Театр. Музыка. Изобразительное искусство

Старейший в республике Русский драматический театр главное внимание уделял темам современности, героике прошлого и настоящего. В 1970-х - начале 1980-х гг. основу репертуара театра составляли спектакли по пьесам М. Шатрова, В. Розова, А. Гребнева, Б. Васильева, Э. Володарского, Р. Ибрагимбекова, А. Вампилова, К. Си­монова, М. Рощина и других советских авторов. Театр неоднократно обращался к карельской драматургии. Значительное место в его репертуаре занимали пьесы рус­ской и зарубежной классики. Успехом среди театральной публики пользовались ве­дущие актеры труппы - заслуженные артисты РСФСР Л.Ф. Живых, Ю.С. Гришмановский, К.В. Пилипенко, заслуженные артисты КАССР Л.С. Прикот, Г.И. Годарев, артисты Е. Золотарев, Н. Леденева, Г. Ситко, В. Мойковский. Театр успешно гастро­лировал в Москве и Ленинграде, других городах страны, его работы были отмечены многими дипломами и грамотами представительных конкурсов.

В ноябре 1975 г. подвел итоги 20-летней работы Музыкальный театр. За два деся­тилетия театром было создано 89 новых постановок, показано 5866 спектаклей, чис­ленность зрителей превысила 3,6 млн человек". Имея в своем составе хор, оркестр, балет, театр достойно представлял лучшие музыкальные произведения советских и зарубежных композиторов; знакомил зрителей Карелии со многими классическими произведениями, составляющими "золотой фонд" мирового музыкального репертуа­ра. В 1970-х гг. на сцене Музыкального театра были поставлены произведения, со­зданные на местном материале: балет Г. Синисало "Кижская легенда" (1973 г.), опера Ю. Зарицкого "Меч кузнеца" (1972 г.). К 150-летнему юбилею "Калевалы" был во­зобновлен балет Г. Синисало "Сампо".

Финский драматический театр успешно развивал сотрудничество с театральны­ми коллективами соседней страны. К постановке спектаклей в Петрозаводске при­глашались финские режиссеры и актеры. В 1970 г. режиссер С. Пуурунен поставил спектакль "Жаворонок" Ж. Ануя, в 1974 г. - художественный руководитель объединенного театра г. Куопио Курт Нуотио - спектакль "Калевала" и др. В 1984 г. после восьмилетнего перерыва состоялись гастроли театра в Финляндии. Финская публика проявила большой интерес к этому единственному за пределами страны профессио­нальному финскому театру, спектакли проходили при полном аншлаге.

Программа культурного обмена составлялась обществом "Финляндия - СССР", согласовывалась с Министерством культуры СССР, утверждалась Карельским обко­мом КПСС. Из Финляндии приглашались "прогрессивные" коллективы и деятели культуры и искусства; предпочтение отдавалось спектаклям, критиковавшим капи­талистический строй. До середины 1970-х гг. в Карелию из Финляндии приглаша­лись только самодеятельные театральные коллективы.

В начале 1980-х гг. петрозаводские театры оказались в кризисной ситуации. На вечерних спектаклях залы нередко заполнялись лишь наполовину. Газеты писали, что Петрозаводск "утрачивает славу театрального города". Определенную роль в этом ' сыграло телевидение, составившее серьезную конкуренцию театру и другим зрелищ­ным видам искусства. Однако в значительной мере кризис стал результатом админи­стрирования, жесткого вмешательства партийных управленческих структур во внут­реннюю жизнь театров, навязывания репертуара с преобладанием "злободневных" пьес, а также следствием старения актерских коллективов. В конце 1980-х гг. в городе появился новый художественный коллектив. Группа ведущих актеров Русского дра­матического театра создала камерный театр "Творческая мастерская", официальное открытие которого состоялось 16 ноября 1988 г. Первой работой нового коллектива был спектакль по роману Ч. Айтматова "Плаха", поставленный режиссером Иваном Петровым. Спектакль пользовался успехом у зрителей.

В 1970-е гг., как и в 1960-е, ведущим жанром в творчестве карельских композито­ров еще оставалась симфония, но со временем удачных симфонических произведений становится все меньше. Среди интересных сочинений, отмеченных критикой и слуша­телями, - симфония рун "Куллерво" А. Белобородова. Это произведение, как и боль­шое число других, было рождено подготовкой к празднованию 150-летнего юбилея "Калевалы". Художественным явлением в жизни ансамбля "Кантеле" стала новая про­грамма с музыкой А. Белобородова и А. Репникова.

В 1980-е гг. наиболее успешно и плодотворно композиторы Карелии работали в жанрах камерно-инструментальной и вокально-инструментальной музыки. XI пле­нум Союза композиторов Карелии отметил удачные инструментальные сюиты Э. Патлаенко, фортепианные опусы и песни Г. Вавилова, камерные сочинения П. Козинско-го, Б. Напреева, В. Кошелева, В. Угрюмова. Концерты, традиционно сопровождавшие пленумы Союза композиторов и собиравшие большое количество любителей музы­ки, в 1986 г. впервые проходили в полупустых залах, отмечалось также резкое сниже­ние интереса к классической музыке. В то же время неизменным вниманием пользова­лись хоровые концерты. Музыкальную славу республики в этом жанре составляли Олонецкий, Сегозерский и Ведлозерский карельские, Поморский русский, Вепсский народные хоры. В 1980 г. коллективу, сформировавшемуся на основе народного хора , слюдяной фабрики в г. Петрозаводске, было присвоено звание "Народный ансамбль песни и танца". Лауреатом многих всероссийских, всесоюзных и международных кон­курсов стал Академический хор студентов ПГУ под руководством Г.Е. Терацуянца. Быстро завоевывал популярность молодой музыкальный коллектив университета - финно-угорский фольклорный ансамбль "Тойве", созданный в 1982 г. под руковод­ством Г.В. Туровского и отличавшийся своеобразием интерпретаций народных про­изведений.

В 1970-1980-е гг. в Карелии расширились возможности для получения музыкаль­ного образования. В середине 1980-х гг. Петрозаводский филиал Ленинградской кон­серватории им. Н.А. Римского-Корсакова вел подготовку музыкантов по 22 специальностям, в том числе здесь готовили высококвалифицированных преподавателей для детских музыкальных школ, сеть которых в республике продолжала расширяться.

Подъем изобразительного искусства, начавшийся в Карелии в годы "оттепели", захватил и начало 1970-х гг. Карельская "школа" приобретала известность в стране. Критики отмечали композиционную слаженность и особый, близкий карельской ико­нописи колорит пейзажных полотен Суло Юнгунена; разнохарактерность скульптур­ных портретов и натюрмортов Лео Ланкинена, в которых можно было найти и фин­скую, несколько рационалистическую образность, и мягкую карельскую лиричность. Пейзажист Борис Поморцев первым среди живописцев негромко, но правдиво сказал о погибающей российской деревне. Портреты и натюрморты Фолке Ниеминена про­длили жизнь появившегося на рубеже 1950-х-1960-х гг. "сурового стиля", родивше­гося как способ утверждения "простого" человека. Другим наиболее ярким проявле­нием сурового стиля - теперь уже в графике - были многочисленные линогравюры Алексея Авдышева. Интерпретируя народную культуру, Николай Брюханов сумел придать книжным изданиям финскую, карельскую, скандинавскую окрашенность. Та­мара Юфа приобрела широкий круг почитателей графическими композициями на мо­тивы "Калевалы", в которых органичная для темы "наивная" манера утверждалась впервые в станковом искусстве России.

Художники Карелии становились участниками всероссийских, всесоюзных и за­рубежных выставок. Однако со второй половины 1970-х гг. профессиональный уро­вень выставок снижается, что стало отражением усиливавшегося идеологического прессинга, установлением двойного морального стандарта. В эти годы падает актив­ность ведущих мастеров. Но и в жестких идеологических рамках художники искали пути самовыражения. Добиться убедительности иногда удавалось Валентину Чекмасову, Александру Трифонову. Превосходные небольшие композиции на бересте создавал Владимир Зорин. Среди целого ряда графиков выделялся Олег Юнтунен, с характерным для его работ поэтическим рационализмом, с явным нежеланием эсте­тизировать. Находят признание работы Виталия Добрынина, повествующие о дра­матической судьбе края Калевалы100.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Артемий 2018
Туры по Карелии
Берников Артемий
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы