Борьба за государственный суверенитет Карелии
Весной 1990 г. довольно широкий резонанс вызвала идея возвращения Карелии статуса союзной республики, утраченного в 1956 г. Первым ее выдвинул Народный фронт Карелии на своем I съезде в мае 1990 г.19 Верховный Совет КАССР нового созыва, учитывая возрастающую значимость проблем национально-государственной политики, избрал постоянную Комиссию по национальной политике, языку, культуре и охране исторического наследия, которая должна была защищать национальные интересы народов республики, способствовать созданию равных условий для развития всех культур народов Карелии.
На первой сессии Верховного Совета Карельской АССР 12 созыва группа народных депутатов выступила за принятие Декларации "О суверенитете Карельской республики". Они обосновывали необходимость этого шага тем, что "с одной стороны, по сумме фактических прав уровень нашей самостоятельности практически не отличается от обычной области, а важнейшая функция суверенитета - законотворческая деятельность - полностью заблокирована статьей 81 Конституции РСФСР. С другой стороны, целый ряд объективных и формальных признаков (национальный состав, особенности природно-хозяйственного комплекса, наличие Конституции, законодательных органов) позволяют рассматривать нас как суверенное государство в составе союза равноправных партнеров, добровольно передавших часть своих функций союзным структурам"20.
В предложенном депутатами проекте Декларации говорилось о том, что Карельская республика является демократическим, правовым, суверенным государством, в котором обеспечены права народов республики на осуществление государственной власти, на их свободное национальное и культурное развитие. Провозглашался принцип разделения властей. Проект предполагал безотлагательное проведение переговоров с суверенными партнерами о заключении нового Союзного договора. При этом республика сохраняла бы право выхода из Союза. Реализация положений данного варианта Декларации могла привести к превращению Карелии в союзную республику. Обсудив данное предложение, Верховный Совет КАССР принял решение рассмотреть проект Декларации в постоянных комиссиях и включить данный вопрос в повестку дня своей второй сессии. На основе этого проекта, предложений Комиссии по вопросам законодательства, законности и правопорядка Верховного Совета КАССР, Прокуратуры КАССР, Министерства юстиции КАССР республиканская Конституционная комиссия разработала проект Декларации о государственном) суверенитете Карельской АССР и опубликовала его для всенародного обсуждения21. Проект вызвал бурную дискуссию.
В августе 1990 г. Верховный Совет КАССР вернулся к вопросу о принятии Декларации. Споры разгорелись не только по ее содержанию, но и по названию документа. Депутаты предлагали назвать его "Декларацией о государственном суверенитете, о принципах государственной самостоятельности, о государственном статусе, о принципах государственной власти, о политической самостоятельности республики". Одновременно прозвучали предложения об изменении и названия республики. Предлагались следующие варианты: Карельская Советская Социалистическая Республика, Карельская Республика, Карельская Советская Республика, Республика Карелия. В итоге остановились на варианте, предложенном Конституционной комиссией.
9 августа 1990 г. Верховный Совет КАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Карельской АССР, в которой говорилось о том, что КАССР создает правовое демократическое суверенное государство в составе РСФСР и СССР, добровольно делегируя им часть своих полномочий на основе Федеративного и Союзного договоров. Народ республики провозглашался носителем суверенитета и источником государственной власти. Декларация гарантировала осуществление принципа разделения властей, соблюдение прав и свобод человека, возможность свободного национального и культурного развития всех народов республики, возрождение национальной самобытности коренных народов. В документе говорилось о стремлении республики к объединению с другими суверенными членами РСФСР и СССР в рамках обновленной Федерации и о необходимости незамедлительно приступить к переговорам о заключении Федеративного и нового Союзного договоров. Республика признавала верховенство союзного и федеративного законодательства в рамках передаваемых полномочий. Наряду с гражданством СССР и РСФСР вводилось гражданство КАССР. В экономическом разделе Декларации земля республики, ее недра, прибрежный шельф, растительный и животный мир, памятники истории и культуры объявлялись собственностью народа Карельской АССР и основой экономического суверенитета. Провозглашалось равенство всех форм собственности.
Окончательный вариант Декларации, принятый Верховным Советом КАССР, существенно отличался от проекта Конституционной комиссии. В него не вошло положение о том, что "законодательством Карельской АССР гарантируется представительство карельского, финского и вепсского народов в органах государственной власти республики". Его заменили гарантией возрождения национальной самобытности коренных народов и свободного национального и культурного развития всех народов Карелии. Появился отсутствовавший в проекте раздел, посвященный местным Советам. Положение проекта о праве Карелии на выход из состава СССР и РСФСР сформулировано не столь категорично: "Карельская АССР заявляет о своем праве на изменение государственного статуса..." В то же время провозглашалось право Верховного Совета КАССР приостанавливать действие законов и других актов органов государственной власти и управления РСФСР и СССР, выходящих за рамки добровольно передаваемых полномочий, либо ущемляющих права и интересы народов Карелии22. Декларация о государственном суверенитете Карельской АССР оставляла открытым вопрос о национальном характере государственности республики. Он не был ни отвергнут, ни подкреплен какими-либо правовыми механизмами.
Верховный Совет КАССР рассматривал Декларацию о государственном суверенитете Карельской АССР как основу для разработки новой Конституции республики, заключения Союзного и Федеративного договоров. На той же сессии он сформировал делегацию Карельской АССР для участия в подготовке и подписании этих документов. 21 декабря 1990 г. Верховный Совет КАССР одобрил основные принципы проекта Союзного договора, вынесенного на рассмотрение IV Съезда народных депутатов СССР, предложив Верховному Совету РСФСР ускорить процесс согласования интересов и полномочий с Союзом ССР, суверенными республиками по подписанию Союзного договора, активизировать работу по подготовке Федеративного договора.
21 марта 1991 г. состоялся референдум о судьбе СССР. В нем приняло участие 75,8% избирателей республики. 76% из них проголосовало за сохранение Советского Союза, 22,2% - против. В состоявшемся одновременно российском референдуме участвовало 76,2% избирателей, из них 61,1% проголосовали за введение поста Президента РСФСР, 33,8% - против23.
Продолжая политическую линию, закрепленную в Декларации о государственном суверенитете, Верховный Совет КАССР одобрил проект Союзного договора, разработанный с участием представителей республик. Проект Федеративного договора одобрения не получил. Депутаты постановили решить вопрос о его подписании после доработки с участием субъектов федерации. Они предлагали "закрепить за субъектами федерации право самостоятельно решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами на своей территории. Республикам, входящим в РСФСР, на основании Федеративного договора должно быть предоставлено право выхода из федерации в порядке, установленном участниками договора".
26 марта 1991 г. вносятся изменения в Конституцию Карельской АССР. Новая редакция статьи 11 предусматривала, что "земля, ее недра, ресурсы континентального шельфа, растительный и животный мир в их естественном состоянии, памятники истории и культуры являются собственностью народа Карельской АССР и основой экономического суверенитета". Статью 104 дополнили пунктом 6, дающим республике право опротестовывать решения органов государственного управления СССР ц РСФСР, нарушающие установленные законом права республики24.
В январе 1991 г. объединенная сессия Шелтозерского, Шокшинского и Рыборецкого сельских Советов Прионежского района предложила включить в повестку дня очередной сессии Верховного Совета республики обсуждение законопроекта о национальных районах и национальных сельских Советах. Верховный Совет КАССР на своей 6-й сессии действительно рассмотрел проект закона "О правовом статусе национального районного, поселкового и сельского Советов народных депутатов", но депутаты его отклонили и отправили на доработку. Многие депутаты вообще не были убеждены в необходимости его принятия.
Тем не менее под давлением общественного мнения в марте 1991 г. Верховный Совет Карелии следующим образом сформулировал 71 статью Конституции республики: "Карельская АССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством. В Карельской АССР могут быть образованы национальные административно-территориальные единицы (национальные районы, национальные поселковые и сельские Советы)"25. Теперь открывались возможности для практических шагов по созданию национально-административных единиц. 12 июня 1991 г. в Калевальском районе состоялся референдум о придании району статуса национального. Подавляющее большинство принявших участие в голосовании поддержали эту идею26.
Республиканский съезд представителей карелов в июне 1991 г. заявил о необходимости отказаться от статуса автономной республики. Он выступил за провозглашение Карельской республики в составе РСФСР, за создание на этнической территории карелов их национальных образований, за то, чтобы карельскому языку был придан статус государственного и т. д.27 Возможно, что именно решения съезда представителей карелов повлияли на депутатов Верховного Совета КАССР, которые в июле 1991 г. все же приняли в первом чтении, хотя и с перевесом всего в один голос, законопроект "О правовом статусе национального поселка, национального сельсовета КАССР".
4 июля 1991 г. Верховный Совет Карельской АССР принял решение об участии в подписании Договора о Союзе суверенных государств в составе РСФСР. В состав делегации Карелии вошел представитель Совета уполномоченных республиканского съезда представителей карелов. Однако работа над этим документом, как и подписание нового Союзного договора, была сорвана событиями августа 1991 г.