Попытки реорганизации сельскохозяйственного производства
В конце 1970-х гг. правительство решило заняться самой структурой сельского хозяйства и в первую очередь ключевым вопросом -личными подсобными хозяйствами. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1977 г. приняли специальное постановление, облегчавшее получение земельных участков в пользование граждан. За три последующих года в Карелии площадь огородов и приусадебных участков населения увеличилась на 600 га, было создано дополнительно 37 садоводческих кооперативов66. Однако новые возможности люди использовали с осторожностью и оглядкой на политику прошлых десятилетий.
С 1981 г. условия ведения личного подсобного хозяйства улучшились: стали предоставляться льготные кредиты, совхозам на договорной основе разрешалось закупать продукцию у населения, вводились налоговые льготы. Но на местах решения выполнялись крайне медленно, с неимоверной бюрократической волокитой. В первой половине 1980-х гг. число семей, имеющих приусадебные участки, и площадь этих участков даже несколько уменьшились. Соответственно снизилась и доля сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах. В 1985 г. они дали 45% (в 1981 г. - 52%) картофеля, 15% (18%) молока, 31% (сохранился уровень 1981 г.) мяса. Оживление интереса населения к приусадебному хозяйству, появившееся на рубеже 1970-1980-х гг., сменилось снижением активности в связи с трудностями получения сенокосных угодий, приобретения молодняка скота, недостатком удобрений, инвентаря, кормов67.
Одновременно власти пытались оживить работу подсобных хозяйств промышленных предприятий, значительная часть угодий которых находилась в запущенном состоянии, а производственные показатели были намного хуже, чем в совхозах. В 1981 г. обком КПСС и Совет министров республики обязали руководителей предприятий улучшить работу подсобных хозяйств, при ряде заводов и фабрик в приказном порядке создавались новые хозяйства. К 1985 г. поголовье крупного рогатого скота в этих хозяйствах выросло почти на 20%, в три раза (до 23 тыс. кв. м) увеличилась площадь теплиц. Однако подсобные хозяйства предприятий так и не смогли достичь среднереспубликанских сельскохозяйственных показателей продуктивности и урожайности: они здесь были в среднем ниже на треть68. Наиболее успешно развивались хозяйства Кондопожского и Сегежского ЦБК, Главсевзапстроя, завода "Авангард".
Неблагополучное состояние в аграрном секторе привело к более радикальным мерам, среди которых важнейшим представлялось создание в 1982 г. агропромышленных комплексов (АПК). Эта реорганизация должна была обеспечить интеграцию сельского хозяйства в самом широком смысле слова. В единую систему объединялись не только собственно сельское хозяйство, но и производство специализированных машин, оборудования, удобрений, а также переработка сельскохозяйственного сырья. В Карелии АПК существовал в незавершенном виде: потребности его отраслей в машинах, тракторах, оборудовании, удобрениях и другом обеспечивались за счет ввоза из-за пределов республики. Слабее, чем в других регионах России, были представлены и связи сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями. Агропромышленный комплекс так себя и не оправдал, оставшись лишь административным объединением.
Попытка интенсифицировать сельскохозяйственное производство, преобразовать социальную сферу села, сопровождавшаяся ликвидационной политикой, захлебнулась. Меры по развитию личного подсобного хозяйства предпринимались параллельно с осуществлением политики по ликвидации неперспективных деревень. Продолжался процесс экономической и социальной деградации деревни. Причины неблагополучия в сельском хозяйстве экономисты усматривали прежде всего в суровых природных условиях, закрывая глаза на то, что в соседней Финляндии в аналогичном климате сформировалось высокопродуктивное сельскохозяйственное производство. В русле официальной концепции застой в сельском хозяйстве объяснялся также слабостью материальной базы, недостаточной энерговооруженностью, уровнем мелиорации и т. д. Производственные отношения - коренная причина сложившегося положения - оставались вне зоны критики.
С середины 1980-х гг. на начальном этапе "перестройки" была подвергнута шквальной критике концептуальная сущность аграрной политики. Защитников у нее не оказалось, поскольку политика переустройства деревни, базировавшаяся на программе построения коммунизма, зашла в тупик. На новую пятилетку была разработана программа "Земля - 90", предусматривающая теперь уже возрождение неперспективных и заброшенных деревень. Первый шаг в осуществлении этой программы был сделан по стандартной схеме: в ноябре 1985 г. обком КПСС принял постановление об образовании агропромышленного комитета (агропрома) КАССР. Появление еще одной управленческой структуры не могло приостановить негативные тенденции развития отрасли. Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства во второй половине 1980-х гг. снизились в два раза по сравнению с предыдущим пятилетием69. В 1988 г. в составе АПК Карелии имелось 11 планово-убыточных предприятий (в том числе Сортавальский и Петрозаводский пивзаводы, Беломорская база Гослова, два хлебозавода, Беломорский молочный завод и др.). Объем запланированных на год убытков достиг почти полутора миллионов рублей.
Мартовский 1989 г. пленум ЦК КПСС подверг критической переоценке весь путь, пройденный советской деревней. Порочной признавалась практика "нарушения эквивалентности обмена между городом и деревней". Пленум признал необходимость сбалансированного развития города и села, промышленности и сельского хозяйства, призывал поощрять стремление горожан, готовых переселиться в деревню. Уже 5 апреля 1989 г. в постановлении СМ СССР "О программе социального развития села" была подчеркнута необходимость изменения производственных отношений в агропромышленном комплексе. Среди основных направлений выделялось "преодоление региональных диспропорций в обеспечении сельского населения социально-культурными благами", "сохранение и развитие малых деревень". Данное постановление стало по существу "зеркальным отражением" (но с противоположным знаком) всего комплекса программных и директивных решений, в соответствии с которыми строилась политика в деревне в предыдущие десятилетия.
В сельском хозяйстве стал внедряться арендный подряд. В середине 1989 г. он применялся в 68% совхозов Карелии, за арендными коллективами было закреплено 15% пашни. На_пути аренды было немало трудностей, формализма. Крестьяне, желавшие работать на условиях аренды, не могли получить землю на предусмотренные законом 50 лет; чаще всего срок аренды не превышал 5-10 лет. Проведенное органами госстатистики обследование показало, что в ряде случаев на аренду люди переходили не по собственному желанию, а по настоянию руководителей хозяйств. Из-за сохранившегося административного регулирования деятельности хозяйств каждое четвертое из числа обследуемых подразделений не получило подлинной самостоятельности. Отмечались факты нарушения договорных обязательств, вмешательства в текущую работу арендаторов. Большая часть сельского населения проявляла враждебность к возможности появления "новых кулаков". )
С 1990 г. начался процесс организации крестьянских (фермерских) хозяйств (Суо-ярвский район, территория Костомукшского горсовета). Он проходил за счет перераспределения имеющихся сельскохозяйственных угодий с предоставлением земли в пожизненное наследуемое владение. В приграничных районах помощь фермерам стали оказывать различные учреждения Финляндии: в новые хозяйства поставлялась техника, предоставлялись услуги по обучению.
Появлялись новые формы организации сельскохозяйственных предприятий. На базе зверосовхоза "Видлицкий" и рыболовецкой бригады Сортавальского рыбозавода был создан агроконсорциум "Видлицкий". По принципу "кооператив кооперативов" стала работать агрофирма им. В.М. Зайцева. Хороших результатов, добился, переведя на полную аренду свои цеха, зверосовхоз "Кондопожский". Однако в большинстве хозяйств не шли дальше создания отдельных арендных звеньев, экономические новшества по инерции внедрялись формально.
Слабые ростки новых явлений в сельском хозяйстве не могли изменить общую неблагополучную картину. С 1980 по 1990 г. объем производимого в республике картофеля сократился на четверть, овощей - более чем на треть. В конце десятилетия руководители совхозов уже планомерно из года в год сокращали площади под эти культуры, поскольку теперь не приходилось рассчитывать на помощь горожан в уборке урожая. В запущенном состоянии оказалось кормопроизводство. Из-за недостатка кормов происходил значительный падеж скота: лишь за 1990 г. совхозы потеряли 2,3 тыс. коров. Устойчивость же производства мяса и молока в республике объяснялась ростом поголовья скота в индивидуальном секторе. На рубеже 1980-1990-х гг. многие семьи вынуждены были перейти к самообеспечению продуктами питания. Только за 1990 г. поголовье свиней в личных подсобных хозяйствах выросло в 1,5 раза и составило 42,2 тыс. голов70.
Одновременно началась работа по переселению в сельскую местность. В условиях инфляции и дефицита продуктов жизнь в деревне стала казаться более привлекательной, поскольку давала возможность для выживания. В 1990 г. в сельском хозяйстве значительно снизилась утечка кадров, из других регионов в совхозы Карелии переселилось 39 семей.
Таким образом, сельское хозяйство Карелии шло в 1970-1980-е гг. по затратному пути развития. Беспрецедентные капиталовложения не смогли переломить общей тенденции экономической деградации деревни, они распылялись по многочисленным стройкам и объектам. Начатое в конце 1980-х гг. реформирование производственных отношений в сельском хозяйстве осуществлялось робко и непоследовательно.
К началу 1990-х гг. Карелия играла существенную роль в общесоюзном разделении труда. Занимая 1% территории Российской Федерации, располагая 0,5% ее населения и сравнительно невысокой долей природных ресурсов, республика производила около 20% бумаги, выпускаемой в стране (23,3% - по России), 9,5% целлюлозы, 35% газетной бумаги, 8,4% железорудных окатышей, 30% бумагоделательного и целлюлозно-бумажного оборудования. Вся ее доля в промышленном производстве РФ составляла 0,57%. В экономике республики по-прежнему преобладали отрасли, связанные с добычей и первичной обработкой сырья (их доля превышала 60%). В структуре экспорта сырье (главным образом продукты лесного комплекса) составляло более 90%. Стоимость природных богатств республики убывала примерно на 1% в год.