Экологическая ситуация
Возраставшие объемы хозяйственной деятельности вели к усилению антропогенной нагрузки на природу. В 1970-х гг. мероприятия по охране природы в основном направлялись не на предупреждение загрязнения окружающей среды, а лишь на ликвидацию допущенных ранее ошибок. За первую половину десятилетия на реках и озерах было собрано более 1 млн кубических метров затонувшей древесины, к 1976 г. на 78 водоемах был прекращен молевой сплав леса. К этому же времени ввели очистные сооружения на Кондопожском и Сегежском ЦБК. На Суоярвской картонной фабрике, кроме того, впервые в отрасли была осуществлена система замкнутого водооборота, что позволило осуществлять производство почти без сточных вод. В городах республики продолжались работы по строительству квартальных котельных и более мощных ТЭЦ, что позволило к середине 1970-х гг. только в Петрозаводске закрыть 56 мелких котельных.
Первый комплексный документ, касающийся охраны атмосферы, почвы и водных бассейнов, Карельский ОК КПСС принял в сентябре 1975 г. С тех пор предприятиями стали разрабатываться и внедряться природоохранные мероприятия. Средства, выделявшиеся на охрану природы, практически ежегодно не осваивались, в основном из-за отсутствия специализированной организации по строительству очистных сооружений и проектно-сметной документации, в результате срыва поставок строительных материалов и оборудования. Высокая стоимость очистных сооружений, достигающая трети общей стоимости производственных объектов, снижала заинтересованность предприятий в их установке.
Сложившаяся в республике экстенсивная модель природопользования вела к истощению сырьевой базы. Лишь после создания в 1985 г. производственного объединения "Кареллеспром" стали выполняться планы лесовосстановительных работ. Объемы лесоосушения (мелиорации болотистых земель, начатой в 1950-х гг.) достигли в 1970-х гг. 50 тыс. га в год. Мелиорация не дала должного народо-хозяйственного эффекта, поскольку не была сбалансирована с хозяйственным освоением осушенных земель и дорожным строительством. К тому же были уничтожены многие сотни гектаров болот-ягодников. Из-за несовершенной технологии лесозаготовок и низкой культуры труда на лесозаготовках 3-7% древесины терялось и бросалось на делянках, составляя в итоге тысячи кубометров. Они захламляли вырубки, делали их Малопригодными для дальнейшего лесовосстановления.
Больше внимания проблеме охраны природы стало уделяться в 1980-е гг. К этому времени антропогенное воздействие на природу достигло по ряду показателей критической черты. Состояние окружающей природы перешло в разряд важнейших социально-экономических проблем. Использовавшиеся на предприятиях Карелии технологические схемы переработки сырья были далеки от ресурсосберегающих и безотходных технологий и не обеспечивали экологическую чистоту производства. К началу 1990-х гг. более 400 предприятий республики выбрасывали вредные вещества в атмосферу (около 300 тыс. т). С началом работы Костомукшского ГОКа в Карелии появился новый очаг экологической напряженности. Выбросы комбината составляли треть всех промышленных выбросов в Карелии. Мощные источники загрязнения сосредоточивались также в Сегеже, Петрозаводске, Кондопоге. Помимо промышленных выбросов в воздух поступало более 80 тыс. т вредных веществ от автомобильного транспорта. В результате во многих районах республики состояние воздушного бассейна стало неблагополучным.
Вследствие потребительского отношения к природным ресурсам в неудовлетворительном состоянии оказались также водоемы Карелии. Из-за отсутствия или несовершенства водоочистных сооружений питьевая вода во многих населенных пунктах республики, в том числе и в Петрозаводске, не соответствовала установленным стандартам. В середине 1980-х гг. 80% сточных вод, попадавших в водоемы Карелии, были загрязнены, что четырехкратно превышало среднероссийские показатели. К концу десятилетия до нормального уровня очистки доводилось лишь 0,001% сточных вод, около 10% стоков сбрасывалось вообще без очистки. Остальная часть стоков (90%) после прохождения очистных сооружений не достигала уровня нормативно очищенных. В результате добычи полезных ископаемых и эксплуатации песчано-гравийных карьеров без достаточных геологических изысканий, без проектов разработки и восстановления земель к рубежу 1980-х - 1990-х гг. около 1 тыс. га Карелии превратились в пустынные котлованы с поваленным лесом и свалки мусора71.
Препятствием для решения экологических проблем оставался ярко выраженный отраслевой характер использования природных ресурсов. Узковедомственный подход часто приводил к возникновению конфликтных ситуаций. Так, при использовании водохранилищ Выгского каскада столкнулись интересы гидроэнергетики, судоходства, лесосплава и рыбоводства.
Особенностью природоохранной деятельности в 1980-е гг. являлось увеличение числа заповедных зон. Создавались заказники для редких видов растений, выделялись территории, необходимые для поддержания запасов охотничье-промысловой фауны, был организован гидрологический заказник "Талая ламби", а пять родников с особым химическим составом воды получили статус памятников природы. Этот статус был присвоен 10 геологическим объектам, 21 дереву-интродуценту и 18 болотным массивам. Были исключены из планов мелиорации болота-ягодники. В 1983 г. был создан заповедник типичных природных ландшафтов северотаежной подзоны "Костомукшский". К тому времени лишь в данном месте республики сохранилась значительная, почти не пострадавшая от хозяйственной деятельности человека территория с типичным для европейского Севера природным комплексом. В . 1991 г. на основе заповедника "Костомукшский" и пяти охраняемых территорий Финляндии, находящихся в непосредственной близости, организован международный заповедник "Дружба".
К 1 января 1991 г. охраняемый природный фонд Карелии насчитывал 158 территорий и объектов общей площадью 635,15 тыс. га, то есть 3,6% площади республики, причем доля заповедников составляла всего 0,3 %. Это один из самых низких показателей среди областей и республик европейского Севера. В 1991 г. были приняты решения о создании национальных парков: "Паанаярви" (103 тыс.) в Лоухском районе и Водлозерского (404 тыс. га) в Пудожском районе Карелии и Архангельской области.
В 1989 г. было создано Министерство экологии и природных ресурсов Республики Карелия. Теперь строительство новых предприятий стало возможным лишь после экологической экспертизы министерства.
Ежегодный рост затрат на охрану окружающей среды не привел к улучшению экологической обстановки. Распределение средств между различными объектами не соответствовало уровню их экологической опасности. Природоохранные мероприятия лишь несколько сдерживали вал экологических проблем.