Национальный вопрос в Карелии в годы перестройки

Важнейшей особенностью общественно-политического развития Карелии в годы перестройки стало выдвижение в центр общественного внимания национального воп­роса и связанной с ним проблемы национально-государственного статуса республи­ки. Он не приобрел той остроты, которая была характерна для многих других регио­нов СССР, хотя и имел свои особенности.

По данным переписи населения 1989 г., на территории Карельской АССР прожи­вали представители 92 наций и народностей. Наиболее многочисленными из них яв­лялись русские - 73,6% населения, карелы - 10, белорусы - 7, украинцы - 3,6, финны - 2,3, вепсы - 0,8%. Доля прочих наций и народностей составляла 2,7%. Из проживавших в СССР 212 тыс. финнов, вепсов и карелов на долю республики прихо­дилось менее половины. Они составляли 13% населения республики. Основным раз­говорным языком являлся русский. Им свободно владело 99,4% населения республи­ки. Считали родным или могли свободно говорить на карельском языке 63,5% карелов. На вепсском языке свободно говорили 55,1% вепсов, на финском языке-40,8% фин­нов13.

В 1986-1987 гг. в республиканских средствах массовой информации представи­тели национальной интеллигенции начали поднимать вопрос о необходимости воз­рождения карельского и вепсского языков, о сложном положении этих народов. Од­новременно выдвигались предложения о создании национально-культурных обществ, призванных способствовать национальному возрождению народов Карелии. В даль­нейшем в центре внимания оказались вопросы национально-государственного ста­туса республики. Острую дискуссию вызвал вопрос о том, какие народы следует счи­тать коренными для Карелии. В итоге дискуссии таковыми признали карелов, вепсов и русских. И если для русских каких-то специфических именно для Карелии нацио­нальных проблем не было, то применительно к карелам и вепсам их возникало мно­жество.

Карелы, дав имя названию республики, не только не обладали какими-то пре­имуществами, но и оказались в состоянии кризиса как этнос. Реальной становилась перспектива исчезновения этого народа, прежде всего, в ходе естественной ассимиля­ции.

В годы перестройки обозначились различные взгляды на пути решения вопроса о сохранении и развитии карельского народа. В центре внимания оказался карельский язык. Это не было случайностью, поскольку проблема карельского языка явно или скрыто существовала на протяжении всего советского периода истории карельского народа. Известный писатель Я. Ругоев, выступивший за сохранение и развитие ка­рельской культуры, одновременно заявил, что нет смысла пытаться создавать карель­скую письменность, так как общим литературным языком для всех карелов может служить финский. Заявление Я. Ругоева вызвало активную дискуссию о судьбах ка­рельского языка. Обсудив ее итоги, Совет Министров КАССР поручил ИЯЛИ КФ АН СССР, Министерству народного образования, Министерству культуры КАССР, другим заинтересованным министерствам и ведомствам разработать целевую про­грамму по развитию карельского языка, учитывающую необходимость решения про­блем национального самосознания, материальной и духовной культуры карелов. Предполагалось подготовить букварь карельского языка на основе латинской гра­фики и свод орфографических правил карельского языка для карелов-ливвиков. На­мечались меры по изданию школьных учебников карельского языка для 1-3 классов. Увеличивался прием студентов на финно-угорское отделение Петрозаводского государственного университета.

Однако обсуждение проблем карельского языка постепенно приняло полити­ческий характер. Поводом стало "Открытое письмо к жителям Карелии", опубли­кованное 5 апреля 1989 г. в газете "Ленинская правда". Его подписали писатели Я. Ругоев, О. Степанов, П. Мутанен, композитор Г. Синисало, художники В. Добры­нин, К. Буторов и др. Проанализировав итоги выборов народных депутатов СССР, состоявшихся 26 марта 1989 г., они отметили, что из 71 кандидата только 13 пред­ставляли коренное население республики, в том числе 9 карелов, 2 вепса и 2 финна. После проведения окружных избирательных собраний зарегистрировали только 5 представителей коренного населения. Все кандидаты, представлявшие коренное население, включая первого секретаря Карельского обкома КПСС B.C. Степанова, выборы проиграли.

