Органы государственной власти и управления. Местные Советы
По результатам обсуждения проекта Конституции непосредственно на сессии Верховного Совета были внесены два новых положения: об обязанности Совета Министров КАССР предоставлять Верховному Совету республики отчеты о выполнении Государственных планов экономического и социального развития и исполнении Государственного бюджета и об обязанности правительства обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие не только республики в целом, но и районов и городов.
Вступление новой Конституции КАССР в силу, а также существенные изменения в союзном и российском законодательстве вызвали необходимость обновления карельского законодательства. В 1978 г. принимается Закон о выборах в Верховный Совет КАССР, в 1979 г. - Закон о выборах в местные Советы народных депутатов. Но изменения в избирательном законодательстве носили не принципиальный, а преимущественно технический характер. Так, при выборах в местные Советы для каждого их звена устанавливалось минимальное и максимальное число избирательных округов, отменялся институт окружных избирательных комиссий при проведении выборов в поселковые и сельские Советы, общественным организациям и трудовым коллективам предоставлялось право отменять свои решения о выдвижении кандидатов. Примечательно, что при принятии обоих законов депутаты не высказали никаких замечаний по проектам и голосовали единогласно, что, впрочем, в тот период являлось обычной практикой.
Большое значение для жизни республики имело принятие законов о Совете Министров КАССР и о внесении изменений в законодательство о местных Советах. Высшим органом власти по-прежнему оставался Верховный Совет Карельской АССР, в компетенцию которого входило принятие республиканских законов, утверждение государственных планов экономического и социального развития и государственных бюджетов, формирование республиканского правительства, проведение единой социально-экономической политики и т. д.
В годы "застоя" процесс выборов жестко контролировался партийными и советскими органами. На один депутатский мандат выдвигался только один кандидат, представлявший "единый блок коммунистов и беспартийных". Социальный, профессиональный, национальный и персональный состав будущего депутатского корпуса предопределялся заранее и потому оставался стабильным. Типичным примером являются результаты выборов 1975 г. В них приняло участие 99,89% избирателей, из них 99,73% проголосовало за кандидатов "единого блока коммунистов и беспартийных". 50% вновь избранных депутатов составляли рабочие, 5% - инженерно-технические работники и специалисты сельского хозяйства, 35% - партийные, советские, комсомольские и профсоюзные работники. Доля женщин среди депутатов - 35%. 96 человек из 145 стали депутатами впервые. Национальный состав депутатского корпуса характеризовался следующими показателями: 59% - русские, 39% - карелы, финны и вепсы, 2% - представители других национальностей. 48% депутатов имели высшее или незаконченное высшее образование, 27% - среднее, 23% - неполное среднее и 2% - начальное образование. 19% депутатов были моложе 30 лет, 21% имели возраст от 31 до 40 лет, 43% - 41-50 лет, 17% были старше 50 лет. Членами или кандидатами в члены КПСС являлись 60% депутатов, комсомольцами - 15%2.
При формировании руководящих органов Верховного Совета КАССР, в том числе его Президиума, кандидатах на руководящие посты депутатам не сообщалось ничего, кроме названия избирательного округа. Вопросы им не задавали. Коллективные органы избирались списком.
Карельский обком КПСС, активно используя конституционное положение о руководящей и направляющей роли партии в политической системе советского общества, фактически полностью контролировал деятельность Верховного Совета. Все предложения по кадровым вопросам вносились от имени бюро обкома партии. При этом кандидаты на руководящие должности являлись, как правило, освобожденными партийными работниками или членами областного комитета партии. Например, в Верховном Совете Карельской АССР 11-го созыва таковыми являлись оба Председателя Верховного Совета, оба Председателя Президиума Верховного Совета, Секретарь Президиума, 9 из 12 председателей постоянных комиссий. Президиум Верховного Совета КАССР без разрешения обкома партии не мог созывать сессии Верховного Совета и утверждать их повестку дня. Принимавшиеся по этому поводу постановления бюро обкома партии имели гриф "секретно".
Местные Советы народных депутатов, провозглашенные Конституцией политической основой общества, руководили всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства как непосредственно, так и через образуемые ими органы. На сессиях Советов рассматривались важнейшие вопросы социально-экономической жизни, непосредственно касавшиеся насущных проблем жизни людей. Именно в Советы наиболее часто обращались граждане с просьбами о помощи. Так, в 1985 г. поступило более 43 тыс. обращений граждан, из них 55% - по жилищным вопросам, 13% - по коммунальному хозяйству, 7% - по вопросам законности и правопорядка, по 3% - по сельскому хозяйству, торговле и общественному питанию, бытовому обслуживанию и т. д.3 Аналогичной была структура обращений населения в Верховный Совет и Совет Министров КАССР.
Однако реальные возможности местных Советов оставались ограниченными. Политическая власть была у партии, экономическая - у отраслевых министерств и ведомств. По этим причинам, а также из-за слабой материально-финансовой базы и отсутствия механизма реализации декларированных в законодательстве полномочий Советы не могли оказывать существенного влияния на политическое и социально-экономическое развитие. Основная роль в работе Советов принадлежала не представительным, а исполнительным структурам. Все важнейшие решения по вопросам социально-экономического и культурного развития принимались партийными органами.
В 1985 г. начался новый этап истории нашей страны, связанный с осуществлением политики "перестройки", имевшей целью совершенствование, модернизацию социалистического строя в СССР. На начальном этапе перестройки в центре внимания оказались Советы народных депутатов. Их подвергли критике за слабое использование своих полномочий. Однако со временем власти признали, что главная проблема в работе Советов заключается в нехватке реальных, а не декларированных полномочий. XXVII съезд КПСС в 1986 г. выдвинул задачу активизации Советов, усиления их влияния на социально-экономическое развитие страны. Принимается ряд решений по расширению их полномочий и совершенствованию избирательной системы.
В Карелии в 1987 г. вносятся изменения в законодательство о выборах в местные Советы народных депутатов, предусматривавшие определенную демократизацию избирательной системы. В частности, теперь допускалась возможность проведения выборов по многомандатным округам. В качестве эксперимента такие выборы провели в Кондопожском районе, где образовали 122 многомандатных округа вместо 465 существовавших ранее. На окружных предвыборных собраниях обсуждалось примерно по два кандидата на каждый депутатский мандат. Из числа рекомендованных властями кандидатур поддержку собраний получили только 70%. В голосовании приняло участие 88% избирателей. Большинство избирателей, не принявших участие в голосовании, объяснили свое неучастие в выборах недовольством порядком продажи винно-водочных изделий (выборы проходили в разгар очередной кампании по борьбе с пьянством), решением жилищно-коммунальных и торговых вопросов, работой местных Советов. 93 человека заявили о своем несогласии с порядком проведения выборов и с избирательной системой. Все кандидаты получили более 50% голосов и стали депутатами или резервными депутатами. 36% резервных депутатов являлись партийными и советскими работниками, что создало неожиданные для властей сложности с подбором руководителей Советов, депутатских комиссий и групп.
Результаты эксперимента учли при подготовке следующих выборов в Советы в новом Законе "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Карельской АССР", принятом в 1989 г. Принятию закона предшествовало его широкое обсуждение, в ходе которого наиболее часто выдвигались предложения о проведении выборов по производственным округам (от трудовых коллективов) и о прямых выборах председателей Советов. Первое предложение было отклонено как нарушающее природу Советов, являющихся органами самоуправления территорий. Второе решили экспериментально проверить в ходе выборов в Петрозаводске и Кос-томукше. Новый закон позволял проводить выборы депутатов местных Советов по много- и одномандатным округам по решению самих же Советов. В небольших населенных пунктах разрешалось проведение выборов депутатов по единому списку. Вводилась должность председателей Советов, которые вместе с президиумами должны были организовывать работу Советов, чтобы уйти от ситуации, когда работой Советов фактически руководили их исполнительные органы. Теперь же исполнительная власть Сосредоточивалась в руках главы местной администрации.
Очередные выборы в местные Советы состоялись в 1990 г. и характеризовались, с одной стороны, относительно низкой активностью избирателей, а с другой - острой конкуренцией среди кандидатов. Так, в Петрозаводске на 180 мандатов претендовало 610 человек. Низкая активность избирателей почти повсеместно привела к необходимости проведения повторного голосования и повторных выборов. Пытаясь решить эту проблему, некоторые местные Советы организовывали в день выборов дополнительную продажу спиртного или даже фальсифицировали избирательную документацию. Эксперимент по проведению прямых выборов председателя местного Совета, состоявшийся в Костомукше, оказался неудачным - для признания выборов действительными не хватило голосов избирателей.