Национальный вопрос в Карелии в годы перестройки
Важнейшей особенностью общественно-политического развития Карелии в годы перестройки стало выдвижение в центр общественного внимания национального вопроса и связанной с ним проблемы национально-государственного статуса республики. Он не приобрел той остроты, которая была характерна для многих других регионов СССР, хотя и имел свои особенности.
По данным переписи населения 1989 г., на территории Карельской АССР проживали представители 92 наций и народностей. Наиболее многочисленными из них являлись русские - 73,6% населения, карелы - 10, белорусы - 7, украинцы - 3,6, финны - 2,3, вепсы - 0,8%. Доля прочих наций и народностей составляла 2,7%. Из проживавших в СССР 212 тыс. финнов, вепсов и карелов на долю республики приходилось менее половины. Они составляли 13% населения республики. Основным разговорным языком являлся русский. Им свободно владело 99,4% населения республики. Считали родным или могли свободно говорить на карельском языке 63,5% карелов. На вепсском языке свободно говорили 55,1% вепсов, на финском языке-40,8% финнов13.
В 1986-1987 гг. в республиканских средствах массовой информации представители национальной интеллигенции начали поднимать вопрос о необходимости возрождения карельского и вепсского языков, о сложном положении этих народов. Одновременно выдвигались предложения о создании национально-культурных обществ, призванных способствовать национальному возрождению народов Карелии. В дальнейшем в центре внимания оказались вопросы национально-государственного статуса республики. Острую дискуссию вызвал вопрос о том, какие народы следует считать коренными для Карелии. В итоге дискуссии таковыми признали карелов, вепсов и русских. И если для русских каких-то специфических именно для Карелии национальных проблем не было, то применительно к карелам и вепсам их возникало множество.
Карелы, дав имя названию республики, не только не обладали какими-то преимуществами, но и оказались в состоянии кризиса как этнос. Реальной становилась перспектива исчезновения этого народа, прежде всего, в ходе естественной ассимиляции.
В годы перестройки обозначились различные взгляды на пути решения вопроса о сохранении и развитии карельского народа. В центре внимания оказался карельский язык. Это не было случайностью, поскольку проблема карельского языка явно или скрыто существовала на протяжении всего советского периода истории карельского народа. Известный писатель Я. Ругоев, выступивший за сохранение и развитие карельской культуры, одновременно заявил, что нет смысла пытаться создавать карельскую письменность, так как общим литературным языком для всех карелов может служить финский. Заявление Я. Ругоева вызвало активную дискуссию о судьбах карельского языка. Обсудив ее итоги, Совет Министров КАССР поручил ИЯЛИ КФ АН СССР, Министерству народного образования, Министерству культуры КАССР, другим заинтересованным министерствам и ведомствам разработать целевую программу по развитию карельского языка, учитывающую необходимость решения проблем национального самосознания, материальной и духовной культуры карелов. Предполагалось подготовить букварь карельского языка на основе латинской графики и свод орфографических правил карельского языка для карелов-ливвиков. Намечались меры по изданию школьных учебников карельского языка для 1-3 классов. Увеличивался прием студентов на финно-угорское отделение Петрозаводского государственного университета.
Однако обсуждение проблем карельского языка постепенно приняло политический характер. Поводом стало "Открытое письмо к жителям Карелии", опубликованное 5 апреля 1989 г. в газете "Ленинская правда". Его подписали писатели Я. Ругоев, О. Степанов, П. Мутанен, композитор Г. Синисало, художники В. Добрынин, К. Буторов и др. Проанализировав итоги выборов народных депутатов СССР, состоявшихся 26 марта 1989 г., они отметили, что из 71 кандидата только 13 представляли коренное население республики, в том числе 9 карелов, 2 вепса и 2 финна. После проведения окружных избирательных собраний зарегистрировали только 5 представителей коренного населения. Все кандидаты, представлявшие коренное население, включая первого секретаря Карельского обкома КПСС B.C. Степанова, выборы проиграли.
По мнению авторов, "то, что случилось... не является случайностью. Скорее всего это отражение не только крупных срывов в интернациональном воспитании населения Карелии... но и результат длительного пренебрежения и нежелания разобраться в существующих межнациональных отношениях в нашей многонациональной республике. Многочисленные же сигналы с мест о неблагополучных явлениях годами квалифицировались, чаще всего, как частные случаи, и им не давали принципиальной оценки. По давней традиции считалось и до сих пор считается, что у нас в Карелии неудобно затрагивать эти больные вопросы...". Среди виновников такой ситуации авторы письма называли мигрантов, чуждых истории и культуры края и его "первожителям". Письмо вызвало бурную реакцию общественности и активизировало дискуссию по национальному вопросу. Зазвучали требования о законодательном определении статуса карельского языка. Новый толчок политизации "карельского вопроса" дали итоги выборов в Верховный Совет КАССР в 1990 г. Среди избранных депутатов представители коренного населения составили около 10%, что соответствовало национальной структуре населения республики. Но не всех этот результат удовлетворил. В прессе, появились публикации, авторы которых настаивали на создании правового механизма, обеспечивающего гарантированную квоту депутатских мандатов для представителей коренного населения.
В мае 1989 г. в Петрозаводске состоялась конференция "Карелы: этнос, язык, культура, экономика. Проблемы развития в условиях совершенствования межнациональных отношений". Участники конференции приняли рекомендации, в том числе.об изучении карельского языка только как родного карельским населением и на безусловно добровольной основе. Они обратились к Министерству народного образования КАССР с предложением ввести преподавание карельского языка для карелов в детских садах и начальных классах, не препятствовать изучению карельского языка лицами других национальностей. В рекомендациях конференции предлагалось открыть кафедру родных языков в КГПИ и отделение родного языка в ПГУ.
Тогда же создается Общество карельской культуры. Общество ставило перед собой задачи развития культуры и языка карелов, воспитания у них уважительного отношения к своему историческому наследию, участия в решении вопросов, затрагивающих интересы карельского народа. В центре внимания общества находилась проблема карельского языка. К весне 1989 г. общество насчитывало около 300 членов, в основном петрозаводчан. Его отделения создаются в Олонце, Пряже, .Паданах и Сегеже. До 1990 г. Общество карельской культуры не занималось политической деятельностью. Однако со временем общественно-политические вопросы начинают занимать в его работе все большее место, возможно, под влиянием критики со стороны радикального крыла карельского национального движения.
С осени 1990 г. вне рамок обществ национальных культур возникают инициативные группы, выступающие с идеей государственного суверенитета для титульных наций. В Карелии в ноябре появляется группа А. Григорьева, со временем оформившаяся в "Карельское движение", своей целью определила отстаивание социально-политических, экономических интересов карелов путем пересмотра национально-государственного статуса Карелии. Для этого предлагалось создать общественно-политического движение, которое координировало бы деятельность всех национально-культурных обществ финно-угорских народов. Однако последние не проявили интереса к предложению.
Обществом карельской культуры в декабре 1990 г. было принято решение о проведении в июне 1991 г. республиканского съезда карелов для выработки единой республиканской комплексной программы национального возрождения карельского народа в Карельской АССР, включающей в себя решение вопросов социальной, экономической и демографической политики, определение путей совершенствования национально-государственного устройства республики, обсуждение мер по дальнейшему развитию языка, культуры, образования карелов, укрепление их сотрудничества с карелами, проживающими за пределами автономии. 16 января 1991 г. это предложение поддержал Президиум Верховного Совета Карельской АССР. Выборы делегатов состоялись весной 1991 г.
Оргкомитет по подготовке и проведению съезда опубликовал тезисы доклада "О политико-правовом состоянии карельского народа в Карельской АССР", в которых говорилось о том, что создание государственного образования для карелов только на словах являлось реализацией права народов на самоопределение, в реальности же этот шаг вызвало противостояние Советской России и Финляндии. На протяжении всей истории существования карельской государственности она оставалась формальной. В Конституции КАССР 1978 г. даже не упоминается о карелах, не определяется статус карельского языка. Принятая Верховным Советом республики в августе 1990 г. Декларация о государственном суверенитете Карельской АССР продолжила линию на территориальный, а не национальный характер карельской государственности.
Авторы тезисов предлагали добиваться расширения прав республики в решении социально-экономических вопросов, отказаться от статуса автономной республики, реализовать на практике положения Тартуского договора 1920 г., прежде всего "Заявления о самоуправлении Восточной Карелии", в соответствии с которым карельская автономия должна быть в границах ее этнической территории, с органами самоуправления, обладающими широкой свободой действий, с карельским народным языком в качестве государственного, с собственными силами местной обороны в виде милиции. Оргкомитет съезда предлагал решить вопрос о создании на этнической территории карелов национальных районов и сельских Советов, образовать Государственный комитет по делам национальностей, создать в Верховном Совете КАССР палату национальностей, предоставить право отлагательного вето на решения, ущемляющие права коренных народов республики, либо депутатам от национальных районов, либо постоянной комиссии по вопросам национальной политики, языка, культуры и охраны исторического наследия Верховного Совета Карельской АССР14.
"Карельское движение" предложило свой вариант повестки дня съезда, включавший: восстановление "правдивой истории карельского народа"; достижение подлинного суверенитета карельского народа либо путем превращения Карелии в союзную республику, либо путем предоставления ей независимости по прибалтийскому варианту, либо через присоединение к Финляндии; создание "действительно национальных" государственных структур (либо двухпалатный парламент, либо квота в треть мест в парламенте); языковое, этническое и культурное возрождение путем консолидации южных и северных карелов, вепсов, финнов, ингерманландцев на основе финского языка; узаконение миграционных процессов (ограничение притока в республику представителей других национальностей); возвращение исторических названий населенным пунктам; защита национальной символики и т. д.15 .
Съезд карельского народа состоялся 28-30 июня 1991 г. в Олонце. В нем приняло участие 236 делегатов, из которых 231 владел карельским языком, 97 - финским. Он принял Решение и Декларацию, избрал Совет уполномоченных и назначил очередной съезд на 1994 г. В Декларации выражались глубокая тревога и озабоченность за судьбу карельского народа, в значительной степени ограниченного в правах на свое политическое, экономическое и культурное возрождение. В Декларации содержались следующие предложения: отказ от статуса автономной республики; принятие названия "Карельская республика" в составе РСФСР; соблюдение прав Карельской автономии, признанных Тартуским мирным договором 1920 г.; создание условий для образования на этнической территории карелов по их желанию национальных -образований; предоставление этим национальным образованиям права собственности на землю и природные богатства; образование Государственного комитета по делам национальностей; создание в Верховном Совете КАССР двух палат: палаты республики и палаты национальных образований; признание государственными языками русского и карельского16.
Некоторые решения съезда вызвали острую полемику. Так, ряд известных карельских писателей резко выступили против решения съезда о необходимости признания государственными языками карельского и русского, назвав его "расистским". Они считали, что при принятии этого решения делегаты руководствовались каким-то старым предубеждением к северным карелам, разговаривающим почти на финском языке.
Упоминавшаяся в решениях съезда идея создания национальных районов и сельских советов к тому времени не только широко обсуждалась, но и находилась в стадии практического решения. В Верховном Совете КАССР шла работа над проектом закона "О правовом статусе национального районного, сельского и поселкового Совета народных депутатов". А в Калевальском районе, не дожидаясь принятия этого закона, 12 июня 1991 г., одновременно с выборами Президента РСФСР, провели референдум по вопросу "Согласны ли Вы придать Калевальскому району статус национального?" В референдуме приняло участие 84% избирателей, из них 82,7% ответили на предложенный вопрос положительно. Карелы составляли 36% населения района, русские - 43%, белорусы - 12%. Однако до принятия соответствующего закона итоги референдума не могли иметь юридического, обязывающего значения.
Таким образом, к началу 1990-х гг. национальные проблемы карельского народа оказались в центре внимания общественности, приобрели политизированный характер, но их практическое решение еще только начиналось.
Основными проблемами вепсской народности являлись угроза ассимиляции и утраты вепсского языка. Рядом исследователей была предложена следующая программа решения проблем вепсов: поэтапное восстановление и развитие вепсской автономии, воссоздание письменности, введение в школах преподавания вепсского языка, истории и культуры вепсского народа. В 1988 г. представители вепсов обратились в только что созданный научно-общественный совет по сохранению культур малых народов при Советском фонде культуры. Совет подготовил 11 обращений в министерства и ведомства по оказанию помощи в возрождении вепсской народности. Были даже выпущены марка и буклет, посвященные вепсам. Совет выступил инициатором проведения регионального межведомственного совещания "Вепсы: проблемы развития экономики и культуры в условиях перестройки", состоявшегося в Петрозаводске 27-28 октября 1988 г. В подготовке и проведении совещания участвовали Совет Министров КАССР, Ленинградский и Вологодский облисполкомы, КФ АН СССР, министерства и ведомства. В рекомендациях совещания констатировалось, что географически единая территория расселения вепсов была включена в разные административно-территориальные образований, что повлекло за собой нарушение экономических связей и естественного общения населения. Районы проживания вепсов оказались на1 окраинах двух областей и автономной республики, что усугубило их социально-экономическое положение. Это усилило миграцию вепсов в города, привело к обезлюживанию многих сельских населенных пунктов, выпадению из хозяйственного оборота значительных массивов земельных угодий. Упразднение вепсских национальных районов, прекращение изучения в школах вепсского языка и преподавания других предметов на вепсском языке, ликвидация вепсской письменности в конце 1930-х гг. и позднее, отсутствие литературы на языке, искусственное ускорение ассимиляции, снижение продолжительности жизни вепсов создали реальную угрозу существованию и едцнству вепсской народности, ее культуры и языка
Совещание рекомендовало Совету Министров КАССР, Ленинградскому и Вологодскому облисполкомам рассмотреть возможность создания в районах проживания вепсов национальных вепсских районов в качестве переходного этапа к созданию Вепсского автономного округа. Среди признанных необходимыми мероприятий были: возрождение хозяйственной деятельности в обезлюдевших и малых деревнях силами местного коренного и привлеченного вепсского населения на основе арендного, индивидуального и семейного подрядов; широкое дорожное строительство; разработка и обоснование перечня льгот для вепсов или распространение на них льгот, предусмотренных для народностей Севера; разработка долгосрочной концепции экономического и социального развития районов проживания вепсов; введение изучения вепсского языка в детских дошкольных учреждениях и начальных классах; подготовка вепсского букваря; введение в школах курса "Народоведение". Совещание поручило оргкомитету обратиться к комиссии по обобщению предложений и замечаний к обсуждавшемуся в тот период проекту изменений Конституции СССР с предложениями о дополнениях и изменениях, касающихся представительства народов СССР, не имеющих своих национально-государственных образований, в Советах всех уровней, возможности включения автономных округов в состав автономных республик, статуса национальных районов и национальных сельских Советов17. .,
Материалы совещания обсудил Совет Министров РСФСР, поручивший министерствам и ведомствам проработать поднятые вопросы и решить их в пользу вепсского населения. Госплан КАССР подготовил предложения по дальнейшему социально-культурному и экономическому развитию вепсского края до 2005 г. Началась работа по воссозданию вепсской письменности и организации изучения вепсского языка в школах Карелии. В Министерстве просвещения КАССР была создана специальная рабочая группа. Впервые преподавание вепсского языка началось в Рыборецкой 8-летней школе. Готовилась экспериментальная проверка букварей вепсского языка в рукописных вариантах на основе латиницы и кириллицы. Решение же вопроса о вепсской автономии было отложено.
В июне 1989 г. состоялось учредительное собрание инициативной группы представителей общественности Карелии по созданию добровольного общества вепсской культуры. Был утвержден устав общества, проведены выборы правления и руководящего состава. В руководящие органы общества вошли представители вепсов Ленинградской и Вологодской областей.
11 августа 1989 г.,бюро Карельского обкома КПСС рассмотрело вопрос "О создании вепсского национального района на базе Шелтозерского, Шокшинского и Рыборецкого сельских Советов". В решении бюро говорилось о необходимости вынесения вопроса национально-административного устройства вепсской народности на обсуждение всего населения Прионежского района и проведения сельских сходов. КФ АН СССР поручалось разработать статус национального района.
В августе 1989 г. в Шокше, Шелтозере и Рыбреке прошли собрания территориальных парторганизаций, обсудившие идею создания вепсского национального района. Вопрос этот широко обсуждался в местной печати. В конце концов республиканские и районные органы власти пришли к выводу, что вопрос об административно-территориальном устройстве вепсов необходимо вынести на обсуждение сессий сельских Советов и народных сходов. Большинство из них сочли идею создания национального района преждевременной и экономически неоправданной.
Продолжалась работа по созданию вепсской письменности. Ученые подготовили два варианта вепсского букваря. Букварь Р.Ф. Максимовой и Э.В. Коттиной, основанный на русском алфавите, учитывал особенности северовепсского диалекта. Букварь Н.Г. Зайцевой и М.И. Муллонен использовал латинский шрифт и отражал средневепсский говор. В итоге были изданы оба варианта букваря.
В марте 1990 г. президиум Совета Министров КАССР рассмотрел вопрос о первоочередных мерах по социально-экономическому развитию территории проживания вепсов Карелии в 1990 г. и на XIII пятилетку. Президиум признал, что имеет место реальная угроза существованию и единству вепсской народности, ее культуре и языку и предложил республиканским министерствам и ведомствам, Прионежскому райисполкому принять меры по устранению недостатков и упущений, активизировать строительство жилья и объектов культурно-бытового назначения, развитию традиционных отраслей, возрождению хозяйственной деятельности обезлюдевших и мелких сел и деревень и т. д. Министерству народного образования КАССР поручалось с 1990 г. ввести изучение вепсского языка в детских дошкольных учреждениях и школах с учетом желания родителей18.
В октябре 1990 г. в Шелтозере, Рыбреке и Шокше провели опрос общественного мнения по вопросу о создании вепсского национального района. В январе 1991 г. объединенная сессия Шелтозерского, Шокшинского и Рыборецкого сельских Советов предложила включить в повестку дня очередной сессии Верховного Совета КАССР обсуждение законопроекта о национальных районах и сельских Советах. Однако в тот период вопрос о создании вепсского национального района остался нерешенным.
Официальные структуры, руководство республики основное внимание уделяли реформированию системы органов государственной власти и управления. 1 ноября 1989 г. Верховный Совет КАССР внес изменения и дополнения в текст Конституции Карельской АССР, отнеся к ведению Верховного Совета обеспечение развития национальной культуры и языка. В то же время не получили поддержки предложения об образовании национальных избирательных округов, о предоставлении лицам коренных национальностей исключительного права избираться депутатами Верховного Совета КАССР.