Культурно-просветительная работа
Расширялась сеть учреждений культуры республики: в 1973 г. она объединяла 445 домов культуры, 500 библиотек, 19 народных коллективов художественной самодеятельности, 4 государственных музея, 6 профессиональных театров и музыкальных коллективов, около 600 киноустановок. В Петрозаводске и большинстве районных центров действовали парки культуры и отдыха, где в летний период проводились народные гулянья, театрализованные представления, спортивные соревнования, концерты. Основная часть учреждений культуры находилась в городах. Вне сферы их деятельности оставались сотни сельских населенных пунктов и лесных поселков. Решить проблему пытались различными способами. Проводились гастроли театров Петрозаводска в районах республики, устраивались передвижные выставки, авторские концерты композиторов и встречи с писателями. Однако посещаемость спектаклей и концертов серьезной музыки была низкой. Большей популярностью пользовались выступления самодеятельных артистов, приезжавших с автоклубами. Во время весенне-полевых и уборочных работ популярной формой обслуживания стали автоагитпоезда. В 1970-х гг. лесные поселки, расположенные вдоль западно-карельской железнодорожной ветки, были включены в маршрут агитпоезда "Карелия". В число пассажиров агитпоезда входили артисты, лекторы, в специальном вагоне был оборудован выставочный зал, демонстрировались кинофильмы. Агитпоезд привлекал многие тысячи жителей глубинки, но не решал проблемы культурной организации досуга. В начале 1980-х гг. в районах Карелии стали проводиться дни культуры и искусства г. Петрозаводска, а в Петрозаводске - дни культуры районов Карелии, что стимулировало творческую работу коллективов художественной самодеятельности.
Во второй половине 1980-х гг. народная самодеятельность выходит из-под опеки партии, комсомола и профсоюзов: создаются различные неформальные общества, клубы по интересам. Но одновременно в результате попыток перевода ДК, кинотеатров, музеев на хозяйственный расчет материальной базе культуры был нанесен урон. Сокращение уровня финансирования оказалось особенно губительным для сельских учреждений культуры.
Наиболее доступным и предпочтительным видом культурного досуга для большинства населения оставалось кино. В 1970-е гг. в массовую культуру также прочно вошло телевидение. Решалась задача обеспечения приграничных районов надежной трансляцией отечественных телепрограмм, отвлечения жителей от просмотра передач "буржуазного финского телевидения". Конкуренцию традиционному кинопрокату и телевидению со второй половины 1980-х гг. составили видеосалоны, демонстрировавшие в основном западные коммерческие фильмы. Видеобум в Карелии начался с открытия первого видеосалона в Костомукше в декабре 1987 г. Появилось и альтернативное телевидение. 10 января 1991 г. была создана Карельская независимая телекомпания "Ника".
Велась большая работа по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. Карельское отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры осуществляло их инвентаризацию, занималось созданием "Свода памятников истории и культуры Карельской АССР". В 1970-х гг. ремонтно-реставрационные работы были проведены на 120 исторических объектах деревянного зодчества, увеличилось количество памятников музейного показа. Наряду с четырьмя государственными музеями в 1980 г. действовало более 90 общественных музеев.
Расширялась просветительская и научно-исследовательская деятельность историко-архитектурного и этнографического музея "Кижи". За первую половину 1970-х гг. экспозиция музея пополнилась 12 новыми памятниками народного зодчества. За этот же период музей посетили более 600 тыс. туристов, из них 15,5 тыс. - иностранцы. В 1975 г. музей обслужил своего миллионного посетителя101. Постановление Совета Министров РСФСР от 28 августа 1979 г. предусматривало создание на острове Валаам музея-заповедника. С 1981 г. там начались ремонтно-реставрационные работы. В 1981 г. вышли два постановления Совета Министров КАССР, касающиеся сохранения и использования памятников Валаамских островов и музея-заповедника "Кижи".
Неотъемлемой частью культурно-просветительной работы оставалась атеистическая пропаганда. Влияние церкви было сильно подорвано за годы советской власти. В начале 1970-х гг. в республике действовали шесть зарегистрированных религиозных общин: четыре прихода Русской православной церкви (два в Петрозаводске и по одному в Олонце и Сортавале); лютеранская церковь и община евангельских баптистов в Петрозаводске. В первой половине 1970-х гг. распались и прекратили существование несколько сектантских организаций протестантского толка. Эти малочисленные объединения не смогли противостоять идеологическому и административному давлению властей102. По социологическим опросам середины 1980-х гг. верующие составляли 9-10% населения Карелии.
В годы "перестройки" государственно-церковные отношения стали меняться. Начало перемен связано с подготовкой и празднованием 1000-летия Крещения Руси. Юбилейные торжества в Карелии проводились в середине августа 1988 г. В них принял участие митрополит Ленинградский и Новгородский, управляющий Олонецкой епархией Алексий, впоследствии - Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П.
Принятый в 1990 г. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" открыл благоприятные возможности для возрождения деятельности многих религиозных организаций Карелии. В 1991 г. были официально зарегистрированы общества Петрозаводской епархии Русской православной церкви в городах Костомукше, Кондопоге, Сегеже, Олонце, Пудоже, поселках Пряжа и Надвоицы; протестантские религиозные объединения: лютеранская община Церкви Ингрии в г. Питкяранта, общества Карельского регионального объединения церквей Союза христиан веры евангельской - пятидесятников в городах Петрозаводске, Костомукше, Сегеже, Кеми, Кондопоге и др.
Свидетельствами коренных изменений отношений государства и церкви стало возвращение верующим в июне 1990 г. одной из самых почитаемых ими святынь - мощей карельского святого Елисея Сумского и начавшаяся в 1991 г. передача объектов, расположенных на территории Валаамского архипелага, в собственность Русской православной церкви в лице Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
В 1990 г. Петрозаводская епархия выделилась из состава Ленинградской митрополии. Во главе ее стал епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил, с именем которого связано начало возрождения православной духовной культуры в крае103.
* * *
В 1970-е гг. ведущей тенденцией этнокультурных перемен стала языковая ассимиляция. Переписи населения свидетельствовали об упрочении позиций русского языка. В 1989 г. назвали русский язык родным 703 тыс. человек, или 88% всех жителей Карелии, что значительно превышало долю русских в населении республики. В это число наряду с русскими вошли 122 тыс. лиц других национальностей, для которых русский язык стал родным. Кроме того, в 1989 г. 82 тыс. человек назвали русский язык в качестве второго языка, которым они свободно владеют. Примечательно, что в Карелии процент знающих русский язык из числа нерусских национальностей был намного выше, чем в целом по стране. Непоследовательная политика по отношению к так называемым коренным народам республики, пренебрежительное отношение к карельскому и вепсскому языкам на государственном уровне привело к восприятию этими народами своих языков как непрестижных. Многие стали стесняться своей национальной принадлежности. В 1989 г., согласно данным переписи, язык своего народа считали родным 52 % карелов и 38% вепсов. В районах проживания карельского населения, а также в одной из школ Петрозаводска как иностранный преподавался финский язык. Во второй половине 1970-х гг. были созданы новые учебники финского языка для средней школы.
Языковая ассимиляция вела к этнической. В начале 1970-х гг., по данным социологов, более 70 % городских карелов не могли назвать ни одной карельской песни, более половины не могли воспроизвести ни одного народного танца. Забывались народные промыслы, утрачивались традиции народного изобразительного искусства. Отход от традиционной культуры сопровождался освоением современных форм городской культуры.
В начале перестройки в Карелии настойчиво стали говорить о необходимости возрождения национальных языков. Представители гуманитарной интеллигенции стали обращаться в средства массовой информации, к руководителям Карелии и РСФСР с просьбой обратить внимание на положение этих народов. В 1988 и 1989 гг. в Петрозаводске состоялись совещания по проблемам национального развития вепсов и карелов. Они выработали рекомендации, послужившие толчком для создания учебников по карельскому и вепсскому языкам. Языковеды Института ЯЛИ КФ АН СССР и Петрозаводского государственного университета занялись составлением букварей карельского и вепсского языков, разработкой правил правописания. В 1989 г. был подготовлен букварь для карелов-ливвиков, продолжалась работа над букварем "собственно карельского диалекта", началось издание школьных словарей карельского языка и хрестоматий фольклора. С 25 до 50 человек увеличился прием студентов на финно-угорское отделение Петрозаводского государственного университета. Устраивались специальные языковые курсы для учителей, желающих преподавать этот язык в школе. В начальных классах школ и в детских садах в районах проживания карельского и вепсского населения в 1989-1990 гг. было начато преподавание родных языков. Вепсский язык впервые начали преподавать в Рыборецкой восьмилетней школе, карельский - в восьми школах пяти районов республики. В 1990 г. в Петрозаводском университете открылась кафедра карельского языка104
28 сентября 1989 г. республиканская газета "Ленинская правда" вышла с полосой на ливвиковском диалекте и на "собственно карельском языке". В статьях, помещенных на этой полосе, шла речь о деятельности Общества карельской культуры, о работе фольклорных экспедиций на территории республики, о современном состоянии карельского языка. 27 марта 1990 г. бюро Карельского обкома КПСС приняло предложение Общества карельской культуры о создании еженедельной республиканской газеты на карельском языке "Ома муа" на основе латинской графики.
Кризисные явления, охватившие общество в 1970-х - 1980-х гг., в той или иной степени затронули все сферы профессионального искусства и культуры. Прорыв в идеологическом диктате КПСС, произошедший в годы перестройки, вызвал к жизни общественную инициативу, оживил творческую активность деятелей культуры. Искусство, вырвавшись из тисков социалистического реализма, получило возможность воплощения в более свободных и многообразных формах. В то же время ослабление материальной базы культуры, экономические проблемы создавали для работавших в сфере науки, культуры и искусства сложности нового характера, отдельные отрасли были вынуждены существовать в режиме "борьбы за выживание".