Образование трудовой коммуны (часть 2)
Подготовленный совещанием проект был представлен на рассмотрение Совнаркома. На заседании советского правительства под председательством В.И. Ленина 3 августа 1920 г. присутствовали сторонники обеих точек зрения на территориальное устройство Карельской Трудовой Коммуны - В.М. Куджиев от Карельского ревкома и С.А. Соболев от Олонецкого губисполкома. После кратких выступлений каждого из представителей Карелии им сообщили, что принята точка зрения Карревкома194. По постановлению ВЦИК и СНК от 4 августа 1920 г. об определении границ КТК в состав нового национально-государственного образования вошли: большая часть Олонецкого уезда, западные волости Петрозаводского (с г. Петрозаводском) и Повенецкого уездов Олонецкой губернии и основная часть Кемского уезда Архангельской губернии, то есть местности, населенные преимущественно карелами.
В административном отношении коммуна первоначально состояла из трех уездов: Кемского, Олонецкого и Петрозаводского, общая ее площадь составила 115 186 квадратных километров, а население 147,3 тыс. человек, из них около 60% карелов и 37% русских. Наряду с карельскими волостями в коммуну вошли экономически тесно связанные с ними местности с русским населением. Такое определение территории автономии с учетом национальных, экономико-географических и социальных условий создало возможности для успешного хозяйственного развития Карелии в 1920-е гг. Административным центром автономной области стал Петрозаводск. Территория коммуны включала в себя естественные водные пути, лесозаводы и некоторые другие промышленные предприятия, также значительную часть Мурманской железной дороги. Временным высшим органом власти КТК продолжал оставаться Карельский ревком.
Поскольку в структуре политической системы страны партия большевиков оставалась единственной, то вскоре она стала подменять собой государственные органы. 17 августа состоялось экстренное заседание пленума Олонецкого губкома РКП(б), созванное для рассмотрения организационных вопросов в целях практического проведения в жизнь декрета СНК РСФСР от 8 июня ^920 г. Участники пленума пришли к заключению о целесообразности присоединения к соседним губерниям оставшейся не включенной в состав коммуны части Олонецкой губернии. Одновременно было решено, пока существует губерния, не разъединять партийные организации Олонецкой губернии и коммуны, а сохранить имеющиеся структуры, возложив на Олонецкий губком руководство деятельностью партийных организаций и на территории коммуны. В состав губкома были введены Э.А. Гюллинг и Я.Т. Мяки, а в состав президиума губкома - В.М. Куджиев195. В тот же день Олонецкий губисполком и Карревком приняли совместное постановление, согласно которому все местные органы советской власти на территории, отошедшей к КТК, продолжали работу на прежних основаниях, а для разрешения общих вопросов по управлению коммуной и Олонецкой губернией создавался объединенный президиум Карельского ревкома и Олонецкого губисполкома196.
Однако и после принятия постановления ВЦИК и СНК в решении вопроса о территориальном устройстве коммуны продолжали встречаться сложности. Причиной тому были оставшиеся вне КТК местности Олонецкой губернии, географически и экономически тяготевшие к коммуне и ее административному центру - Петрозаводску. Прежде всего это относилось к оставшимся за пределами коммуны соседними местностями Петрозаводского и Повенецкого уездов.
Административная комиссия президиума губисполкома, 17-19 августа обстоятельно обсудив варианты территориального устройства различных частей губернии, предложила включить в состав коммуны оставшиеся за ее пределами все волости Повенецкого и Петрозаводского уездов, а также западную часть Пудожского уезда, а остальные районы губернии присоединить к соседним Архангельской, Вологодской и Петроградской губерниям. Губисполком поддержал это предложение, дополнительно высказавшись за передачу коммуне почти всей оставшейся части Олонецкой губернии - Лодейнопольского уезда и большей части Пудожского и Вытегорского уездов. Однако если для Повенецкого и Пудожского уездов такое решение имело достаточные основания (из-за бездорожья они были отрезаны от территорий соседних губерний и не смогли бы развиваться вне Карелии), то в отношении Лодейнопольского, тяготевшего в своем развитии к Петроградской губернии, и Вытегорского, издавна связанного с Вологодчиной, являлось, скорее всего, недостаточно обоснованным.
30 августа межведомственная комиссия при Наркомате внутренних дел РСФСР при участии представителей Наркомата земледелия, Главлескома и Олонецкого губисполкома рассмотрела проекты административного устройства оставшейся части Олонецкой губернии. Комиссия не согласилась с мнением Олонецкого губисполкома об упразднении губернии и присоединении всех ее уездов к КТК. 10 сентября 1920 г. сложившаяся ситуация рассматривалась на заседании Совнаркома, а 11 сентября ВЦИК и СНК РСФСР приняли совместное постановление, подписанное В.И. Лениным и М.И. Калининым. В нем указывалось на необходимость сохранить губернию и общие для нее и коммуны органы управления экономикой- совнархоз, земельный и продовольственный отделы197.
Несмотря на то, что границы КТК были как будто бы определены и упорядочены основополагающие нормы существования ее автономии, Карельский ревком осенью
1920 г. испытывал многочисленные затруднения, вызванные неразграниченностью сфер влияния в хозяйственных и организационных вопросах между вновь создававшимися органами Карельской коммуны и действовавшими структурами Олонецкой губернии. До сентября 1922 г., то есть до упразднения Олонецкой губернии, Петрозаводск оставался административным центром обоих образований. Ряд хозяйственных учреждений находился в двойном подчинении, не говоря о том, что прежние кадры доминировали в аппарате ревкома. Еще в конце августа 1920 г. в соответствии с постановлением Карревкома и Олонецкого губисполкома об управлении территорией КТК в состав объединенного президиума губисполкома и ревкома вошли П.Ф. Анохин, В.Т. Гурьев, Э.А. Гюллинг, O.K. Кантер, В.М. Куджиев. Председателем президиума был избран П.Ф. Анохин198.
Постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) в сентябре 1920 г. был образован объединенный Карело-Олонецкий комитет РКП(б) на правах губкома партии. В сентябре 1921 г. объединенный Кареле-Олонецкий комитет партии разделился на два временных комитета: Карельский областной и Олонецкий губернский199.
Размещение в Петрозаводске органов управления как коммуны, так и губернии вызывало трения между ними, которые оказывали- заметнее влияние на ход событий в Карелии, поскольку два однородных, равных по статуту органа преследовали разные задачи. Работники аппарата управления в Петрозаводске делились на две группы, получившие условное название "русских" и "карелов". Но и "карелы" не были едины в вопросах национальной политики. Они, в свою очередь, делились на "русских карелов" и "финнов". К началу. 1921 г. оформились две противостоящие друг другу группировки - сторонников Гюллинга и сторонников Куджиева (так называемая "русско-карельская оппозиция")200.
Процесс становления карельской автономии характеризовался разными подходами к целям ее создания и перспективам развития. Куджиев соглашался с внешнеполитической целесообразностью и экономической возможностью существования КТК как административно-территориального образования. Однако он и его сторонники, в отличие от поддержавших Гюллинга, рассматривали созданную КТК как временное образование201. Гюллинг положительно оценивал создание Карельской Трудовой Коммуны, имея в виду решение национального вопроса с точки зрения как внутриполитических, так и внешнеполитических задач. Исходя из перспектив строительства КТК, намеченных им в докладе Всекарельскому съезду представителей трудящихся карелов, коммуна призвана была осуществить "социальное освобождение трудящихся масс Карелии", претворить в жизнь "право самоопределения карельского народа, в противовес завоевательным стремлениям финнов стать охраной западной границы РСФСР", способствовать подъему "экономического благосостояния Карелии", ее хозяйственной жизни и производительных сил и, наконец, содействовать революционной пропаганде в Финляндии и Скандинавии: "Трудовой народ Карелии, образуя трудовую коммуну, должен бросить клич в соседние страны Запада: Финляндию, Швецию и Норвегию о присоединении и их трудового народа к нашим стремлениям освободиться от ига капиталистов"202
Осенью 1920 г. ситуация в Карелии во многом зависела от исхода длившихся уже около полугода мирных переговоров между Советской Россией и Финляндией. В ходе переговоров в Тарту финская делегация поначалу предлагала провести границу между двумя государствами по линии Ладога - Свирь - Онежское озеро - Белое море, а также предоставить карельскому населению возможность определить свою судьбу путем референдума. Советская сторона настаивала на границе, существовавшей в 1914 г. накануне Первой мировой войны. Что же касается неоднократно поднимавшегося финляндской делегацией вопроса о праве жителей Восточной Карелии на самоопределение, то советские участники переговоров заявляли, что такое право населению этой территории уже предоставлено фактом образования Карельской Трудовой Коммуны, и отказались внести пункт о самоопределении в мирный договор, считая это внутренним делом России. Вокруг карельского вопроса, ставшего козырной картой в игре и Финляндии, и карельских сепаратистов, сложилась напряженная обстановка. ВЦИК стремился выбить у них из рук этот козырь и в то же время не обострять чрезмерно отношения с Финляндией в преддверии подписания мирного договора. Финны вскоре удовлетворились минимальной программой, согласно которой Восточная Карелия оставалась автономной территорией в составе России, но население Поросозера и Ребол должно было получить возможность решить вопрос о присоединении к Финляндии путем народного голосования203 . Однако советская сторона с этим не согласилась и готова была отказаться от Печенги (Петсамо) на Мурманском, побережье в обмен на Поросозеро и Реболы, а также пойти на некоторые другие варианты территориальных уступок. Финляндский президент К.М. Столберг, во многом определявший позицию финской делегации на переговорах, счел возможным вернуть России Ребольскую и Поросозерскую волости, получив взамен выход к Ледовитому океану в районе Печенга. Переговоры в Тарту были доведены до конца именно с учетом этой программы, и Финляндия отказалась от каких бы то ни было территориальных притязаний на Восточную Карелию.
14 октября 1920 г. РСФСР и Финляндская республика заключили Тартуский мирный договор, который, помимо прочего, определял новую границу между соседними государствами. В достигнутом соглашении говорилось, что карельскому населению Архангельской и Олонецкой губерний были предоставлены: право образования автономной во внутренних делах области, входящей в состав Российского государства; дела, касающиеся этой области, подлежат решению органа народного представительства, который будет избран местным населением, карельский язык признается языком административного законодательства и народного просвещения. Соглашением предусматривалось право Восточной Карелии устраивать свою экономическую жизнь в соответствии с местными потребностями; вводилась милиционная система для нужд местной обороны.
При подписании мирного договора в протокол были включены заявления советской делегации о беженцах, о Ребольской и Поросозерской волостях и др. О беженцах было сказано, в частности, что бежавшим с родины карелам из Олонецкой и Архангельской губерний даруется полная политическая амнистия и предоставляется право возвратиться на родину.' В заявлении относительно Ребольской и Поросозерской волостей говорилось, что "если на финляндской стороне у границ этой области не будут сосредоточиваться войска и если этот район не будет находиться под угрозой военной опасности, Россия не будет содержать в пределах этих волостей в течение следующих двух лет войск или иных вооруженных отрядов, за исключением небольшой стражи, необходимой для несения пограничной и таможенной службы".
Мирный договор учитывал, что Карелия уже получила автономию. Статья 10 гласила: "Ребольская и Поросозерская волости в течение 45 дней со дня вступления в силу мирного договора очищаются Финляндией от ее войск, возвращаются в состав Российского государства и присоединяются к Восточно-Карельской автономной области, образованной карельским населением Архангельской и Олонецкой губерний и имеющим право национального самоопределения". Таким образом, финны должны были покинуть Реболы и Поросозеро до 14 февраля 1921 г. Статья 11 предусматривала полную амнистию жителям обеих волостей, поддержание порядка в них в течение двух лет милицией, учрежденной местным населением; гарантировалось право собственности на все принадлежащее населению движимое имущество, свободное пользование и распоряжение принадлежащими жителям или возделываемыми ими угодьями или прочим находящимся в их пользовании недвижимым имуществом204. Примечательно признание за желающими права в течение года свободно выселяться из России с вывозом движимого имущества и сохранением прав на оставленную недвижимость, что, очевидно, означало косвенное признание тяготения части населения к Финляндии.
Выработкой детальной программы развития Карелии предстояло заняться I Всекарельскому съезду Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Его подготовку ревком начал в конце 1920 г.
Съезд открылся 11 февраля 1921 г., на него прибыли делегаты от всех волостей коммуны, за исключением Ребольской и Поросозерской, еще не освобожденных от финских войск. На съезде присутствовало 144 делегата, из них 100 человек с правом решающего голоса (45 коммунистов и 55 беспартийных) и 44 человека с правом совещательного голоса (40 коммунистов, 1 социал-демократ, 3 беспартийных). Съезд заслушал и обсудил доклады о текущем моменте, о работе VIII Всероссийского съезда Советов, об организации и задачах КТК, сообщения с мест, отчет Карревкома и его отделов205.
I Всекарельский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов стал первым конституционным высшим органом государственной власти Карельской Трудовой Коммуны. Карревком, созданный постановлением ВЦИК от 8 июня 1920 г. как временный высший орган коммуны, выполнив свою задачу, сложил полномочия и прекратил свою деятельность. Съезд избрал первый состав Кароблисполкома из 25 человек во главе с Э.А. Гюллингом. Дополнительное место зарезервировали для представителей Ребольской, Поросозерской, Ругозерской волостей. Как избираемый съездом и подотчетный ему орган, облисполком должен был проводить в жизнь решения съезда и предписания центральных органов РСФСР, руководствуясь действующим законодательством.
I Всекарельский съезд Советов подвел итоги проделанной Карревкомом работы по организации КТК, созданию органов советской власти, обсудил состояние и перспективы развития экономической и культурной жизни края, определил меры по восстановлению и развитию сельского хозяйства, рассмотрел вопросы здравоохранения, организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов: юстиции, управления, связи, продовольственного комитета, военного комиссариата.
Большое внимание съезд уделил проблемам народного образования, он принял решение о введении на территории Карелии русского и финского языков как двух равноправных и официальных. Съезд обязал учреждения народного образования и местные советы охватить ликвидацией безграмотности и "тесно связанной с ней политической безграмотности" всех жителей от 8 до 50 лет, проживавших в волостях, "население которых говорит по-фински" (имелся в виду северный диалект карельского языка).
Решения съезда по языковому вопросу в значительной степени определила позиция В.М. Куджиева. Формально съезд признал равноправие русского и финского литературных языков, однако финский язык определялся как язык "национального меньшинства среди карелов коммуны, преимущественно в западной части Кемского уезда". Русский язык признавался для большинства карелов "родным культурным языком".
Таким образом, I Всекарельским съездом Советов в основном завершился организационный этап создания Карельской Трудовой Коммуны.