Борьба за государственный суверенитет Карелии

Весной 1990 г. довольно широкий резонанс вызвала идея возвращения Карелии статуса союзной республики, утраченного в 1956 г. Первым ее выдвинул Народный фронт Карелии на своем I съезде в мае 1990 г.19 Верховный Совет КАССР нового созыва, учитывая возрастающую значимость проблем национально-государственной политики, избрал постоянную Комиссию по национальной политике, языку, культу­ре и охране исторического наследия, которая должна была защищать национальные интересы народов республики, способствовать созданию равных условий для разви­тия всех культур народов Карелии.

 

На первой сессии Верховного Совета Карельской АССР 12 созыва группа народ­ных депутатов выступила за принятие Декларации "О суверенитете Карельской рес­публики". Они обосновывали необходимость этого шага тем, что "с одной стороны, по сумме фактических прав уровень нашей самостоятельности практически не отли­чается от обычной области, а важнейшая функция суверенитета - законотворческая деятельность - полностью заблокирована статьей 81 Конституции РСФСР. С дру­гой стороны, целый ряд объективных и формальных признаков (национальный со­став, особенности природно-хозяйственного комплекса, наличие Конституции, зако­нодательных органов) позволяют рассматривать нас как суверенное государство в составе союза равноправных партнеров, добровольно передавших часть своих функ­ций союзным структурам"20.

В предложенном депутатами проекте Декларации говорилось о том, что Карель­ская республика является демократическим, правовым, суверенным государством, в котором обеспечены права народов республики на осуществление государственной власти, на их свободное национальное и культурное развитие. Провозглашался прин­цип разделения властей. Проект предполагал безотлагательное проведение перегово­ров с суверенными партнерами о заключении нового Союзного договора. При этом республика сохраняла бы право выхода из Союза. Реализация положений данного варианта Декларации могла привести к превращению Карелии в союзную республи­ку. Обсудив данное предложение, Верховный Совет КАССР принял решение рассмот­реть проект Декларации в постоянных комиссиях и включить данный вопрос в пове­стку дня своей второй сессии. На основе этого проекта, предложений Комиссии по вопросам законодательства, законности и правопорядка Верховного Совета КАССР, Прокуратуры КАССР, Министерства юстиции КАССР республиканская Конститу­ционная комиссия разработала проект Декларации о государственном) суверенитете Карельской АССР и опубликовала его для всенародного обсуждения21. Проект вы­звал бурную дискуссию.

 

В августе 1990 г. Верховный Совет КАССР вернулся к вопросу о принятии Декла­рации. Споры разгорелись не только по ее содержанию, но и по названию документа. Депутаты предлагали назвать его "Декларацией о государственном суверенитете, о принципах государственной самостоятельности, о государственном статусе, о принципах государственной власти, о политической самостоятельности республики". Од­новременно прозвучали предложения об изменении и названия республики. Предлагались следующие варианты: Карельская Советская Социалистическая Республика, Карельская Республика, Карельская Советская Республика, Республика Карелия. В итоге остановились на варианте, предложенном Конституционной комиссией.

9 августа 1990 г. Верховный Совет КАССР принял Декларацию о государствен­ном суверенитете Карельской АССР, в которой говорилось о том, что КАССР созда­ет правовое демократическое суверенное государство в составе РСФСР и СССР, доб­ровольно делегируя им часть своих полномочий на основе Федеративного и Союзного договоров. Народ республики провозглашался носителем суверенитета и источником государственной власти. Декларация гарантировала осуществление принципа разде­ления властей, соблюдение прав и свобод человека, возможность свободного нацио­нального и культурного развития всех народов республики, возрождение националь­ной самобытности коренных народов. В документе говорилось о стремлении республики к объединению с другими суверенными членами РСФСР и СССР в рам­ках обновленной Федерации и о необходимости незамедлительно приступить к пере­говорам о заключении Федеративного и нового Союзного договоров. Республика при­знавала верховенство союзного и федеративного законодательства в рамках передаваемых полномочий. Наряду с гражданством СССР и РСФСР вводилось граж­данство КАССР. В экономическом разделе Декларации земля республики, ее недра, прибрежный шельф, растительный и животный мир, памятники истории и культуры объявлялись собственностью народа Карельской АССР и основой экономического суверенитета. Провозглашалось равенство всех форм собственности.

Окончательный вариант Декларации, принятый Верховным Советом КАССР, существенно отличался от проекта Конституционной комиссии. В него не вошло по­ложение о том, что "законодательством Карельской АССР гарантируется представи­тельство карельского, финского и вепсского народов в органах государственной власти республики". Его заменили гарантией возрождения национальной самобытности ко­ренных народов и свободного национального и культурного развития всех народов Карелии. Появился отсутствовавший в проекте раздел, посвященный местным Сове­там. Положение проекта о праве Карелии на выход из состава СССР и РСФСР сфор­мулировано не столь категорично: "Карельская АССР заявляет о своем праве на из­менение государственного статуса..." В то же время провозглашалось право Верховного Совета КАССР приостанавливать действие законов и других актов орга­нов государственной власти и управления РСФСР и СССР, выходящих за рамки доб­ровольно передаваемых полномочий, либо ущемляющих права и интересы народов Карелии22. Декларация о государственном суверенитете Карельской АССР оставля­ла открытым вопрос о национальном характере государственности республики. Он не был ни отвергнут, ни подкреплен какими-либо правовыми механизмами.

Верховный Совет КАССР рассматривал Декларацию о государственном сувере­нитете Карельской АССР как основу для разработки новой Конституции республи­ки, заключения Союзного и Федеративного договоров. На той же сессии он сформи­ровал делегацию Карельской АССР для участия в подготовке и подписании этих документов. 21 декабря 1990 г. Верховный Совет КАССР одобрил основные принци­пы проекта Союзного договора, вынесенного на рассмотрение IV Съезда народных депутатов СССР, предложив Верховному Совету РСФСР ускорить процесс согласо­вания интересов и полномочий с Союзом ССР, суверенными республиками по подпи­санию Союзного договора, активизировать работу по подготовке Федеративного договора.

21 марта 1991 г. состоялся референдум о судьбе СССР. В нем приняло участие 75,8% избирателей республики. 76% из них проголосовало за сохранение Советского Союза, 22,2% - против. В состоявшемся одновременно российском референдуме уча­ствовало 76,2% избирателей, из них 61,1% проголосовали за введение поста Прези­дента РСФСР, 33,8% - против23.

Продолжая политическую линию, закрепленную в Декларации о государствен­ном суверенитете, Верховный Совет КАССР одобрил проект Союзного договора, разработанный с участием представителей республик. Проект Федеративного дого­вора одобрения не получил. Депутаты постановили решить вопрос о его подписании после доработки с участием субъектов федерации. Они предлагали "закрепить за субъектами федерации право самостоятельно решать вопросы владения, пользова­ния и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами на своей тер­ритории. Республикам, входящим в РСФСР, на основании Федеративного договора должно быть предоставлено право выхода из федерации в порядке, установленном участниками договора".

26 марта 1991 г. вносятся изменения в Конституцию Карельской АССР. Новая редакция статьи 11 предусматривала, что "земля, ее недра, ресурсы континентально­го шельфа, растительный и животный мир в их естественном состоянии, памятники истории и культуры являются собственностью народа Карельской АССР и основой экономического суверенитета". Статью 104 дополнили пунктом 6, дающим респуб­лике право опротестовывать решения органов государственного управления СССР ц РСФСР, нарушающие установленные законом права республики24.

В январе 1991 г. объединенная сессия Шелтозерского, Шокшинского и Рыборецкого сельских Советов Прионежского района предложила включить в повестку дня очередной сессии Верховного Совета республики обсуждение законопроекта о наци­ональных районах и национальных сельских Советах. Верховный Совет КАССР на своей 6-й сессии действительно рассмотрел проект закона "О правовом статусе наци­онального районного, поселкового и сельского Советов народных депутатов", но депутаты его отклонили и отправили на доработку. Многие депутаты вообще не были убеждены в необходимости его принятия.

Тем не менее под давлением общественного мнения в марте 1991 г. Верховный Совет Карелии следующим образом сформулировал 71 статью Конституции респуб­лики: "Карельская АССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством. В Карельской АССР могут быть образованы национальные админи­стративно-территориальные единицы (национальные районы, национальные посел­ковые и сельские Советы)"25. Теперь открывались возможности для практических шагов по созданию национально-административных единиц. 12 июня 1991 г. в Калевальском районе состоялся референдум о придании району статуса национального. Подавляющее большинство принявших участие в голосовании поддержали эту идею26.

Республиканский съезд представителей карелов в июне 1991 г. заявил о необходи­мости отказаться от статуса автономной республики. Он выступил за провозглаше­ние Карельской республики в составе РСФСР, за создание на этнической территории карелов их национальных образований, за то, чтобы карельскому языку был придан статус государственного и т. д.27 Возможно, что именно решения съезда представите­лей карелов повлияли на депутатов Верховного Совета КАССР, которые в июле 1991 г. все же приняли в первом чтении, хотя и с перевесом всего в один голос, законопроект "О правовом статусе национального поселка, национального сельсовета КАССР".

4 июля 1991 г. Верховный Совет Карельской АССР принял решение об участии в подписании Договора о Союзе суверенных государств в составе РСФСР. В состав делегации Карелии вошел представитель Совета уполномоченных республиканского съезда представителей карелов. Однако работа над этим документом, как и подписа­ние нового Союзного договора, была сорвана событиями августа 1991 г.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы