Общественно-политическое развитие (часть 2)
Новая редакция Конституции РК предполагала введение должности Председателя Правительства РК, избрание двухпалатного парламента, учреждение Конституционного суда РК и другие принципиальные новации.
Отныне в республике создавалось Законодательное собрание РК, состоящее из двух палат: Палаты Республики и Палаты Представителей. Палата Республики состоит из 25 депутатов, работающих на постоянной основе. К ведению этой палаты Конституция РК отнесла конституционное законодательство, утверждение ^государственного бюджета, принятие законов по республиканским налогам и сборам, назначение референдума, выражение недоверия главе исполнительной власти и руководителям республиканских органов государственного управления и т. д. Палата Представителей, состоящая из 36 депутатов, работающих на непостоянной основе, контролирует исполнение республиканского бюджета, рассматривает вопрос о чрезвычайном положении на территории республики, ратифицирует договоры и соглашения и т. д. Срок полномочий всех депутатов - 4 года. Принятые законы подписываются Председателем Правительства РК.
Исполнительная власть в соответствии с новой редакцией Конституции осуществляется Председателем Правительства РК и возглавляемым им Правительством РК. Председатель Правительства является высшим должностным лицом республики, определяет структуру республиканских органов исполнительной власти, решает кадровые вопросы. Он наделен правом законодательной инициативы, разрабатывает и вносит на рассмотрение Законодательного собрания РК проект государственного бюджета, обеспечивает его исполнение, разрабатывает и осуществляет программы экономического и социального развития республики, представляет республику во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и иностранными государствами. В соответствии с итогами республиканского референдума Конституция предусмотрела, что Председатель Правительства РК избирается на 4 года населением республики на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.
Первые выборы Председателя Правительства РК и депутатов Законодательного собрания РК состоялись 17 апреля 1994 г. Председателем правительства РК стал В.Н.Степанов, получивший 68% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В выборах депутатов участвовало 42% избирателей5. Палату Представителей Законодательного собрания РК возглавила В.Н.Пивненко, Палату Республики - И.П.Александров.
На выборах 1998 г. Председателем Правительства РК во втором туре избирается С.Л.Катанандов, получивший 49% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В.Н.Степанов получил 43%. Депутаты Палаты Представителей нового созыва избрали своим председателем В.Н.Пивненко. Палату Республики возглавила Н.В.Коцюба.
Политический кризис 1993 г. оказал весьма существенное влияние на систему местного самоуправления. В октябре 1993 г. Президент РФ прекратил деятельность местных советов, избранных в 1991 г., и возложил их функции на соответствующие местные администрации. Субъектам РФ рекомендовалось осуществить реформу местного самоуправления на основе утвержденного тогда же "Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы" и провести муниципальные выборы в декабре 1993 г.- июне 1994 г. на основе также утвержденных Президентом РФ "Основных положений о выборах в органы местного самоуправления".
12 ноября 1993 г. Верховный Совет РК утвердил "Основные положения реформы местного самоуправления в Республике Карелия", назначил выборы в органы местного самоуправления на 17 апреля 1994 г. (в Петрозаводске - на 12 декабря 1993 г.) и установил, что полномочия местных советов народных депутатов созыва 1990-1995 гг. сохраняются до избрания новых представительных органов местного самоуправления, если ими не было принято решение о самороспуске. Такое решение противоречило предписаниям федеральной власти, но было оправданным, поскольку способствовало сохранению политической стабильности в республике.
23 декабря 1993 г. Верховный Совет РК уточнил, что до избрания новых представительных органов местного самоуправления и глав местного самоуправления (глав администраций) полномочия выборных представительных органов местного самоуправления осуществляют советы народных депутатов (за исключением принявших решение о самороспуске), а функции глав местного самоуправления (глав администраций) - главы администраций, назначенные Председателем Совета Министров Республики Карелия.
В январе 1994 г. принимается Закон РК "О местном самоуправлении в Республике Карелия"6. Республика оказалась в числе первых субъектов РФ, принявших подобные законодательные акты. Наличие «хорошей правовой базы позволило местным Советам, избранным в апреле 1994 г. начать работу в нормальной обстановке. Реформа местного самоуправления в Карелии прошла намного спокойнее, чем в целом по России. Основные проблемы в деятельности органов местного самоуправления республики связаны не с организационно-правовыми, а с социально-экономическими факторами.
В 1990-е гг. в республике продолжало формироваться гражданское общество, характеризующееся становлением многопартийной системы, созданием условий для свободного вероисповедания, свободы слова и т. д. К концу этого периода в Карелии действовало 91 общественно-политическое и 107 религиозных объединений. Наиболее активными общественно-политическими движениями являлись республиканские структуры КПРФ, ЛДПР, движения "Яблоко" и некоторые другие. Они получили широкое представительство в Законодательном собрании и представительных органах местного самоуправления республики, что свидетельствовало об определенной поддержке их деятельности со стороны населения.
Религиозная ситуация на протяжении 1990-х гг. характеризовалась ростом числа верующих и появлением приверженцев новых конфессий. Наиболее влиятельной религиозной организацией остается Русская православная церковь. Петрозаводская и Карельская епархия включает 31 приход, 3 монастыря и 2 подворья. На протяжении 1990-х гг. епархии и ее приходам было возвращено более 40 зданий культового и иного назначения. К началу 2000 г. действовало более 40 храмов и молитвенных помещений. Продолжалось строительство новых и ремонт старых храмов. В 1993 г. восстановлен православный приход на о. Кижи7. Важнейшее духовное и нравственное значение имеют восстановление Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря и Александро-Невского собора в г. Петрозаводске, освященного в июне 2000 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II и ставшего кафедральным собором епархии. Епископ Петрозаводский и Карельский Мануил в 1999 г. был возведен в сан архиепископа, что стало признанием его заслуг в восстановлении православия в Карелии.
Помимо Русской православной церкви в Карелии действуют общества Российской православной свободной церкви и Истинно-православной церкви. В 1994 г. в Петрозаводске зарегистрирован приход Римско-католической церкви. Устойчиво растет количество новых для республики конфессий, прежде всего протестантских. Так, второе место после Петрозаводской и Карельской епархии РПЦ по числу религиозных объединений занимает республиканское религиозное объединение церквей Союза христиан веры евангельской - пятидесятников. Растет число объединений и верующих Ингерманландской евангельско-лютеранской церкви, адвентистов Седьмого дня, свидетелей Иеговы, Новоапостольской церкви и церкви Христа (харизматов).
Одной из основных проблем общественно-политического развития республики в 1990-е гг. оставался национальный вопрос. Суть его практически не изменилась по сравнению с периодом "перестройки". Но решение национальных проблем во все большей степени переходило в практическую плоскость.
27 марта 1993 г. Верховный Совет РК принял решение о создании Фонда национального возрождения малочисленных народов Республики Карелия. 1 апреля 1992 г. Верховный Совет РК рассмотрел вопрос о выполнении предложений республиканского съезда представителей карелов. Отмечалось, что многое из предлагавшегося на съезде реализовано. Установлен порядок изменения национальности граждан в Карельской АССР. Председатель Совета уполномоченных был включен в состав делегации для подписания Союзного договора. Изменено название республики. Принят Закон "О правовом статусе национального района, национального поселкового и сельского Советов в Республике Карелия". Образован Комитет по национальной политике и межнациональным отношениям при Совете Министров РК. Серьезные шаги предприняты в деле возрождения языка и культуры. В то же время Верховный Совет отклонил просьбу об утверждении "Положения о Совете уполномоченных республиканского съезда карелов", сочтя это прерогативой самого съезда. В свою очередь, Совет уполномоченных не принял предложения Президиума Верховного Совета РК о его регистрации Министерством юстиции РК. Не получили поддержки Верховного Совета предложения съезда карелов о создании в республиканском парламенте палаты национальностей и о квотировании депутатских мандатов для карелов, финнов и вепсов.
Оставаясь немногочисленной организацией и выражая взгляды незначительной части карельского населения республики, это движение проявляло большую политическую активность, вынуждая порой органы власти Карелии так или иначе реагировать на свои акции. Так, в марте 1992 г. координационный совет "Карельского движения" выступил с заявлением "О положении карельской нации в Республике Карелия", в котором в очередной раз потребовал пересмотра границ между Россией и Финляндией. В связи с этим Совет Министров РК был вынужден выступить с заявлением о том, что подобные предложения не имеют под собой соответствующей международно-правовой базы, не отражают интересов подавляющего большинства населения Карелии, разжигают националистические страсти, обостряют обстановку внутри республики, осложняют отношения с Финляндией. С аналогичным заявлением по Карельскому телевидению выступил Председатель Верховного Совета РК В.Н.Степанов. Прокуратура республики предупредила руководство "Карельского движения" о недопустимости нарушений законов РК и разжигания национальной розни.
В ноябре 1992 г. состоялся 1-й Национальный конгресс карелов, финнов и вепсов Карелии, идея созыва которого принадлежала "Карельскому движению". Обсуждался широкий круг вопросов. Наибольшие споры вызвало рассмотрение устройства политической системы республики. Делегаты от "Карельского движения" вынесли на обсуждение конгресса проект "Декларации о независимости Карелии", в которой, в частности, объявлялась низложенной власть российского правительства на территории суверенного карельского государства. При обсуждении вопросов о гражданстве и организации представительной власти в республике вновь выдвигались предложения о создании двухпалатного парламента. В одну из его палат должны были войти представители от карелов, финнов, вепсов и коренных русских Заонежья и Беломорья (положение о представительстве коренных русских было новым). Однако делегаты конгресса отказались принимать решения антироссийского характера. При выборах в исполком Национального конгресса национал-радикалы также потерпели поражение.
21 января 1993 г. Президиум Верховного Совета РК рассмотрел материалы Национального конгресса и поручил Совету Министров Карелии разработать Государственную программу возрождения языка и культуры карелов, вепсов и финнов и внести предложения по организации изучения национальных языков в детских дошкольных учреждениях и школах республики. Петрозаводскому государственному университету было предложено рассмотреть вопрос о создании факультета финно-угорской филологии и культуры. В то же время Верховный Совет РК отказался признать претензии исполкома Национального конгресса на официальное представительство интересов карелов, вепсов и финнов во властных структурах, сославшись на отсутствие правовой базы для этого.
Осенью 1993 г. в преддверии выборов в российский и карельский парламенты состоялся 2-й Национальный конгресс. Обсуждались практически те же вопросы, что и на 1-м конгрессе (гарантированное представительство в высших органах власти, двухпалатный парламент и т. п.). Конгресс сменил свое название на "карельский" (из 128 делегатов было только 15 финнов и 10 вепсов). Новый состав исполкома возглавил А.Григорьев, что отражало усиление влияния радикалов. Однако это не совпадало с настроением населения республики. На выборах депутатов Верховного Совета РК в апреле 1994 г. из 10 кандидатов Карельского конгресса победил лишь один.
Союз карельского народа занимал более умеренные позиции, сотрудничал с властными структурами, что позволило ему достичь определенных успехов. 4 апреля 1998 г. состоялся 3-й съезд карелов Республики Карелии, в работе которого приняли участие 64 делегата от всех административно-территориальных единиц республики. Подготовкой съезда занимался Комитет по местному самоуправлению и национальной политике РК. Съезд высказался за поддержку всех кандидатов-карелов в предстоящей избирательной кампании, выдвинул В.Н.Степанова кандидатом на пост Председателя Правительства РК. Много внимания было уделено проблеме карельского языка. Вновь выдвигались предложения о закреплении за ним статуса государственного. Говорилось о развитии карельской культуры и карельского языка.
Обсуждение проблем вепсского народа носило гораздо менее политизированный характер, во многом благодаря конструктивной позиции Общества вепсской культуры. Одним из условий сохранения вепсов как этноса Общество считало создание национальных административно-территориальных образований. Выдвинутую в конце 1980-х гг. идею создания Вепсского автономного округа реализовать не удалось. Гораздо более успешно решился вопрос о национальных самоуправляющихся территориях: 10 февраля 1992 г. был образован Шелтозерский, 1 июня 1993 г. - Рыборецкий и Шокшинский вепсские национальные сельские Советы. Соответствующие решения принимались Верховным Советом РК на основании результатов местных референдумов.
В 1994 г. на базе национальных сельских Советов создается Вепсская национальная волость, включившая 3 сельских администрации 14-ти населенных пунктов с населением 3,6 тыс. человек. Были избраны представительный орган и глава местного самоуправления. С первых дней своего существования Вепсская волость столкнулась с серьезными трудностями, в том числе во взаимоотношениях с Прионежским районом. Однако главной проблемой стало почти полное отсутствие собственных доходных источников вследствие тяжелейшего состояния экономики региона.
Более успешно начали решаться вопросы сохранения и развития языка и культуры вепсов. Постоянно росло число школьников, изучающих вепсский язык. Ежемесячно на русском и вепсском языках выходит газета "Кодима", освещающая вопросы национально-культурной жизни. В 1996 г. состоялся первый праздник вепсской культуры, включивший конкурс знатоков вепсского языка. В дальнейшем началось ежегодное проведение этнического праздника "Древо жизни". В 1995 г. состоялась научная конференция "Вепсы: история, культура и межэтнические контакты". Председатель Общества вепсской культуры З.И.Строгалыцикова в 1994 г. возглавила Комиссию по национальной политике Верховного Совета РК.
С конца 1994 г. роль национального фактора в политической жизни республики постепенно снижается. В центре ее оказываются не национальные организации, а партийные формирования. Это подтвердила и избирательная кампания 1998 года. Вопросы национальной политики не заняли центрального места в предвыборных программах кандидатов на пост Председателя Правительства РК и большинства кандидатов в депутаты Законодательного Собрания РК. Основная работа по решению национальных вопросов перемещается из политической в социально-экономическую область.