Легенды о строительстве Преображенской церкви в Кижах
«...На Кижском острове, где теперь погост, церковь стояла в другом месте, гораздо севернее, на холмистом возвышении; там теперь в память её построена часовня Св. Духа. Церковь была во имя Спаса. Однажды, в праздник Покрова Богородицы, паны (так в период «смутного времени» в народе называли занимавшихся грабежом польско-литовских интервентов. - Прим. ред.) сделали нечаянное нападение на Кижский остров, употребив военную хитрость: они приплыли к острову из Повенца на плоту, на котором были поставлены вместо парусов березки. Суеверному народу показалось, что к ним плывет остров; все собрались смотреть на берегу, однако паны бросились на безоружных жителей. Народ укрылся в храме; но паны, ворвавшись туда, начали резать крестьян и стрелять в них. Одна стрела вонзилась в образ Спасителя, в правую руку; другая пробила образ насквозь, пониже первой, и сделала на нем «оскомину». Оба знака видны на иконе до сих пор. Но в это самое мгновение совершилось чудо: на панов «нашла темень», они ослепли и вместо беззащитного народа стали резать друг друга и все легли на месте; кровь от них лилась через церковный порог. После такого осквернения служение в церкви надолго было оставлено и, наконец, самый храм сгорел от молнии. Впоследствии, собравшись с силами, кижане решились построить новую церковь и приплавили леса к тому месту, где стояла сгоревшая; но в ночь все плоты невидимою силою перенесло ниже, к такому месту, где не было ничего, кроме верестняка (вереска). Строители опять перегнали плоты на старое место, но в следующую ночь леса вновь очутились у верестняка. Тут строители догадались, что это высшая воля; стали осматривать кусты и нашли в них простреленный образ Спасителя. Это был уже явный знак, что церковь надо строить здесь, а не на старом месте. Так и сделали. И вот часовня, церковь и простреленная икона остались памятниками нападения панов в южном Заонежье».(Олонецкие губернские ведомости/1857. Но 22).
«... Император Петр Первый, путешествующий из Повенца Онежским озером, остановился у Киж-ского острова. Тут заметил он множество срубленного леса и, узнав причину его свалки, собственноручно начертил план предполагаемой церкви.
Пред этим временем прежняя церковь сгорела; она стояла не там, где теперь стоит теперяш-няя церковь, а подальше -- версты на полторы, на месте, называемом Нарьина Гора». (Олонецкие губернские ведомости / 1892. № 93).