Культурно-просветительная работа

Расширялась сеть учреждений культуры республики: в 1973 г. она объединяла 445 домов культуры, 500 библиотек, 19 народных коллективов художественной самодея­тельности, 4 государственных музея, 6 профессиональных театров и музыкальных коллективов, около 600 киноустановок. В Петрозаводске и большинстве районных центров действовали парки культуры и отдыха, где в летний период проводились на­родные гулянья, театрализованные представления, спортивные соревнования, кон­церты. Основная часть учреждений культуры находилась в городах. Вне сферы их деятельности оставались сотни сельских населенных пунктов и лесных поселков. Ре­шить проблему пытались различными способами. Проводились гастроли театров Петрозаводска в районах республики, устраивались передвижные выставки, автор­ские концерты композиторов и встречи с писателями. Однако посещаемость спектак­лей и концертов серьезной музыки была низкой. Большей популярностью пользова­лись выступления самодеятельных артистов, приезжавших с автоклубами. Во время весенне-полевых и уборочных работ популярной формой обслуживания стали авто­агитпоезда. В 1970-х гг. лесные поселки, расположенные вдоль западно-карельской железнодорожной ветки, были включены в маршрут агитпоезда "Карелия". В число пассажиров агитпоезда входили артисты, лекторы, в специальном вагоне был обору­дован выставочный зал, демонстрировались кинофильмы. Агитпоезд привлекал мно­гие тысячи жителей глубинки, но не решал проблемы культурной организации досу­га. В начале 1980-х гг. в районах Карелии стали проводиться дни культуры и искусства г. Петрозаводска, а в Петрозаводске - дни культуры районов Карелии, что стимули­ровало творческую работу коллективов художественной самодеятельности.

Во второй половине 1980-х гг. народная самодеятельность выходит из-под опеки партии, комсомола и профсоюзов: создаются различные неформальные общества, клубы по интересам. Но одновременно в результате попыток перевода ДК, кинотеат­ров, музеев на хозяйственный расчет материальной базе культуры был нанесен урон. Сокращение уровня финансирования оказалось особенно губительным для сельских учреждений культуры.

Наиболее доступным и предпочтительным видом культурного досуга для боль­шинства населения оставалось кино. В 1970-е гг. в массовую культуру также прочно вошло телевидение. Решалась задача обеспечения приграничных районов надежной трансляцией отечественных телепрограмм, отвлечения жителей от просмотра пере­дач "буржуазного финского телевидения". Конкуренцию традиционному кинопро­кату и телевидению со второй половины 1980-х гг. составили видеосалоны, демонст­рировавшие в основном западные коммерческие фильмы. Видеобум в Карелии начался с открытия первого видеосалона в Костомукше в декабре 1987 г. Появилось и альтер­нативное телевидение. 10 января 1991 г. была создана Карельская независимая теле­компания "Ника".

Велась большая работа по охране, реставрации и использованию памятников ис­тории и культуры. Карельское отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры осуществляло их инвентаризацию, занималось созданием "Сво­да памятников истории и культуры Карельской АССР". В 1970-х гг. ремонтно-реставрационные работы были проведены на 120 исторических объектах деревянного зодчества, увеличилось количество памятников музейного показа. Наряду с четырь­мя государственными музеями в 1980 г. действовало более 90 общественных музеев.

Расширялась просветительская и научно-исследовательская деятельность историко-архитектурного и этнографического музея "Кижи". За первую половину 1970-х гг. экспозиция музея пополнилась 12 новыми памятниками народного зодчества. За этот же период музей посетили более 600 тыс. туристов, из них 15,5 тыс. - ино­странцы. В 1975 г. музей обслужил своего миллионного посетителя101. Постановле­ние Совета Министров РСФСР от 28 августа 1979 г. предусматривало создание на острове Валаам музея-заповедника. С 1981 г. там начались ремонтно-реставрационные работы. В 1981 г. вышли два постановления Совета Министров КАССР, ка­сающиеся сохранения и использования памятников Валаамских островов и музея-заповедника "Кижи".

Неотъемлемой частью культурно-просветительной работы оставалась атеисти­ческая пропаганда. Влияние церкви было сильно подорвано за годы советской влас­ти. В начале 1970-х гг. в республике действовали шесть зарегистрированных религи­озных общин: четыре прихода Русской православной церкви (два в Петрозаводске и по одному в Олонце и Сортавале); лютеранская церковь и община евангельских бап­тистов в Петрозаводске. В первой половине 1970-х гг. распались и прекратили суще­ствование несколько сектантских организаций протестантского толка. Эти малочис­ленные объединения не смогли противостоять идеологическому и административному  давлению властей102. По социологическим опросам середины 1980-х гг. верующие составляли 9-10% населения Карелии.

В годы "перестройки" государственно-церковные отношения стали меняться. На­чало перемен связано с подготовкой и празднованием 1000-летия Крещения Руси. Юбилейные торжества в Карелии проводились в середине августа 1988 г. В них при­нял участие митрополит Ленинградский и Новгородский, управляющий Олонецкой епархией Алексий, впоследствии - Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П.

Принятый в 1990 г. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" открыл благо­приятные возможности для возрождения деятельности многих религиозных органи­заций Карелии. В 1991 г. были официально зарегистрированы общества Петрозавод­ской епархии Русской православной церкви в городах Костомукше, Кондопоге, Сегеже, Олонце, Пудоже, поселках Пряжа и Надвоицы; протестантские религиозные объ­единения: лютеранская община Церкви Ингрии в г. Питкяранта, общества Карель­ского регионального объединения церквей Союза христиан веры евангельской - пя­тидесятников в городах Петрозаводске, Костомукше, Сегеже, Кеми, Кондопоге и др.

Свидетельствами коренных изменений отношений государства и церкви стало возвращение верующим в июне 1990 г. одной из самых почитаемых ими святынь - мощей карельского святого Елисея Сумского и начавшаяся в 1991 г. передача объек­тов, расположенных на территории Валаамского архипелага, в собственность Рус­ской православной церкви в лице Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

В 1990 г. Петрозаводская епархия выделилась из состава Ленинградской митро­полии. Во главе ее стал епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил, с именем ко­торого связано начало возрождения православной духовной культуры в крае103.

* * *

В 1970-е гг. ведущей тенденцией этнокультурных перемен стала языковая ассими­ляция. Переписи населения свидетельствовали об упрочении позиций русского язы­ка. В 1989 г. назвали русский язык родным 703 тыс. человек, или 88% всех жителей Карелии, что значительно превышало долю русских в населении республики. В это число наряду с русскими вошли 122 тыс. лиц других национальностей, для которых русский язык стал родным. Кроме того, в 1989 г. 82 тыс. человек назвали русский язык в качестве второго языка, которым они свободно владеют. Примечательно, что в Карелии процент знающих русский язык из числа нерусских национальностей был намного выше, чем в целом по стране. Непоследовательная политика по отношению к так называемым коренным народам республики, пренебрежительное отношение к карельскому и вепсскому языкам на государственном уровне привело к восприятию этими народами своих языков как непрестижных. Многие стали стесняться своей на­циональной принадлежности. В 1989 г., согласно данным переписи, язык своего наро­да считали родным 52 % карелов и 38% вепсов. В районах проживания карельского населения, а также в одной из школ Петрозаводска как иностранный преподавался финский язык. Во второй половине 1970-х гг. были созданы новые учебники финско­го языка для средней школы.

Языковая ассимиляция вела к этнической. В начале 1970-х гг., по данным социологов, более 70 % городских карелов не могли назвать ни одной карельской песни, более половины не могли воспроизвести ни одного народного танца. Забывались на­родные промыслы, утрачивались традиции народного изобразительного искусства. Отход от традиционной культуры сопровождался освоением современных форм го­родской культуры.

В начале перестройки в Карелии настойчиво стали говорить о необходимости возрождения национальных языков. Представители гуманитарной интеллигенции стали обращаться в средства массовой информации, к руководителям Карелии и РСФСР с просьбой обратить внимание на положение этих народов. В 1988 и 1989 гг. в Петрозаводске состоялись совещания по проблемам национального развития веп­сов и карелов. Они выработали рекомендации, послужившие толчком для создания учебников по карельскому и вепсскому языкам. Языковеды Института ЯЛИ КФ АН СССР и Петрозаводского государственного университета занялись составлением бук­варей карельского и вепсского языков, разработкой правил правописания. В 1989 г. был подготовлен букварь для карелов-ливвиков, продолжалась работа над букварем "собственно карельского диалекта", началось издание школьных словарей карель­ского языка и хрестоматий фольклора. С 25 до 50 человек увеличился прием студен­тов на финно-угорское отделение Петрозаводского государственного университета. Устраивались специальные языковые курсы для учителей, желающих преподавать этот язык в школе. В начальных классах школ и в детских садах в районах проживания карельского и вепсского населения в 1989-1990 гг. было начато преподавание род­ных языков. Вепсский язык впервые начали преподавать в Рыборецкой восьмилетней школе, карельский - в восьми школах пяти районов республики. В 1990 г. в Петроза­водском университете открылась кафедра карельского языка104

28 сентября 1989 г. республиканская газета "Ленинская правда" вышла с полосой на ливвиковском диалекте и на "собственно карельском языке". В статьях, помещен­ных на этой полосе, шла речь о деятельности Общества карельской культуры, о рабо­те фольклорных экспедиций на территории республики, о современном состоянии карельского языка. 27 марта 1990 г. бюро Карельского обкома КПСС приняло пред­ложение Общества карельской культуры о создании еженедельной республиканской газеты на карельском языке "Ома муа" на основе латинской графики.

Кризисные явления, охватившие общество в 1970-х - 1980-х гг., в той или иной степени затронули все сферы профессионального искусства и культуры. Прорыв в идеологическом диктате КПСС, произошедший в годы перестройки, вызвал к жизни общественную инициативу, оживил творческую активность деятелей культуры. Ис­кусство, вырвавшись из тисков социалистического реализма, получило возможность воплощения в более свободных и многообразных формах. В то же время ослабление материальной базы культуры, экономические проблемы создавали для работавших в сфере науки, культуры и искусства сложности нового характера, отдельные отрасли были вынуждены существовать в режиме "борьбы за выживание".

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Рейсы на Кижи 2019
10.04

Приглашаем на всемирно известный остров Кижи!

Прямые рейсы на Соловки
18.03

Прямые рейсы на Соловки пользуются популярностью уже несколько лет.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы