Восстановление и дальнейшее развитие промышленности, строительства и транспорта
С освобождением территории Карелии перед трудящимися республики встала задача восстановления разрушенного войной народного хозяйства. В июле 1946 г. Верховный Совет КФССР утвердил пятилетний план, основные задачи которого заключались в том, чтобы не только восстановить, но и превзойти довоенный уровень народного хозяйства края. Тем самым в планы послевоенного восстановления и развития экономики вновь закладывался быстрый рост темпов в промышленности, строительстве, на транспорте - своего рода продолжение индустриальной гонки 1930-х гг. Основу экономической политики определял старый курс на форсированное развитие тяжелой промышленности за счет и в ущерб производству потребительских товаров и сельского хозяйства. За пятилетие объем промышленного производства в республике намечалось увеличить более чем в 4 раза. Особое внимание уделялось развитию отраслей, связанных с эксплуатацией лесосырьевых ресурсов.
Восстанавливать народное хозяйство республики помогала фактически вся страна. Из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Белоруссии, с Урала Карелия получала не только все необходимое оборудование, топливо, сырье и материалы, но и кадры - рабочих и инженерно-технических работников, в которых так остро нуждалась республика в послевоенные годы. Только ленинградцы за первые два с половиной года пятилетки поставили предприятиям Карелии более 300 видов и марок станков, приборов и т. д. В обеспечении оборудованием Онежского завода участвовали 73 промышленных предприятия из 33 городов страны, оборудование для Сегежского ЦБК поступило от 45 заводов СССР. В свою очередь, Карелия оказывала помощь стране лесом, бумагой, рыбой, строительными материалами. Эшелоны со строительным лесом из Карелии отправлялись в Ленинград, Киев, Днепропетровск, другие города страны.
В 1946 г. в Карелии было восстановлено и пущено в эксплуатацию более 100 промышленных предприятий, а за годы первой послевоенной пятилетки - 208. Вступили в строй домостроительный, металлообрабатывающий и судоремонтный заводы, завод строительных деталей в г. Петрозаводске, Пиндушская судоверфь, Кондопожский и Летнереченский кирпичные заводы, два первых в республике рыбоконсервных завода в городах Петрозаводске и Беломорске и др. Было освоено производство новых видов промышленной продукции: деревянных стандартных домов, мотовозов, судовых двигателей, автодерриков, кранов-погрузчиков, станков для балансировки пил, шерстяных тканей, валяной обуви, трикотажных изделий, спирта, рыбных консервов и т. д. Сегежский ЦБК, первым в республике достигший в 1946 г. довоенного уровня производства, в 1948 г. превзошел его в два раза и отказался от государственной дотации. За успехи в восстановлении комбината в связи с 25-летием республики Сегежский ЦБК был награжден орденом Ленина. Уже в 1949 г. промышленные предприятия республики в основном достигли довоенного уровня выпуска валовой продукции. За 1946-1950 гг. промышленное производство в Карелии увеличилось в 4,7 раза, в то время как по РСФСР - в 1,6 раза.
Однако не все отрасли достигли показателей пятилетнего плана (лесозаготовки, деревообработка). Неравномерно развертывались восстановительные процессы в различных районах республики. Так, экономика Беломорской Карелии к завершению первой послевоенной пятилетки не смогла достичь довоенного уровня. В Кестеньгском районе объем лесозаготовок составлял лишь 16% довоенного уровня, объем валовой продукции местной промышленности - 20%.
Тем не менее успехи восстановления были впечатляющими. Причины столь быстрых темпов возрождения народного хозяйства в республике, как и в целом по стране, до сих пор являются предметом споров и научных дискуссий.
Рост производственных показателей в послевоенные годы в значительной степени основывался на высоких мобилизационных возможностях директивной экономики, далеко не исчерпанных резервах экстенсивного развития, а также широком использовании бесплатного труда заключенных и военнопленных. Проверенная войной система представлялась законченной и не требовавшей кардинальных перемен. Отраслевые министерства из Москвы контролировали работу предприятий определенного профиля по всему Союзу. В Карело-Финской ССР предприятия союзного подчинения в 1950 г. давали 57% всей валовой промышленной продукции.
Одним из важнейших факторов восстановления и роста экономики стало увеличение капитальных вложений государства в экономику. Только за две послевоенные пятилетки в народное хозяйство КФССР было вложено, по разным источникам, от 4,6 до 5,7 млрд. руб. (в ценах на 1 июля 1955 г.); причем около половины этих средств получили основные отрасли промышленности. Определенную роль сыграло поступление по репарациям оборудования из Германии и Финляндии, основная часть которого была направлена в лесную промышленность, машиностроение и промышленность строительных материалов.
Особую роль в экономическом возрождении республики и страны сыграл трудовой героизм, рост инициативы и активности масс. Тысячи людей после окончания рабочего дня выходили на восстановление городского хозяйства. Петрозаводчане приняли обязательство отработать на стройках города по 30 часов. К 1 октября 1945 г. население отработало 36 тыс. человеко-дней на восстановлении столицы республики. Районы Карелии к этому времени отгрузили в Петрозаводск 2,5 тыс. кубометров пиломатериалов, 60 т извести, 150 т цемента, 2 т гвоздей14.
С первых дней после окончания войны развернулось соревнование за выполнение пятилетки в четыре года. На предприятиях республики получили поддержку почины передовых коллективов и новаторов производства страны: соревнование за скоростную обработку деталей, движение за создание бригад отличного качества, за выпуск продукции с личным клеймом, за экономию сырья и материалов и др. В каждой отрасли, на каждом предприятии были свои передовики и новаторы производства. За высокие показатели в труде орденом Ленина были награждены строгальщик Онежского завода Н.Я. Горожанкин, шлифовальщик Кондопожского ЦБК В.Э. Хуусари, бригадир Беломорского рыбокомбината П.Н. Воронов и др., одними из лучших машинистов страны признаны И.Д. Яблоков и А.Р. Ковалев (депо ст.Петрозаводск). По инициативе бригады электропильщиков А.П. Пякконена из Кондопожского леспромхоза развернулось соревнование за освоение новой техники на лесозаготовках и рациональную организацию производства. В 1946 г. около 200 комсомольско-молодежных бригад республики включились в движение за овладение новыми машинами и механизмами.
В 1949 г. бригада А.П. Готчиева из Медвежьегорского леспромхоза выступила инициатором работы поточно-комплексными укрупненными бригадами, которые осуществляли все лесозаготовительные операции - от валки до вывозки древесины. Организация поточных линий на лесозаготовках позволяла лучше использовать людей и механизмы, повысить производительность труда. За достижение высокой выработки, успешное освоение техники и внедрение прогрессивных методов труда А.П. Готчиев был удостоен ордена Ленина и Государственной премии.
Важнейшей задачей послевоенного периода стало восстановление лесной промышленности. Лесозаготовительным предприятиям республики война нанесла большой ущерб. Полностью прекратили свою деятельность 40 из 46 леспромхозов, на 80% сократились основные средства производства, на 95% - автомобильный и тракторный парк.
Послевоенное развитие лесной промышленности шло прежде всего на основе ее технической реконструкции. Лесозаготовительные предприятия интенсивно пополнялись новой техникой: трелевочными тракторами, лесовозными машинами, электро- и бензомоторными пилами, бульдозерами, погрузочно-разгрузочными кранами и др. Возникли новые лесозаготовительные и лесосплавные предприятия: Ухтинский, Медвежьегорский, Пяльмский, Поросозерский, Кестеньгский, Валдайский леспромхозы, Кемская, Медвежьегорская, Сунская и Пудожская сплавные конторы и др. Только за 1946-1950 гг. сумма капитальных вложений в отрасль возросла в 8 раз, а численность рабочих - почти в 4 раза. Такие темпы не имели аналогии ни с каким другим периодом.
11 февраля 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление "О мероприятиях по восстановлению и развитию лесозаготовок в Карело-Финской ССР", которым предусматривалось доведение объема заготовки и вывозки древесины на территории республики до 20 млн_ кубометров в 1955 г. Достижение такого объема лесозаготовок предусматривалось за счет освоения новых районов лесозаготовок, строительства механизированных предприятий и лесовозных дорог, рабочих поселков.
Одним из самых острых вопросов в решении задач форсирования лесозаготовок являлся крайний недостаток рабочих кадров. Вплоть до начала 1950-х гг. почти 1/3 работающих на лесозаготовках составляли колхозники, направляемые в лес в порядке трудовой повинности. Однако такая система не обеспечивала необходимого количества рабочих и не отвечала интересам как колхозов, так и лесозаготовительных организаций. Другим источником пополнения лесозаготовительных кадров в первые послевоенные годы было использование труда военнопленных. Однако производительность их труда в среднем была в 4 раза ниже, чем постоянных рабочих, к тому же на работу выходило 30-50% их состава.
Задача создания постоянных рабочих кадров на лесозаготовках потребовала поиска других источников, решающую роль среди которых стали играть организованный набор и промышленное переселение, использовавшиеся и в довоенные годы. Постановлением Совета Министров СССР от 11 февраля 1949 г. намечалось переселение в республику на добровольных началах в течение двух лет 25 тыс. семей. Лесная промышленность получила преимущество в пополнении своих предприятий кадрами из Белоруссии, Брянской, Кировской, Костромской, Псковской и других областей страны (сюда поступало более половины всех прибывших рабочих). В 1949-1955 гг. в леспромхозы КФССР прибыло более 90 тыс. человек. К 1956 г. уже абсолютное большинство лесозаготовительных предприятий имело постоянные рабочие кадры, что играло важную роль в превращении лесозаготовок в индустриальную отрасль производства. Однако из-за неудовлетворительных социально-бытовых условий, низкой квалификации прибывавших в республику по оргнабору и промышленному переселению высока была текучесть кадров. Если в 1946-1949 гг. в лесную промышленность прибыло около 56 тыс. человек, то уехало более 32 тыс.15
Серьезные трудности оставались в области освоения крупных сумм капитальных вложений, поступавших в лесную промышленность. В 1946-1955 гг. по министерству лесной промышленности примерно пятая их часть оказалась неосвоенной в силу целого ряда причин (неэффективное использование техники, низкий уровень механизации производства, нерациональная организация труда, текучесть кадров и т. д.). На решение этих проблем был направлен творческий поиск новаторов отрасли. На лесозаготовках внедрялись часовой график работы, цикличная организация труда, метод крупнопакетной погрузки древесины, позволившие существенно увеличить производительность труда рабочих, сократить внутрисменные простои техники.
Сохранившийся в 1950-е гг. курс на форсирование лесозаготовок в республике обусловил их резкий рост. За 1946-1956 гг. вывозка деловой древесины в Карелии возросла в 6,5 раза16. Быстрое наращивание объемов лесозаготовок привело к значительному перерубу расчетной лесосеки, закрытию ряда леспромхозов, исчерпавших лесосырьевые базы, и создало угрозу преждевременного истощения лесных богатств края. Свыше 25% вырубаемой площади лесосек не возобновлялось, по существу отсутствовал контроль за использованием лесосечного фонда. Необходимость более равномерного размещения лесозаготовительных предприятий обусловила курс на увеличение объема лесозаготовок на севере республики, в бассейне р. Кеми, в районе Западно-Карельской железной дороги и в Пудожском районе. Однако освоение новых лесных массивов не подкреплялось соответствующими капитальными вложениями, своевременным строительством узкоколейных и автомобильных дорог.
Ориентация на одностороннюю экономическую специализацию республики привела к значительному отставанию отраслей по переработке древесины. Хотя в послевоенный период была осуществлена техническая реконструкция лесозаводов и целлюлозно-бумажных предприятий, обновлено оборудование, вступили в строй Петрозаводский и Сегежский домостроительные комбинаты, увеличилось производство картона, фанеры, древесно-волокнистых плит, лыж, стандартных домов, новых видов мебели, тем не менее из года в год увеличивалась вывозка древесины из республики в необработанном виде. В 1951 г. она составляла 33,7% от всей вывезенной древесины, в 1954 г. - 45%.
Ускоренное развитие лесозаготовительной промышленности значительно повысило ее удельный вес в общем выпуске валовой промышленной продукции: с 16,5% в 1946 г. до 27,3% в 1955 г. В то же время понизилась доля машиностроения и металлообработки (с 18,8 до 8,9%), целлюлозно-бумажной промышленности (с 28 до 19,4%), что свидетельствовало о сырьевой направленности экономики республики17.
В послевоенные годы началось интенсивное освоение природных богатств северной и западной Карелии. С 1948 г. было организовано комплексное экспедиционное изучение западных районов КФССР силами местных и некоторых центральных научных учреждений под руководством Карело-Финской базы АН СССР. Строительство Западно-Карельской железной дороги и возникновение вдоль нее многочисленных поселков лесозаготовителей и деревообработчиков, восстановление и строительство железнодорожной ветки Лоухи - Кестеньга - Софпорог, сооружение целого ряда электростанций способствовало увеличению экономического потенциала этой части республики. Северо-Западным геологическим управлением были осуществлены поиски месторождений слюды в Лоухском районе, возобновлена разведка Костомукшского железорудного месторождения, начаты поиски колчедана в Кестеньгском районе. Однако по существу это были лишь первые шаги по вовлечению в народно-хозяйственный оборот минерально-сырьевых ресурсов края.
Восстановленные в.короткий срок после войны предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности - Онежский металлургический и машиностроительный завод, Вяртсильский металлургический, Петрозаводские авторемонтный и судостроительный заводы, а также новые предприятия отрасли - Петрозаводский металлообрабатывающий завод и первенец цветной металлургии Карелии - Надвоицкий алюминиевый завод, вступивший в строй в 1954 г., - расширяли свое производство, осваивали новые виды продукции. На Онежском заводе было налажено производство мотовозов, узкоколейных стрелочных переводов, кранов-погрузчиков, платформ, автоприцепов, морских буксиров, передвижных электростанций, трелевочных лебедок, осуществлена перестройка производственного процесса для капитального ремонта лесозаготовительной техники. Такая обширная номенклатура изделий, предназначенных для лесной, судостроительной промышленности и автотранспорта, вызывала бесконечную перестройку производства на заводе, затрудняла его работу.
В январе 1956 г. Совет Министров СССР принял решение о коренной реконструкции Онежского завода в связи с организацией производства трелевочных тракторов. На эти цели правительством были выделены крупные капитальные вложения и необходимая техника. В основе организации нового производства лежала широкая кооперация с Минским тракторным заводом, откуда доставлялось специальное оборудование. Первый трактор ТДТ-40 на заводе был собран 23 июня 1956 г., а с 1958 г. завод приступил к серийному выпуску этой машины и запасных частей к ней.
Интересы быстрорастущего народного хозяйства республики настоятельно требовали ускоренного развития энергетики. В 1948 г. общая мощность электростанций достигла довоенного уровня. В 1953 г. вступила в эксплуатацию Маткожнен-ская ГЭС - первая в каскаде Выгских ГЭС. В ноябре 1954 г. была введена в действие Пальеозерская ГЭС, а в 1955 г. завершилось строительство высоковольтной линии электропередач Лодейное Поле - Олонец, по которой в Карелию поступала электроэнергия из Ленинградской области. В 1956 г. дали промышленный ток 4 агрегата Ондской ГЭС, в ее строительстве участвовали более 200 предприятий СССР. Все это позволило существенно увеличить энергетический потенциал республики, однако гидроэнергетическое строительство привело к серьезным социальным и экологическим последствиям. Оно вынудило население к переселению из зоны затопления в новые места жительства, что разрушало традиционную среду обитания. Вследствие этого строительства, а также лесной мелиорации, молевого сплава древесины, отравления водоемов промышленными и сельскохозяйственными стоками были утрачены невозобновимые стада семги, лосося на реках Кемь и Выг, прекратился промысловый лов ряпушки в Кондопожской губе Онежского озера, почти полностью исчез сиг в р. Суне. Уже к середине 1950-х гг. в Белом море и внутренних водоемах республики добывалось лишь 14% общего улова рыбы, а остальная часть - в Атлантике и Баренцевом море.
В послевоенные годы основной вылов рыбы приходился на рыболовецкие колхозы, удельный же вес государственного лова рыбы был невелик (в 1950 г. - 19%); численность рыболовецких колхозов, обремененных высокими государственными заданиями по поставке сельскохозяйственной продукции государству, катастрофически уменьшалась, так как рыбаки-колхозники переходили на работу в лесную промышленность. Если после Великой Отечественной войны в Карелии было более 80 рыболовецких колхозов, то в 1962 г. - 13. В 1950-х гг. решающее значение в рыбодобыче приобрели государственные предприятия, основным из которых являлась созданная в 1951 г. Беломорская база гослова. Был обновлен флот, широко стали использоваться высокопроизводительные промысловые суда - средние рыболовецкие траулеры (СРТ), современное оборудование.
Во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг. были осуществлены большие строительные работы в Петрозаводске, Кондопоге, Сегеже. Только в строительство и благоустройство столицы республики вложено в 1951-1955 гг. около 800 млн руб. Важную роль в выполнении программы капитального строительства сыграло создание индустриальной базы строительства - завода железобетонных конструкций в Петрозаводске и технически оснащенных строительных управлений промышленного и жилищно-культурного строительства. Однако мощность строительных организаций оставалась недостаточной, не хватало квалифицированных рабочих и специалистов, что приводило к затягиванию сроков строительства объектов.
В 1950-е гг. увеличилась эксплуатационная длина путей сообщения, особенно автомобильных дорог с твердым покрытием, выросла и обновилась техническая база всех видов транспорта. Было установлено регулярное автобусное сообщение глубинных районов с городами и железнодорожными станциями. К 1956 г. в республике имелось 55 междугородных автобусных линий, 34 внутригородских и пригородных линии. В 1949 г. началось строительство Западно-Карельской железной дороги, которая должна была связать богатые природными ресурсами западные районы республики с Петрозаводском и Ленинградской областью. В начале 1956 г. вступил в строй первый ее участок Суоярви-Поросозеро протяженностью 81 км.
Важное значение для расширения транспортных связей республики имело вступление в эксплуатацию"1ГТУ52Гг. Волго-Донского судоходного канала, который открыл прямой путь из Белого моря в Азовское и Черное моря. С открытием канала значительно возросли перевозки Беломорско-Онежского пароходства. Объем же местного водного транспорта, работавшего на малых реках и озерах, оставался незначительным.
Определенные успехи были достигнуты в развитии связи. В 1945 г. вступила в строй новая телефонная линия Петрозаводск-Сортавала, а в 1946 г. в Петрозаводске начала работать первая в Карелии автоматическая телефонная станция на 400 номеров. Расширились возможности радиовещания. В 1949 г. вступила в строй современная радиовещательная станция, работавшая на средних волнах, в 1956 и 1957 гг. - коротковолновые станции.
Создание в республике новых отраслей промышленности и увеличение объемов промышленного производства вызвали рост рабочего класса. Только в промышленности численность промышленно-производственного персонала возросла с 20,3 тыс. человек в 1945 г. до 98,9 тыс. в 1955 г.18 Пополнение рядов рабочего класса шло как за счет внутренних источников (набор рабочих самими предприятиями из числа местного населения и др.), так и, преимущественно, за счет внешних источников (оргнабор, промышленное переселение). Задачи подготовки и повышения квалификации рабочих кадров решались путем индивидуального и бригадного обучения, учебы в стахановских школах и на курсах, организованных непосредственно на производстве, а также через систему государственных трудовых резервов. В четырех ремесленных училищах и 11 школах ФЗО за 1946-1955 гг. было подготовлено для предприятий 22 тыс. квалифицированных рабочих. Непосредственно на производстве ежегодно в первой половине 1950-х гг. обучалось новым профессиям и повышало квалификацию от 35 до 40 тыс. рабочих и служащих19. В высших и средних специальных учебных заведениях велась подготовка инженерно-технических кадров, недостаток которых остро ощущался на ряде предприятий. Их должности приходилось замещать практиками. В 1952 г. по Министерству лесной промышленности только 25% инженерно-технических работников имели высшее и среднее техническое образование.
Результаты, достигнутые в развитии промышленности к середине 1950-х гг., давали основание для оптимистических прогнозов. Во всех отраслях промышленности (особенно в лесозаготовительной и рыбной) возросла степень механизации тяжелых и трудоемких работ, внедрялись новые высокопроизводительные машины, передовые технологические процессы и методы организации производства. Основные промышленно-производственные фонды предприятий превысили уровень 1940 г. почти в 5 раз. Производство бумаги в 1955 г. по сравнению с 1940 г. увеличилось в 4 раза, бумажных мешков - в 6,3 раза, пиломатериалов - в 1,5 раза, вывозка древесины - в 2,4 раза, улов рыбы - в 4,2 раза, производство электроэнергии - в 5 раз20. Однако наряду с достижениями имелись серьезные нерешенные проблемы. Медленно осваивались производственные мощности, не было преодолено отставание капитального строительства. Устаревший хозяйственный механизм обусловливал невосприимчивость экономики к техническому прогрессу, сковывал инициативу предприятий.