Органы государственной власти и управления. Местные Советы

По результатам обсуждения проекта Конституции непосредственно на сессии Вер­ховного Совета были внесены два новых положения: об обязанности Совета Мини­стров КАССР предоставлять Верховному Совету республики отчеты о выполнении Государственных планов экономического и социального развития и исполнении Го­сударственного бюджета и об обязанности правительства обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие не только республики в целом, но и районов и городов.

Вступление новой Конституции КАССР в силу, а также существенные изменения в союзном и российском законодательстве вызвали необходимость обновления ка­рельского законодательства. В 1978 г. принимается Закон о выборах в Верховный Совет КАССР, в 1979 г. - Закон о выборах в местные Советы народных депутатов. Но изменения в избирательном законодательстве носили не принципиальный, а пре­имущественно технический характер. Так, при выборах в местные Советы для каждого их звена устанавливалось минимальное и максимальное число избирательных округов, отменялся институт окружных избирательных комиссий при проведении вы­боров в поселковые и сельские Советы, общественным организациям и трудовым кол­лективам предоставлялось право отменять свои решения о выдвижении кандидатов. Примечательно, что при принятии обоих законов депутаты не высказали никаких замечаний по проектам и голосовали единогласно, что, впрочем, в тот период явля­лось обычной практикой.

Большое значение для жизни республики имело принятие законов о Совете Ми­нистров КАССР и о внесении изменений в законодательство о местных Советах. Выс­шим органом власти по-прежнему оставался Верховный Совет Карельской АССР, в компетенцию которого входило принятие республиканских законов, утверждение государственных планов экономического и социального развития и государственных бюджетов, формирование республиканского правительства, проведение единой со­циально-экономической политики и т. д.

В годы "застоя" процесс выборов жестко контролировался партийными и совет­скими органами. На один депутатский мандат выдвигался только один кандидат, пред­ставлявший "единый блок коммунистов и беспартийных". Социальный, профессио­нальный, национальный и персональный состав будущего депутатского корпуса предопределялся заранее и потому оставался стабильным. Типичным примером явля­ются результаты выборов 1975 г. В них приняло участие 99,89% избирателей, из них 99,73% проголосовало за кандидатов "единого блока коммунистов и беспартийных". 50% вновь избранных депутатов составляли рабочие, 5% - инженерно-технические работники и специалисты сельского хозяйства, 35% - партийные, советские, комсомольские и профсоюзные работники. Доля женщин среди депутатов - 35%. 96 чело­век из 145 стали депутатами впервые. Национальный состав депутатского корпуса характеризовался следующими показателями: 59% - русские, 39% - карелы, финны и вепсы, 2% - представители других национальностей. 48% депутатов имели высшее или незаконченное высшее образование, 27% - среднее, 23% - неполное среднее и 2% - начальное образование. 19% депутатов были моложе 30 лет, 21% имели возраст от 31 до 40 лет, 43% - 41-50 лет, 17% были старше 50 лет. Членами или кандидатами в члены КПСС являлись 60% депутатов, комсомольцами - 15%2.

При формировании руководящих органов Верховного Совета КАССР, в том чис­ле его Президиума, кандидатах на руководящие посты депутатам не сообщалось ни­чего, кроме названия избирательного округа. Вопросы им не задавали. Коллектив­ные органы избирались списком.

Карельский обком КПСС, активно используя конституционное положение о ру­ководящей и направляющей роли партии в политической системе советского обще­ства, фактически полностью контролировал деятельность Верховного Совета. Все предложения по кадровым вопросам вносились от имени бюро обкома партии. При этом кандидаты на руководящие должности являлись, как правило, освобожденны­ми партийными работниками или членами областного комитета партии. Например, в Верховном Совете Карельской АССР 11-го созыва таковыми являлись оба Предсе­дателя Верховного Совета, оба Председателя Президиума Верховного Совета, Секре­тарь Президиума, 9 из 12 председателей постоянных комиссий. Президиум Верховно­го Совета КАССР без разрешения обкома партии не мог созывать сессии Верховного Совета и утверждать их повестку дня. Принимавшиеся по этому поводу постановле­ния бюро обкома партии имели гриф "секретно".

Местные Советы народных депутатов, провозглашенные Конституцией полити­ческой основой общества, руководили всеми отраслями государственного, хозяйствен­ного и социально-культурного строительства как непосредственно, так и через обра­зуемые ими органы. На сессиях Советов рассматривались важнейшие вопросы социально-экономической жизни, непосредственно касавшиеся насущных проблем жизни людей. Именно в Советы наиболее часто обращались граждане с просьбами о помощи. Так, в 1985 г. поступило более 43 тыс. обращений граждан, из них 55% - по жилищным вопросам, 13% - по коммунальному хозяйству, 7% - по вопросам за­конности и правопорядка, по 3% - по сельскому хозяйству, торговле и общественно­му питанию, бытовому обслуживанию и т. д.3 Аналогичной была структура обраще­ний населения в Верховный Совет и Совет Министров КАССР.

Однако реальные возможности местных Советов оставались ограниченными. Политическая власть была у партии, экономическая - у отраслевых министерств и ведомств. По этим причинам, а также из-за слабой материально-финансовой базы и отсутствия механизма реализации декларированных в законодательстве полномочий Советы не могли оказывать существенного влияния на политическое и социально-экономическое развитие. Основная роль в работе Советов принадлежала не предста­вительным, а исполнительным структурам. Все важнейшие решения по вопросам со­циально-экономического и культурного развития принимались партийными органами.

В 1985 г. начался новый этап истории нашей страны, связанный с осуществлением политики "перестройки", имевшей целью совершенствование, модернизацию социа­листического строя в СССР. На начальном этапе перестройки в центре внимания ока­зались Советы народных депутатов. Их подвергли критике за слабое использование  своих полномочий. Однако со временем власти признали, что главная проблема в работе Советов заключается в нехватке реальных, а не декларированных полномо­чий. XXVII съезд КПСС в 1986 г. выдвинул задачу активизации Советов, усиления их влияния на социально-экономическое развитие страны. Принимается ряд решений по расширению их полномочий и совершенствованию избирательной системы.

В Карелии в 1987 г. вносятся изменения в законодательство о выборах в мест­ные Советы народных депутатов, предусматривавшие определенную демократиза­цию избирательной системы. В частности, теперь допускалась возможность прове­дения выборов по многомандатным округам. В качестве эксперимента такие выборы провели в Кондопожском районе, где образовали 122 многомандатных округа вме­сто 465 существовавших ранее. На окружных предвыборных собраниях обсужда­лось примерно по два кандидата на каждый депутатский мандат. Из числа рекомен­дованных властями кандидатур поддержку собраний получили только 70%. В голосовании приняло участие 88% избирателей. Большинство избирателей, не при­нявших участие в голосовании, объяснили свое неучастие в выборах недовольством порядком продажи винно-водочных изделий (выборы проходили в разгар очеред­ной кампании по борьбе с пьянством), решением жилищно-коммунальных и торго­вых вопросов, работой местных Советов. 93 человека заявили о своем несогласии с порядком проведения выборов и с избирательной системой. Все кандидаты получи­ли более 50% голосов и стали депутатами или резервными депутатами. 36% резерв­ных депутатов являлись партийными и советскими работниками, что создало нео­жиданные для властей сложности с подбором руководителей Советов, депутатских комиссий и групп.

Результаты эксперимента учли при подготовке следующих выборов в Советы в новом Законе "О выборах народных депутатов местных Советов народных депута­тов Карельской АССР", принятом в 1989 г. Принятию закона предшествовало его широкое обсуждение, в ходе которого наиболее часто выдвигались предложения о проведении выборов по производственным округам (от трудовых коллективов) и о прямых выборах председателей Советов. Первое предложение было отклонено как нарушающее природу Советов, являющихся органами самоуправления территорий. Второе решили экспериментально проверить в ходе выборов в Петрозаводске и Кос-томукше. Новый закон позволял проводить выборы депутатов местных Советов по много- и одномандатным округам по решению самих же Советов. В небольших насе­ленных пунктах разрешалось проведение выборов депутатов по единому списку. Вво­дилась должность председателей Советов, которые вместе с президиумами должны были организовывать работу Советов, чтобы уйти от ситуации, когда работой Сове­тов фактически руководили их исполнительные органы. Теперь же исполнительная власть Сосредоточивалась в руках главы местной администрации.

Очередные выборы в местные Советы состоялись в 1990 г. и характеризовались, с одной стороны, относительно низкой активностью избирателей, а с другой - острой конкуренцией среди кандидатов. Так, в Петрозаводске на 180 мандатов претендова­ло 610 человек. Низкая активность избирателей почти повсеместно привела к необхо­димости проведения повторного голосования и повторных выборов. Пытаясь решить эту проблему, некоторые местные Советы организовывали в день выборов дополни­тельную продажу спиртного или даже фальсифицировали избирательную докумен­тацию. Эксперимент по проведению прямых выборов председателя местного Совета, состоявшийся в Костомукше, оказался неудачным - для признания выборов действи­тельными не хватило голосов избирателей.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Рейсы на Кижи 2019
10.04

Приглашаем на всемирно известный остров Кижи!

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы