Социально-экономическая и культурная жизнь (часть 2)

В 1994-1997 гг. проходил второй этап приватизации, осуществлявшийся на основе "Карельской республиканской программы приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.", утвержденной Вер­ховным Советом РК 7 марта 1994 г. Этот документ предусматривал направление 20% полученных от приватизации средств в республиканский бюджет, из них половина должна была идти на поддержку предпринимательства в Карелии. В соответствии с новой Программой все объекты республиканской собственности подразделялись на подлежащие приватизации по решению Председателя Прави­тельства РК, по решению Госкомсобственности РК, на подлежащие обязатель­ной приватизации и те, что приватизировать запрещалось. Особо выделялись расположенные в Карелии объекты федеральной собственности, приватизация которых должна была осуществляться по решению правительства РФ. Предпо­лагалось, что 80% средств, полученных от приватизации объектов муниципаль­ной собственности, поступит в местные бюджеты, по 10% - в республиканский и федеральные бюджеты. 5% средств от приватизации республиканской собствен­ности зачислялись в Фонд реконструкции и развития народного хозяйства Рес­публики Карелия с соответствующим уменьшением доли средств, зачисляемых в республиканский бюджет, до 40%.

 

Второй этап приватизации в республике характеризовался переходом от преиму­щественно безвозмездной передачи государственной собственности с использовани­ем приватизационных чеков к ее продаже по ценам, определяемым рынком. Стави­лась задача обеспечить в процессе приватизации максимальный приток инвестиций". Основным способом приватизации становились денежные аукционы и инвестицион­ные конкурсы. В 1995-1996 гг. приватизации подверглись 97 предприятий, в том числе 67 ранее находившихся в муниципальной собственности, 28 - в республиканской и 3 - в федеральной собственности.

 

В 1997 г. с принятием Закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" начал­ся третий этап этого процесса, продолжающийся по сегодняшний день. Его особенно­стями являются переориентация на повышение эффективности как экономики в це­лом, так и отдельных предприятий, отказ от массовой распродажи государственной собственности.

 

Всего в 1992-1997 гг. было приватизировано 972 предприятия и объекта. 66% из них ранее относились к муниципальной собственности, 32% - к республиканской и только 2% - к федеральной. Сложилась следующая отраслевая структура привати­зированных объектов: 34% - торговля, 25% - промышленность, 8% - обществен­ное питание, по 7% - строительство и бытовое обслуживание, 3% - транспорт и связь, 2% - сельское хозяйство. От приватизации государственного и муниципаль­ного имущества в 1992-1997 гг. получено 32,2 млрд руб. и 1169 ваучеров. 37% выру­ченных средств поступили в местные бюджеты, 23% - в республиканский, 14% - в федеральный, 11% - органам, проводившим приватизацию и т. д.

 

Приватизация привела к формированию негосударственного сектора экономики с преобладанием частной собственности и многообразными организационно-право­выми формами. Доля частных предприятий в торговле и общественном питании в 1997 г. составляла 82%, в строительстве - 62%, в промышленности - 56%. Это обес­печило базу для дальнейшего осуществления рыночных реформ. В то же время форси­рованная и массовая приватизация, успешно решив задачу разрушения прежней эко­номической системы, основанной на единой государственной форме собственности, не создала в большинстве случаев нового эффективного собственника, заинтересо­ванного в развитии производства.

 

Важнейшей составной частью перехода к рынку стало реформирование системы и методов управления социально-экономическим развитием, суть которой заключалась в переносе центра тяжести с административных на экономические методы. Государ­ственное регулирование регионального развития осуществляется как федеральными органами в рамках общей региональной политики РФ, так и непосредственно регио­нальными органами. При этом огромное значение приобретают взаимоотношения между федерацией и ее субъектами. Эти взаимоотношения выстраиваются по несколь­ким направлениям. Во-первых, складываются новые межбюджетные отношения. Во-вторых, происходит разграничение государственной собственности на федераль­ную собственность, собственность субъектов федерации и муниципальную собствен­ность. С этой целью 26 мая 1993 г. правительства Российской Федерации и Республи­ки Карелия подписали Соглашение о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Карелия. Проблема четкого разграни­чения компетенции и ответственности в распоряжении собственностью между Рос­сийской Федерацией, Карелией и органами местного самоуправления остается акту­альной, особенно применительно к природным ресурсам.

 

В результате разграничения государственной собственности, находящейся на тер­ритории Карелии и подлежащей учету в процессе приватизации, на 1 января 1997 г. было зарегистрировано 12 315 субъектов хозяйствования. Из них 8,7% находились в государственной собственности, 6,5% - в муниципальной, 67,2% - в частной, 8,2% - в смешанной российской собственности, 2,6% - в смешанной собственности с иност­ранным участием, 0,8% - в иностранной собственности. 52% субъектов хозяйствования сосредоточено в торговле и общественном питании, 16% - в промышленности, 10% - в строительстве. 57% предприятий и организаций зарегистрировано в Петрозаводске. Сложной проблемой оказалось управление государственной собственностью в рыночных условиях. К 1998 г. в республиканской собственности осталось 146 пред­приятий и 156 учреждений. Сформировалась следующая отраслевая структура госу­дарственного сектора экономики: 27% - предприятия сельского хозяйства, 11% - строительства, 10% - полиграфии, 8% - торговли и всего 4% - лесного комплекса. При этом большинство государственных предприятий находятся в тяжелом положе­нии, работают неэффективно. Такая ситуация в значительной степени является след­ствием незавершенности процесса адаптации органов государственной власти и управления к работе в новых условиях.

 

Демографическая ситуация в Карелии на протяжении 1990-х гг. характеризова­лась кризисными явлениями. В 1992 г. начался процесс сокращения численности насе­ления республики. Если к концу 1991 г. она составляла 799,4 тыс.человек, то в 1997 г.- 776,4 тыс. человек. Причинами этого являются низкая рождаемость и высо­кая смертность населения. Уровень рождаемости в республике на 1/3 ниже необходи­мого для простого сохранения численности населения. Только в г. Костомукше рож­даемость превышает смертность.

 

Снижается число заключаемых браков. Растет число разводов. Если в 1991 г. было зарегистрировано браков в 2,1 раза больше, чем разводов, то в 1993 г. - только в 1,2 раза. В Костомукше и Кондопоге в отдельные годы распадалось семей больше, чем возникало. Около трети браков - повторные. С 1992 по 1994 гг. вдвое выросло число детей, оставшихся без попечения родителей. Уровень смертности в Карелии является самым высоким среди регионов Северного экономического района. Особенно велика смертность среди населения трудоспособного возраста, причем у мужчин она вчетве­ро выше, чем у женщин. Так, в 1996 г. 33,5% умерших находились в трудоспособном возрасте. Основными причинами смертей являются болезни органов кровообраще­ния, несчастные случаи, новообразования. Средняя продолжительность жизни снизи­лась за 1991- 1995 гг. с 62 до 55 лет у мужчин и с 74 до 69 лет у женщин.

 

В то же происходит быстрое старение населения. Растет число пенсионеров. Со­кращается доля занятых в народном хозяйстве. Увеличивается отток населения из республики в другие регионы страны и за рубеж (в Белоруссию, на Украину, в Фин­ляндию, Германию, США, Израиль). Одновременно все больше людей приезжают на постоянное место жительство из Казахстана, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана и Прибалтики. Доля русских среди иммигрантов составляет 82%. В целом Карелия остается одним из слабозаселенных регионов России. При доле терри­тории в 1% она имеет 0,5% населения страны. Плотность населения долгое время остается стабильной и составляет 4,4 человека на 1 кв. км. В республике имеется око­ло 700 населенных пунктов, в том числе 12 городов и 12 поселков городского типа. Доля городского населения - 73,8%. Наиболее крупными городами остаются Петро­заводск (282,8 тыс.человек), Кондопога, Сегежа, Костомукша, Сортавала.

Структура национального состава населения на протяжении 1990-х гг. остава­лась стабильной. По данным микропереписи населения 1994 г. русские составляют 73,7%, карелы - 10,8, белорусы - 6,7, украинцы - 3,1, финны - 2,9, вепсы - 0,6%. Русский язык является основным для 87% населения республики. Свободно им владе­ют 99% населения. Около 100 тыс. человек говорят на финно-угорских языках.

 

Социально-экономический кризис 1990-х гг. привел к резкому сокращению фи­нансирования сферы культуры, ухудшению ее материально-технической базы. Одна­ко огромный историко-культурный, духовный, творческий потенциал культуры Ка­релии позволил ей не только сохраниться, но и продолжать развиваться. Этому способствовала также государственная культурная политика, направленная на сохра­нение самобытной национальной культуры, культурного наследия, на содействие раз­витию литературы и искусства, возрождение и сохранение духовных традиций. Пра­вительством разработаны и реализуются "Концепция развития культуры в Республике Карелия до 2008 г.", программы "Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2010 г.", "Сохранение и развитие культуры в сельской местности на 1999 -2001 гг." Большую работу по поддержке учреждений культуры проводят орга­ны местного самоуправления.

 

В результате удалось сохранить многопрофильную сеть учреждений культуры, многие из которых на протяжении десятилетий составляют гордость республики. К их числу относятся музеи, театры, библиотеки, концертные и другие организации. Карелия располагает уникальными памятниками истории и культуры. На государ­ственном учете состоят 3944 единичных памятника, 160 исторических населенных мест, 40 историко-культурных комплексов, 18 историко-культурных территорий. Под го­сударственной охраной находятся 1275 зданий и сооружений, в том числе 64 - феде­рального значения12.

 

Большими коллекциями располагают Музей изобразительных искусств РК, госу­дарственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", включенный в 1993 г. указом Президента РФ в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и решением ЮНЕСКО - в список Всемирного природного и культурного наследия, Карельский государ­ственный краеведческий музей, располагающийся с 1993 г. в зданиях историко-архитектурного ансамбля конца XVIII в. "Круглая площадь". Краеведческим музеем в 1990-е гг. подготовлены выставки, проведение которых ранее было бы невозможным: "История ББК", "Долгая дорога домой" (о судьбах североамериканских финнов-им­мигрантов в Карелии в 20-30-е гг.), "Культура староверов Выга".

 

Библиотечную сеть республики возглавляет Национальная библиотека РК, полу­чившая нынешний статус в 1992 г. Она располагает более 1,5 млн экземпляров книг, журналов, газет и других носителей информации. Национальная библиотека РК вы­полняет функции межобластного депозитария для регионов Северо-Запада России и республиканской Книжной палаты. В 1993 г. началось осуществление программы "Автоматизация и технологическое переоснащение библиотек Республики Карелия".

 

Ведущими театрами республики остаются Русский драматический, отметивший в 1997 г. свое 90-летие, Музыкальный, Национальный. Все большую популярность в Карелии и за ее пределами завоевывает театр "Творческая мастерская". В 1996 г. с успехом прошли его гастроли в Германии. Важнейшим событием театральной жизни республики является ставший традиционным международный фестиваль камерных спектаклей "Ламбушка".

 

В 1996 г. праздновалось 60-летие государственного ансамбля песни и танца "Кан­теле", наиболее известной концертной организации республики. Была проведена ре­организация Карельской государственной филармонии, в состав которой вошли ор­кестр русских народных инструментов под руководством Г.Миронова и единственный на Северо-Западе России симфонический оркестр, возглавляемый с 1992 г. О.Солдатовым.

 

Наряду с традиционными, на протяжении 1990-х гг. возникали инновационные культурно-досуговые учреждения: клубы-музеи, центры досуга, клубы-библиотеки. Так, в 1994 г. в Петрозаводске открылся Морской историко-культурный центр "По­лярный Одиссей". С 1996 г. в его составе действует морской музей.

 

К числу новых организаций относятся и национально-культурные общества: Союз карельского народа, Ингерманландский союз финнов РК, общества вепсской, еврей­ской, грузинской, армянской, белорусской культуры, национально-культурные ав­тономии украинцев и греков, Карельское общество друзей Финляндии и др. В 1992 г. в целях развития национальных культур, удовлетворения специфических культурных потребностей и интересов народов Карелии начал работать Республиканский центр национальных культур.

 

Неотъемлемой частью культурной жизни республики стали международные фес­тивали "Кантеле", "Мельница", "Музыка, юность, надежда", "Калевальский карна­вал", фестивали камерной музыки и современной рок-музыки в Костомукше, джазо­вой музыки "Звезды и мы".

 

Анализ общественно-политической и социально-экономической ситуации в Рос­сии и Карелии в 1990-е гг. показывает, что переходный период только начинается. Накоплен определенный, в значительной степени негативный, опыт политических и экономических реформ. На смену легковесным представлениям о возможности фор­сированной модернизации страны приходит понимание огромной сложности решае­мых задач. Делаются первые попытки осмыслить результаты реформаторской дея­тельности в последнее десятилетие XX века и на этой основе скорректировать тактику и стратегию реформ. Одним из шагов в этом направлении стала разработка Концеп­ции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002- 2010 гг13.

 

Наметившиеся в 1999-2000 гг. позитивные изменения позволяют надеяться на то, что республика вступает в новый этап своего развития, когда, наконец, реформы дадут свои результаты и начнется экономический рост, ускорится решение проблем во всех сферах жизни общества, стабилизируется политическая ситуация.

 

8 июня 2000 г. отмечалось 80-летие образования Республики Карелия. К этому юбилею Карелия подошла с первыми положительными результатами реализации раз­работанной Концепции социально-экономического развития республики. Как отме­тил Председатель Правительства РК С.Л.Катанандов, выступая на торжественном собрании по случаю юбилея, "после длительного простоя многие предприятия вос­становили производство, набирает обороты промышленность... Трудом, опытом и знаниями многих поколений обустраивается республика, укрепляется ее экономиче­ское и финансовое положение... Политическая стабильность, природные ресурсы, вы­сокий уровень науки и образования, мощный производственный и интеллектуаль­ный потенциал - залог успешного движения вперед, повышения благосостояния населения"14.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Рейсы на Кижи 2019
10.04

Приглашаем на всемирно известный остров Кижи!

Прямые рейсы на Соловки
18.03

Прямые рейсы на Соловки пользуются популярностью уже несколько лет.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы