Театр. Музыка. Изобразительное искусство
Старейший в республике Русский драматический театр главное внимание уделял темам современности, героике прошлого и настоящего. В 1970-х - начале 1980-х гг. основу репертуара театра составляли спектакли по пьесам М. Шатрова, В. Розова, А. Гребнева, Б. Васильева, Э. Володарского, Р. Ибрагимбекова, А. Вампилова, К. Симонова, М. Рощина и других советских авторов. Театр неоднократно обращался к карельской драматургии. Значительное место в его репертуаре занимали пьесы русской и зарубежной классики. Успехом среди театральной публики пользовались ведущие актеры труппы - заслуженные артисты РСФСР Л.Ф. Живых, Ю.С. Гришмановский, К.В. Пилипенко, заслуженные артисты КАССР Л.С. Прикот, Г.И. Годарев, артисты Е. Золотарев, Н. Леденева, Г. Ситко, В. Мойковский. Театр успешно гастролировал в Москве и Ленинграде, других городах страны, его работы были отмечены многими дипломами и грамотами представительных конкурсов.
В ноябре 1975 г. подвел итоги 20-летней работы Музыкальный театр. За два десятилетия театром было создано 89 новых постановок, показано 5866 спектаклей, численность зрителей превысила 3,6 млн человек". Имея в своем составе хор, оркестр, балет, театр достойно представлял лучшие музыкальные произведения советских и зарубежных композиторов; знакомил зрителей Карелии со многими классическими произведениями, составляющими "золотой фонд" мирового музыкального репертуара. В 1970-х гг. на сцене Музыкального театра были поставлены произведения, созданные на местном материале: балет Г. Синисало "Кижская легенда" (1973 г.), опера Ю. Зарицкого "Меч кузнеца" (1972 г.). К 150-летнему юбилею "Калевалы" был возобновлен балет Г. Синисало "Сампо".
Финский драматический театр успешно развивал сотрудничество с театральными коллективами соседней страны. К постановке спектаклей в Петрозаводске приглашались финские режиссеры и актеры. В 1970 г. режиссер С. Пуурунен поставил спектакль "Жаворонок" Ж. Ануя, в 1974 г. - художественный руководитель объединенного театра г. Куопио Курт Нуотио - спектакль "Калевала" и др. В 1984 г. после восьмилетнего перерыва состоялись гастроли театра в Финляндии. Финская публика проявила большой интерес к этому единственному за пределами страны профессиональному финскому театру, спектакли проходили при полном аншлаге.
Программа культурного обмена составлялась обществом "Финляндия - СССР", согласовывалась с Министерством культуры СССР, утверждалась Карельским обкомом КПСС. Из Финляндии приглашались "прогрессивные" коллективы и деятели культуры и искусства; предпочтение отдавалось спектаклям, критиковавшим капиталистический строй. До середины 1970-х гг. в Карелию из Финляндии приглашались только самодеятельные театральные коллективы.
В начале 1980-х гг. петрозаводские театры оказались в кризисной ситуации. На вечерних спектаклях залы нередко заполнялись лишь наполовину. Газеты писали, что Петрозаводск "утрачивает славу театрального города". Определенную роль в этом ' сыграло телевидение, составившее серьезную конкуренцию театру и другим зрелищным видам искусства. Однако в значительной мере кризис стал результатом администрирования, жесткого вмешательства партийных управленческих структур во внутреннюю жизнь театров, навязывания репертуара с преобладанием "злободневных" пьес, а также следствием старения актерских коллективов. В конце 1980-х гг. в городе появился новый художественный коллектив. Группа ведущих актеров Русского драматического театра создала камерный театр "Творческая мастерская", официальное открытие которого состоялось 16 ноября 1988 г. Первой работой нового коллектива был спектакль по роману Ч. Айтматова "Плаха", поставленный режиссером Иваном Петровым. Спектакль пользовался успехом у зрителей.
В 1970-е гг., как и в 1960-е, ведущим жанром в творчестве карельских композиторов еще оставалась симфония, но со временем удачных симфонических произведений становится все меньше. Среди интересных сочинений, отмеченных критикой и слушателями, - симфония рун "Куллерво" А. Белобородова. Это произведение, как и большое число других, было рождено подготовкой к празднованию 150-летнего юбилея "Калевалы". Художественным явлением в жизни ансамбля "Кантеле" стала новая программа с музыкой А. Белобородова и А. Репникова.
В 1980-е гг. наиболее успешно и плодотворно композиторы Карелии работали в жанрах камерно-инструментальной и вокально-инструментальной музыки. XI пленум Союза композиторов Карелии отметил удачные инструментальные сюиты Э. Патлаенко, фортепианные опусы и песни Г. Вавилова, камерные сочинения П. Козинско-го, Б. Напреева, В. Кошелева, В. Угрюмова. Концерты, традиционно сопровождавшие пленумы Союза композиторов и собиравшие большое количество любителей музыки, в 1986 г. впервые проходили в полупустых залах, отмечалось также резкое снижение интереса к классической музыке. В то же время неизменным вниманием пользовались хоровые концерты. Музыкальную славу республики в этом жанре составляли Олонецкий, Сегозерский и Ведлозерский карельские, Поморский русский, Вепсский народные хоры. В 1980 г. коллективу, сформировавшемуся на основе народного хора , слюдяной фабрики в г. Петрозаводске, было присвоено звание "Народный ансамбль песни и танца". Лауреатом многих всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов стал Академический хор студентов ПГУ под руководством Г.Е. Терацуянца. Быстро завоевывал популярность молодой музыкальный коллектив университета - финно-угорский фольклорный ансамбль "Тойве", созданный в 1982 г. под руководством Г.В. Туровского и отличавшийся своеобразием интерпретаций народных произведений.
В 1970-1980-е гг. в Карелии расширились возможности для получения музыкального образования. В середине 1980-х гг. Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова вел подготовку музыкантов по 22 специальностям, в том числе здесь готовили высококвалифицированных преподавателей для детских музыкальных школ, сеть которых в республике продолжала расширяться.
Подъем изобразительного искусства, начавшийся в Карелии в годы "оттепели", захватил и начало 1970-х гг. Карельская "школа" приобретала известность в стране. Критики отмечали композиционную слаженность и особый, близкий карельской иконописи колорит пейзажных полотен Суло Юнгунена; разнохарактерность скульптурных портретов и натюрмортов Лео Ланкинена, в которых можно было найти и финскую, несколько рационалистическую образность, и мягкую карельскую лиричность. Пейзажист Борис Поморцев первым среди живописцев негромко, но правдиво сказал о погибающей российской деревне. Портреты и натюрморты Фолке Ниеминена продлили жизнь появившегося на рубеже 1950-х-1960-х гг. "сурового стиля", родившегося как способ утверждения "простого" человека. Другим наиболее ярким проявлением сурового стиля - теперь уже в графике - были многочисленные линогравюры Алексея Авдышева. Интерпретируя народную культуру, Николай Брюханов сумел придать книжным изданиям финскую, карельскую, скандинавскую окрашенность. Тамара Юфа приобрела широкий круг почитателей графическими композициями на мотивы "Калевалы", в которых органичная для темы "наивная" манера утверждалась впервые в станковом искусстве России.
Художники Карелии становились участниками всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок. Однако со второй половины 1970-х гг. профессиональный уровень выставок снижается, что стало отражением усиливавшегося идеологического прессинга, установлением двойного морального стандарта. В эти годы падает активность ведущих мастеров. Но и в жестких идеологических рамках художники искали пути самовыражения. Добиться убедительности иногда удавалось Валентину Чекмасову, Александру Трифонову. Превосходные небольшие композиции на бересте создавал Владимир Зорин. Среди целого ряда графиков выделялся Олег Юнтунен, с характерным для его работ поэтическим рационализмом, с явным нежеланием эстетизировать. Находят признание работы Виталия Добрынина, повествующие о драматической судьбе края Калевалы100.