Социально-экономическая и культурная жизнь (часть 1)

Приватизация должна была избавить государство от бремени содержания наиме­нее эффективных предприятий и объектов. Но решить эту задачу не удалось. В усло­виях экономического кризиса оказалось невозможным найти нового собственника, способного вложить средства в реконструкцию и развитие производства, обеспечить повышение его эффективности. С одной стороны, для этого требуется длительный период. Но с другой, сказались и ошибки, допущенные в процессе проведения прива­тизации. Так приватизация путем преимущественного выкупа акций или собственно­сти трудовыми коллективами в принципе не могла создать эффективного собствен­ника - у них не было необходимых для развития производства средств. Низкая номинальная стоимость приватизационных чеков и возможность их использования в качестве платежного средства привели к перераспределению первоначально распре­деленных ваучеров, массовой их скупке. Появился слой держателей крупных пакетов акций. Приватизация приобрела спекулятивный, зачастую криминальный характер. В результате перераспределения акций держатели контрольных пакетов, как прави­ло, не стали эффективными собственниками, заинтересованными в развитии произ­водства. Многочисленные держатели мелких пакетов акций не могли стать эффек­тивными собственниками и были заинтересованы лишь в потреблении. Владельцы крупных пакетов акций были заинтересованы в личной наживе, а не в развитии про­изводства. Среди последних оказалось немало представителей партийной, советской, хозяйственной номенклатуры, использовавших свое положение для извлечения мак­симальной выгоды из приватизации. В результате вместо повышения эффективности производства произошло его снижение. Вместо инвестиций новые собственники про­едали уже имеющееся. Приватизация разрушила неэффективную экономику, осно­ванную на государственной собственности. Но она не создала новой, эффективной экономики.

Важная задача приватизации заключалась в увеличении бюджетных доходов. В 1992-1994 гг. доходы составили 17,7 млрд руб., из которых в республиканский и местный бюджеты поступила незначительная сумма - 8,8 млрд   руб.

На протяжении 1990-х гг. происходило ухудшение социально-экономического положения республики, проявившееся в спаде объемов промышленного производства, снижении уровня использования лесных, минерально-сырьевых и производственных ресурсов, ухудшении финансового положения предприятий и республики в целом, росте безработицы. Падал уровень жизни населения. Среди причин кризиса можно выде­лить как объективные, обусловленные экономической ситуацией в стране в целом, проблемами переходного периода, так и субъективные, заключающиеся в ошибках и просчетах в оценке ситуации и выборе форм и методов экономических реформ.

Экономические реформы, призванные обеспечить переход от преимущественно административных к рыночным отношениям, сводились к либерализации цен, при­ватизации государственной собственности и развитию новых форм хозяйствования. Появление крупного негосударственного сектора экономики потребовало выработ­ки новых форм и методов работы государственного аппарата, обновления экономи­ческого законодательства.

Отправным моментом в переходе к рыночной экономике стала либерализация цен, осуществленная в ускоренном темпе. Идеологи реформы исходили из того, что эко­номика к началу 1990-х гг. уже находилась в состоянии острейшего кризиса и посте­пенного перехода к рынку она просто не выдержит. Кроме того, существовала надеж­да, что менее чем через год наступит ценовая стабилизация, начнется подъем производства и рост уровня жизни населения.

В январе 1992 г. были "отпущены" цены на все товары и услуги за исключением энергоносителей. За 1992 г. потребительские цены на товары и услуги выросли в 28,1 раза, а денежные доходы населения - только в 8,4 раза (среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике - в 11,6 раза, пенсии - в 7,4 раза). Это привело к снижению реальных доходов населения более чем в 2 раза, реальной зара­ботной платы - в 2,5, реальной пенсии - почти в 4 раза. В 28 раз обесценились сбе­режения населения. Высокими темпами росли оптовые цены в промышленности, осо­бенно в отраслях-монополистах. Если в среднем по Карелии они выросли в 33 раза, то в черной металлургии - 49,7, в электроэнергетике - в 74,4 раза. Обесценились основные и оборотные фонды. Хронический дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате либерализации цен в 1992 г. резко снизилось конечное потребле­ние и уровень жизни населения, произошел спад производства, обострилась пробле­ма неплатежей. Ожидаемой финансовой стабилизации не произошло. Инфляция в 1992 г. составила около 2600%.

Органы власти Карелии, признавая необходимость проведения экономических реформ, категорически возражали против методов их проведения. 27 ноября 1992 г. Верховный Совет РК заявил, что результатом грубейших просчетов федеральных органов власти в стратегии и тактике экономических реформ стало ухудшение соци­ально-экономической ситуации в республике, в том числе углубление спада произ­водства, усиление инфляции, снижение жизненного уровня населения, рост безрабо­тицы и т. д. "Преобразования в экономике носят непоследовательный характер, не сопровождаются действенными мерами по социальной защите малообеспеченных категорий населения. На первое место выдвинут не человек труда, создающий мате­риальные блага, а разного рода дельцы, наживающие свой капитал на перепродаже товаров в условиях острого дефицита". Верховный Совет потребовал отказа от мето­дов "шоковой терапии" в проведении экономических реформ.

В 1993 г. темпы роста потребительских цен в республике замедлились, но остава­лись достаточно высокими. Потребительские цены выросли в 10,3 раза, цены на про­мышленную продукцию - в 9,5 раза8.

В 1994 г. потребительские цены выросли в 3,3 раза, цены на промышленную про­дукцию - в 4,3 раза. В 1995 г. соответственно в 2,5 и 2,7 раза. Уровень инфляции составил: в 1992 г. - 2810,3%, в 1993 - 1032,3%, в 1994 - 330,8%, в 1995 - 249%, в 1996 - 121%. Всего за 1992-1996 гг. - 2896,4%.

До либерализации цен рынок потребительских товаров в республике на 60% формировался из товаров, произведенных в Карелии. После начала рыночных ре­форм спрос на отечественную продукцию резко упал из-за высоких цен и низкого ее качества. Это открыло потребительский рынок для импорта. С 1992 г. роль собствен­ного производства в формировании товарного рынка неуклонно снижалась. Расши­рялся ассортимент импортных товаров.

Произошло ухудшение качества питания населения. Ценные в питательном отно­шении продукты замещались более дешевыми и менее калорийными. Так, осталось на прежнем уровне потребление картофеля, лишь на 9% сократилось потребление хлеба, круп, макаронных изделий. Население стало значительно меньше приобретать предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Изменилась структура покупок продуктов питания различными слоями населения. Высокообес­печенные семьи тратят на покупку продуктов питания 39% потребительских расхо­дов, семьи с низкими доходами - 60%. В высокодоходных семьях втрое выше потреб­ление мясопродуктов, молочных продуктов, фруктов. Семьи с высокими доходами тратят на приобретение непродовольственных товаров 40% потребительских расхо­дов, семьи с низким доходом - 18%. В 1996 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 26% денежных доходов, на долю 10% наименее обеспеченных - 2,6% (в 1995 г. соответственно 22 и 3,6).

В целом за время прошедшее с начала рыночных реформ темпы инфляции и роста цен многократно превзошли ожидания. Были подорваны условия воспроизводства. Троекратно снизилась заработная плата. Предельно обесценилась рабочая сила.

Основой рыночных реформ стала приватизация, предполагавшая приобретение гражданами и юридическими лицами объектов, находившихся в государственной соб­ственности. Параллельно шел процесс выделения из государственной новой - муниципальной - формы собственности, объекты которой, в свою очередь, также подверглись приватизации. В 1991-1992 гг. создается правовая база приватизации в России. Параллельно такая работа велась и в Карелии. Принимаются законы РК "О собственности в Карельской АССР" и "О приватизации государственных и муни­ципальных предприятий в Республике Карелия", некоторые другие нормативные акты. Они основывались на российском законодательстве, но имели и некоторые особенно­сти. Так, российские законы трактовали приватизацию как приобретение государ­ственных и муниципальных предприятий только в частную собственность, в Карелии же говорилось также о передаче их в коллективную собственность. Карельский закон о приватизации называл в качестве покупателей государственной и муниципальной собственности членов трудовых коллективов, иных физических и юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Все объекты республиканской собственности были разделены на четыре группы. Приватизация одних запрещалась вообще. Вторые могли приватизироваться только по решению Правительства РК. Третьи подлежали приватизации по решению Госком­имущества РК. Четвертые были объявлены объектами обязательной приватизации.

Для выполнения функций продавца объектов государственной и муниципальной собственности создаются Карельский фонд государственного имущества и Фонды муниципального имущества. При этом управление государственной собственностью осуществлялось Государственным комитетом по управлению государственным иму­ществом РК.

Первый этап приватизации (1992-1994 гг.) получил название чекового. Он охва­тил все слои населения. Приватизационный чек - ваучер - являлся документом, под­тверждающим права гражданина на определенную долю государственного имуще­ства. Посредством чеков предполагалось дать всем гражданам России возможность стать собственниками. Ваучеры можно было продавать, приобретать на них акции акционерных обществ, вкладывать в чековые инвестиционные фонды.

В Карелии принимается Республиканская программа приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий на 1992 г., продленная позднее и на 1993 г. Про­грамма объявляла целями приватизации облегчение процесса либерализации цен, освобождение государства от бремени содержания неэффективных предприятий и объектов, создание условий для повышения экономической эффективности деятель­ности предприятий и увеличения внебюджетных доходов. В соответствии с этим до­кументом в 1992 году предполагалось приватизировать 18% (по стоимости) государ­ственного имущества.

Всего в 1992-1994 гг. было приватизировано 823 объекта. 28% приватизирован­ных объектов относились к промышленности, 1% - к сельскому хозяйству, 7% - к транспорту и связи, 45% - к торговле и общественному питанию, 19% - к сфере быто­вого обслуживания9. Из общего числа объектов, приватизированных в 1992-1994 гг., 64% находились прежде в муниципальной собственности, 32% - в республиканской и 4% - в федеральной собственности10. В целом приватизация шла ускоренными темпа­ми. Ее основной формой был выкуп собственности трудовыми коллективами. При этом крупные и средние предприятия преимущественно акционировались.

Оценить результаты первого (ваучерного) этапа приватизации можно, сравнив по­лученные результаты с теми задачами, которые ставились в республиканских програм­мах приватизации. Приватизация предприятий торговли и сферы услуг должна была облегчить переход к свободным рыночным ценам. Эти процессы начались одновремен­но в 1992 г. В торговле началась конкуренция, складывается потребительский рынок, постепенно произошло насыщение его товарами. Инфляция способствовала накопле­нию торгового капитала. В тоже время многие учреждения торговли превратились в объекты спекуляции, резко ухудшилось торговое обслуживание лесных поселков и сель­ской местности. Рухнула система бытового обслуживания населения.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Артемий 2018
Туры по Карелии
Берников Артемий
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы