельствовало о сырьевой направленности экономики республики17.

В послевоенные годы началось интенсивное освоение природных богатств се­верной и западной Карелии. С 1948 г. было организовано комплексное экспедици­онное изучение западных районов КФССР силами местных и некоторых централь­ных научных учреждений под руководством Карело-Финской базы АН СССР. Строительство Западно-Карельской железной дороги и возникновение вдоль нее многочисленных поселков лесозаготовителей и деревообработчиков, восстановле­ние и строительство железнодорожной ветки Лоухи - Кестеньга - Софпорог, со­оружение целого ряда электростанций способствовало увеличению экономическо­го потенциала этой  части республики. Северо-Западным геологическим управлением были осуществлены поиски месторождений слюды в Лоухском райо­не, возобновлена разведка Костомукшского железорудного месторождения, нача­ты поиски колчедана в Кестеньгском районе. Однако по существу это были лишь первые шаги по вовлечению в народно-хозяйственный оборот минерально-сырье­вых ресурсов края.

Восстановленные   в.короткий срок после войны предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности - Онежский металлургический и машиностроительный завод, Вяртсильский металлургический, Петрозаводские авторемонтный и судостроительный заводы, а также новые предприятия отрасли - Петрозаводский металлообрабатывающий завод и первенец цветной металлур­гии Карелии - Надвоицкий алюминиевый завод, вступивший в строй в 1954 г., - расширяли свое производство, осваивали новые виды продукции. На Онежском заводе было налажено производство мотовозов, узкоколейных стрелочных перево­дов, кранов-погрузчиков, платформ, автоприцепов, морских буксиров, передвиж­ных электростанций, трелевочных лебедок, осуществлена перестройка производ­ственного процесса для капитального ремонта лесозаготовительной техники. Такая обширная номенклатура изделий, предназначенных для лесной, судостроительной промышленности и автотранспорта, вызывала бесконечную перестройку производ­ства на заводе, затрудняла его работу.

В январе 1956 г. Совет Министров СССР принял решение о коренной реконст­рукции Онежского завода в связи с организацией производства трелевочных трак­торов. На эти цели правительством были выделены крупные капитальные вложе­ния и необходимая техника. В основе организации нового производства лежала широкая кооперация с Минским тракторным заводом, откуда доставлялось специ­альное оборудование. Первый трактор ТДТ-40 на заводе был собран 23 июня 1956 г., а с 1958 г. завод приступил к серийному выпуску этой машины и запасных частей к ней.

Интересы быстрорастущего народного хозяйства республики настоятельно тре­бовали ускоренного развития энергетики. В 1948 г. общая мощность электростан­ций достигла довоенного уровня. В 1953 г. вступила в эксплуатацию Маткожнен-ская ГЭС - первая в каскаде Выгских ГЭС. В ноябре 1954 г. была введена в действие Пальеозерская ГЭС, а в 1955 г. завершилось строительство высоковольтной линии электропередач Лодейное Поле - Олонец, по которой в Карелию поступала элект­роэнергия из Ленинградской области. В 1956 г. дали промышленный ток 4 агрега­та Ондской ГЭС, в ее строительстве участвовали более 200 предприятий СССР. Все это позволило существенно увеличить энергетический потенциал республики, од­нако гидроэнергетическое строительство привело к серьезным социальным и эколо­гическим последствиям. Оно вынудило население к переселению из зоны затопле­ния в новые места жительства, что разрушало традиционную среду обитания. Вследствие этого строительства, а также лесной мелиорации, молевого сплава дре­весины, отравления водоемов промышленными и сельскохозяйственными стоками были утрачены невозобновимые стада семги, лосося на реках Кемь и Выг, прекра­тился промысловый лов ряпушки в Кондопожской губе Онежского озера, почти полностью исчез сиг в р. Суне. Уже к середине 1950-х гг. в Белом море и внутренних водоемах республики добывалось лишь 14% общего улова рыбы, а остальная часть - в Атлантике и Баренцевом море.

В послевоенные годы основной вылов рыбы приходился на рыболовецкие кол­хозы, удельный же вес государственного лова рыбы был невелик (в 1950 г. - 19%); численность рыболовецких колхозов, обремененных высокими государственными заданиями по поставке сельскохозяйственной продукции государству, катастро­фически уменьшалась, так как рыбаки-колхозники переходили на работу в лес­ную промышленность. Если после Великой Отечественной войны в Карелии было более 80 рыболовецких колхозов, то в 1962 г. - 13. В 1950-х гг. решающее значение в рыбодобыче приобрели государственные предприятия, основным из которых яв­лялась созданная в 1951 г. Беломорская база гослова. Был обновлен флот, широко стали использоваться высокопроизводительные промысловые суда - средние ры­боловецкие траулеры (СРТ), современное оборудование.

Во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг. были осуществлены большие строительные работы в Петрозаводске, Кондопоге, Сегеже. Только в стро­ительство и благоустройство столицы республики вложено в 1951-1955 гг. около 800 млн руб. Важную роль в выполнении программы капитального строительства сыграло создание индустриальной базы строительства - завода железобетонных конструкций в Петрозаводске и технически оснащенных строительных управлений промышленного и жилищно-культурного строительства. Однако мощность строи­тельных организаций оставалась недостаточной, не хватало квалифицированных рабочих и специалистов, что приводило к затягиванию сроков строительства объек­тов.

В 1950-е гг. увеличилась эксплуатационная длина путей сообщения, особенно автомобильных дорог с твердым покрытием, выросла и обновилась техническая база всех видов транспорта. Было установлено регулярное автобусное сообщение глу­бинных районов с городами и железнодорожными станциями. К 1956 г. в республи­ке имелось 55 междугородных автобусных линий, 34 внутригородских и пригород­ных линии. В 1949 г. началось строительство Западно-Карельской железной дороги, которая должна была связать богатые природными ресурсами западные районы республики с Петрозаводском и Ленинградской областью. В начале 1956 г. всту­пил в строй первый ее участок Суоярви-Поросозеро протяженностью 81 км.

Важное значение для расширения транспортных связей республики имело вступ­ление в эксплуатацию"1ГТУ52Гг. Волго-Донского судоходного канала, который от­крыл прямой путь из Белого моря в Азовское и Черное моря. С открытием канала значительно возросли перевозки Беломорско-Онежского пароходства. Объем же местного водного транспорта, работавшего на малых реках и озерах, оставался незначительным.

Определенные успехи были достигнуты в развитии связи. В 1945 г. вступила в строй новая телефонная линия Петрозаводск-Сортавала, а в 1946 г. в Петроза­водске начала работать первая в Карелии автоматическая телефонная станция на 400 номеров. Расширились возможности радиовещания. В 1949 г. вступила в строй современная радиовещательная станция, работавшая на средних волнах, в 1956 и 1957 гг. - коротковолновые станции.

Создание в республике новых отраслей промышленности и увеличение объемов промышленного производства вызвали рост рабочего класса. Только в промыш­ленности численность промышленно-производственного персонала возросла с 20,3 тыс. человек в 1945 г. до 98,9 тыс. в 1955 г.18 Пополнение рядов рабочего класса шло как за счет внутренних источников (набор рабочих самими предприятиями из числа местного населения и др.), так и, преимущественно, за счет внешних источников (оргнабор, промышленное переселение). Задачи подготовки и повышения квалификации рабочих кадров решались путем индивидуального и бригадного обуче­ния, учебы в стахановских школах и на курсах, организованных непосредственно на производстве, а также через систему государственных трудовых резервов. В че­тырех ремесленных училищах и 11 школах ФЗО за 1946-1955 гг. было подготовле­но для предприятий 22 тыс. квалифицированных рабочих. Непосредственно на про­изводстве ежегодно в первой половине 1950-х гг. обучалось новым профессиям и повышало квалификацию от 35 до 40 тыс. рабочих и служащих19. В высших и сред­них специальных учебных заведениях велась подготовка инженерно-технических кадров, недостаток которых остро ощущался на ряде предприятий. Их должности приходилось замещать практиками. В 1952 г. по Министерству лесной промышлен­ности только 25% инженерно-технических работников имели высшее и среднее тех­ническое образование.

Результаты, достигнутые в развитии промышленности к середине 1950-х гг., да­вали основание для оптимистических прогнозов. Во всех отраслях промышленнос­ти (особенно в лесозаготовительной и рыбной) возросла степень механизации тя­желых и трудоемких работ, внедрялись новые высокопроизводительные машины, передовые технологические процессы и методы организации производства. Основ­ные промышленно-производственные фонды предприятий превысили уровень 1940 г. почти в 5 раз. Производство бумаги в 1955 г. по сравнению с 1940 г. увели­чилось в 4 раза, бумажных мешков - в 6,3 раза, пиломатериалов - в 1,5 раза, вывозка древесины - в 2,4 раза, улов рыбы - в 4,2 раза, производство электро­энергии - в 5 раз20. Однако наряду с достижениями имелись серьезные нерешенные проблемы. Медленно осваивались производственные мощности, не было преодоле­но отставание капитального строительства. Устаревший хозяйственный механизм обусловливал невосприимчивость экономики к техническому прогрессу, сковывал инициативу предприятий.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Рейсы на Кижи 2019
10.04

Приглашаем на всемирно известный остров Кижи!

Прямые рейсы на Соловки
18.03

Прямые рейсы на Соловки пользуются популярностью уже несколько лет.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы