Социально-экономическая и культурная жизнь (часть 2)
В 1994-1997 гг. проходил второй этап приватизации, осуществлявшийся на основе "Карельской республиканской программы приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.", утвержденной Верховным Советом РК 7 марта 1994 г. Этот документ предусматривал направление 20% полученных от приватизации средств в республиканский бюджет, из них половина должна была идти на поддержку предпринимательства в Карелии. В соответствии с новой Программой все объекты республиканской собственности подразделялись на подлежащие приватизации по решению Председателя Правительства РК, по решению Госкомсобственности РК, на подлежащие обязательной приватизации и те, что приватизировать запрещалось. Особо выделялись расположенные в Карелии объекты федеральной собственности, приватизация которых должна была осуществляться по решению правительства РФ. Предполагалось, что 80% средств, полученных от приватизации объектов муниципальной собственности, поступит в местные бюджеты, по 10% - в республиканский и федеральные бюджеты. 5% средств от приватизации республиканской собственности зачислялись в Фонд реконструкции и развития народного хозяйства Республики Карелия с соответствующим уменьшением доли средств, зачисляемых в республиканский бюджет, до 40%.
Второй этап приватизации в республике характеризовался переходом от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности с использованием приватизационных чеков к ее продаже по ценам, определяемым рынком. Ставилась задача обеспечить в процессе приватизации максимальный приток инвестиций". Основным способом приватизации становились денежные аукционы и инвестиционные конкурсы. В 1995-1996 гг. приватизации подверглись 97 предприятий, в том числе 67 ранее находившихся в муниципальной собственности, 28 - в республиканской и 3 - в федеральной собственности.
В 1997 г. с принятием Закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" начался третий этап этого процесса, продолжающийся по сегодняшний день. Его особенностями являются переориентация на повышение эффективности как экономики в целом, так и отдельных предприятий, отказ от массовой распродажи государственной собственности.
Всего в 1992-1997 гг. было приватизировано 972 предприятия и объекта. 66% из них ранее относились к муниципальной собственности, 32% - к республиканской и только 2% - к федеральной. Сложилась следующая отраслевая структура приватизированных объектов: 34% - торговля, 25% - промышленность, 8% - общественное питание, по 7% - строительство и бытовое обслуживание, 3% - транспорт и связь, 2% - сельское хозяйство. От приватизации государственного и муниципального имущества в 1992-1997 гг. получено 32,2 млрд руб. и 1169 ваучеров. 37% вырученных средств поступили в местные бюджеты, 23% - в республиканский, 14% - в федеральный, 11% - органам, проводившим приватизацию и т. д.
Приватизация привела к формированию негосударственного сектора экономики с преобладанием частной собственности и многообразными организационно-правовыми формами. Доля частных предприятий в торговле и общественном питании в 1997 г. составляла 82%, в строительстве - 62%, в промышленности - 56%. Это обеспечило базу для дальнейшего осуществления рыночных реформ. В то же время форсированная и массовая приватизация, успешно решив задачу разрушения прежней экономической системы, основанной на единой государственной форме собственности, не создала в большинстве случаев нового эффективного собственника, заинтересованного в развитии производства.
Важнейшей составной частью перехода к рынку стало реформирование системы и методов управления социально-экономическим развитием, суть которой заключалась в переносе центра тяжести с административных на экономические методы. Государственное регулирование регионального развития осуществляется как федеральными органами в рамках общей региональной политики РФ, так и непосредственно региональными органами. При этом огромное значение приобретают взаимоотношения между федерацией и ее субъектами. Эти взаимоотношения выстраиваются по нескольким направлениям. Во-первых, складываются новые межбюджетные отношения. Во-вторых, происходит разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов федерации и муниципальную собственность. С этой целью 26 мая 1993 г. правительства Российской Федерации и Республики Карелия подписали Соглашение о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Карелия. Проблема четкого разграничения компетенции и ответственности в распоряжении собственностью между Российской Федерацией, Карелией и органами местного самоуправления остается актуальной, особенно применительно к природным ресурсам.
В результате разграничения государственной собственности, находящейся на территории Карелии и подлежащей учету в процессе приватизации, на 1 января 1997 г. было зарегистрировано 12 315 субъектов хозяйствования. Из них 8,7% находились в государственной собственности, 6,5% - в муниципальной, 67,2% - в частной, 8,2% - в смешанной российской собственности, 2,6% - в смешанной собственности с иностранным участием, 0,8% - в иностранной собственности. 52% субъектов хозяйствования сосредоточено в торговле и общественном питании, 16% - в промышленности, 10% - в строительстве. 57% предприятий и организаций зарегистрировано в Петрозаводске. Сложной проблемой оказалось управление государственной собственностью в рыночных условиях. К 1998 г. в республиканской собственности осталось 146 предприятий и 156 учреждений. Сформировалась следующая отраслевая структура государственного сектора экономики: 27% - предприятия сельского хозяйства, 11% - строительства, 10% - полиграфии, 8% - торговли и всего 4% - лесного комплекса. При этом большинство государственных предприятий находятся в тяжелом положении, работают неэффективно. Такая ситуация в значительной степени является следствием незавершенности процесса адаптации органов государственной власти и управления к работе в новых условиях.
Демографическая ситуация в Карелии на протяжении 1990-х гг. характеризовалась кризисными явлениями. В 1992 г. начался процесс сокращения численности населения республики. Если к концу 1991 г. она составляла 799,4 тыс.человек, то в 1997 г.- 776,4 тыс. человек. Причинами этого являются низкая рождаемость и высокая смертность населения. Уровень рождаемости в республике на 1/3 ниже необходимого для простого сохранения численности населения. Только в г. Костомукше рождаемость превышает смертность.
Снижается число заключаемых браков. Растет число разводов. Если в 1991 г. было зарегистрировано браков в 2,1 раза больше, чем разводов, то в 1993 г. - только в 1,2 раза. В Костомукше и Кондопоге в отдельные годы распадалось семей больше, чем возникало. Около трети браков - повторные. С 1992 по 1994 гг. вдвое выросло число детей, оставшихся без попечения родителей. Уровень смертности в Карелии является самым высоким среди регионов Северного экономического района. Особенно велика смертность среди населения трудоспособного возраста, причем у мужчин она вчетверо выше, чем у женщин. Так, в 1996 г. 33,5% умерших находились в трудоспособном возрасте. Основными причинами смертей являются болезни органов кровообращения, несчастные случаи, новообразования. Средняя продолжительность жизни снизилась за 1991- 1995 гг. с 62 до 55 лет у мужчин и с 74 до 69 лет у женщин.
В то же происходит быстрое старение населения. Растет число пенсионеров. Сокращается доля занятых в народном хозяйстве. Увеличивается отток населения из республики в другие регионы страны и за рубеж (в Белоруссию, на Украину, в Финляндию, Германию, США, Израиль). Одновременно все больше людей приезжают на постоянное место жительство из Казахстана, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана и Прибалтики. Доля русских среди иммигрантов составляет 82%. В целом Карелия остается одним из слабозаселенных регионов России. При доле территории в 1% она имеет 0,5% населения страны. Плотность населения долгое время остается стабильной и составляет 4,4 человека на 1 кв. км. В республике имеется около 700 населенных пунктов, в том числе 12 городов и 12 поселков городского типа. Доля городского населения - 73,8%. Наиболее крупными городами остаются Петрозаводск (282,8 тыс.человек), Кондопога, Сегежа, Костомукша, Сортавала.
Структура национального состава населения на протяжении 1990-х гг. оставалась стабильной. По данным микропереписи населения 1994 г. русские составляют 73,7%, карелы - 10,8, белорусы - 6,7, украинцы - 3,1, финны - 2,9, вепсы - 0,6%. Русский язык является основным для 87% населения республики. Свободно им владеют 99% населения. Около 100 тыс. человек говорят на финно-угорских языках.
Социально-экономический кризис 1990-х гг. привел к резкому сокращению финансирования сферы культуры, ухудшению ее материально-технической базы. Однако огромный историко-культурный, духовный, творческий потенциал культуры Карелии позволил ей не только сохраниться, но и продолжать развиваться. Этому способствовала также государственная культурная политика, направленная на сохранение самобытной национальной культуры, культурного наследия, на содействие развитию литературы и искусства, возрождение и сохранение духовных традиций. Правительством разработаны и реализуются "Концепция развития культуры в Республике Карелия до 2008 г.", программы "Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2010 г.", "Сохранение и развитие культуры в сельской местности на 1999 -2001 гг." Большую работу по поддержке учреждений культуры проводят органы местного самоуправления.
В результате удалось сохранить многопрофильную сеть учреждений культуры, многие из которых на протяжении десятилетий составляют гордость республики. К их числу относятся музеи, театры, библиотеки, концертные и другие организации. Карелия располагает уникальными памятниками истории и культуры. На государственном учете состоят 3944 единичных памятника, 160 исторических населенных мест, 40 историко-культурных комплексов, 18 историко-культурных территорий. Под государственной охраной находятся 1275 зданий и сооружений, в том числе 64 - федерального значения12.
Большими коллекциями располагают Музей изобразительных искусств РК, государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", включенный в 1993 г. указом Президента РФ в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и решением ЮНЕСКО - в список Всемирного природного и культурного наследия, Карельский государственный краеведческий музей, располагающийся с 1993 г. в зданиях историко-архитектурного ансамбля конца XVIII в. "Круглая площадь". Краеведческим музеем в 1990-е гг. подготовлены выставки, проведение которых ранее было бы невозможным: "История ББК", "Долгая дорога домой" (о судьбах североамериканских финнов-иммигрантов в Карелии в 20-30-е гг.), "Культура староверов Выга".
Библиотечную сеть республики возглавляет Национальная библиотека РК, получившая нынешний статус в 1992 г. Она располагает более 1,5 млн экземпляров книг, журналов, газет и других носителей информации. Национальная библиотека РК выполняет функции межобластного депозитария для регионов Северо-Запада России и республиканской Книжной палаты. В 1993 г. началось осуществление программы "Автоматизация и технологическое переоснащение библиотек Республики Карелия".
Ведущими театрами республики остаются Русский драматический, отметивший в 1997 г. свое 90-летие, Музыкальный, Национальный. Все большую популярность в Карелии и за ее пределами завоевывает театр "Творческая мастерская". В 1996 г. с успехом прошли его гастроли в Германии. Важнейшим событием театральной жизни республики является ставший традиционным международный фестиваль камерных спектаклей "Ламбушка".
В 1996 г. праздновалось 60-летие государственного ансамбля песни и танца "Кантеле", наиболее известной концертной организации республики. Была проведена реорганизация Карельской государственной филармонии, в состав которой вошли оркестр русских народных инструментов под руководством Г.Миронова и единственный на Северо-Западе России симфонический оркестр, возглавляемый с 1992 г. О.Солдатовым.
Наряду с традиционными, на протяжении 1990-х гг. возникали инновационные культурно-досуговые учреждения: клубы-музеи, центры досуга, клубы-библиотеки. Так, в 1994 г. в Петрозаводске открылся Морской историко-культурный центр "Полярный Одиссей". С 1996 г. в его составе действует морской музей.
К числу новых организаций относятся и национально-культурные общества: Союз карельского народа, Ингерманландский союз финнов РК, общества вепсской, еврейской, грузинской, армянской, белорусской культуры, национально-культурные автономии украинцев и греков, Карельское общество друзей Финляндии и др. В 1992 г. в целях развития национальных культур, удовлетворения специфических культурных потребностей и интересов народов Карелии начал работать Республиканский центр национальных культур.
Неотъемлемой частью культурной жизни республики стали международные фестивали "Кантеле", "Мельница", "Музыка, юность, надежда", "Калевальский карнавал", фестивали камерной музыки и современной рок-музыки в Костомукше, джазовой музыки "Звезды и мы".
Анализ общественно-политической и социально-экономической ситуации в России и Карелии в 1990-е гг. показывает, что переходный период только начинается. Накоплен определенный, в значительной степени негативный, опыт политических и экономических реформ. На смену легковесным представлениям о возможности форсированной модернизации страны приходит понимание огромной сложности решаемых задач. Делаются первые попытки осмыслить результаты реформаторской деятельности в последнее десятилетие XX века и на этой основе скорректировать тактику и стратегию реформ. Одним из шагов в этом направлении стала разработка Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002- 2010 гг13.
Наметившиеся в 1999-2000 гг. позитивные изменения позволяют надеяться на то, что республика вступает в новый этап своего развития, когда, наконец, реформы дадут свои результаты и начнется экономический рост, ускорится решение проблем во всех сферах жизни общества, стабилизируется политическая ситуация.
8 июня 2000 г. отмечалось 80-летие образования Республики Карелия. К этому юбилею Карелия подошла с первыми положительными результатами реализации разработанной Концепции социально-экономического развития республики. Как отметил Председатель Правительства РК С.Л.Катанандов, выступая на торжественном собрании по случаю юбилея, "после длительного простоя многие предприятия восстановили производство, набирает обороты промышленность... Трудом, опытом и знаниями многих поколений обустраивается республика, укрепляется ее экономическое и финансовое положение... Политическая стабильность, природные ресурсы, высокий уровень науки и образования, мощный производственный и интеллектуальный потенциал - залог успешного движения вперед, повышения благосостояния населения"14.