Литература. Периодическая печать
Для литературы эпохи "застоя" свойственно затушевывание негативных явлений советской действительности, теневых сторон, трудностей и противоречий жизни. Авторитарные оценки являлись непререкаемыми истинами, а любые суждения, казавшиеся спорными, безжалостно вычеркивались цензурой. В тематической иерархии очевидное предпочтение отдавалось героическому прошлому советского народа, производственной тематике, а все, что касалось личной жизни, относилось к "бытовизму" и "мелкотемью". Такая ситуация способствовала появлению серых, художественно несостоятельных книг. Однако лучшие писатели и в этих условиях стремились вести читателя к справедливости, добру и разуму.
1970-1980-е гг. отмечены вниманием писателей Карелии к военно-исторической проблематике. Успешно продолжал в своем творчестве военную тему известный прозаик Дмитрий Гусаров. Его роман-хроника "За чертой милосердия" (1974 г.), а также повести "Партизанская музыка", "История неоконченного поиска" (1988 г.) раскрывают социальные, нравственные, психологические истоки героизма защитников Отечества. Книга "За чертой милосердия" неоднократно издавалась массовыми тиражами в СССР, дважды была опубликована в Финляндии, переведена на венгерский язык.
К событиям минувшей войны обращались также прозаики Олег Тихонов ("Операция в зоне "Вакуум"), Федор Трофимов (книга повестей "После войны") и поэт Виктор Потиевский. В августе 1978 г. в Петрозаводске состоялось выездное заседание комиссии по военно-художественной литературе Союза писателей РСФСР. Оно было посвящено военно-патриотической теме в журнале "Север". Совещание высоко оценило работу журнала в этом направлении. На его заседаниях как образец художественного творчества рассматривались произведения Л.И.Брежнева "Малая земля" и "Возрождение", что соответствовало духу времени.
В жанре исторической прозы свой писательский талант проявил Дмитрий Балашов. В его книгах, основанных на глубоком знании фольклора, других источников, обнаружилось желание донести до читателя свою интерпретацию событий российской истории. Книги Дмитрия Балашова из серии "Государи московские", выпускавшиеся многотысячными тиражами, раскупались за считанные дни, что свидетельствовало о стремлении общества к осознанию собственного исторического прошлого.
Как продолжатель традиций русского сказа заявил о себе Виктор Пулькин. Фольклор - предания, народные рассказы - лег в основу его книг "Происхождение красоты", "Подаренье" и др. По-новому взглянуть на природу, определить в ней место человека пытался в своих философско-экологических работах Юрий Линник94.
Произведения зрелых литераторов (Д. Гусаров, В. Соловьев) и писателей, только входивших в литературу (С. Панкратов, В. Пулькин), свидетельствовали об усилившемся стремлении к раскрытию всей сложности и неординарности человеческой души.
В русской поэзии Карелии в этот период доминирует чувство Родины, в котором любовь к родному очагу, отчему дому сливается с любовью ко всей России. Приверженность к глубинным основам народной жизни, ее коренным началам отличала стихотворения и поэмы И. Костина, В. Сергина, В. Устинова и других95.
В 1970-х гг. появляются новые произведения писателей, пишущих на финском языке. Старейший писатель Карелии Антти Тимонен в 1971 г. завершил роман "Мы карелы" - многоплановое произведение, раскрывающее судьбу карельского народа в период исторического "перелома". Книга неоднократно массовым тиражом издавалась в Петрозаводске, а также в Москве. В 1972 г. за пьесу "Примешь ли меня, земля карельская?" в постановке Государственного финского драматического театра (1969 г.) А. Тимонен был удостоен Государственной премии РСФСР им. К. Станиславского в области театрального искусства. Тему национально-исторической памяти, характерную для литературы конца 1970-х гг., А. Тимонен продолжил в романе "Жители покинутой деревни" (1977 г.). Эта тема также увлекла Ортье Степанова. В 1970-1980-е гг. он написал основную часть известной эпопеи "Родичи", охватывающей события, происходившие на севере Карелии в 1920-1950-е гг. В историческом жанре продолжал работу Ульяс Викстрем. На склоне лет взялся за работу о жизни предков Пекка Пертту. Большинство произведений исторической прозы, созданных в период "застоя", освещали в стиле социалистического реализма те страницы прошлого, которые имели устоявшуюся, идеологически выдержанную оценку (революция, коллективизация, война). Работая под надзором партии и органов госбезопасности, писатели не имели возможности (а некоторые и не хотели) сказать в^ю правду о трагической судьбе народа.
Многожанровым было творчество Яакко Ругоева. К 1970-м гг., когда сформировалась яркая творческая индивидуальность поэта, он все настойчивее обращается к лирическим формам, в которых пытается осмыслить "корни" человека, судьбу "малой родины". Для произведений Я. Ругоева характерны бескомпромиссность, серьезная общественная проблематика.
На 1970-е-1980-е гг. приходится пора писательской зрелости Арма-са Мишина, Рейе Такала, М. Нийра-ла (Матти Мазаева), Катри Корвела (У.С. Конкка), Тертту Викстрем. Поэзию этого периода характеризует жанрово-тематическое разнообразие, обращение к проблемам, о которых прежде писатели говорить не осмеливались: например, умирание деревни и национальное будущее народа, его языка и культуры.
Несмотря на положительные явления в финноязычной литературе все более проблематичным становилось ее будущее. Игнорирование проблем развития языка нарушило преемственность поколений творческой интеллигенции. В конце 1980-х-начале 1990-х гг., когда ряды финноязычных авторов стали катастрофически редеть, новое поколение прозаиков, критически пересмотрев метод социалистического реализма, осваивало мировой художественный опыт через литературу Финляндии96.
Новым явлением в литературе 1980-х гг. стало возрождение карелоязычной поэзии, и заслуга в этом принадлежит в первую очередь поэту Владимиру Брендоеву (1931-1990), писавшему свои стихи о родном Олонецком крае, о нелегкой судьбе народа.
Книги писателей Карелии выходили большими тиражами - по 100, 300 и даже по 500 тыс. экземпляров. За один лишь 1984 г. в различных издательствах страны на русском и финском языках вышло 28 книг карельских авторов97. Почти каждая написанная на финском или карельском языке книга переводилась на русский язык. Далеко за пределами республики стали известны книги, выпущенные издательством "Карелия". Среди лучших работ - юбилейное издание эпоса "Калевала" на финском языке с иллюстрациями заслуженного художника РСФСР М.М. Мечева (1975 г.). Финская редакция издательства "Прогресс" выпускала книги с расчетом на их распространение в Финляндии. Основная часть изданий носила общественно-политический характер, большими тиражами выпускались произведения классиков марксизма-ленинизма, быстро расходившиеся в Финляндии. В 1971 г. в Типографии им. Анохина были установлены машины для офсетной печати, а в Сортавальской типографии частично заменено устаревшее оборудование. В результате полиграфический уровень книг, издаваемых в Карелии, заметно поднялся.
Неуклонно рос спрос населения на книги. Развитая библиотечная сеть тем не менее не удовлетворяла запросов читающей публики. Книги приобретали не только ради чтения. Иметь домашнюю библиотеку было престижно, нарядные книжные переплеты дорогих изданий воспринимались многими как необходимое украшение жилища. Художественная литература не задерживалась на полках магазинов. Люди стояли в многочасовых очередях, чтобы подписаться на какое-либо собрание сочинений, книги меняли через систему специальных пунктов при книжных магазинах, приобретали в обмен на сданную макулатуру. Подлинный читательский бум начался в годы "перестройки", когда были сняты запреты с многих тем. В Петрозаводске и районных центрах создавались читательские клубы, где обсуждались книги А. Солженицына, В. Войновича, Ч. Айтматова и других писателей. В этих условиях возродилась работа передвижных библиотек.
В столице Карелии Петрозаводске издавались два литературно-художественных и общественно-политических журнала: "Север" и "Punalippu" (на финском языке). Журнал "Север" в 1965 г. стал межобластным, а с 1966 г. получил статус органа Союза писателей РСФСР. За первые 10 лет после изменения статуса тираж этого единственного издаваемого на Северо-Западе русского журнала увеличился более чем в 4 раза, в 1976 г. он составил 21 тыс. экземпляров и не удовлетворял имевшийся на него спрос98.
Как и вся финноязычная литература, успешно развивался журнал "Punalippu". В 1977 г. его ежемесячный тираж превышал 10 тыс. экземпляров. Основная часть тиража шла по подписке в Финляндию, Швецию, Канаду и другие страны, поэтому партийные органы требовали от редакции особого внимания к вопросам "идеологической борьбы", пропаганды преимуществ советского образа жизни. Наряду с общественно-политическими материалами на страницах журнала печатались литературные произведения прозаиков Антти Тимонена, Ортье Степанова, Пекки Пертту, Ульяса Викстрема и других, поэтов Николая Лайне (Гиппиева), Тайсто Сумманена, Яакко Ругоева. В годы "перестройки" журнал обратился к запрещенным в прежние годы темам. Первой сенсацией стала публикация материалов о репрессированных ингерманландцах в августовском номере за 1987 г., вышедшем с опозданием на месяц из-за задержки цензуры.
Во второй половине 1980-х гг. информационное поле существенно расширилось. Появились газеты, провозгласившие свою политическую независимость, в том числе "Новости для всех: Независимая газета" (1989 г.), "Набат Северо-Запада: Народная газета" (1990 г.), "Намедни: Свободная газета" (1991 г.). В 1990 г. стали издавать свою газету "Голос" профсоюзы Карелии. 10 января 1991 г. впервые вышла газета "Петрозаводск" - первая городская газета столицы Карелии.