Смена власти на местах
Стихийные волнения рабочих и солдат в феврале 1917 г. в Петрограде завершились свержением самодержавия, образованием Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и Временного комитета Государственной думы. 2 марта* император Николай II отрекся от престола. Исполком Петроградского совета и Временный комитет Думы договорились о создании Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. 3 марта реакционные верхи предприняли шаги к тому, чтобы брат царя Михаил принял корону, но Михаил также счел за благо отказаться от нее. Так завершился период монархии в России. В ходе революции в Петрограде сложилось двоевластие в лице Временного правительства и Петроградского совета. Россия вступила в новую эпоху своей истории.
Вести о событиях в столице ошеломляли и требовали принятия соответствующих мер, чтобы не допустить разрастания анархии и массовых беспорядков. Первые сообщения о революции в Петрограде поступили в Петрозаводск 25-26 февраля. Однако олонецкий вице-губернатор Н.Л. Шишков поначалу решил скрыть их от населения и лишь 2 марта собрал руководителей губернской администрации, земства и городской думы, где зачитал телеграммы о волнениях в столице. Тут же было решено обратиться к жителям Петрозаводска с просьбой "сохранять спокойствие и исполнять свой долг перед родиной содействием успеху доблестной армии в ее упорной борьбе на поле брани".
3 марта газета "Олонецкое утро" опубликовала телеграмму о падении самодержавия и воззвание к населению сохранять спокойствие. Вечером из Петрограда прибыла группа солдат и матросов, которые на концерте в здании общественного собрания огласили манифест об отречении Николая II. Представители местной интеллигенции образовали временный Комитет общественной безопасности (КОБ).
На следующий день о свержении самодержавия стало известно рабочим Александровского завода. Они прекратили работу и собрались на митинг. К рабочим присоединились солдаты 7-го железнодорожного батальона и горожане. Участники митинга с красными флагами вышли на демонстрацию. Между тем, в городе началось разоружение полиции и жандармерии, а начальник губернского жандармского управления А.К.Вадецкий был арестован. Вечером состоялось чрезвычайное заседание городской думы.
* До 1 февраля 1918 г. все даты событий, происходивших в стране и Карелии, приводятся по старому стилю.
Дума выразила поддержку Временному правительству и избрала постоянный Комитет общественной безопасности во главе с городским головой предпринимателем Г.Е. Пименовым. В состав комитета вошли не только представители местной буржуазии и интеллигенции, но и рабочих и солдат. Через несколько дней демократически настроенное большинство комитета настояло на переизбрании президиума. 7 марта председателем Петрозаводского КОБ стал железнодорожный инженер социал-демократ интернационалист Л.В. Никольский. Подобные комитеты из представителей средних городских слоев, интеллигенции и просто обывателей возникли и в уездных городах губернии. Комитеты общественной безопасности, представлявшие различные социальные слои населения, по праву претендовали на власть на местах, чтобы противостоять угрозе реставрации монархии.
Петрозаводский комитет общественной безопасности, приступив к работе, пытался активно участвовать в развернувшихся событиях. Рабочая комиссия комитета поддержала требования рабочих Александровского завода и предложила начальнику Олонецкого горного правления повысить расценки заработной платы, исходя из минимума оплаты 80-90 руб. в месяц для взрослых и 1 руб. 50 коп. в день для подростков, а также установить 8-часовой рабочий день. Продовольственная комиссия начала учет продовольствия и предметов первой необходимости, выработала нормы отпуска продуктов по особым ордерам из заводских лавок. При участии комитета в городе возникла милиция, начавшая борьбу с хулиганством и беспорядками.
Одновременно пыталось укрепить свое положение на местах и Временное правительство, опиравшееся на земства и городские думы. 5 марта появился правительственный циркуляр, согласно которому управление на периферии возлагалось на председателей губернских земских управ "со всеми правами, предоставленными действующими узаконениями губернатору". Комиссаром Временного правительства в Олонецкой губернии был назначен председатель губернской земской управы И.Ф. Кучевский, которому 7 марта передал управление губернией вице-губернатор Н.Л. Шишков. В уездах комиссарами Временного правительства автоматически становились председатели уездных земских управ. В результате права и обязанности земского самоуправления резко возросли. Земским управам предстояло взять на себя всю ответственность за обеспечение порядка и нормальной жизни граждан на местах.
Расширение демократии и свободы породило в народе эйфорию и иллюзии. Все ждали скорых перемен к лучшему. Повсеместно развернулась работа по образованию новых органов власти, обновлению политических лозунгов и требований, созданию различных массовых организаций, стремившихся внести свой вклад в демократизацию России.
Наиболее активно в этом процессе участвовали рабочие и демократически настроенная интеллигенция. Уже 8 марта 1917 г: рабочие Александровского завода избрали заводской комитет, а затем разработали устав и программу действий комитета, выдвинув ряд требований: повышение заработной платы рабочим в связи с ростом цен на продукты питания, увольнение с работы ряда мастеров и служащих заводоуправления за грубое обращение с рабочими1. Требования рабочих были удовлетворены.
Почти одновременно в Петрозаводске появились союзы учителей, печатников, служащих земских учреждений, местного духовенства, медицинских работников, женский союз и другие. Тогда же возникли заводские комитеты на лесозаводах Сороки, Ковды, Керети, Попова Острова (Рабочеостровск), Улицы. Ознакомившись с приказом № 1 по Петроградскому гарнизону, который уравнивал в правах солдат с офицерами и призывал к самочинной организации солдатских масс, солдаты воинских частей, расположенных в Петрозаводске, Кондопоге, Сегеже, Кеми, избрали солдатские комитеты как органы контроля за действиями командования. Все социальные слои пришли в движение и через свои организации стремились выразить отношение к происходившим событиям, добиться удовлетворения насущных требований.
В качестве наиболее массовой и авторитетной организации проявил себя исполнительный комитет союза рабочих и служащих Мурманской железной дороги, организованный 24 марта 1917 г. Возглавил его убежденный социал-демократ Л.В. Никольский. В уставе союза говорилось, что он "ставит своей целью: 1) объединение железнодорожных служащих, рабочих и мастеровых; 2) защиту и борьбу за политические, правовые, классовые, профессиональные и экономические интересы своих членов, а также содействие их культурному развитию; 3) участие в общей борьбе за интересы рабочего класса и трудящихся масс против всех видов угнетения и эксплуатации и 4) наблюдение за правильным ведением железнодорожного хозяйства в интересах общегосударственных"2. Отмечалось, что осуществление этих целей возможно лишь при наличии демократических свобод и равенства граждан на основе проведения в жизнь подлинного народовластия в форме демократической республики.
Исполком опирался на районные исполкомы союза на станциях Петрозаводск, Лодейное Поле, Медвежья Гора, Масельгская, Сорока, Кемь, Кандалакша. Союз не только защищал профессиональные интересы железнодорожников, но и активно вмешивался в организацию железнодорожных перевозок, обеспечивая нормальную работу Мурманской железной дороги. Прежде всего исполком добился решения Временного правительства о выкупе части магистрали Званка-Петрозаводск у акционерного общества и присоединения ее к линии Петрозаводск-Мурманск. В апреле-мае 1917 г. работала специальная комиссия Министерства путей сообщения по присоединению Олонецкой железной дороги к российской сети дорог.
По примеру Петрограда и других революционных центров страны в Карелии появились также советы рабочих и солдатских депутатов. Одним из первых возник Петрозаводский совет, созданный по инициативе рабочих Александровского завода и типографий, железнодорожников и солдат. В организации совета деятельное участие принял командированный в Петрозаводск депутат Петроградского совета Александр Антонович Копяткевич, известный местным жителям своей революционной деятельностью еще со времен первой русской революции.
Первое заседание Петрозаводского совета состоялось 15 марта 1917 г., на нем присутствовало 35 депутатов. Копяткевич рассказал о положении в столице, о деятельности Временного правительства и Петроградского совета, заметив, что позиция правительства не всегда последовательна, но совет решил помогать ему, если он "не будет нарушать народных интересов и будет стремиться к скорому созыву Учредительного собрания согласно выработанной Временным правительством и Советом рабочих и солдатских депутатов декларации о гражданских свободах". Собравшиеся решили установить тесные связи с Петроградским советом, считая его центральным органом, и обещали "проводить его точку зрения", распространить на Петрозаводск приказ № 1 Петроградского совета, предоставивший широкие права солдатам. Кроме того, Совет решил направить своих представителей в Петрозаводский комитет общественной безопасности для контроля за его деятельностью3. В Совете начали работать члены Петрозаводской социал-демократической организации 1906-1908 гг. Т. Богданов, В. Скоков, А. Харитонов, представители демократически настроенной интеллигенции: инженер Л. Никольский, учитель В. Парфенов, журналист Л. Гершанович, прапорщик Н. Комаров и другие. В отчете исполкому Петроградского совета о поездке в Петрозаводск А.А. Копяткевич отмечал: "Настроение в городе хорошее. Все сознают необходимость закрепления завоеванных прав, но еще нет гражданской сознательности и гражданской опытности. Помощь со стороны Петроградского совета в виде деловых поездок и инструкций весьма необходима... особенно важным был вопрос о войне: мир без аннексий и контрибуций - вот то новое, что признало население и что я считаю самым существенным в своей работе"4.
30 марта Петрозаводский совет обсудил вопрос об отношении к Временному правительству. "После оживленного обмена мнениями, - говорится в протоколе заседания, - по этому вопросу большинство склонилось к точке зрения Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов: поддержка Временного правительства, пока оно не идет вразрез с революционными требованиями народа. Наряду с такой поддержкой правительства совет считает необходимым указать на ту громадную историческую роль, которую имел и имеет Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в деле завоевания свободы"5.
Летом 1917 г. советы возникли также в Кеми и на Поповом Острове. Организаторами их были передовые рабочие и солдаты. Проходивший в начале мая 1917 г. в Кеми съезд рабочих, служащих и солдат средней части Мурманской железной дороги (Сорока-Кандалакша) принял постановление создать в Кеми Центральный совет рабочих и солдатских депутатов. Согласно положению о Кемском совете, принятому на этом съезде, в его состав должны были войти представители от железнодорожников, рабочих местных лесозаводов и крестьян всего Кемского уезда.
Советы пользовались поддержкой трудящихся. Их руководство стремилось решать назревшие вопросы путем давления на местные органы Временного правительства. Однако большинство депутатов еще неясно представляло себе роль и задачи советов в начавшейся революции, стремилось достичь согласия с буржуазией и местной администрацией Временного правительства в решении тех или иных вопросов, выдвигаемых населением. В качестве ближайших задач советы ставили борьбу за демократическую республику, созыв Учредительного собрания и прекращение войны.
Депутаты наивно полагали, что можно заставить Временное правительство при поддержке советов и других массовых организаций разрешить все злободневные вопросы и создать в стране демократическое гражданское общество, а также заключить мир между воюющими государствами без аннексий и контрибуций. Примечательно, что все местные советы рассматривали Петроградский совет в качестве руководящего органа и вслед за ним заявляли о поддержке Временного правительства, полагая, что оно под контролем масс добьется удовлетворения чаяний народа.
" \ Своеобразие политической обстановки в Карелии в тот период заключалось в том, что местное население почти не разбиралось в политике. В крае преобладали крестьяне и городские средние слои. Они-то и оказывали определяющее влияние на политическую жизнь на местах. Немногочисленный промышленный пролетариат был разбросан небольшими группами в Петрозаводске, на железнодорожных станциях и в рабочих поселках лесозаводов, что затрудняло его организацию и политическое воспитание. Поэтому насущной задачей дня стало создание политических организаций трудящихся масс, их сплочение в борьбе за свои интересы.
31 марта 1917 г. в Петрозаводске организовалась группа социалистов-революционеров, в которую вошли чиновники земских учреждений, рабочие и солдаты. Руководили группой К.В. Алмазов, П.Т. Введенский, И.Н. Капусткин, И.Н. Новожилов, Г.И. Прохоров, А.А. Садиков и другие. К лету 1917 г. организация насчитывала до 50 членов6. Она установила связь с Петроградом, русскими гарнизонами в Гельсингфорсе и Свеаборге. Член Петрозаводской организации эсеров М.А. Евстафьев позднее отмечал: "Большинство платило членские взносы и слушало, что говорят ораторы. Люди не знали программных вопросов"7.
Вскоре эсеровские группы возникли на ряде станций Мурманской железной дороги, в Кеми, Олонце, Сумском Посаде8. Эсеры пользовались значительным влиянием среди крестьян. Они, как и меньшевики, делали ставку на земства, а в лице советов видели лишь органы по подготовке масс к Учредительному собранию и созданию земского самоуправления на основе всесословного представительства. Их популярность поддерживалась пропагандой лозунга уравнительного крестьянского землепользования.
В апреле 1917 г. с помощью А.А. Копяткевича в Петрозаводске была восстановлена городская организация РСДРП, в которую вошли участники социал-демократических кружков периода первой русской революции (46 человек)9. Организация складывалась как объединенная, состоявшая из меньшевиков различных оттенков, от оборонцев до интернационалистов (сторонников Ю.О. Мартова и газеты "Новая жизнь"). Она насчитывала в мае до 300 членов. Преобладали социал-демократы интернационалисты во главе с В.М. Куджиевым, только что вернувшимся в Петрозаводск после окончания Петроградского университета, поручиком 7-го железнодорожного батальона Н.В. Комаровым, инженером управления Мурманской железной дороги Л.В. Никольским, врачом М.Н. Заводовским. В организации образовалась небольшая группа сочувствующих большевикам рабочих (Т.Е. Богданов, И.И. Васильев, А.Ф. Маликов, Н.И. Одинцов, Н.С. Песков, И.В. Чижиков) и интеллигентов (Я.К. Берзтыс, П.В. Кулагин, В.М. Парфенов).
Социал-демократы интернационалисты не имели четкой политической линии. По коренным вопросам развития революции они придерживались меньшевистских взглядов, считая социалистическую революцию в России преждевременной и невозможной. Интернационалисты выступали за условную поддержку Временного правительства и "контроль" над ним со стороны советов. Многие из рядовых членов организации еще не определили своих взглядов и, слабо разбираясь в разногласиях между большевиками и меньшевиками, считали необходимым всем социал-демократам работать вместе.
Одновременно начали действовать небольшие группы, руководимые социал-демократами интернационалистского и большевистского толка в Кандалакше (инженер Н.Д. Курасов), в Энгозере (рабочий М.А. Парахин), в Поньгоме (железнодорожник А.И. Мосорин), в Княжой Губе (грузчик И.О. Лойко), в Кеми (служащий А.А. Груздев), в Сороке (рабочий депо М.В. Фостий), в Сумском Посаде (политический ссыльный А.А. Каменев), в Сегеже (врач Н.Я. Богдатьева), в Кондопоге (солдат Ф.З. Шумилов) и других местах. Отдельные из них устанавливали связи с Петроградом и Архангельском. Социал-демократы выступали на митингах и собраниях, устраивали читки газет, разъясняли суть своих взглядов на происходившие события.
В новой обстановке заявили о себе сторонники партии народной свободы (кадеты). В мае образовалось Петрозаводское отделение этой партии. В состав бюро организации кадетов вошли адвокат И.И. Леви, домовладелец В.Г. Богданов, городской голова Г.Е. Пименов, учитель В.И. Крылов и другие. К августу кадетская организация насчитывала до 95 членов и опиралась в основном на местную буржуазию, служащих и духовенство10. Их программа легла в основу деятельности местных органов Временного правительства, хотя отношение масс к кадетам оставалось настороженным, и они не пользовались сколько-нибудь заметным влиянием в уездах Олонецкой губернии.
В результате, весной 1917 г. в Карелии сложились три центра притяжения общественно-политических сил, претендовавших на власть: администрация губернского комиссара Временного правительства, опирающаяся на земское и городское самоуправление; система комитетов общественной безопасности, представляющая собой достаточно аморфное представительство различных обществ, союзов, кооперативов, политических партий и т. п., и, наконец, советы рабочих и солдатских депутатов, среди которых выделялся своей активностью Петрозаводский совет. Все эти организации стремились упрочить свое положение и выступать от лица народа. В борьбе за влияние и власть губернский комиссар Временного правительства и земцы не получили широкой поддержки у местного населения. На них смотрели как на "господ", средоточие бюрократизма и произвола прежней власти. Доверие к ним вскоре начало совсем гаснуть. Комитеты общественной безопасности, вначале имевшие широкое признание, не пользовались, однако, поддержкой в центре. Власть видела в них лишь "глас народа". Разнородность социального состава, неопределенность позиции, стремление уйти от обсуждения и решения острых вопросов и безусловная поддержка Временного правительства отталкивали от них радикально настроенных людей. Комитеты общественной безопасности так и не смогли найти своего места в развернувшейся борьбе. Роль Петрозаводского комитета общественной безопасности свелась к услужничеству губернскому комиссару Временного правительства.