Общественно-политическое развитие (часть 2)

Новая редакция Конституции РК предполагала введе­ние должности Председателя Правительства РК, избрание двухпалатного парламента, учреждение Конституционного суда РК и другие принципиальные новации.

Отныне в республике создавалось Законодательное собрание РК, состоящее из двух палат: Палаты Республики и Палаты Представителей. Палата Республики со­стоит из 25 депутатов, работающих на постоянной основе. К ведению этой палаты Конституция РК отнесла конституционное законодательство, утверждение ^государ­ственного бюджета, принятие законов по республиканским налогам и сборам, назна­чение референдума, выражение недоверия главе исполнительной власти и руководи­телям республиканских органов государственного управления и т. д. Палата Представителей, состоящая из 36 депутатов, работающих на непостоянной основе, контролирует исполнение республиканского бюджета, рассматривает вопрос о чрез­вычайном положении на территории республики, ратифицирует договоры и согла­шения и т. д. Срок полномочий всех депутатов - 4 года. Принятые законы подписы­ваются Председателем Правительства РК.

Исполнительная власть в соответствии с новой редакцией Конституции осуще­ствляется Председателем Правительства РК и возглавляемым им Правительством РК. Председатель Правительства является высшим должностным лицом республики, определяет структуру республиканских органов исполнительной власти, решает кад­ровые вопросы. Он наделен правом законодательной инициативы, разрабатывает и вносит на рассмотрение Законодательного собрания РК проект государственного бюд­жета, обеспечивает его исполнение, разрабатывает и осуществляет программы эконо­мического и социального развития республики, представляет республику во взаимо­отношениях с федеральными органами государственной власти и иностранными государствами. В соответствии с итогами республиканского референдума Конститу­ция предусмотрела, что Председатель Правительства РК избирается на 4 года населе­нием республики на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Первые выборы Председателя Правительства РК и депутатов Законодательного собрания РК состоялись 17 апреля 1994 г. Председателем правительства РК стал В.Н.Степанов, получивший 68% голосов избирателей, принявших участие в голосо­вании. В выборах депутатов участвовало 42% избирателей5. Палату Представителей Законодательного собрания РК возглавила В.Н.Пивненко, Палату Республики - И.П.Александров.

На выборах 1998 г. Председателем Правительства РК во втором туре избирается С.Л.Катанандов, получивший 49% голосов избирателей, принявших участие в голо­совании. В.Н.Степанов получил 43%. Депутаты Палаты Представителей нового со­зыва избрали своим председателем В.Н.Пивненко. Палату Республики возглавила Н.В.Коцюба.

Политический кризис 1993 г. оказал весьма существенное влияние на систему ме­стного самоуправления. В октябре 1993 г. Президент РФ прекратил деятельность ме­стных советов, избранных в 1991 г., и возложил их функции на соответствующие мес­тные администрации. Субъектам РФ рекомендовалось осуществить реформу местного самоуправления на основе утвержденного тогда же "Положения об основах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной кон­ституционной реформы" и провести муниципальные выборы в декабре 1993 г.- июне 1994 г. на основе также утвержденных Президентом РФ "Основных положений о вы­борах в органы местного самоуправления".

12 ноября 1993 г. Верховный Совет РК утвердил "Основные положения реформы местного самоуправления в Республике Карелия", назначил выборы в органы мест­ного самоуправления на 17 апреля 1994 г. (в Петрозаводске - на 12 декабря 1993 г.) и установил, что полномочия местных советов народных депутатов созыва 1990-1995 гг. сохраняются до избрания новых представительных органов местного самоуправле­ния, если ими не было принято решение о самороспуске. Такое решение противоречи­ло предписаниям федеральной власти, но было оправданным, поскольку способство­вало сохранению политической стабильности в республике.

23 декабря 1993 г. Верховный Совет РК уточнил, что до избрания новых предста­вительных органов местного самоуправления и глав местного самоуправления (глав администраций) полномочия выборных представительных органов местного само­управления осуществляют советы народных депутатов (за исключением принявших решение о самороспуске), а функции глав местного самоуправления (глав админист­раций) - главы администраций, назначенные Председателем Совета Министров Рес­публики Карелия.

В январе 1994 г. принимается Закон РК "О местном самоуправлении в Республике Карелия"6. Республика оказалась в числе первых субъектов РФ, принявших подоб­ные законодательные акты. Наличие «хорошей правовой базы позволило местным Советам, избранным в апреле 1994 г. начать работу в нормальной обстановке. Рефор­ма местного самоуправления в Карелии прошла намного спокойнее, чем в целом по России. Основные проблемы в деятельности органов местного самоуправления рес­публики связаны не с организационно-правовыми, а с социально-экономическими факторами.

В 1990-е гг. в республике продолжало формироваться гражданское общество, ха­рактеризующееся становлением многопартийной системы, созданием условий для свободного вероисповедания, свободы слова и т. д. К концу этого периода в Карелии действовало 91 общественно-политическое и 107 религиозных объединений. Наибо­лее активными общественно-политическими движениями являлись республиканские структуры КПРФ, ЛДПР, движения "Яблоко" и некоторые другие. Они получили широкое представительство в Законодательном собрании и представительных орга­нах местного самоуправления республики, что свидетельствовало об определенной поддержке их деятельности со стороны населения.

Религиозная ситуация на протяжении 1990-х гг. характеризовалась ростом числа верующих и появлением приверженцев новых конфессий. Наиболее влиятельной ре­лигиозной организацией остается Русская православная церковь. Петрозаводская и Карельская епархия включает 31 приход, 3 монастыря и 2 подворья. На протяжении 1990-х гг. епархии и ее приходам было возвращено более 40 зданий культового и ино­го назначения. К началу 2000 г. действовало более 40 храмов и молитвенных помеще­ний. Продолжалось строительство новых и ремонт старых храмов. В 1993 г. восста­новлен православный приход на о. Кижи7. Важнейшее духовное и нравственное значение имеют восстановление Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря и Александро-Невского собора в г. Петрозаводске, освященного в июне 2000 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II и ставшего кафед­ральным собором епархии. Епископ Петрозаводский и Карельский Мануил в 1999 г. был возведен в сан архиепископа, что стало признанием его заслуг в восстановлении православия в Карелии.

Помимо Русской православной церкви в Карелии действуют общества Россий­ской православной свободной церкви и Истинно-православной церкви. В 1994 г. в Петрозаводске зарегистрирован приход Римско-католической церкви. Устойчиво растет количество новых для республики конфессий, прежде всего протестантских. Так, второе место после Петрозаводской и Карельской епархии РПЦ по числу рели­гиозных объединений занимает республиканское религиозное объединение церквей Союза христиан веры евангельской - пятидесятников. Растет число объединений и верующих Ингерманландской евангельско-лютеранской церкви, адвентистов Седьмого дня, свидетелей Иеговы, Новоапостольской церкви и церкви Христа (харизматов).

Одной из основных проблем общественно-политического развития республики в 1990-е гг. оставался национальный вопрос. Суть его практически не изменилась по сравнению с периодом "перестройки". Но решение национальных проблем во все боль­шей степени переходило в практическую плоскость.

27 марта 1993 г. Верховный Совет РК принял решение о создании Фонда нацио­нального возрождения малочисленных народов Республики Карелия. 1 апреля 1992 г. Верховный Совет РК рассмотрел вопрос о выполнении предложений республикан­ского съезда представителей карелов. Отмечалось, что многое из предлагавшегося на съезде реализовано. Установлен порядок изменения национальности граждан в Ка­рельской АССР. Председатель Совета уполномоченных был включен в состав делега­ции для подписания Союзного договора. Изменено название республики. Принят Закон "О правовом статусе национального района, национального поселкового и сельского Советов в Республике Карелия". Образован Комитет по национальной по­литике и межнациональным отношениям при Совете Министров РК. Серьезные шаги предприняты в деле возрождения языка и культуры. В то же время Верховный Совет отклонил просьбу об утверждении "Положения о Совете уполномоченных республи­канского съезда карелов", сочтя это прерогативой самого съезда. В свою очередь, Совет уполномоченных не принял предложения Президиума Верховного Совета РК о его регистрации Министерством юстиции РК. Не получили поддержки Верховного Со­вета предложения съезда карелов о создании в республиканском парламенте палаты национальностей и о квотировании депутатских мандатов для карелов, финнов и вепсов.

Оставаясь немногочисленной организацией и выражая взгляды незначительной части карельского населения республики, это движение проявляло большую полити­ческую активность, вынуждая порой органы власти Карелии так или иначе реагиро­вать на свои акции. Так, в марте 1992 г. координационный совет "Карельского движения" выступил с заявлением "О положении карельской нации в Республике Каре­лия", в котором в очередной раз потребовал пересмотра границ между Россией и Фин­ляндией. В связи с этим Совет Министров РК был вынужден выступить с заявлением о том, что подобные предложения не имеют под собой соответствующей междуна­родно-правовой базы, не отражают интересов подавляющего большинства населе­ния Карелии, разжигают националистические страсти, обостряют обстановку внутри республики, осложняют отношения с Финляндией. С аналогичным заявлением по Ка­рельскому телевидению выступил Председатель Верховного Совета РК В.Н.Степа­нов. Прокуратура республики предупредила руководство "Карельского движения" о недопустимости нарушений законов РК и разжигания национальной розни.

В ноябре 1992 г. состоялся 1-й Национальный конгресс карелов, финнов и вепсов Карелии, идея созыва которого принадлежала "Карельскому движению". Обсуждался широкий круг вопросов. Наибольшие споры вызвало рассмотрение устройства поли­тической системы республики. Делегаты от "Карельского движения" вынесли на об­суждение конгресса проект "Декларации о независимости Карелии", в которой, в част­ности, объявлялась низложенной власть российского правительства на территории суверенного карельского государства. При обсуждении вопросов о гражданстве и орга­низации представительной власти в республике вновь выдвигались предложения о со­здании двухпалатного парламента. В одну из его палат должны были войти представи­тели от карелов, финнов, вепсов и коренных русских Заонежья и Беломорья (положение о представительстве коренных русских было новым). Однако делегаты конгресса отка­зались принимать решения антироссийского характера. При выборах в исполком На­ционального конгресса национал-радикалы также потерпели поражение.

21 января 1993 г. Президиум Верховного Совета РК рассмотрел материалы Наци­онального конгресса и поручил Совету Министров Карелии разработать Государ­ственную программу возрождения языка и культуры карелов, вепсов и финнов и вне­сти предложения по организации изучения национальных языков в детских дошкольных учреждениях и школах республики. Петрозаводскому государственно­му университету было предложено рассмотреть вопрос о создании факультета фин­но-угорской филологии и культуры. В то же время Верховный Совет РК отказался признать претензии исполкома Национального конгресса на официальное предста­вительство интересов карелов, вепсов и финнов во властных структурах, сославшись на отсутствие правовой базы для этого.

Осенью 1993 г. в преддверии выборов в российский и карельский парламенты со­стоялся 2-й Национальный конгресс. Обсуждались практически те же вопросы, что и на 1-м конгрессе (гарантированное представительство в высших органах власти, двух­палатный парламент и т. п.). Конгресс сменил свое название на "карельский" (из 128 делегатов было только 15 финнов и 10 вепсов). Новый состав исполкома возглавил А.Григорьев, что отражало усиление влияния радикалов. Однако это не совпадало с настроением населения республики. На выборах депутатов Верховного Совета РК в апреле 1994 г. из 10 кандидатов Карельского конгресса победил лишь один.

Союз карельского народа занимал более умеренные позиции, сотрудничал с вла­стными структурами, что позволило ему достичь определенных успехов. 4 апреля 1998 г. состоялся 3-й съезд карелов Республики Карелии, в работе которого приняли участие 64 делегата от всех административно-территориальных единиц республики. Подго­товкой съезда занимался Комитет по местному самоуправлению и национальной по­литике РК. Съезд высказался за поддержку всех кандидатов-карелов в предстоящей избирательной кампании, выдвинул В.Н.Степанова кандидатом на пост Председате­ля Правительства РК. Много внимания было уделено проблеме карельского языка. Вновь выдвигались предложения о закреплении за ним статуса государственного. Говорилось о развитии карельской культуры и карельского языка.

Обсуждение проблем вепсского народа носило гораздо менее политизированный характер, во многом благодаря конструктивной позиции Общества вепсской культу­ры. Одним из условий сохранения вепсов как этноса Общество считало создание на­циональных административно-территориальных образований. Выдвинутую в конце 1980-х гг. идею создания Вепсского автономного округа реализовать не удалось. Гораздо более успешно решился вопрос о национальных самоуправляющихся терри­ториях: 10 февраля 1992 г. был образован Шелтозерский, 1 июня 1993 г. - Рыборецкий и Шокшинский вепсские национальные сельские Советы. Соответствующие ре­шения принимались Верховным Советом РК на основании результатов местных референдумов.

В 1994 г. на базе национальных сельских Советов создается Вепсская национальная волость, включившая 3 сельских администрации 14-ти населенных пунктов с населе­нием 3,6 тыс. человек. Были избраны представительный орган и глава местного само­управления. С первых дней своего существования Вепсская волость столкнулась с серьезными трудностями, в том числе во взаимоотношениях с Прионежским райо­ном. Однако главной проблемой стало почти полное отсутствие собственных доход­ных источников вследствие тяжелейшего состояния экономики региона.

Более успешно начали решаться вопросы сохранения и развития языка и культу­ры вепсов. Постоянно росло число школьников, изучающих вепсский язык. Ежеме­сячно на русском и вепсском языках выходит газета "Кодима", освещающая вопросы национально-культурной жизни. В 1996 г. состоялся первый праздник вепсской культу­ры, включивший конкурс знатоков вепсского языка. В дальнейшем началось ежегод­ное проведение этнического праздника "Древо жизни". В 1995 г. состоялась научная конференция "Вепсы: история, культура и межэтнические контакты". Председатель Общества вепсской культуры З.И.Строгалыцикова в 1994 г. возглавила Комиссию по национальной политике Верховного Совета РК.

С конца 1994 г. роль национального фактора в политической жизни республики постепенно снижается. В центре ее оказываются не национальные организации, а партийные формирования. Это подтвердила и избирательная кампания 1998 года. Вопросы национальной политики не заняли центрального места в предвыборных программах кандидатов на пост Председателя Правительства РК и большинства кан­дидатов в депутаты Законодательного Собрания РК. Основная работа по решению национальных вопросов перемещается из политической в социально-экономическую область.

Подобрать тур
Наши контакты
Новогодние туры по Карелии
+7-921-626-60-06
(8142) 73-47-27
manager@welcome-karelia.ru
Экскурсии по Карелии
+7-921-626-60-06
(8142) 73-47-27
manager@welcome-karelia.ru
Билеты на Кижи и Соловки
+7-921-800-45-40
(8142) 73-47-27
ships@welcome-karelia.ru
Мы в социальных сетях
Новости
Для бабушек и дедушек
01.11

Наше специальное предложение

Наша осень
31.10

Что посетить в Карелии осенью? 

Новогодние Кижи
19.10

Вы бывали на острове Кижи? Можно побывать там в дни новогодних каникул!

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы