Усадьба пряжинского карела

На восточном берегу Кижского острова близ полуострова Дудкин Наволок распо­ложен Карельский сектор музея «Кижи». Карелы - один из коренных народов, насе­лявших территорию Карелии с дохристиан­ских времен. Карельский язык относится к прибалтийско-финской группе финно-угорской ветви уральской языковой груп­пы. Он распадается на три диалекта, воз­никновение которых относят к рубежу 1-1 тысячелетия н.э. Собственно карельский ди­алект охватывает районы северной и сред­ней Карелии. Собственно карелы называют себя «карьяла». Ливвиковский и людиков-ский диалекты бытуют на территории юж­ной Карелии: ливвики проживают к югу от собственно карел в районах Олонца, Ведлозера и Пряжи, людики - в Прионежье, в районе Кондопоги.

На протяжении столетий карел связы­вали с русскими тесные политические, эко­номические и культурные связи, а также общая вера - православие: в 1227 году их крестил новгородский князь Ярослав Все­володович. Вместе с русскими карелы во­евали со шведами, участвовали в битве против немецких рыцарей на Чудском озере, отражали натиск польско-литовских завоевателей в XVII веке. Но ратное дело не было призванием карельских мужей. В мирной, обыденной жизни основными занятиями карел издавна были земледелие, животноводство, охота и рыболовство. По­этому для карельских деревень характерно прибрежное (озерное или речное) располо­жение поселений в местах, удобных для пашни, выпаса скота и рыбной ловли.

Духовная культура карел наиболее пол­но воплотилась в эпосе «Калевала», создан­ном финским фольклористом Элиасом Леннротом. Эпос отражает древние представ­ления карел о сотворении мира, о древнем земледелии, охоте, кузнечном деле. Не слу­чайно символом благополучия карельского народа является чудесная мельница Сампо, выкованная кузнецом Илмариненом.

В этно-культурном отношении терри­тория проживания карел подразделяется на две большие зоны - северную и южную. Различия в культуре двух зон были обусловлены различиями в системе хозяйство­вания, связанными со спецификой геогра­фических условий. В южной Карелии высо­кий уровень развития льноводства опре­делил бытование сложных техник тканья и распространение такого вида украшения тканей, как вышивка. В северной Карелии вышивка не получила особого распрост­ранения, так как основной технической культурой в этом регионе была конопля Развитие овцеводства повлекло за собой широкое бытование вязания на спицах как в северной, так и в южной Карелии. Удоб­ство для судоходства многих рек и озер южной Карелии и наличие Мариинской системы, с которой через Свирь были свя­заны Ладожское и Онежское озера, опре­делили успехи южных и северных карел в судостроении. У карел были развиты практически все виды традиционных худо­жественных ремесел: резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, вязание, пле­тение из бересты, кузнечное дело. К ремес­лам, общераспространенным на террито­рии всей Карелии, следует причислить: бондарное, столярное, вязание сетей и ви­тье веревок. Благодаря развитию отходни­чества у северных карел возникли более тесные контакты с финнами и саамами, по­этому искусство и отдельные элементы ма­териальной культуры северной Карелии приобрели целый ряд черт, роднящих их с культурой этих народов. Культура южных карел в большей степени несет на себе от­печаток севернорусской культуры при со­хранении особенностей, определяющих ее национальное своеобразие.

Карельский сектор музея представля­ет культуру карел Пряжинского района южной Карелии. Это реконструкция крес­тьянской усадьбы конца XIX - начала XX века. Центром усадьбы является дом крестьянина Яковлева, построен­ный в 80-90 гг. XIX века в деревне Клещейла близ села Ведлозеро артелью мест­ных плотников при участии самого хозяи­на Максима Яковлева

В начале XX века семья Максима Яков­лева состояла из 15 человек. Хозяйство бы­ло крепкое, зажиточное: 12 десятин пахот­ной земли с подсекой, покосы, 5 лошадей, 12 коров, 25 овец. На территории усадьбы располагались двухэтажная конюшня, двухэтажный амбар для хранения зерна и продуктов. На берегу ламбушки - не­большого лесного озера - стояла баня «по-черному». Кроме того Яковлевы име­ли водяную мельницу и сепаратор, прино­сивший семье значительный доход.

В 1966 году дом Яковлева был переве­зен в музей-заповедник «Кижи» и восста­новлен по проекту В. А. Крохина.

Дом представляет собой двухэтажный пятистенок типа «брус», в котором изба, сени и хозяйственная часть расположены по одной оси и образуют вытянутый пря­моугольник. Такой тип дома был широко распространен на территории южной Ка­релии в конце XIX - начале XX века. Тра­диционными особенностями архитектуры карельского дома являются асимметрич­ное расположение переруба - стены, отде­ляющей избу от горницы, и единый для верхнего и нижнего этажей монолитный сруб сарая. Это отличает дом Яковлева от традиционных домов русского Заонежья, где сруб сарая (второго этажа хозяйствен­ной части) опирается на отдельно стоящие столбы-«быки».

Глубоко самобытно декоративное уб­ранство дома. Тяготение к образам, навеян­ным карельской природой, созвучность изобразительному языку и символике наци­ональной вышивки, эпичность стиля, чуждого мелким, незначительным подробнос­тям, составляют суть архитектурной орна­ментики карел. Ведущее место в убранстве главного фасада принадлежит подчеркнуто нарядному декоративному балкону. Упругие резные столбики несут на себе легкое ароч­ное завершение. Снизу пространство между столбиками забрано изящной резной ре­шеткой. Особую художественную вырази­тельность декоративному решению дома придают   одинарные сквозные розетки, набитые по низу балкона, причелин и цент­ральной арки. Они создают тонкую игру све­тотени на срубе, сообщают внутреннюю ди­намичность всей архитектурной орнаменти­ке. Мотив розеток, повторенный в резьбе балконной решетки и полотенца, превра­щает декор дома Яковлева в стройное, рит­мически выдержанное целое. При всей  простоте подлинной изысканностью обла­дают наличники дома, в декоре которых нашли яркое воплощение особенности ху­дожественного мышления южных карел Древний мотив косого креста, легкий излом контура волют, умело стилизованная елочка несут в себе черты подлинной националь­ной самобытности.

Резьба балкона, причелин, полотенца и наличников выполнена плотником Ива­ном Анисимовым (1865-1939), несомнен­но обладавшим и тонким вкусом, и глубо­ким знанием приемов традиционного ка­рельского зодчества.

Дом Яковлева интересен не только своим внешним архитектурным обликом, не менее привлекательны и его интерье­ры. Внизу расположены зимняя изба с горницей, сени и кладовая. Направо из се­ней - вход на сарай. Второй этаж повторяет планировку первого. Но дополнительно там есть комната-«боковушка», служившая молочной кладовой.

На первый взгляд, облик карельской избы почти во всем следует убранству жи­лища русского крестьянина, однако и здесь обнаруживаются  свои  отличия.

В избе направо от входа расположена печь, устье которой по карельскому обы­чаю обращено к боковой стене. По диаго­нали от печи расположен большой угол с иконами. Под ним на лавке у карел все­гда выставлены самовары - верный при­знак достатка хозяина. У свободного угла печи стоит массивный деревянный опеч-ный столб. От него под прямым углом от­ходят две широкие полки-воронцы, пред­назначенные для хранения выпечки и чис­той посуды. Вдоль стен тянутся широкие лавки, над ними - полки -надлавочницы. В центре избы в соответствии с древней прибалтийско-финской традицией стоит стол. Сбоку от дверей, как это принято у южных карел, висит рукомойник, рядом с ним на стене находится специфической формы посудник - «рундугу», куда стави­ли миски и горшки для скисания молока. Подвижной мебели в избе мало. Это стол-курятник, в котором зимой держали кур, подвесная люлька, деревянная кровать, покрытая полосатым шерстяным домотка­ным одеялом. Подушки у карел, в отличие от русских, прямоугольной формы с наво­лочками в мелкую голубую или розовую клетку. Полоска и клетка - излюбленный орнамент прибалтийско-финских наро­дов. В быту карел художественное ткачест­во получило более широкое распростра­нение, чем вышивка. Яркие пятна тканых закрайков полотенец и полосатых шерстя­ных юбок оживляют убранство карельско­го жилища. Традиционными для карель­ского быта являются берестяные коробоч­ки, сшитые из цельного куска бересты, предметы   мебели, изготовленные с ис­пользованием «саморослой» природной формы дерева, обилие долблено-резной посуды. Работу  резчика-карела отличает умение подчеркнуть благородную просто­ту формы и текстуры дерева, исключитель­ное понимание пластических основ при­родного материала. Особой красотой от­личаются карельские прялки, вырезанные из корневой части  березы: удлиненные, стреловидной формы, напоминающие уз­кую изящную лопасть весла. Прялки чаще всего декорировались плоскостной резь­бой - одним из самых архаичных спосо­бов орнаментации.

В то время как обстановка избы стро­го следует традиции, обстановка горницы приближается к интерьеру городского жилища: раздвижной горничный стол, стулья, буфет для праздничной посуды, деревянный диван со спинкой из тонких балясин. Место, где стоит кровать, зана­вешено пестрой ситцевой занавеской. Отапливается горница лежанкой. Обста­новка горницы несет на себе отпечаток влияния городской культуры конца XIX -начала XX вв.

Хозяйственная часть состоит из двора и сарая. Сарай расположен на втором эта­же: въезжали туда по взвозу - покатому бревенчатому настилу. Объем сарая велик, что позволяло хранить здесь большой за­пас сена. Орудия труда и сельскохозяйст­венный инвентарь свидетельствуют о заня­тиях карельских крестьян. Здесь собраны сохи, бороны - суковатки, мотыги, серпы, ручные и каменные жернова, представлены плотницкие инструменты, охотничьи капка­ны, рыболовные снасти, лодка-долбленка.

В 1973 году к дому Яковлева был пере­везен амбар из деревни Коккойла, амбар из деревни Пелдожи и рига из деревни Ламбисельга. В 1974 году на берегу озера была поставлена баня «по-черному». Все постройки проникнуты подлинным нацио­нальным своеобразием и в целом состав­ляют комплекс типичной однодворной де­ревни пряжинских карел.

Амбары использовались для хране­ния промысловой добычи, продуктов земледельческого труда и другого иму­щества. Они ставились обычно около дома, на виду у хозяина. В Карелии встречаются амбары различной конст­рукции. По обе стороны дома Яковлева расположены два амбара - разные по внешнему облику и архитектурным осо­бенностям.

Амбар из деревни Коккойла был построен в 1892 году крестьянином А. Г. Кипрушкиным. Амбар двухэтажный, почти квадратный в плане, сруб покрыт двускатной безгвоздевой крышей «по кури­цам». Под глубоким навесом кровли, сильно выступающим вперед, расположен традиционный для архитектуры карел балкон-галерея со входом на второй этаж. На балкон ведет круто поставленная вдоль фасадной стены наружная лестница. Пе­ред нижней входной дверью расположена невысокая площадка - предамбарье, или предмостье, устройство которого облегча­ло загрузку амбара зерном с воза. В верх­ней части амбара держали различное имущество, снасти, одежду, внизу, в сусе­ках, хранили зерно.

По своему внешнему облику и деко­ративному убранству амбар можно отне­сти к числу шедевров карельской народ­ной архитектуры. Гармония пропорций, широкие, похожие на крылья свесы поло­гой кровли, нарядные, украшенные город­ками причелины, завершающиеся кистями в виде стилизованных человеческих фигу­рок придают облику амбара националь­ное своеобразие и живописность. Далеко выдающиеся над входом части кровли и огражденная простыми перилами гале­рея, превращенная в ритмичный орна­ментальный поясок лишают главный фа­сад плоскостности, придают ему почти скульптурную, рельефную объемность. Большую выразительность  постройке придают резные столбики, поддержива­ющие галерею, и асимметричность расположения лестницы.

Амбар из деревни Пелдожи, расположенный по другую сторону дома Яковлева, намного меньше и скромнее, чем амбар из Коккойлы. Благодаря арха­ичной конструкции кровли, поддержива­емой выпусками бревен торцовых стен, стены амбара резко расширяются кверху.

Это придает сооружению схожесть со сказочным теремком. Амбар двухэтаж­ный, небольшой по объему, покрыт дву­скатной крышей, лишен каких-либо де­коративных украшений. Построен в кон­це XIX века.

Чуть поодаль от дома Яковлева нахо­дится рига, построенная в начале XX века и перевезенная на остров Кижи в 1973 году из южнокарельской деревни  Ламбисельга. Как правило, риги стави­лись в отдалении от деревни или на ее окраине, в целях защиты от возможного пожара. Рига из деревни Ламбисельга имеет традиционные для данной пост­ройки внешний вид и внутреннее убран­ство. Массивный прямоугольный сруб под двускатной крышей имеет увели­ченный вынос со стороны продольной стены, в котором устроен вход. Внутри рига была оборудована предельно про­сто: печь-каменка в углу и жерди-колос­ники, укрепленные под потолком. В на­стоящее время рига используется в каче­стве выставочного помещения.

Еще одна рига из деревни Сяппяваара Олонецкого района,которая да­тируется концом XIX века, установлена на противоположном берегу острова Кижи. Это характерный для олонецких карел конца XIX века тип однокамерных риг с навесом на столбах. Сруб риги - парал­лелепипед, почти квадратный в плане. Крыша двускатная «по курицам и пото­кам», один скат вынесен далеко вперед и опирается на два столба, врытые в зем­лю. Пол из плах, потолок из бревенчатого наката. В одном из углов печка-каменка, топящаяся по-черному. Дверь в ригу ма­ленькая, двухкосящатая, полотно из до­сок на шпонках.

В 1974 году на берегу озера был постав­лен макет традиционной для крестьянско­го хозяйства бани по-черному.

На перекрестке двух дорог - верх­ней и ведущей к дому Яковлева - стоит придорожный поклонный крест, перевезенный в Кижи из деревни Чуйна-волок Пряжинского района. Крест из Чуй-наволока, вероятно, первоначально был создан как памятный знак - в родной де­ревне он стоял в еловой роще, на кладби­ще, недалеко от часовни.

Особая красота поклонных крестов со­здавалась удачно найденными пропорци­ями навеса, под которым стояли эти памятники, и самого креста, скромной резьбой, украшающей столбы и подзоры кровли. Чаще всего подобные поклонные кресты достигали значительных размеров - более двух метров.

Крест из Чуйнаволока стоит на бре­венчатом постаменте. На четырех резных столбиках по углам основания держится нарядная двускатная кровля. Крыша по­крыта «красным» тесом с пикообразны-ми концами, завершена традиционным шеломом со стамиками, а на фронтон­ных торцах - резные причелины. Наряд­ный гостеприимный вид всему сооруже­нию придают обильная резьба и ажур­ность ее свесов. Под крышей находится высокий резной крест. Крест почти ли­шен орнамента, однако покрыт традици­онными для православных крестов над­писями, характерными как для деревян­ных, так и для меднолитых и железных нагрудных крестиков.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Рейсы на Кижи 2019
10.04

Приглашаем на всемирно известный остров Кижи!

Прямые рейсы на Соловки
18.03

Прямые рейсы на Соловки пользуются популярностью уже несколько лет.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы