Социально-экономическая и культурная жизнь (часть 1)
Приватизация должна была избавить государство от бремени содержания наименее эффективных предприятий и объектов. Но решить эту задачу не удалось. В условиях экономического кризиса оказалось невозможным найти нового собственника, способного вложить средства в реконструкцию и развитие производства, обеспечить повышение его эффективности. С одной стороны, для этого требуется длительный период. Но с другой, сказались и ошибки, допущенные в процессе проведения приватизации. Так приватизация путем преимущественного выкупа акций или собственности трудовыми коллективами в принципе не могла создать эффективного собственника - у них не было необходимых для развития производства средств. Низкая номинальная стоимость приватизационных чеков и возможность их использования в качестве платежного средства привели к перераспределению первоначально распределенных ваучеров, массовой их скупке. Появился слой держателей крупных пакетов акций. Приватизация приобрела спекулятивный, зачастую криминальный характер. В результате перераспределения акций держатели контрольных пакетов, как правило, не стали эффективными собственниками, заинтересованными в развитии производства. Многочисленные держатели мелких пакетов акций не могли стать эффективными собственниками и были заинтересованы лишь в потреблении. Владельцы крупных пакетов акций были заинтересованы в личной наживе, а не в развитии производства. Среди последних оказалось немало представителей партийной, советской, хозяйственной номенклатуры, использовавших свое положение для извлечения максимальной выгоды из приватизации. В результате вместо повышения эффективности производства произошло его снижение. Вместо инвестиций новые собственники проедали уже имеющееся. Приватизация разрушила неэффективную экономику, основанную на государственной собственности. Но она не создала новой, эффективной экономики.
Важная задача приватизации заключалась в увеличении бюджетных доходов. В 1992-1994 гг. доходы составили 17,7 млрд руб., из которых в республиканский и местный бюджеты поступила незначительная сумма - 8,8 млрд руб.
На протяжении 1990-х гг. происходило ухудшение социально-экономического положения республики, проявившееся в спаде объемов промышленного производства, снижении уровня использования лесных, минерально-сырьевых и производственных ресурсов, ухудшении финансового положения предприятий и республики в целом, росте безработицы. Падал уровень жизни населения. Среди причин кризиса можно выделить как объективные, обусловленные экономической ситуацией в стране в целом, проблемами переходного периода, так и субъективные, заключающиеся в ошибках и просчетах в оценке ситуации и выборе форм и методов экономических реформ.
Экономические реформы, призванные обеспечить переход от преимущественно административных к рыночным отношениям, сводились к либерализации цен, приватизации государственной собственности и развитию новых форм хозяйствования. Появление крупного негосударственного сектора экономики потребовало выработки новых форм и методов работы государственного аппарата, обновления экономического законодательства.
Отправным моментом в переходе к рыночной экономике стала либерализация цен, осуществленная в ускоренном темпе. Идеологи реформы исходили из того, что экономика к началу 1990-х гг. уже находилась в состоянии острейшего кризиса и постепенного перехода к рынку она просто не выдержит. Кроме того, существовала надежда, что менее чем через год наступит ценовая стабилизация, начнется подъем производства и рост уровня жизни населения.
В январе 1992 г. были "отпущены" цены на все товары и услуги за исключением энергоносителей. За 1992 г. потребительские цены на товары и услуги выросли в 28,1 раза, а денежные доходы населения - только в 8,4 раза (среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике - в 11,6 раза, пенсии - в 7,4 раза). Это привело к снижению реальных доходов населения более чем в 2 раза, реальной заработной платы - в 2,5, реальной пенсии - почти в 4 раза. В 28 раз обесценились сбережения населения. Высокими темпами росли оптовые цены в промышленности, особенно в отраслях-монополистах. Если в среднем по Карелии они выросли в 33 раза, то в черной металлургии - 49,7, в электроэнергетике - в 74,4 раза. Обесценились основные и оборотные фонды. Хронический дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате либерализации цен в 1992 г. резко снизилось конечное потребление и уровень жизни населения, произошел спад производства, обострилась проблема неплатежей. Ожидаемой финансовой стабилизации не произошло. Инфляция в 1992 г. составила около 2600%.
Органы власти Карелии, признавая необходимость проведения экономических реформ, категорически возражали против методов их проведения. 27 ноября 1992 г. Верховный Совет РК заявил, что результатом грубейших просчетов федеральных органов власти в стратегии и тактике экономических реформ стало ухудшение социально-экономической ситуации в республике, в том числе углубление спада производства, усиление инфляции, снижение жизненного уровня населения, рост безработицы и т. д. "Преобразования в экономике носят непоследовательный характер, не сопровождаются действенными мерами по социальной защите малообеспеченных категорий населения. На первое место выдвинут не человек труда, создающий материальные блага, а разного рода дельцы, наживающие свой капитал на перепродаже товаров в условиях острого дефицита". Верховный Совет потребовал отказа от методов "шоковой терапии" в проведении экономических реформ.
В 1993 г. темпы роста потребительских цен в республике замедлились, но оставались достаточно высокими. Потребительские цены выросли в 10,3 раза, цены на промышленную продукцию - в 9,5 раза8.
В 1994 г. потребительские цены выросли в 3,3 раза, цены на промышленную продукцию - в 4,3 раза. В 1995 г. соответственно в 2,5 и 2,7 раза. Уровень инфляции составил: в 1992 г. - 2810,3%, в 1993 - 1032,3%, в 1994 - 330,8%, в 1995 - 249%, в 1996 - 121%. Всего за 1992-1996 гг. - 2896,4%.
До либерализации цен рынок потребительских товаров в республике на 60% формировался из товаров, произведенных в Карелии. После начала рыночных реформ спрос на отечественную продукцию резко упал из-за высоких цен и низкого ее качества. Это открыло потребительский рынок для импорта. С 1992 г. роль собственного производства в формировании товарного рынка неуклонно снижалась. Расширялся ассортимент импортных товаров.
Произошло ухудшение качества питания населения. Ценные в питательном отношении продукты замещались более дешевыми и менее калорийными. Так, осталось на прежнем уровне потребление картофеля, лишь на 9% сократилось потребление хлеба, круп, макаронных изделий. Население стало значительно меньше приобретать предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Изменилась структура покупок продуктов питания различными слоями населения. Высокообеспеченные семьи тратят на покупку продуктов питания 39% потребительских расходов, семьи с низкими доходами - 60%. В высокодоходных семьях втрое выше потребление мясопродуктов, молочных продуктов, фруктов. Семьи с высокими доходами тратят на приобретение непродовольственных товаров 40% потребительских расходов, семьи с низким доходом - 18%. В 1996 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 26% денежных доходов, на долю 10% наименее обеспеченных - 2,6% (в 1995 г. соответственно 22 и 3,6).
В целом за время прошедшее с начала рыночных реформ темпы инфляции и роста цен многократно превзошли ожидания. Были подорваны условия воспроизводства. Троекратно снизилась заработная плата. Предельно обесценилась рабочая сила.
Основой рыночных реформ стала приватизация, предполагавшая приобретение гражданами и юридическими лицами объектов, находившихся в государственной собственности. Параллельно шел процесс выделения из государственной новой - муниципальной - формы собственности, объекты которой, в свою очередь, также подверглись приватизации. В 1991-1992 гг. создается правовая база приватизации в России. Параллельно такая работа велась и в Карелии. Принимаются законы РК "О собственности в Карельской АССР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Карелия", некоторые другие нормативные акты. Они основывались на российском законодательстве, но имели и некоторые особенности. Так, российские законы трактовали приватизацию как приобретение государственных и муниципальных предприятий только в частную собственность, в Карелии же говорилось также о передаче их в коллективную собственность. Карельский закон о приватизации называл в качестве покупателей государственной и муниципальной собственности членов трудовых коллективов, иных физических и юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Все объекты республиканской собственности были разделены на четыре группы. Приватизация одних запрещалась вообще. Вторые могли приватизироваться только по решению Правительства РК. Третьи подлежали приватизации по решению Госкомимущества РК. Четвертые были объявлены объектами обязательной приватизации.
Для выполнения функций продавца объектов государственной и муниципальной собственности создаются Карельский фонд государственного имущества и Фонды муниципального имущества. При этом управление государственной собственностью осуществлялось Государственным комитетом по управлению государственным имуществом РК.
Первый этап приватизации (1992-1994 гг.) получил название чекового. Он охватил все слои населения. Приватизационный чек - ваучер - являлся документом, подтверждающим права гражданина на определенную долю государственного имущества. Посредством чеков предполагалось дать всем гражданам России возможность стать собственниками. Ваучеры можно было продавать, приобретать на них акции акционерных обществ, вкладывать в чековые инвестиционные фонды.
В Карелии принимается Республиканская программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 г., продленная позднее и на 1993 г. Программа объявляла целями приватизации облегчение процесса либерализации цен, освобождение государства от бремени содержания неэффективных предприятий и объектов, создание условий для повышения экономической эффективности деятельности предприятий и увеличения внебюджетных доходов. В соответствии с этим документом в 1992 году предполагалось приватизировать 18% (по стоимости) государственного имущества.
Всего в 1992-1994 гг. было приватизировано 823 объекта. 28% приватизированных объектов относились к промышленности, 1% - к сельскому хозяйству, 7% - к транспорту и связи, 45% - к торговле и общественному питанию, 19% - к сфере бытового обслуживания9. Из общего числа объектов, приватизированных в 1992-1994 гг., 64% находились прежде в муниципальной собственности, 32% - в республиканской и 4% - в федеральной собственности10. В целом приватизация шла ускоренными темпами. Ее основной формой был выкуп собственности трудовыми коллективами. При этом крупные и средние предприятия преимущественно акционировались.
Оценить результаты первого (ваучерного) этапа приватизации можно, сравнив полученные результаты с теми задачами, которые ставились в республиканских программах приватизации. Приватизация предприятий торговли и сферы услуг должна была облегчить переход к свободным рыночным ценам. Эти процессы начались одновременно в 1992 г. В торговле началась конкуренция, складывается потребительский рынок, постепенно произошло насыщение его товарами. Инфляция способствовала накоплению торгового капитала. В тоже время многие учреждения торговли превратились в объекты спекуляции, резко ухудшилось торговое обслуживание лесных поселков и сельской местности. Рухнула система бытового обслуживания населения.