По мнению авторов, "то, что случилось... не является случайностью. Скорее все­го это отражение не только крупных срывов в интернациональном воспитании насе­ления Карелии... но и результат длительного пренебрежения и нежелания разобрать­ся в существующих межнациональных отношениях в нашей многонациональной республике. Многочисленные же сигналы с мест о неблагополучных явлениях годами квалифицировались, чаще всего, как частные случаи, и им не давали принципиаль­ной оценки. По давней традиции считалось и до сих пор считается, что у нас в Каре­лии неудобно затрагивать эти больные вопросы...". Среди виновников такой ситуа­ции авторы письма называли мигрантов, чуждых истории и культуры края и его "первожителям". Письмо вызвало бурную реакцию общественности и активизирова­ло дискуссию по национальному вопросу. Зазвучали требования о законодательном определении статуса карельского языка. Новый толчок политизации "карельского вопроса" дали итоги выборов в Верховный Совет КАССР в 1990 г. Среди избранных депутатов представители коренного населения составили около 10%, что соответство­вало национальной структуре населения республики. Но не всех этот результат удо­влетворил. В прессе, появились публикации, авторы которых настаивали на создании правового механизма, обеспечивающего гарантированную квоту депутатских ман­датов для представителей коренного населения.

В мае 1989 г. в Петрозаводске состоялась конференция "Карелы: этнос, язык, куль­тура, экономика. Проблемы развития в условиях совершенствования межнациональ­ных отношений". Участники конференции приняли рекомендации, в том числе.об изучении карельского языка только как родного карельским населением и на безус­ловно добровольной основе. Они обратились к Министерству народного образова­ния КАССР с предложением ввести преподавание карельского языка для карелов в детских садах и начальных классах, не препятствовать изучению карельского языка лицами других национальностей. В рекомендациях конференции предлагалось от­крыть кафедру родных языков в КГПИ и отделение родного языка в ПГУ.

Тогда же создается Общество карельской культуры. Общество ставило перед со­бой задачи развития культуры и языка карелов, воспитания у них уважительного от­ношения к своему историческому наследию, участия в решении вопросов, затрагива­ющих интересы карельского народа. В центре внимания общества находилась проблема карельского языка. К весне 1989 г. общество насчитывало около 300 чле­нов, в основном петрозаводчан. Его отделения создаются в Олонце, Пряже, .Паданах и Сегеже. До 1990 г. Общество карельской культуры не занималось политической де­ятельностью. Однако со временем общественно-политические вопросы начинают занимать в его работе все большее место, возможно, под влиянием критики со стороны радикального крыла карельского национального движения.

С осени 1990 г. вне рамок обществ национальных культур возникают инициатив­ные группы, выступающие с идеей государственного суверенитета для титульных наций. В Карелии в ноябре появляется группа А. Григорьева, со временем оформив­шаяся в "Карельское движение", своей целью определила отстаивание социально-политических, экономических интересов карелов путем пересмотра национально-го­сударственного статуса Карелии. Для этого предлагалось создать общественно-по­литического движение, которое координировало бы деятельность всех национально-культурных обществ финно-угорских народов. Однако последние не проявили интереса к предложению.

Обществом карельской культуры в декабре 1990 г. было принято решение о про­ведении в июне 1991 г. республиканского съезда карелов для выработки единой рес­публиканской комплексной программы национального возрождения карельского народа в Карельской АССР, включающей в себя решение вопросов социальной, эко­номической и демографической политики, определение путей совершенствования национально-государственного устройства республики, обсуждение мер по дальней­шему развитию языка, культуры, образования карелов, укрепление их сотрудниче­ства с карелами, проживающими за пределами автономии. 16 января 1991 г. это пред­ложение поддержал Президиум Верховного Совета Карельской АССР. Выборы делегатов состоялись весной 1991 г.

Оргкомитет по подготовке и проведению съезда опубликовал тезисы доклада "О политико-правовом состоянии карельского народа в Карельской АССР", в которых говорилось о том, что создание государственного образования для карелов только на словах являлось реализацией права народов на самоопределение, в реальности же этот шаг вызвало противостояние Советской России и Финляндии. На протяжении всей истории существования карельской государственности она оставалась формальной. В Конституции КАССР 1978 г. даже не упоминается о карелах, не определяется статус карельского языка. Принятая Верховным Советом республики в августе 1990 г. Де­кларация о государственном суверенитете Карельской АССР продолжила линию на территориальный, а не национальный характер карельской государственности.

Авторы тезисов предлагали добиваться расширения прав республики в решении социально-экономических вопросов, отказаться от статуса автономной республики, реализовать на практике положения Тартуского договора 1920 г., прежде всего "За­явления о самоуправлении Восточной Карелии", в соответствии с которым карель­ская автономия должна быть в границах ее этнической территории, с органами само­управления, обладающими широкой свободой действий, с карельским народным языком в качестве государственного, с собственными силами местной обороны в виде милиции. Оргкомитет съезда предлагал решить вопрос о создании на этнической тер­ритории карелов национальных районов и сельских Советов, образовать Государ­ственный комитет по делам национальностей, создать в Верховном Совете КАССР палату национальностей, предоставить право отлагательного вето на решения, ущем­ляющие права коренных народов республики, либо депутатам от национальных рай­онов, либо постоянной комиссии по вопросам национальной политики, языка, куль­туры и охраны исторического наследия Верховного Совета Карельской АССР14.

"Карельское движение" предложило свой вариант повестки дня съезда, включав­ший: восстановление "правдивой истории карельского народа"; достижение подлин­ного суверенитета карельского народа либо путем превращения Карелии в союзную республику, либо путем предоставления ей независимости по прибалтийскому вари­анту, либо через присоединение к Финляндии; создание "действительно нацио­нальных" государственных структур (либо двухпалатный парламент, либо квота в треть мест в парламенте); языковое, этническое и культурное возрождение путем кон­солидации южных и северных карелов, вепсов, финнов, ингерманландцев на основе финского языка; узаконение миграционных процессов (ограничение притока в рес­публику представителей других национальностей); возвращение исторических назва­ний населенным пунктам; защита национальной символики и т. д.15 .

Съезд карельского народа состоялся 28-30 июня 1991 г. в Олонце. В нем приняло участие 236 делегатов, из которых 231 владел карельским языком, 97 - финским. Он принял Решение и Декларацию, избрал Совет уполномоченных и назначил очеред­ной съезд на 1994 г. В Декларации выражались глубокая тревога и озабоченность за судьбу карельского народа, в значительной степени ограниченного в правах на свое политическое, экономическое и культурное возрождение. В Декларации содержались следующие предложения: отказ от статуса автономной республики; принятие назва­ния "Карельская республика" в составе РСФСР; соблюдение прав Карельской авто­номии, признанных Тартуским мирным договором 1920 г.; создание условий для об­разования на этнической территории карелов по их желанию национальных -образований; предоставление этим национальным образованиям права собственнос­ти на землю и природные богатства; образование Государственного комитета по де­лам национальностей; создание в Верховном Совете КАССР двух палат: палаты рес­публики и палаты национальных образований; признание государственными языками русского и карельского16.

Некоторые решения съезда вызвали острую полемику. Так, ряд известных ка­рельских писателей резко выступили против решения съезда о необходимости при­знания государственными языками карельского и русского, назвав его "расистским". Они считали, что при принятии этого решения делегаты руководствовались каким-то старым предубеждением к северным карелам, разговаривающим почти на фин­ском языке.

Упоминавшаяся в решениях съезда идея создания национальных районов и сель­ских советов к тому времени не только широко обсуждалась, но и находилась в ста­дии практического решения. В Верховном Совете КАССР шла работа над проектом закона "О правовом статусе национального районного, сельского и поселкового Со­вета народных депутатов". А в Калевальском районе, не дожидаясь принятия этого закона, 12 июня 1991 г., одновременно с выборами Президента РСФСР, провели ре­ферендум по вопросу "Согласны ли Вы придать Калевальскому району статус нацио­нального?" В референдуме приняло участие 84% избирателей, из них 82,7% ответили на предложенный вопрос положительно. Карелы составляли 36% населения района, русские - 43%, белорусы - 12%. Однако до принятия соответствующего закона ито­ги референдума не могли иметь юридического, обязывающего значения.

Таким образом, к началу 1990-х гг. национальные проблемы карельского на­рода оказались в центре внимания общественности, приобрели политизированный характер, но их практическое решение еще только начиналось.

Основными проблемами вепсской народности являлись угроза ассимиляции и утраты вепсского языка. Рядом исследователей была предложена следующая про­грамма решения проблем вепсов: поэтапное восстановление и развитие вепсской ав­тономии, воссоздание письменности, введение в школах преподавания вепсского языка, истории и культуры вепсского народа. В 1988 г. представители вепсов обратились в только что созданный научно-общественный совет по сохранению куль­тур малых народов при Советском фонде культуры. Совет подготовил 11 обраще­ний в министерства и ведомства по оказанию помощи в возрождении вепсской на­родности. Были даже выпущены марка и буклет, посвященные вепсам. Совет выступил инициатором проведения регионального межведомственного совещания "Вепсы: проблемы развития экономики и культуры в условиях перестройки", состо­явшегося в Петрозаводске 27-28 октября 1988 г. В подготовке и проведении сове­щания участвовали Совет Министров КАССР, Ленинградский и Вологодский обл­исполкомы, КФ АН СССР, министерства и ведомства. В рекомендациях совещания констатировалось, что географически единая территория расселения вепсов была включена в разные административно-территориальные образований, что повлекло за собой нарушение экономических связей и естественного общения населения. Рай­оны проживания вепсов оказались на1 окраинах двух областей и автономной рес­публики, что усугубило их социально-экономическое положение. Это усилило миг­рацию вепсов в города, привело к обезлюживанию многих сельских населенных пунктов, выпадению из хозяйственного оборота значительных массивов земельных угодий. Упразднение вепсских национальных районов, прекращение изучения в школах вепсского языка и преподавания других предметов на вепсском языке, лик­видация вепсской письменности в конце 1930-х гг. и позднее, отсутствие литерату­ры на языке, искусственное ускорение ассимиляции, снижение продолжительности жизни вепсов создали реальную угрозу существованию и едцнству вепсской народ­ности, ее культуры и языка

Совещание рекомендовало Совету Министров КАССР, Ленинградскому и Воло­годскому облисполкомам рассмотреть возможность создания в районах проживания вепсов национальных вепсских районов в качестве переходного этапа к созданию Вепсского автономного округа. Среди признанных необходимыми мероприятий были: возрождение хозяйственной деятельности в обезлюдевших и малых деревнях силами местного коренного и привлеченного вепсского населения на основе арендного, индивидуального и семейного подрядов; широкое дорожное строительство; разработка и обоснование перечня льгот для вепсов или распространение на них льгот, преду­смотренных для народностей Севера; разработка долгосрочной концепции экономи­ческого и социального развития районов проживания вепсов; введение изучения вепс­ского языка в детских дошкольных учреждениях и начальных классах; подготовка вепсского букваря; введение в школах курса "Народоведение". Совещание поручило оргкомитету обратиться к комиссии по обобщению предложений и замечаний к об­суждавшемуся в тот период проекту изменений Конституции СССР с предложениями о дополнениях и изменениях, касающихся представительства народов СССР, не име­ющих своих национально-государственных образований, в Советах всех уровней, возможности включения автономных округов в состав автономных республик, ста­туса национальных районов и национальных сельских Советов17.       .,

Материалы совещания обсудил Совет Министров РСФСР, поручивший министер­ствам и ведомствам проработать поднятые вопросы и решить их в пользу вепсского населения. Госплан КАССР подготовил предложения по дальнейшему социально-культурному и экономическому развитию вепсского края до 2005 г. Началась работа по воссозданию вепсской письменности и организации изучения вепсского языка в школах Карелии. В Министерстве просвещения КАССР была создана специальная рабочая группа. Впервые преподавание вепсского языка началось в Рыборецкой 8-летней школе. Готовилась экспериментальная проверка букварей вепсского языка  в рукописных вариантах на основе латиницы и кириллицы. Решение же вопроса о вепсской автономии было отложено.

В июне 1989 г. состоялось учредительное собрание инициативной группы пред­ставителей общественности Карелии по созданию добровольного общества вепсской культуры. Был утвержден устав общества, проведены выборы правления и руководя­щего состава. В руководящие органы общества вошли представители вепсов Ленин­градской и Вологодской областей.

11 августа 1989 г.,бюро Карельского обкома КПСС рассмотрело вопрос "О созда­нии вепсского национального района на базе Шелтозерского, Шокшинского и Рыборецкого сельских Советов". В решении бюро говорилось о необходимости вынесения вопроса национально-административного устройства вепсской народности на обсуж­дение всего населения Прионежского района и проведения сельских сходов. КФ АН СССР поручалось разработать статус национального района.

В августе 1989 г. в Шокше, Шелтозере и Рыбреке прошли собрания территори­альных парторганизаций, обсудившие идею создания вепсского национального района. Вопрос этот широко обсуждался в местной печати. В конце концов республи­канские и районные органы власти пришли к выводу, что вопрос об административ­но-территориальном устройстве вепсов необходимо вынести на обсуждение сессий сельских Советов и народных сходов. Большинство из них сочли идею создания на­ционального района преждевременной и экономически неоправданной.

Продолжалась работа по созданию вепсской письменности. Ученые подготовили два варианта вепсского букваря. Букварь Р.Ф. Максимовой и Э.В. Коттиной, осно­ванный на русском алфавите, учитывал особенности северовепсского диалекта. Бук­варь Н.Г. Зайцевой и М.И. Муллонен использовал латинский шрифт и отражал средневепсский говор. В итоге были изданы оба варианта букваря.

В марте 1990 г. президиум Совета Министров КАССР рассмотрел вопрос о перво­очередных мерах по социально-экономическому развитию территории проживания вепсов Карелии в 1990 г. и на XIII пятилетку. Президиум признал, что имеет место реальная угроза существованию и единству вепсской народности, ее культуре и языку и предложил республиканским министерствам и ведомствам, Прионежскому райис­полкому принять меры по устранению недостатков и упущений, активизировать стро­ительство жилья и объектов культурно-бытового назначения, развитию традицион­ных отраслей, возрождению хозяйственной деятельности обезлюдевших и мелких сел и деревень и т. д. Министерству народного образования КАССР поручалось с 1990 г. ввести изучение вепсского языка в детских дошкольных учреждениях и школах с уче­том желания родителей18.

В октябре 1990 г. в Шелтозере, Рыбреке и Шокше провели опрос общественного мнения по вопросу о создании вепсского национального района. В январе 1991 г. объединенная сессия Шелтозерского, Шокшинского и Рыборецкого сельских Сове­тов предложила включить в повестку дня очередной сессии Верховного Совета КАССР обсуждение законопроекта о национальных районах и сельских Советах. Однако в тот период вопрос о создании вепсского национального района остался нерешенным.

Официальные структуры, руководство республики основное внимание уделяли реформированию системы органов государственной власти и управления. 1 ноября 1989 г. Верховный Совет КАССР внес изменения и дополнения в текст Конституции Карельской АССР, отнеся к ведению Верховного Совета обеспечение развития наци­ональной культуры и языка. В то же время не получили поддержки предложения об  образовании национальных избирательных округов, о предоставлении лицам корен­ных национальностей исключительного права избираться депутатами Верховного Совета КАССР.

Подобрать тур
Наши контакты
Экскурсии по Карелии
Билеты на Кижи
Экскурсии на Валаам и Соловки
Мы в социальных сетях
Новости
Ежедневно на остров Кижи
28.10

Приглашаем в увлекательное путешествие на остров Кижи. Осенью, зимой и весной мы предлагаем однодневные поездки через Заонежье. Вы не только посетите наш самый известный остров, но и увидите деревни Заонежья, побываете на самом крупном в мире месторождении шунгита в Толвуи.

Предновогодние сюрпризы!
20.12

Признание от парнеров под Новый год - еще один подарок! 

Экскурсии летом 2024
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2024 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы