Образование и наука
Приоритетное внимание в сфере культуры уделялось ее базовой отрасли - образованию. XXIV съезд КПСС выдвинул на 1971-1975 гг. задачу перехода страны ко всеобщему среднему образованию молодежи. Пять лет спустя очередной съезд партии констатировал: поставленная задача в основном решена. В Карелии же к этому времени лишь две трети молодежи своевременно получали среднее образование. Препятствием для осуществления планов было невыполнение в республике Закона о всеобщем восьмилетнем обучении: в середине 1970-х гг. 15 % юношей и девушек не получали в положенный срок восьмилетнего образования89.
Тем не менее численность окончивших полную среднюю школу выросла с 6 тыс. в 1971 г. до 10, 6 тыс. в 1980 г. Последовавшее в начале 1980-х гг. значительное уменьшение количества учащихся в средних школах было вызвано вступлением в школьный возраст малочисленных контингентов детей, родившихся в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Шло укрупнение средних и сокращение начальных и восьмилетних школ. В итоге общее количество дневных школ уменьшилось с 592 в 1970/71 учебном году до 341 в 1989/90 г. Из-за нехватки ученических мест во многих школах от 10 до 30% школьников занимались во вторую смену, по-прежнему школы испытывали недостаток специальных учебных кабинетов. Совершенствовался преподавательский состав средних учебных заведений. В 1970 г. в школах Карелии работало 7,9 тыс. учителей, более половины из них имели высшее образование. К 1990 г. численность школьных педагогов возросла до 8,7 тыс., а доля имевших вузовские дипломы составила свыше 80%90.
В 1984 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, предусматривавшее дальнейшее реформирование школы. Начался постепенный перевод детей на обучение с шестилетнего возраста (впоследствии не оправдавший себя), средняя школа становилась одиннадцатилетней. Из-за недостатка помещений для занятий шестилеток стали приспосабливать детские сады. В 1989/90 учебном году по новой программе одиннадцатилетней школы обучалось 5,9 тыс. первоклассников.
В 1970-х гг. более пристальное внимание уделяется эстетическому воспитанию молодежи: стали регулярно проводиться массовые мероприятия "Театр и дети", недели музыки и детской книги. В то же время отзвуком "холодной войны" стало усиление военно-патриотического воспитания в школах, вводилась начальная военная подготовка молодежи, во всесоюзном масштабе проводилась массовая военизированная игра "Зарница".
В Карелии в первой половине 1970-х гг. была проведена реорганизация профессионально-технических училищ в средние профессионально-технические училища (СПТУ). Теперь одновременно с рабочей квалификацией учащиеся получали среднее образование. За 1971-1990 гг. в различные отрасли народного хозяйства было направлено более 150 тыс. выпускников таких училищ. Получило развитие среднее специальное образование. В 1972 г. в Петрозаводске открылся еще один техникум - коммунально-строительный. В 1975 г. в республике насчитывалось 16 училищ и техникумов, где велась подготовка по 63 специальностям91.
Приметой времени стал значительный рост числа людей с высшим образованием. За 1970-1985 гг. в народном хозяйстве Карелии количество специалистов с вузовскими дипломами удвоилось и составило 38 тыс. человек. Продолжали расти конкурсы в вузы. В начале 1970-х гг. на восемь факультетов Петрозаводского университета ежегодно поступало более 1300 человек. Наиболее высоким был конкурс на медицинский и историко-филологический факультеты, в то же время падал престиж строительных и сельскохозяйственных специальностей. Расширялся спектр специальностей, по которым велась подготовка кадров. В 1980 г. в университете открылся экономический факультет. В 1971-1990 гг. численность студентов, обучавшихся в трех вузах Петрозаводска (университете, пединституте и филиале Ленинградской консерватории) составляла ежегодно 9,5-10 тыс. человек92. Однако материальная база вузов оставалась слабой, их финансирование, как и всей сферы культуры и образования, велось по остаточному принципу. Из-за нехватки помещений занятия в университете проводились в три смены, с 8 до 23 часов.
Высшее образование, а в ряде случаев и карьера, напрямую были связаны с идеологией. Со второй половины 1970-х гг. стала внедряться система общественно-политической практики студентов, проведения Ленинских зачетов.
Выпускники петрозаводских вузов составляли костяк научных кадров Карелии. В 1980 г. в республике насчитывалось 17 научных учреждений. Наряду с филиалом Академии наук, вузами и архивами исследовательскую работу вели 4 научно-исследовательских института, Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция, Заповедник "Кивач". Всего в научных учреждениях было занято более 1,5 тыс. научных работников, в том числе 48 докторов наук и 629 кандидатов93.
Карельский филиал АН СССР, ставший крупным научным центром на Северо-Западе СССР, успешно развивал комплексные работы в области фундаментальных исследований и по важнейшим научным проблемам, связанным с изучением природных ресурсов и культуры КАССР. Научные подразделения филиала осуществляли исследования с целью расширения минерально-сырьевой базы и развития горно-добывающей промышленности, комплексного использования сырья, повышения продуктивности лесов и сельскохозяйственных угодий Карелии; росла доля работ, связанных с экологической тематикой. История и культура Карелии и Финляндии изучалась специалистами Института языка, литературы и истории. Только за 1970-е гг. в институте было подготовлено 80 книг, в их числе обобщающие исследования и монографии, сборники документов, воспоминаний, научные публикации фольклора, словари.
Комплексный, многоотраслевой характер Карельского филиала АН позволял эффективно решать важные народно-хозяйственные задачи. Примером плодотворного сотрудничества широкого круга ученых и специалистов разного профиля может служить работа Костомукшской комплексной экспедиции, проводившаяся в начале 1970-х гг. В составе экспедиции работали специалисты 19 лабораторий и секторов.
Результаты ее деятельности легли в основу проектирования и строительства Костомукшского горно-обогатительного комбината. Одновременно была осуществлена комплексная оценка природных ресурсов района и основных направлений их рационального использования.
В 1975 г. в филиале АН СССР на правах института был создан самостоятельный отдел математических методов автоматизации научных исследований и проектирования. В январе 1990 г. в целях дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований Карельский филиал АН СССР был преобразован в Карельский научный центр АН СССР. В 1991 г. в его составе организован пятый институт - Институт водных проблем Севера.
Весь спектр наук находился под неусыпным политическим надзором и зачастую подвергался прямому диктату. Особенно уязвимы для прямого политического вмешательства оказывались общественные науки. Ученые-обществоведы, занимавшиеся проблемами социализма, нередко испытывали давление некомпетентных вышестоящих инстанций. В таких условиях, когда слово и дело все чаще расходились, исследователям и преподавателям становилось все труднее давать правдивую и объективную информацию, высказывать научно обоснованные суждения по проблемам развития общества. Они вынуждены были или молчать или проповедовать прописные истины.
В 1970-х гг. стало налаживаться сотрудничество вузов и учреждений науки с зарубежными партнерами. В октябре 1974 г. СССР и Финляндия подписали разработанную Межправительственной комиссией перспективную программу сотрудничества в области науки и техники. В выполнении этой программы активное участие принимали ученые Карельского филиала АН СССР, особенно специалисты, занимающиеся проблемами лесного комплекса, геологии, языкознания, истории. В мае 1978 г. был подписан договор о межвузовском сотрудничестве Петрозаводского университета с университетом г. Йоэнсуу (Финляндия). С этого времени стал развиваться международный обмен преподавателями и студентами