Деревня Васильево
На западном берегу острова Кижи живописно раскинулась небольшая деревня Васильеве Это музейная реконструкция заонежской деревни конца XIX - начала XX века, созданная на месте старого, исторически сложившегося поселения. Она включает в себя часовню Успения Богородицы, построенную на рубеже XVII - XVIII веков, несколько крестьянских домов и хозяйственных построек, перевезенных сюда за последние годы из окрестных деревень.
Первые упоминания о деревне Васильеве относятся к 1582 году. Первоначальное название - «Большой Двор у часовни» - раскрывает историю возникновения поселения. Деревнями «Большого Двора» назывались центры владений новгородских бояр в северных погостах, где сосредоточивалось управление подвластными территориями. В XV веке поселение входило в состав земель боярина Луки Федорова, от имени которого произошло второе название деревни «Лукинщина», закрепившееся за ней в XVIII веке. Современное название Васильево появилось в исторических документах только в начале XX века. Происхождение его связано с фамилией крестьян, которые в этот момент, жили в деревне. Возникнув в XV-XVI веках, деревня Васильево долгое время была нежилой, т.е. «пустошью», покинутой жителями по неизвестным причинам. Только в XVIII веке жизнь в поселении возобновилась. В отличие от деревни Ямка деревня Васильево всегда была маленькой и состояла самое большое из 3 дворов. В 1794 году в единственном доме жила семья из 7 человек, в 1905 году в трех дворах проживали 19 человек. Основным занятием жителей было сельское хозяйство, поля располагались сразу же за деревней. Крестьянские хозяйства, по всей видимости, были достаточно крепкими, т.к. скота держали всегда много: в 1833 году на 8 жителей приходилось 2 лошади и 11 коров, а в 1905 году три семьи деревни держали 4 лошади и 8 коров. Так же, как все крестьяне острова Кижи, жители деревни Васильева перевозили скот на все лето на материковую часть. Помимо земледелия крестьяне занимались рыболовством.
Архитектурной доминантой деревни Васильево является часовня Успения Богородицы. Она датируется второй половиной XVII-XVIII веками. Это самая древняя постройка, сохранившаяся на острове Кижи. Датировка подтверждается рядом конструктивных особенностей часовни, состоянием и видом обработки бревен, характером письма икон, украшавших ее интерьер.
Часовня Успения Богоматери представляет собой традиционный тип клетских часовен. Она состоит из трех частей: собственно часовни,трапезной и сеней. Над сенями расположен восьмерик с открытой звонницей, над которой на восьми столбах установлен шатер, увенчанный маленькой главкой. Восточный сруб собственно часовни выше срубов трапезной и сеней, увенчан луковичной главкой с крестом, установленной на небольшом восьмерике. Первоначальный облик часовни был иным. В начале XVIII века это было небольшое сооружение, состоящее из двух разновысоких клетей - молельни и трапезной.
С запада к часовне примыкало крыльцо. Площадь трапезной значительно превышала размеры молельного помещения, что объясняется большим мирским значением трапезной XVIII века как места крестьянских сходов. Трапезная была оборудована широкими пристенными лавками с резным подзором по всей длине.
Васильевская часовня, расположенная на открытом месте, ближе к берегу озера,
служила и ориентиром для лодок, проплывавших по существовавшему здесь издавна водному пути. Это определило некоторые особенности ее архитектурного облика. Для придания сооружению более выразительного высотного характера главка над молельней была посажена не прямо на конек двускатной кровли, а приподнята на небольшой восьмерик. Низменное, открытое со всех сторон место предполагает
и отличительные особенности постройки преобладание в композиционном решении горизонталей. Поэтому часовня как бы растворяется в пейзаже.
Во второй половине XIX века был увеличен объем внутренних помещений часовни благодаря пристройке с запада сеней, подведенных под одну крышу с трапезной. Над сенями была возведена шатровая звонница Благодаря этому часовня приобрела более нарядный и живописный вид. Звонница, крыльцо, свесы крыши были украшены резными подзорами, причелинами, по коньку крыши был установлен резной гребень.
К концу XIX века изменилось традиционное представление о красоте деревянных храмов. Чтобы придать Васильевской часовне более современный вид городского каменного строения, ее стены были покрыты гладкой обшивкой из досок, лемех главок был скрыт под листами жести, стены изнутри были оклеены обоями.
Облик второй половины XIX века (до поновлений) часовня Успения Богородицы приобрела после реставрации проведенной в 1977 году Карельской реставрационной мастерской по проекту архитектора Т. И. Вахрамеевой.
Среди домов деревни Васильево своими размерами, планировкой и декоративным убранством выделяется дом из деревни Мунозеро, построенный в 70-х годах XIX века зажиточным крестьянином Лазарем Яковлевичем Сергиным (1814-1903). По семейному преданию предки Сергиных пришли в Заонежье из Новгорода. Маленького Сергу - родоначальника фамилии - родители принесли с собой в берестяном коробе. У внука Сергия - Лазаря - было пятеро детей: четверо сыновей - Иван, Степан, Дмитрий, Сергей и дочь Марфа. Двое сыновей занимались торговлей в Петербурге: Сергей Лазаревич имел посудный магазин, Дмитрий Лазаревич - кожевенный. Третий сын - Иван -крестьянствовал и держал бакалейную лавку в отеческом доме в Мунозере. Четвертый - Степан, отслужив в Преображенском полку в Санкт-Петербурге, вышел в отставку и посвятил себя земской деятельности. Все сыновья Лазаря Яковлевича, кроме Дмитрия, были женаты на заонежанках из зажиточных семей.
Хозяйство Сергиных было крепким: земельный надел, урожай с которого составлял до 500 бабок ржи, 8-12 коров, 4-5 лошадей, водяная мельница, рига с гумном, двухэтажный амбар. Имелись в хозяйстве большая лодка-сойма и выездной кабриолет.
Дом Сергиных - традиционный для Заонежья дом типа «кошель», в котором все подсобные хозяйственные помещения пристроены к жилой части сбоку и перекрыты длинным скатом асимметричной кровли. Отличительной особенностью дома является то, что хозяйственная часть его сдвинута в плане по отношению к жилой. Хозяйственная часть состоит из двора и сарая с сеновалом. Сарай расположен на втором этаже: въезжали туда через ворота по взвозу - покатому бревенчатому настилу. Часть площади сарая занята двумя кладовыми для хранения продуктов, в одной из них прежде размещалась лавка, в которой торговал Иван Лазаревич. Внизу под сеновалом устроены хлева С южной и северной стороны во двор ведут ворота для загона скота.Особый интерес представляет декоративное убранство дома. Композиционным центром главного фасада является мезонин-светелка, оформленный балконом с витыми столбиками и удивительно красивой по своему рисунку решеткой. Украшенные тонкой сквозной порезкой балясины вплотную примыкают друг к другу, образуя единое орнаментально выдержанное целое. Аналогичным балконом декорирован южный фасад. Под мезонином расположено двухъярусное крыльцо-галерея. Вход на крыльцо, чуть смещенный в сторону от центральной оси, вносит легкую асимметрию в архитектурную композицию главного фасада. Важную роль в убранстве дома играют наличники с филенчатыми ставнями и прямоугольным навершием, резные подзоры, причелины, полотенца. Декор отличается высоким техническим уровнем исполнения резьбы и гармоничным сочетанием мотивов городской и традиционной народной архитектуры.
Дом Сергиных - большой, двухэтажный со множеством жилых и подсобных помещений. На первом этаже направо от сеней расположена изба, смежная с горницей, налево -изба, где жил брат Лазаря Яковлевича старообрядец Михаил. После его смерти в 1896 году по его завещанию, вплоть до 1920-х годов, изба служила странноприимным домом для нищих. На втором этаже направо из сеней - зала, смежная с горницей, налево - комната для молодых девушек. Светелки наверху служили кладовыми: в основном там хранили рыболовные и охотничьи снасти.
Сергины прожили в своем доме до 1970-х годов. Внук Лазаря Яковлевича Николай Степанович Сергин (1892-1949) был участником первой мировой войны, служил в Красной Армии. В период коллективизации одним из первых в Мунозере отдал в колхоз скот, ригу, мельницу. Во время Великой Отечественной войны укрывал в своем доме советских разведчиков: М. А. Деллер, Л. Н. Карачеву-Богданову, А. М. Орлова. В 1971 году дочь Н. С. Сергина Е. Н. Мешкова передала свой дом музею-заповеднику «Кижи». Дом был перевезен на остров Кижи в 1972 году и отреставрирован Карельской специальной научно-реставрационной мастерской по обмерным чертежам А. В. Ополовникова.
Наряду с крестьянскими домами в деревне Васильево находится несколько хозяйственных построек. У дома Сергина расположен амбар Абрамовой из деревни Великая Нива, который был построен предположительно в конце XVIII - начале XIX века и интересен как тип небольших хозяйственных сооружений, традиционный для народного деревянного зодчества. Амбар однокамерный, двухэтажный с внутренней лестницей, без предмостья. Амбар рублен «в обло» и покрыт двускатной крышей безгвоздевой конструкции. Слеги кровли врублены в каждый самец фронтонов. Это наиболее архаичная деталь постройки. Стены первого этажа изнутри гладко отесаны со скруглениями углов. В стены врублены сусеки. Перевезен на остров Кижи и восстановлен по проекту В. И. Викулина в 1978 году. От старой деревни Васильево конца XIX века сохранилось всего два дома. Они принадлежали двум семьям Васильевых. Самым большим и внушительным домом деревни был «большой» дом зажиточного крестьянина Васильева, построенный в конце XIX века. Семья Васильевых состояла из 6 человек: хозяина Федора Алексеевича, хозяйки Марии Егоровны, деда Алексея, сына Егора и двух дочерей: Марии и Анны. Хозяйство было одним из самых богатых в деревне: держали 3-4 коровы, 2 лошади, имели несколько лодок, хлебный и рыбный амбары, ригу. Наряду с земледелием семья активно занималась рыболовством. Промышляли только ценную крупную рыбу - судака, лосося, палию, форель. Пойманной рыбой торговали. После 1917 года крестьяне продолжали вести патриархальное хозяйство, использовали наемный труд. В 1937 году хозяин дома Ф. А. Васильев вместе с женой были раскулачены и высланы с острова Кижи. В 1988-89 годах дом отреставрирован по проекту И. Шургина. В настоящее время в доме располагаются административные помещения музея «Кижи».
Дом Васильева представляет собой традиционное жилье заонежского крестьянина конца XIX века. Тип дома - «брус». Жилая и хозяйственная части дома покрыты двускатной крышей с удлиненным скатом над расширенной частью сарая. Двухэтажная жилая часть представляет собой пятистенок с продольным перерубом. На каждом этаже расположено по два помещения: изба и горница. В сенях первого и второго этажей у северной стены находятся кладовые. На лицевой западный фасад первого и второго этажей выходят по три окна горницы и по три окна избы. На чердаке располагается светелка. Вход в дом находится на южном фасаде. В дом ведет одномаршевое крыльцо-галерея, перекрытое односкатной кровлей.
Вторым сохранившимся домом деревни является бывший дом крестьянина-середняка Васильева, построенный в XIX веке. Известно, что в начале XX века в доме проживала семья из 6 человек: хозяина Михаила Васильевича, хозяйки Евдокии, двух сыновей и двух дочерей. Семейство было среднего достатка: держали двух коров и одну лошадь. Помимо земледелия, семья занималась рыбным промыслом. В послевоенный период семья Васильевых вошла в колхоз им. Куйбышева. В настоящий момент дом находится в частном владении.
Рядом с историческими постройками деревни Васильево расположены два дома, перевезенные на остров Кижи из других деревень. Это дом Сергеева из деревни Липовицы и дом Кондратьевой из деревни Верхняя Путка.
Дом Сергеева перевезен в Кижи в 1974 году (реставрация произведена по проекту Т.И. Вахрамеевой). Постройка дома относится к XIX веку. Он установлен на некотором расстоянии от большого дома Васильевых и главным фасадом обращен на озеро. Это традиционный тип крестьянского жилища - «брус». Жилая часть поднята на высокий подклет и объединяет две избы, горницу, кладовые и светелку на чердаке. В двухэтажной хозяйственной половине - двор с хлевами и сарай. Дом срублен «в обло» и покрыт двускатной безгвоздевой крышей. Однако от обычных домов- «брусов» его отличает наличие типичного для Заонежья гульбища, опоясывающего жилую часть. Оживляет архитектуру дома высокое, легкое крыльцо, нарядное убранство наличников и богато оформленный, с тройными арочками и резными столбиками, балкон.
Дом Кондратьевой из деревни Верхняя Путка (Шуньга) построен в 80-е годы XIX века крестьянином-бедняком Никитой Алексеевичем Пятнициным - первым хозяином дома. Последней владелицей дома была Анастасия Алексеевна Кондратьева. В 1977 году дом был перевезен на остров Кижи и восстановлен по проекту Л. Н. Салмина. Дом Кондратьевой также относится к типу «брус», однако он намного меньше, проще и скромнее дома Сергеева. Дом одноэтажный, жилая часть стоит на невысоком подклете. Три окна избы выходят на главный фасад здания. В сени ведет крыльцо, примыкающее к дому с южной стороны. Крыльцо односходное, на столбах без навеса над площадкой. Крыша над домом безгвоздевая, причем над жилым помещением -вальмовая, т. е. имеет смешанную слеговую и стропильную конструкцию. Дом Кондратьевой лишен всяких декоративных деталей. Простота и скромность облика дома продиктованы соображениями экономии - хозяин дома был одним из беднейших жителей деревни.
Остальные хозяйственные постройки деревни Васильево расположены на берегу озера в ее северной части.
Амбар Кузнецова из деревни Пегремабыл построен в конце XIX века. Представляет собой двойной одноярусный хлебный амбар с галереей и входами на боковом фасаде. Строение имеет вид прямоугольного в плане сруба с поперечным перерубом. Бревна в углах сопряжены традиционным способом - «в обло». На выпусках фронтонных стен установлено предмостье с тремя ступенями. Навес галереи опирается на выпу-
ски бревен и три столба. Амбар перевезен на остров Кижи и восстановлен по проекту Д. А. Каурова в 1979 году.
Амбар Мамонтовой из деревни Ламбасручей датируется концом XIX века. Перевезен в 1976 году. Это двухъярусный хлебный амбар с галереей перед входом. Построен в виде клети, почти квадратной в плане. Навес опирается на выпуски бревен торцевых стен. Кровля - двускатная гвоздевая. Для сообщения между ярусами устроена внутренняя лестница.
Наряду с амбарами в этой части деревни поставлен макет бани. Баня выполнена по обмерным чертежам А.В.Ополовникова и полностью повторяет баню из деревни Усть-Яндома, датируемую концом XIX века. Она представляет собой в плане пятистенок с поперечным перерубом. Крыша двускатная, тесовая, по «курицам и потокам». В бане находятся печь-каменка, лавки для мытья и полог. Помещение предбанника без потолка. В стены предбанника врублены друг против друга две скамейки. Напротив входной двери в стене сделано несколько деревянных штырей - «вешал» для одежды. Над длинной скамьей бани в торцовые стены врублен брус - грядка для просушки белья. Стены в самой бане и предбаннике не стесаны. Пол и потолок сработаны из простых плах.