Утверждение советской власти в Петрозаводске

25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. восставшие рабочие и солдаты Петрограда свергли Временное правительство. Проходивший в те дни в Петрограде II Всероссий­ский съезд советов провозгласил переход всей власти в центре и на местах к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, принял исторические декреты о мире и о земле и избрал советское правительство во главе с В.И.Лениным. За Петроградом последовала вся страна.

Весть об Октябрьской революции была встречена в Петрозаводске и Карелии не­однозначно: одни радовались, другие негодовали. Уже 26 октября состоялось объ­единенное заседание Олонецкого губсовета, Главного дорожного комитета Мурман­ской железной дороги и представителей солдатских комитетов петрозаводского гарнизона. Тогда еще не все было ясно. Собравшиеся имели сведения лишь о сосредо­точении государственной власти в руках Военно-революционного комитета при Пет­роградском совете. Объединенное заседание приняло резолюцию, предложенную фрак­цией социал-демократов интернационалистов, оно выразило солидарность с Петроградом, приняло к сведению факт низвержения Временного правительства и заявило, что Олонецкий губернский совет "окажет поддержку вновь создающемуся правительству" при условии формальных гарантий созыва в установленный срок Учредительного собрания. Вместе с тем губсовет заявил, что "в контакте с демокра­тическими организациями берет на себя инициативу создания власти на местах". Тут же было решено установить с помощью солдат охрану телеграфа и помещения совета "для предотвращения возможных эксцессов в связи с событиями" и создана комиссия под руководством Н.В. Комарова по выработке "проекта о реконструкции власти".

На следующий день, 27 октября, прошло второе объединенное заседание, на кото­ром было принято "Положение об организации правительственной власти в Олонец­кой губернии". В нем говорилось, что отныне губернскому совету "принадлежит выс­шая правительственная власть в губернии". В соответствии с этим положением губсовету передавались следующие функции:

  • Все полномочия, предоставленные прежде действующими законами губерн­скому комиссару.
  • Право издания обязательных постановлений по обеспечению общественного порядка, безопасности и экономического устроения.
  • Право внесудебных арестов лиц, вредных для общественного спокойствия и государственного строя, на срок не более одного месяца, с зачислением арестованно­го за советом.
  • Право распоряжения военными силами, находящимися в пределах Олонецкой губернии, для обеспечения личной и общественной безопасности и поддержания го­сударственного и общественного порядка.
  • Устранение должностных лиц от исполнения ими обязанностей и возложение сих последних на избранных советом лиц"42.

Председателем Олонецкого губернского совета остался В.М. Куджиев, его замес­тителями - социал-демократы интернационалисты Н.В. Комаров и М.А. Каплан.

Олонецкий губернский совет сразу же стал функционировать как орган власти в губернии, решения которого проводились в жизнь. В первые дни Октябрьской револю­ции прошли довыборы губсовета: он пополнился представителями рабочих Александ­ровского завода, деревообделочников, солдат местного гарнизона и массовых органи­заций. Рабочие отозвали из совета за пассивность ряд своих ранее избранных депутатов и послали вместо них новых людей. Общая численность губсовета возросла до 146 че­ловек. 5 ноября состоялось заседание Олонецкого губсовета, на котором Главный до­рожный комитет Мурманской железной дороги заявил о желании участвовать в работе совета и направил в губисполком пять своих представителей, но одновременно уведо­мил, что в ведомственных делах будет придерживаться "автономии"43.

12 ноября в Петрозаводске и во всей Олонецкой губернии состоялись выборы в Учредительное собрание. На них победили меньшевик М.Д. Шишкин и эсер А.Ф. Матвеев, выдвинутые еще летом 1917 г. За социал-демократов и эсеров в губер­нии высказалось 76% избирателей, группа "Единство" получила 1,3%, кадеты - 22,4%. Итоги выборов уже не отражали новую ситуацию, сложившуюся в центре и на мес­тах, но народ ожидал от своих депутатов, что они будут благоразумны и подтвердят декреты советского правительства.

В своей практической деятельности губсовет много внимания уделял налажива­нию бесперебойной работы местного земства, школ и больниц, соблюдению порядка и законности. В ряде случаев приходилось принимать жесткие меры к хлеботоргов­цам, спекулировавшим на народной нужде, к предпринимателям, закрывавшим свои предприятия и лишавшим рабочих заработка, к грабителям и мародерам. Роль губсовета с каждым днем возрастала. Однако решение им повседневных вопросов нередко вызывало недовольство трудящихся из-за медлительности и противодействия зем­ских и иных учреждений.

Особенно много нареканий возникало на почве продовольственных неурядиц. В 1917 г. губернский продовольственный комитет надеялся получить 3,5 млн пудов хле­ба (половину потребности), но в Петрограде эта цифра еще летом была урезана до 1,5 млн пудов. С мая поставки хлеба стали сокращаться, а осенью почти совсем прекра­тились. К декабрю 1917 г. в Олонецкую губернию удалось доставить всего 700 тыс. пудов хлеба. Ожидалось получить еще 400 тыс. пудов, но за ноябрь поступило лишь ПО тыс. пудов44. В ноябре губсовет пошел на реквизицию продовольствия у местных лесопромышленников и хлеботорговцев, чтобы накормить голодающих рабочих и деревенскую бедноту. При совете создается губернская продовольственная комиссия, которой поручается организовать борьбу со спекуляцией45. Поскольку продоволь­ствия не хватало, на местах началось стихийное изъятие хлеба у предпринимателей и купцов. Обыски и захват хлеба имели место в ноябре-декабре в Лижме, Монастыр­ской Слободе, Суне, Сямозере, Тулгубе и других местах46.

На Александровском заводе возникла сложная ситуация в связи с прекращением заявок на производство снарядов. Пришлось в спешном порядке договариваться с управлением Мурманской железной дороги о переоборудовании Александровского завода для выполнения заказов по ремонту подвижного состава. В решении многих вопросов требовалась помощь центральных органов власти, а Олонецкий губсовет все еще ждал сформирования в столице однородного социалистического правитель­ства, надеясь на обоюдные уступки и компромисс между Лениным, меньшевиками и правыми эсерами.

Небольшие большевистские группы, возникшие в ходе революции на Александ­ровском заводе и железнодорожной станции Петрозаводск, не решались на открытое выступление против губсовета, который выборочно исполнял декреты Совнаркома. Они опасались, что не справятся с управлением. Впервые позиция большевистской фракции в губсовете была оглашена В.М. Парфеновым 7 декабря 1917 г. В заявлении большевиков говорилось: "Фракция большевиков, находя полезным для страны при­знание власти Народных комиссаров и считая необходимым признание и проведение в жизнь всех их декретов, воздерживается при голосовании всех иных предложенных резолюций"47.

В то время большинство Олонецкого губернского совета не верило в успех боль­шевистского социального эксперимента и поэтому с осторожностью относилось к центральной власти. Член губсовета и председатель исполкома Совета Мурманской железной дороги Л.В. Никольский при обсуждении заявления большевиков сказал: "Тов. Ленин и Троцкий делают социальный эксперимент - занимаются хирургией. В программе большевиков лозунг Учредительного собрания стоит на первом месте, тем не менее Ленин ведет борьбу с Учредительным собранием. Ошибка эта - результат разгоряченного мозга и упоения временными победами". Его поддержал председа­тель губисполкома В.М. Куджиев, заявивший, что в деятельности Совнаркома много декларативности. "В декретах как раз дается лозунг, - продолжал Куджиев, - строй­те, мол, социалистическую жизнь. Рабочие идут за большевиками, и, каково бы ни было наше отношение к большевизму, мы не должны игнорировать рабочий класс. Предпосылка, исходящая из головы Ленина, неверна, и плохо, что эта предпосылка втягивает рабочий класс в неверное русло. Социализма в России в настоящий момент не может быть, а будет лишь мелкобуржуазная рес­публика. Вредность и гибельность некоторых дек­ретов в том и заключаются, что в них просачива­ются социалистические идеи. В них много утопического"48.

Обсудив текущий момент и требование боль­шевиков, губсовет постановил: "Исходя из невоз­можности изолировать Олонию от общегосудар­ственного организма, 1) признать возможным деловые отношения с СНК как органом, фактиче­ски обладающим государственной властью; 2) под­вергать оценке декреты Совета Народных Комис­саров в общем собрании Олонецкого совета и проводить в жизнь те из них, которые целесообраз­ны с революционно-демократической точки зре­ния, а также и те, непроведение которых могло бы усилить разруху в хозяйственном, политическом и юридическом укладе страны"49. Совет подтвердил, что не отказывается от позитивной работы, но ожи­дает созыва легитимно избранного в ноябре Учре­дительного собрания.

20-23 декабря рабочие Александровского завода, деревообделочники и солдаты решительно потребовали от губсовета полного признания Совнаркома. Это вынудило руководителей губсовета Куджиева и Комарова подать заявление о выходе из президи­ума. 4 января 1918 г. Олонецкий губсовет на своем ночном заседании удовлетворил их просьбу и 5 января избрал новый состав губисполкома на основе пропорционального представительства от большевиков, социал-демократов интернационалистов и левых эсеров. Членами исполкома стали 8 большевиков, 6 социал-демократов интернациона­листов, 6 левых эсеров и 1 беспартийный. В состав Президиума исполкома вошли пред­седатель губсовета учитель гимназии большевик Валентин Михайлович Парфенов, чле­ны: большевики Х.Г. Дорошин и И.Ф. Пряников, социал-демократ интернационалист Н.В. Комаров, левые эсеры А.А. Садиков и И.Н. Капусткин.

Компромисс социалистов при организации органов власти в Карелии был вполне естественным решением. Все понимали, что без согласия губернская власть действо­вать не может. Расхождения между левыми социалистами в то время и в теории и на практике не казались существенными. Поэтому левые эсеры и социал-демократы ин­тернационалисты, имея значительное преобладание в губернском совете и губисполкоме, не возражали против избрания председателем исполкома большевика Парфе­нова. Олонецкий губсовет начал более последовательно проводить в жизнь декреты ВЦИК и СНК.

Подобрать тур
Наши контакты
Экскурсии по Карелии
Билеты на Кижи
Экскурсии на Валаам и Соловки
Мы в социальных сетях
Новости
Ежедневно на остров Кижи
28.10

Приглашаем в увлекательное путешествие на остров Кижи. Осенью, зимой и весной мы предлагаем однодневные поездки через Заонежье. Вы не только посетите наш самый известный остров, но и увидите деревни Заонежья, побываете на самом крупном в мире месторождении шунгита в Толвуи.

Предновогодние сюрпризы!
20.12

Признание от парнеров под Новый год - еще один подарок! 

Экскурсии летом 2024
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2024 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы