Промышленность и транспорт

Экономика Карелии вступала в 1970-е гг. в условиях сложной демографической ситуации. Напряженность с трудовыми ресурсами приобретала хронический харак­тер. Традиционные источники привлечения кадров были исчерпаны. Массовое во­влечение женщин в производство завершилось в 1960-х гг.; достигшие трудоспо­собного возраста новые молодые поколения были малочисленны, Усиливался отрыв Карелии от многих регионов страны по уровню развития социальной инфраструк­туры, что делало республику менее привлекательной для мигрантов. Таким обра­зом, возможности развития экономики за счет привлечения дополнительных рабо­чих рук были ограничены. Руководство республики осознавало, что в этих обстоятельствах особое внимание следует уделить механизации и автоматизации производства, внедрению достижений научно-технического прогресса, отдать при­оритет развитию отраслей, определяющих технический прогресс: машиностроению (в том числе станкостроению, электронике, радиотехнике и приборостроению) и электроэнергетике. Это имело немаловажное значение и для преодоления одностороннего развития промышленности Карелии, где преобладали отрасли, связанные с заготовкой и переработкой леса. В 1970-х - первой половине 1980-х гг. в республике появились новые промыш­ленные предприятия, среди которых Подужемская и Юшкозерская ГЭС, Костомукшский горно-обогатительный комбинат, радиозавод, Петрозаводская ТЭЦ, комбинат строительных конструкций и завод по производству шунгизитового гравия в Петрозаводске, камнеобрабатывающий и шунгизитовые заводы в Кондопоге, Медвежьегорский канифольно-экстракционный завод и др.

За 1971-1985 гг. объем промыш­ленного производства вырос в 1,8 раза. Однако этот рост был достиг­нут главным образом за счет увели­чивавшихся из года в год инвести­ций. Темпы прироста стоимости основных фондов (сооружений, обо­рудования, механизмов и т. д.), до­стигли к началу 1980-х гг. 10-12 % ежегодно39. Но затраченные средства не давали желаемого результата. Сохранилась сформировавшаяся еще в 60-е гг. устойчивая тенденция к сни­жению фондоотдачи. В 1976- 1985 гг. при росте фондовооруженно­сти в 2,5 раза фондоотдача снизилась в 2,3 раза40. Средства, направлявши­еся на развитие промышленности, распределялись по ведомственным каналам. Министерства предпочита­ли вкладывать их в строительство, а не в переоснащение действующих

предприятий. Структура капиталовложений была нерациональной: львиная доля средств шла на новостройки и расширение производства и лишь 3-5 % - на его реконструкцию.

Важнейший интегральный показатель эффективности общественного производ­ства - производительность труда - во всех отраслях промышленности Карелии рос медленнее, чем в целом по стране. Кроме того, темпы его роста более чем в два раза отставали от роста фондовооруженности. Руководство отраслей, партийные и хозяй­ственные органы республики оказались не в силах переломить эту негативную тен­денцию.

Особенно неблагоприятное положение сложилось в промышленности во второй половине 1970-х гг. и, начиная с 1976 г., планы развития стали корректироваться в сторону уменьшения. Несмотря на это, многие предприятия не справлялись с плана­ми реализации продукции. Доля таковых в промышленности Карелии даже возраста­ла. В 1978-1981 гг. рост выпуска продукции заметно уменьшился - темпы прироста составили всего лишь 1% в год. В начале 1980-х гг. наблюдалось их увеличение до 6-7%. Но это кратковременное явление объяснялось в значительной мере началом работы Костомукшского ГОКа. Без его учета прирост выпуска продукции составил бы всего 19% (вместо 30%), стоимости фондов - 32% (вместо 75%)41.

Отдельные отрасли промышленности Карелии развивались неравномерно. В 1970-х гг. устойчиво высокие темпы наблюдались в машиностроении, выше средне­го уровня оказался прирост производства в горно-рудной и целлюлозно-бумажной промышленности, в то же время уменьшили объемы производства лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. Именно эти пять отраслей определя­ли в основном динамику развития промышленности. В 1980-х гг. наибольшее разви­тие получили такие фондоемкие отрасли, как добыча железной руды, целлюлозно-бумажная промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка.

Трудности в промышленности усугублялись хроническим отставанием капиталь­ного строительства, связанным с дефицитом рабочей силы, недостаточной мощно­стью подрядных организаций, разбросанностью объектов по территории республики и удаленностью многих из них от основных строительных баз. Систематически росла численность незавершенных строительных объектов: если в 1975 г. их было 1633, то четыре года спустя - уже 1943 объекта. Ситуация практически не изменилась и в 1980-х гг. Нормативные сроки строительства нарушались, многие объекты приобре­тали характер долгостроя. На рубеже 1980-1990-х гг. средний срок строительства промышленных объектов составлял 29 лет. К этому времени было законсервировано 133 объекта и 19 строек с технической готовностью 70%. В то же время планирова­лось начать 414 новых объектов42.

В промышленности стройматериалов к середине 1980-х гг. насчитывалось око­ло 130 предприятий и производств, выпускающих достаточно широкий ассортимент продукции, перечень только основных видов которой включал более 35 наимено­ваний. При этом большинство предприятий имели физически и морально изношен­ное оборудование, а выпускаемая ими продукция - многочисленные отклонения от требований ГОСТа. Практически отсутствовали безотходные технологии, не использовалось вторичное сырье и промышленные отходы. Технически отсталая от­расль не обеспечивала все внутриреспубликанские потребности в строительных ма­териалах, даже камень завозили в Карелию из Узбекистана и Свердловской области. Отставание капитального строительства сдерживало структурные изменения в промышленности.

Одной из наиболее технически оснащенных отраслей промышленности республи­ки оставалась электроэнергетика. К концу 1970-х гг. в ней имелось два комплексно-механизированных предприятия и пять автоматизированных. Весной 1975 г. на р. Кемь близ поселка Авнепорог приступили к сооружению Кривопорожской ГЭС мощностью 180 тыс. киловатт - самой крупной и самой экономичной по расчетам специалистов электростанции Кемского каскада. Но строилась она, как впрочем и другие, составлявшие каскад, крайне медленно и была введена в эксплуатацию лишь в 1991 г. Потребности республики в электроэнергии по-прежнему не удовлетворялись. За 1970-1980-е гг. дефицит электроэнергии вырос в два раза и частично компенси­ровался за счет перетоков из соседних областей - Ленинградской и Мурманской. К началу 1980-х гг. сложился непокрываемый дефицит электрических мощностей в 120- 150 мегаватт. К концу 1980-х - началу 1990-х гг. уже свыше половины потребности республики в электроэнергии покрывалось за счет Кольской и Ленинградской энер­госистем. Потребление электроэнергии из-за преобладания энергоемких отраслей было значительно выше, чем в любой европейской стране и в России в целом43. Из-за необеспеченности энергоресурсами стало сдерживаться освоение природных богатств республики, развитие ее производительных сил. В ряде городов и рабочих поселков в зимний период предприятия находились на "голодном пайке", снижали использова­ние производственных мощностей.

Продукция машиностроения соответствовала особенностям народного хозяйства республики. Крупнейшие предприятия этой отрасли - Онежский тракторный завод, объединение "Петрозаводскмаш", Петрозаводский станкостроительный завод  производили половину тре­левочных тракторов страны, треть - целлюлозно-бумажного оборудова­ния, все окорочные станки. В 1972- 1973 гг. на ОТЗ была выпущена опытно-промышленная партия усо­вершенствованных и более мощных тракторов ТДТ-55 и бесчокерного трактора ТБ-1, модели которых были разработаны еще в первой половине 1960-х гг. В 1976 г. завод удвоил, по сравнению с проектом, выпуск трак­торов. Однако новые мощности пред­приятия создавались медленно. Сред­ний цикл конструкторской раз­работки и внедрения в производство марок тракторов, выпускавшихся в 1980-х гг., составлял 9 лет. На внут­реннем рынке рекламации получали лишь 2-3 трактора из каждой тыся­чи. Но на внешнем рынке тракторы

ОТЗ не пользовались большим спросом. К тому же из каждой тысячи машин, отправ­ленных на экспорт в социалистические страны, возвращалось на доработку 30-35 штук. Капиталистические страны и вовсе не покупали продукцию предприятия, так как гусеничные тракторы там практически не использовались из-за наносимого ими ущерба природе.

В начале десятилетия был введен ряд цехов на второй промплощадке. К этому времени оборудование завода было на 65,5% морально устаревшим. Чтобы реконст­руировать завод, при имевшихся темпах модернизации потребовалось бы 37 лет.

В 1974 г. крупнейшее предприятие по выпуску оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности - завод "Тяжбуммаш" - приступил к производству наи­более сложной продукции - бумагоделательных машин.

.В 1970-х гг. в Карелии возникли новые отрасли машиностроения: радиотехниче­ская, электронная, приборостроительная, представленные Петрозаводским радиоза­водом, филиалом ленинградского завода "Светлана", заводом "Турболопатка". В 1970-1980-х гг. машиностроение развивалось стабильно высокими темпами со сред­негодовом приростом 4-5 %. Но рост происходил в основном за счет экстенсивных факторов. В начале 1990-х гг. почти половина производимых в отрасли изделий вы­пускалась по образцам, освоенным в два предыдущих десятилетия.

Крупнейшие машиностроительные предприятия республики относились к произ­водствам полного цикла, почти на всех имелось литейное оборудование. Господство­вавший тип предприятия создавал условия для сохранения ручного труда, служил препятствием для широкого внедрения механизации и автоматизации. Обновление фондов осуществлялось в 3-4 раза медленнее оптимально необходимого, поэтому в отрасли накапливалось физически и морально устаревшее оборудование. Противо­речивые тенденции в развитии машиностроительного комплекса усиливали несбалансированность народного хозяйства республики, серьезно осложняли развитие лесного комплекса, по-прежнему составлявшего основу промышленно­сти республики, производившего около 40% всей товарной продукции.

Завышенные планы заготовки древесины, уста­навливавшиеся союзными министерствами, приве­ли к истощению лесосырьевых запасов в Карелии. В 1980 г. вывоз круглого леса из республики соста­вил 2126 тыс. кубометров44. "Зеленое золото" обес­печивало пополнение валютных запасов всей стра­ны. В Карелии же деревообрабатывающие предприятия недополучали сырье. Имевшееся в 1960^х гг. отставание лесоперерабатывающих отрас­лей от лесозаготовок сменилось к середине 1970-х гг. дисбалансом иного рода: недостатком сырья для пе­рерабатывающих отраслей, что затрудняло форми­рование единого лесопромышленного комплекса.

Руководство республики пыталось изменить ситуацию, добиться прекращения вывозки из

Карелии леса в необработанном виде, более полного использования низкосортной древесины. Объем вывозки леса, снижение которого началось в 1960-х гг., был дове­ден в 1979 г. (по главному пользованию) до размера расчетной лесосеки - 14 мдн. кубометров. К началу 1990-х гг. общий отпуск леса с 1 га лесопокрытой площади снизился до 1,3 кубометров (по сравнению с 2,4 кубометра в середине 1960-х гг.). Дре­весина, прежде вывозившаяся преимущественно за пределы республики, стала в ос­новном потребляться на месте.

На рубеже 1960-1970-х гг. произошли существенные технологические измене­ния на отдельных фазах лесозаготовок (механизация обрезки сучьев, бесчокерная трелевка, автоматизированная раскряжевка и т. п.). В течение же двух следующих десятилетий принципиальных перемен в технике и технологии на лесозаготовках не происходило. Новые машины применялись неэффективно, в леспромхозах не хвата­ло квалифицированных специалистов для их использования. Наряду с объективны­ми трудностями (ухудшение лесосечного фонда, увеличение расстояния вывозки) негативное влияние на лесозаготовительную промышленность оказывала недоста­точная механизация труда на вспомогательных работах, содержание сверхплано­вой численности рабочих. Уже к 1975 г. отрасль стала убыточной и представляла собой слабое звено в лесном комплексе республики45. Первые комплексные пред­приятия появились лишь в 1985 г.

Ведущие позиции в формирующемся комплексе заняла целлюлозно-бумажная промышленность. Были расширены, хотя и со значительным отставанием от плана, Сегежский и Кондопожский ЦБК - крупнейшие предприятия отрасли. Их освоение сдерживалось перебоями в снабжении сырьем. Дефицит технологической древесины и целлюлозы пытались устранить путем их завоза из Сибири и других регионов.

С пуском в 1982 г. Костомукшского ГОКа в общем объеме производства респуб­лики значительно выросла доля горно-рудной отрасли. Стройка в Костомукше отли­чалась от все прочих в Карелии и стране. За семь лет в отдаленном от промышленных центров  приграничном районе  поднялся крупнейший горно-обогатительный комбинат и одновременно с ним вырос город. Строительный объект имел полити­ческое значение, в его возведении участвовали многочисленные фирмы и тысячи рабочих из Финляндии. Среди международных проектов СССР Костомукшский - самый крупный по объему инвестиций. Потребителями продукции комбината ста­ли Череповецкий и Челябинский металлургические предприятия. Железная руда вывозилась также за рубеж, в основном в Финляндию, в счет компенсации за строи­тельство ГОКа.

Типичное для всей страны преимущественное развитие тяжелой промышленно­сти в ущерб легкой и пищевой в Карелии проявлялось особенно отчетливо. Суще­ствующую проблему пытались решать, в частности, навязывали предприятиям тя­желой промышленности обязательства по производству товаров народного потребления. Например, ОТЗ занимался производством задвижек, отверток; стан­костроительный завод выпускал вешалки, детские санки; объединение Кареллесо-экспорт - лыжи, игрушки; ПО Петрозаводскбуммаш - закаточные машинки, зам­ки и т. п. Но подобные меры давали слабый эффект: в середине 1970-х гг. удельный вес производства всех товаров народного потребления в общем объеме производ­ства Карелии составлял немногим более 15%. Положение не изменилось и десять лет спустя46.

Ведущее место в пищевой промышленности Карелии принадлежало рыбной от­расли. В первой половине 1970-х гг. она из планово-убыточной стала рентабельной. В 1975 г. на вооружении промыслового флота находилось 50 судов. Осваивались но­вые районы лова в центрально-восточной Атлантике; в морях и океанах добывалось в 1970-1980-х гг. около 97% общего вылова рыбы. В то же время внутренние водо­емы республики использовались очень незначительно. С 1977 г. обновление флота почти не велось, а это привело к тому, что в 1979 г. объем продукции резко снизился  по сравнению с 1975 г. Ухудшение ситуации в отрасли было связано также с введени­ем в 1977 г. прибрежными государствами 200-мильных рыболовных и экономиче­ских зон. Общая техническая оснащенность рыбной промышленности оставалась низ­кой. В конце 1980-х гг. ручным трудом здесь было занято 75% работающих47.

Слабым звеном в экономике оставался транспорт. Темпы строительства дорог отставали от потребностей народного хозяйства, а их качество не соответствовало интенсивности движения и грузоподъемности транспортных средств. Более полови­ны деревянных мостов находились в аварийном состоянии. Сеть дорог с асфальтобе­тонным покрытием составляла всего 18%. В середине 1970-х гг. даже в столице рес­публики более половины улиц не имели твердого покрытия. Для исправления положения в начале 1980-х гг. были построены асфальтобетонные заводы в Голо-дай-Горе и Питкяранте, введены в строй две установки по переработке гудрона, и в первой половине 1980-х гг. в основном завершилось соединение районных центров с центральными усадьбами совхозов дорогами с твердым покрытием. Но и к концу 1980-х гг. сеть автомобильных путей республики состояла из дорог низших катего­рий за исключением строившейся магистрали Мурманск-Ленинград.

Наиболее динамично развивался речной транспорт. Суда Беломорско-Онежского пароходства осуществляли перевозки грузов по Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам в 120 портов Балтийского, Северного, Черного, Кас­пийского и Средиземного морей, в 20 иностранных государств'. Пароходство постоянно расширяло предоставление судов во фрахт для перевозки грузов ино­странным фирмам.

Продолжалось развитие местных авиалиний. Во второй половине 1970-х гг. были реконструированы аэровокзалы в портах Пески-Петрозаводск, Пудож, Сегежа, вве­дены в эксплуатацию грунтовые аэродромы в поселках Толвуя и Паданы, взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием в аэропорту Сортавала. В 1983 г. от­крылись регулярные полеты в пос. Пяозеро. Однако имевшаяся сеть аэропортов и взлетно-посадочных полос не соответствовала требованиям эксплуатации новых ти­пов самолетов.

Состояние транспорта к концу 1980-х - началу 1990-х гг. характеризовалось относительно невысоким уровнем технического развития, отставанием от других отраслей материального производства. Доля капиталовложений в развитие транс­порта была незначительна и постоянно снижалась. К этому времени в основном были исчерпаны пропускные способности Мурманской и Западно-Карельской ли­ний железных дорог, Беломорско-Балтийского и Волго-Балтийского каналов. В рес­публике ощущался недостаток широтных железных дорог, транспортных выходов на территорию Финляндии.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы