Общественно-политическое-развитие (часть 1)

В 1991 г. завершился советский период отечественной истории. Россия, а вместе с ней и Карелия, вступили в новый этап своего развития. Основным его содержани­ем является переход к рыночной экономике и демократическому общественно-по­литическому строю "западного" типа. Этот процесс далек от завершения и идет с огромными трудностями, вызванными как причинами объективного характера, прежде всего сложностью решаемых задач, так и ошибками и просчетами в осуще­ствлении реформ, отсутствием в обществе единства взглядов по вопросу об их целях и содержании.

Карелия не стала исключением из общей картины, хотя характерные для всей Рос­сии процессы в республике развиваются достаточно своеобразно, что обусловлено особенностями региона. К ним, прежде всего, следует отнести относительно спокой­ную общественно-политическую обстановку. В социально-экономической сфере на протяжении 1990-х гг. не столько занимались осуществлением реформ, сколько боро­лись с кризисом. Только в последнее время стали предприниматься попытки разра­ботки комплексной стратегии выхода из кризиса, обеспечения экономического рос­та, стабилизации ситуации в республике.

Общественно-политическое развитие Карелии в 1990-е гг. шло по нескольким на­правлениям: уточнялся статус республики как субъекта Российской Федерации; про­должалось реформирование республиканских органов государственной власти; раз­вивалась система местного самоуправления; интенсивно шло партийное строительство. На все эти процессы влиял национальный вопрос, остававшийся весьма актуальной проблемой.

Распад СССР, превращение России в самостоятельное государство потребовали более четкого определения взаимоотношений между федеральным центром и субъек­тами Федерации, одним из которых является Республика Карелия. С одной стороны, существовала реальная опасность дальнейшего развития процессов децентрализации, ведущих к утрате государственного единства уже в рамках Российской Федерации. С другой, нельзя было отказываться и от позитивных результатов, связанных с расши­рением прав субъектов Федерации.

Решалась эта проблема достаточно сложно, в обстановке острой политической борьбы. В качестве выхода из ситуации предлагалось подписать Федеративный дого­вор, в котором были бы урегулированы все вопросы взаимоотношений между феде­ральными органами и субъектами Федерации. Карелия приняла активное участие в работе над текстом договора. Этот вопрос неоднократно рассматривался Верховным Советом РК, который выдвигал конкретные дополнения и изменения к тексту доку­мента1. Делегация Карелии приняла участие в подписании Федеративного договора, состоявшемся 31 марта 1992 г. Это был важный шаг на пути определения основ государственного устройства Российской Федерации. Предстояла не менее сложная работа по реализа­ции положений договора на практике.

В соответствии с Федеративным договором и Декларацией о государственном суверенитете Ка­релия получила статус суверенного государства в составе Российской Федерации. Это потребовало внесения изменений в республиканское законода­тельство, прежде всего, конституционное. 28 нояб­ря 1992 г. Верховный Совет республики утвердил новую редакцию первой статьи Конституции Ка­релии: "Республика Карелия - суверенное государ­ство в составе Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей терри­тории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с Фе­деративным договором"

Еще 27 ноября 1991 г. Президиум Верховного Совета РК принял постановление об изменении государственной символики и прове­дении соответствующего конкурса. Всего было предложено 60 проектов флага и 20 проектов герба республики. 16 февраля 1993 г. новый Государственный флаг Рес­публики Карелия был утвержден. Он состоит из горизонтальных красной, голубой и зеленой полос равной ширины2.

6 апреля 1993 г. был утвержден Государственный гимн Республики Карелия. Ав­тор музыки гимна - композитор А.Белобородое. Авторы русского текста - поэты А.Мишин и И.Костин, финского - А.Мишин.

28 сентября 1993 г. Верховный Совет РК установил: "Государственным гербом Республики Карелия является прямоугольный закругленный в нижней трети, трижды пересеченный в равных долях цветами государственного флага Республики Карелия щит с изображенным на нем профилем стоящего медведя черного цвета. Золотое об­рамление щита переходит в стилизованное изображение ели с левой стороны и со­сны - с правой. В навершии щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенные кресты) золотого цвета". Таким образом, к концу 1993 г. вопрос государственной сим­волики республики был успешно решен.

Тем не менее окончательное определение государственно-правового статуса рес­публики в составе Российской Федерации затруднялось нерешенностью данного во­проса на федеральном уровне вследствие разразившегося острого конституционного кризиса.

На федеральном уровне все более обострялось противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти. В декабре 1992 г. съезд народных депутатов внес поправки в Конституцию РФ, существенно изменившие баланс власти в пользу зако­нодателей. В ответ Президент, оценив действия съезда как "ползучий переворот", 10 декабря 1992 г. обратился к гражданам России с предложением провести в январе 1993 г. всенародный референдум по вопросу: "Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации - ны­нешнему составу съезда и Верховного Совета или Президенту России?" Съезд, в свою очередь, выступил с обращением к народу, обвинив Б.Н.Ельцина в превышении кон­ституционных полномочий и намерении уничтожить законодательную власть.

Верховный Совет РК 19 февраля 1993 г. высказался против проведения референ­дума и в связи с продолжающимся углублением политического и экономического кри­зиса в стране, наличием реальной угрозы целостности государства предложил объ­явить на 1993 г. мораторий на всей территории Российской Федерации на референдумы и выборы и направить усилия на вывод страны из кризиса. Таким же было отноше­ние к референдуму большинства субъектов Федерации. В марте 1993 г. съезд народ­ных депутатов РФ отказался от проведения референдума. В ответ Президент Б.Н.Ель­цин 20 марта 1993 г. в телевизионном обращении к гражданам России объявил о фактическом введении президентского правления вплоть до принятия новой Консти­туции страны. На 25 апреля он назначил референдум о доверии Президенту и вице-президенту, а также по проекту новой Конституции и проекту Закона о выборах но­вого парламента. 22 марта 1993 г. Конституционный суд РФ признал ряд действий Президента не соответствующими Конституции.

23 марта 1993 г. собравшийся на внеочередную сессию Верховный Совет РК по­становил: "1. Уведомить Верховный Совет, Президента и Совет Министров - Пра­вительство Российской Федерации об отсутствии оснований для введения чрезвычай­ного положения, а следовательно, и особого порядка управления на территории Республики Карелия. 2. Признать невозможным проведение голосования (референду­ма) по основным положениям Конституции Российской Федерации в сроки, предло­женные Президентом... Поддержать предложение Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина о проведении внеочередного голосования (референдума) о доверии Пре­зиденту".

Содержащееся в обращении Президента предложение о проведении 25 апреля 1993 г. голосования по проекту новой Конституции и проекту Закона о выборах федераль­ного парламента, по мнению Верховного Совета РК, не могло быть реализовано в указанные сроки из-за отсутствия согласованных с субъектами Федерации проектов данных документов.

26 марта срочно собравшийся съезд народных депутатов РФ оценил действия Президента как попытку государственного переворота, но не смог набрать достаточ­ного для импичмента количества голосов. Был достигнут очередной временный ком­промисс. Президент признал недействительным свое обращение к гражданам России. Съезд, в свою очередь, согласился на проведение референдума по следующим вопро­сам: 1) Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину? 2) Одобря­ете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Рос­сийской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.? 3) Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Феде­рации? 4) Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

В ходе референдума, состоявшегося 25 апреля 1993 г., большинство жителей Ка­релии, принявших участие в голосовании, поддержали Президента Б.Н.Ельцина и проводимую им социально-экономическую политику, но высказались против до­срочных президентских и парламентских выборов. При этом в целом по России боль­шинство проголосовавших граждан поддержали идею досрочных выборов народ­ных депутатов, но для признания голосования по этому вопросу действительным не хватило голосов. По остальным вопросам итоги референдума в России и Карелии совпали. Президент расценил их как мандат на продолжение реформ и форсировал  работу по изменению Конституции с целью превращения России в президентскую республику3.

«Работа над новой Конституцией России началась в июне 1993 г. и проходила в обстановке продолжающегося политического противостояния. Каждая из сторон пред­ложила свой проект, категорически отказываясь учитывать предложения оппонен­тов. По мнению же Верховного Совета РК, ни один из представленных проектов Кон­ституции не мог быть принят за основу, так как оба фактически игнорировали права народов России, обходили молчанием принципы построения и образования россий­ского федеративного государства, не определяли понятие и статус субъекта Федера­ции, содержали положения, нарушающие Федеративный договор и ограничивающие права субъектов Федерации.

Верховный Совет РК отметил, что представление Президентом Российской Фе­дерации Б.Н.Ельциным проекта Конституции страны резко ускорило конституци­онный процесс в Российской Федерации, но в то же время осудил попытки опоро­чить представительные органы Российской Федерации: "Какое-либо стремление низложить их открывает прямую дорогу политическому беспорядку и ведет в ту­пик, подрывает основные принципы демократии". Карельские депутаты предложи­ли Президенту и Верховному Совету РФ выработать с участием полномочных пред­ставителей субъектов Федерации единый согласованный проект Конституции России, положив в ее основу права человека и Федеративный договор, принять За­кон "О механизме согласования и принятия новой Конституции Российской Феде­рации". Они также внесли конкретные предложения по содержанию Конституции и порядку ее принятия.

Активная и конструктивная позиция Карелии в конституционном процессе не осталась незамеченной. Не случайно именно в Петрозаводске 12 августа 1993 г. Пре­зидент РФ провел совещание с главами республик - субъектов Российской Федера­ции. Они заняли осторожную позицию, высказавшись за одновременные досрочные выборы парламента и Президента, что и было обещано сделать в июне 1994 г. На этом совещании Б.Н.Ельцин впервые выдвинул идею создания Совета Федерации РФ.

Но осенью 1993 г. политическое противостояние в Москве переросло в острый конфликт, не только вышедший за конституционные рамки, но и сопровождавшийся вооруженными столкновениями в столице. 21 сентября 1993 г. Президент РФ прекра­тил полномочия съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, ввел прямое президентское правление на период до избрания нового парламента - Государствен­ной думы, выборы которой назначил на декабрь 1993 г. К этому же времени предпо­лагалось завершить работу над новой Конституцией страны. Верховный Совет РФ и часть депутатов съезда квалифицировали действия Президента как государственный переворот, приняли решение об импичменте Б.Н.Ельцина и о вступлении в должность Президента РФ вице-президента А.В.Руцкого.

В связи с событиями в Москве Президиум Верховного Совета и Президиум Со­вета Министров РК выступили с совместным заявлением о том, что органы власти Республики Карелия как субъекта Российской Федерации будут действовать согла­сованно и в строгом соответствии с Конституциями Российской Федерации и Рес­публики Карелия. 22 сентября 1993 г. Верховный Совет РК принял постановление "О политической ситуации в стране в связи с Обращением Президента Б.Н.Ельцина к гражданам Российской Федерации и принятием Указа Президента Российской Федерации "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", в котором отмечалось, что Указ принят с нарушением положений действующей Кон­ституции и Присяги Президента РФ, что в результате неконституционных действий Президента Российской Федерации и ответных мер Верховного Совета Российской Федерации сложилась критическая ситуация в государстве, на федеральном уровне сформировалось двоевластие, опасное для существования Российской Федерации. Верховный Совет РК потребовал от Верховного Совета Российской Федерации не­медленного созыва Съезда народных депутатов Российской Федерации для приня­тия решений о проведении одновременных досрочных выборов высшего органа за­конодательной власти и Президента Российской Федерации, для отмены неконституционных указов Президента Российской Федерации, а также для подготовки в двухмесячный срок с участием субъектов Федерации законов о выс­шем органе федеральной законодательной власти Российской Федерации и выбо­ров в него.

В связи с решением Конституционного суда РФ о неконституционности Указа Президента РФ "О конституционной реформе в Российской Федерации" он был при­знан не действующим на территории Республики Карелия. Верховный Совет предо­ставил Президиуму Верховного Совета РК право по обращению Совета Министров республики приостанавливать действие на территории Республики Карелия любых нормативных актов федеральных органов власти Российской Федерации в случае не­соответствия их Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия с последующим утверждением, при необходимости, Верховным Советом Рес­публики Карелия. Верховный Совет обратился к гражданам Республики Карелия с настоятельной просьбой соблюдать спокойствие и выдержку.

Собравшийся 23 сентября 1993 г. чрезвычайный съезд народных депутатов РФ призвал граждан России встать на защиту конституционного строя. По распоряжению Президента 25 сентября здание Дома Советов было блокировано. Начавшиеся по инициативе Патриарха Алексия II переговоры между конфликтующими сторона­ми к успеху не привели.

29 сентября 1993 г. Верховный Совет РК, признавая реальность развала конститу­ционного строя Российской Федерации, вызванную действиями Президента РФ Б.Н.Ельцина, во избежание углубления конфликта и возможного его перерастания в вооруженное противостояние, в целях придания легитимности процессу преобразо­вания власти в Российской Федерации и сохранения федеративного государства под­твердил свою позицию о необходимости скорейшего проведения одновременных до­срочных выборов высшего органа законодательной власти и Президента Российской Федерации. В связи с заключением Конституционного суда РФ о неконституционно­сти Указа Президента РФ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" Верховный Совет РК признал не действующими на территории Карелии положения "О федеральных органах власти на переходный период" и "О выборах депутатов Государственной Думы", введенные в действие указом Президента. Пар­ламент Карелии обратился к Президенту и субъектам Российской Федерации с пред­ложением принять следующие меры: а) незамедлительно созвать Совет Федерации для согласования Положения о выборах в Федеральное Учредительное собрание; б)/провести выборы в Федеральное Учредительное собрание до 12 декабря 1993 года; в) Федеральное Учредительное собрание избрать для принятия законов о федераль­ных органах государственной власти и порядка выборов в них, а также назначения даты выборов.

Карельские депутаты потребовали немедленно прекратить блокаду Дома Сове­тов Российской Федерации, снять все ограждения, включить свет, воду, отопление, предоставить свободу передвижения и прекратить ограничение прав и свобод народ­ных депутатов. 1 октября 1993 г. Верховный Совет РК заявил о возможности проведе­ния одновременных выборов в органы федеральной власти России при условии до­стижения согласия по выходу из политического кризиса между Верховным Советом Российской Федерации, Президентом и Правительством - Советом Министров Рос­сийской Федерации и при участии Совета Федерации.

3-4 октября в Москве произошли вооруженные столкновения, в ходе которых, по официальным данным, погибло около 150 человек. В связи с этими событиями Верховный Совет РК 8 октября 1993 г. принял заявление, в котором выразил соболез­нование родным и близким погибших в трагические дни 3-4 октября в г. Москве и осудил всех виновных в прошедших кровавых событиях4. Таким образом, в дни поли­тического кризиса, вызванного противостоянием Президента и Парламента России, вышедшим за конституционные рамки, органы власти Карелии заняли достаточно взвешенную и конструктивную позицию, не допустили обострения общественно-по­литической ситуации в республике.

Результатом октябрьского политического кризиса стала ликвидация советской формы организации власти в стране. События 3-4 октября 1993 г. означали факти­ческое прекращение деятельности съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 26 октября 1993 г. указом "О реформе местного самоуправления в Российской Феде­рации" Президент РФ прекратил деятельность местных Советов и до выборов новых . представительных органов местного самоуправления передал власть главам местных администраций.

Указы Президента РФ, изданные после октябрьских событий 1993 г., предопреде­лили два основных направления внутренней политики Карелии: организацию выборов в федеральные и республиканские органы государственной власти и реформу ме­стного самоуправления.

Необходимость скорейшего введения общественно-политического развития в кон­ституционные рамки вынудили Верховный Совет РК изменить свое отношение к ука­зам Президента и принять решение о проведении 12 декабря 1993 г. досрочных выбо­ров в федеральные органы государственной власти. Одновременно были приняты решения о проведении досрочных выборов в органы государственной власти и мест­ного самоуправления Карелии, а также о проведении референдума по вопросам ре­формирования органов государственной власти республики. На референдум выно­сился один вопрос: "Считаете ли Вы, что высшее должностное лицо (глава исполнительной власти) Республики Карелия должно избираться населением Респуб­лики Карелия?"

12 декабря 1993 г. 69% избирателей республики, принявших участие в голосова­нии, поддержали предложенный проект Конституции РФ. 80% высказались за избра­ние Председателя Правительства РК непосредственно населением. При выборах де­путатов Государственной думы РФ наибольшее число голосов в Карелии получили избирательные объединения "Выбор России", ЛДПР, "Женщины России". Коммуни­сты заняли только шестое место.

Существенные изменения в политической системе страны, принятие Конституции РФ потребовали обновления конституционного законодательства Республики Карелия, что и было сделано 24 декабря 1993 г.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы