Политический режим военного коммунизма
В проведении своей политической линии партия опиралась на местный партийно-советский аппарат и чрезвычайные органы. Она присвоила себе право действовать от имени пролетариата и трудового крестьянства во имя торжества коммунизма, будучи убежденной, что монополия на власть и идеологию должна принадлежать только ей. В обстановке гражданской войны вся жизнь и деятельность людей все больше попадали под контроль и опеку коммунистической партии.
На проходивших в тот период губернских и уездных съездах советов, партийных конференциях многими с тревогой говорилось о едва ли не полной подмене местных исполнительных органов партийными комитетами. Решения Олонецкого губкома и уездных комитетов РКП(б) подлежали обязательному выполнению не только советскими, но и общественными организациями. Требования вышестоящих партийных инстанций не смешивать функции губкомов и укомов партии с функциями советов мало что значили, ибо практически не выполнялись. Типичную для того времени характеристику взаимоотношений партийных и советских органов на местах дает отчет Олонецкого губкома в ЦК РКП(б) о своей деятельности за 1919 г. В нем отмечалось, что в результате принимаемых мер "по всей губернии власть прочно перешла в руки РКП(б)". Далее говорилось: "Жалкие остатки меньшевиков и левых эсеров, где они еще пробовали высунуть головы перед массами, окончательно разбиты... Революционное настроение в деревнях настолько поднялось против буржуазии, стремление наладить новую светлую жизнь настолько созрело, что в деревне стал возможен такой инцидент, как расстрелы в Винницкой волости пяти буржуев в отместку германской буржуазии за смерть Карла Либкнехта и Розы Люксембург". Причем в расстреле "принимали участие, кто хотел"132.
Губвоенревком стал командировать в уезды своих представителей "для переорганизации" уездных и волостных исполкомов с предоставлением им широких прав "смещать с должностей ответственных работников, замеченных в нежелании работать; распускать местные исполкомы, замеченные в бездействии, создавая взамен их военревкомы, кооптировать работников на ответственные должности"133. Тем самым создавались условия для произвола, который коснулся и самих "товарищей по партии" (многие из них пострадали от "чистки партийных рядов" под предлогом борьбы с примазавшимися, карьеристами и бюрократами), а также рабочих, страдавших от обвинений в шкурничестве, крестьян, преследуемых за уклонение от разверстки, интеллигенции. В стране формировалась военно-приказная система в управлении, допускались "крайности" в проведении тех или иных мероприятий, когда чрезвычайные органы (ревтрибуналы, продкомы, военкоматы, местные ЧК) производили обыски и изъятие имущества, аресты ни в чем не повинных людей.
Примером такого беззакония и произвола могут служить события осени 1918 г. в Александро-Свирском монастыре. Губернская чрезвычайная комиссия самовольно изъяла 40 пудов чистого серебра в виде старинных монет, церковной утвари и другого имущества, а затем, по согласованию с губисполкомом, передала часть серебра нуждающимся, а остальное переплавила в слитки и сдала в народный банк. Сотрудники Олонецкой уездной ЧК вынули из раки мощи святого Александра Свирского Чудотворца, арестовали и расстреляли четырех священнослужителей во главе с настоятелем монастыря архимандритом Евгением и гражданина В. Стальбовского. Факт произвола получил огласку. В марте 1919 г. действия ЧК по поручению Совнаркома рассматривались на заседании Олонецкого губисполкома. Однако все удовлетворились отпиской председателя губернской ЧК О. Кантера в Совнарком. Никто заслуженного наказания за преступление не понес134. Это было началом кампании по ликвидации святых мощей и разграблению обителей Русской Православной Церкви.
Подобные факты беззакония и произвола являлись следствием ожесточенности Гражданской войны, падения авторитета и ослабления местных органов власти в результате массовых мобилизаций работников на фронт. Летом 1919 г. уездные и волостные советы почти замерли, а сельские партийные ячейки наполовину распались. В этих условиях приобрели силу различные чрезвычайные репрессивные органы, действовавшие по своему усмотрению. Гражданская война и иностранная интервенция наложили свой отпечаток на общественное сознание, порождая жестокость, бескомпромиссность, веру в чрезвычайные методы решения неотложных задач.
О фактической деятельности и роли местных советов можно судить по отчету члена Олонецкого губкома РКП(б) Я.К. Берзтыса, ответственного за работу в деревне, о его поездке в сентябре 1919 г. в Олонецкий и Лодейнопольский уезды: "В действиях волисполкомов, - писал Берзтыс, - нет самостоятельности, нет решительности. Они далеки в этом отношении от органов пролетарской диктатуры. Они даже не усвоили того, что на территории волости высшая власть - волисполкомы. Вот почему много находится командующих над головами волисполкома. Являются в волость господа из уезда по каким-либо делам, не обращаясь в исполком, начинают орудовать в обществах, а когда там нагадят, нагрозят всем вдоволь, потом только являются в волисполком, чтобы тот помогал выкарабкаться из заваренной каши". Ответственный партийный руководитель с сожалением отмечал, что "таких случаев много", что "повсеместно начинают выбирать в советы в наказание" малограмотных или совсем неграмотных "старичков", от которых "нельзя много требовать, и их не приучить на старости лет к революционным действиям"135. Трудящиеся крестьяне старались избегать работы в советских органах.
Большевики хорошо понимали важность привлечения на свою сторону молодежи и профсоюзов. 30 марта 1919 г. на собрании молодежи Петрозаводска возникла городская комсомольская организация. Ее возглавили Иван Горбачев, Александр Иванов и Евгений Ланев. Комсомольцы развернули активную работу среди молодежи, вовлекая ее в общественно-политическую жизнь. Весной и летом все комсомольцы ушли на фронт. Однако начатая работа продолжалась. Осенью 1919 г. комсомольские ячейки появились в Олонце, Пудоже и ряде сел (Видлица, Тулмозеро, Ведлозеро, Мегрега, Винница и др.). Они проводили политико-воспитательную работу, создавали кружки политической грамоты и т.д. В декабре возобновила деятельность Петрозаводская комсомольская организация, которая избрала комитет, взявший на себя функции губернского бюро РКСМ. В состав его вошли А.В. Иванов, И.С. Горбачев, А.Г. Ринк, З.С. Тушовская. В феврале 1920 г. в Петрозаводске состоялось губернское совещание первых организаций РКСМ, а в конце июня - начале июля прошел I губернский съезд РКСМ, завершивший организационное оформление губернской комсомольской организации136.
Роль профсоюзных организаций Карелии возросла с образованием в сентябре 1918 г. Олонецкого губернского совета профессиональных союзов, объединившего все существовавшие тогда профсоюзы: металлистов, строительных рабочих, работников лесного дела, железнодорожников, водников, учителей, служащих и других (около 5 тыс. человек). Исполком совета профсоюзов вначале возглавил Б.И. Цветаев, а с февраля 1919 г. - Гулельми. Губернский профсовет направлял деятельность отраслевых профсоюзов на выполнение постановлений вышестоящих органов, на участие в хозяйственной жизни края. Однако с усилением военной опасности и проведением массовой мобилизации рабочих на фронт "вся работа по профессиональному движению замирала до сентября месяца". По возвращении с фронта исполком возобновил работу, обращая главное внимание на организацию производства и развитие культурно-просветительной деятельности, а также "объединение в союзы неорганизованного пролетариата губернии". В январе 1920 г. в Петрозаводске состоялась I губернская конференция профсоюзов. Общая численность членов профсоюзов к этому времени достигла 21 тыс. человек.
В годы войны все активнее вовлекались в общественную жизнь женщины. Организацией работы среди женщин руководил женотдел Олонецкого губкома РКП(б), в котором имелись специальные комиссии (организационная, культурно-просветительная, литературная, агитационно-пропагандистская). Из среды женщин выдвинулись умелые организаторы-общественницы Е.А. Горш, А.Д. Игошкина, О.А. Егорова, Е.К. Смоликова, Е.Н. Лядинская. Женщины занимались устройством детских учреждений, столовых, приютов для престарелых, оказывали помощь госпиталям, открывали мастерские по пошиву и ремонту одежды и обуви для красноармейцев.
Благодаря неимоверному напряжению сил всего населения удалось разгромить интервентов и белогвардейцев. Трудящиеся массы, сравнивая большевистскую власть с режимом белых и выбирая меньшее из двух зол, поддержали большевиков. Несмотря на все недостатки, промахи и жестокость советской власти, она была им ближе, так как действовала от лица народа и пыталась защитить его интересы. Социальная база большевиков в Карелии оказалась значительно шире, чем у белых. Рабочие и крестьяне видели в советской власти опору и надежду на спасение от возврата к прошлому бесправию. К тому же в конце Гражданской войны Ленин и его окружение поняли несостоятельность политики военного коммунизма. Столкнувшись с социально-экономическим кризисом всей системы, большевики заменили ее провозглашенной на X съезде РКП(б) новой экономической политикой.