Усадьба пряжинского карела
На восточном берегу Кижского острова близ полуострова Дудкин Наволок расположен Карельский сектор музея «Кижи». Карелы - один из коренных народов, населявших территорию Карелии с дохристианских времен. Карельский язык относится к прибалтийско-финской группе финно-угорской ветви уральской языковой группы. Он распадается на три диалекта, возникновение которых относят к рубежу 1-1 тысячелетия н.э. Собственно карельский диалект охватывает районы северной и средней Карелии. Собственно карелы называют себя «карьяла». Ливвиковский и людиков-ский диалекты бытуют на территории южной Карелии: ливвики проживают к югу от собственно карел в районах Олонца, Ведлозера и Пряжи, людики - в Прионежье, в районе Кондопоги.
На протяжении столетий карел связывали с русскими тесные политические, экономические и культурные связи, а также общая вера - православие: в 1227 году их крестил новгородский князь Ярослав Всеволодович. Вместе с русскими карелы воевали со шведами, участвовали в битве против немецких рыцарей на Чудском озере, отражали натиск польско-литовских завоевателей в XVII веке. Но ратное дело не было призванием карельских мужей. В мирной, обыденной жизни основными занятиями карел издавна были земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Поэтому для карельских деревень характерно прибрежное (озерное или речное) расположение поселений в местах, удобных для пашни, выпаса скота и рыбной ловли.
Духовная культура карел наиболее полно воплотилась в эпосе «Калевала», созданном финским фольклористом Элиасом Леннротом. Эпос отражает древние представления карел о сотворении мира, о древнем земледелии, охоте, кузнечном деле. Не случайно символом благополучия карельского народа является чудесная мельница Сампо, выкованная кузнецом Илмариненом.
В этно-культурном отношении территория проживания карел подразделяется на две большие зоны - северную и южную. Различия в культуре двух зон были обусловлены различиями в системе хозяйствования, связанными со спецификой географических условий. В южной Карелии высокий уровень развития льноводства определил бытование сложных техник тканья и распространение такого вида украшения тканей, как вышивка. В северной Карелии вышивка не получила особого распространения, так как основной технической культурой в этом регионе была конопля Развитие овцеводства повлекло за собой широкое бытование вязания на спицах как в северной, так и в южной Карелии. Удобство для судоходства многих рек и озер южной Карелии и наличие Мариинской системы, с которой через Свирь были связаны Ладожское и Онежское озера, определили успехи южных и северных карел в судостроении. У карел были развиты практически все виды традиционных художественных ремесел: резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, вязание, плетение из бересты, кузнечное дело. К ремеслам, общераспространенным на территории всей Карелии, следует причислить: бондарное, столярное, вязание сетей и витье веревок. Благодаря развитию отходничества у северных карел возникли более тесные контакты с финнами и саамами, поэтому искусство и отдельные элементы материальной культуры северной Карелии приобрели целый ряд черт, роднящих их с культурой этих народов. Культура южных карел в большей степени несет на себе отпечаток севернорусской культуры при сохранении особенностей, определяющих ее национальное своеобразие.
Карельский сектор музея представляет культуру карел Пряжинского района южной Карелии. Это реконструкция крестьянской усадьбы конца XIX - начала XX века. Центром усадьбы является дом крестьянина Яковлева, построенный в 80-90 гг. XIX века в деревне Клещейла близ села Ведлозеро артелью местных плотников при участии самого хозяина Максима Яковлева
В начале XX века семья Максима Яковлева состояла из 15 человек. Хозяйство было крепкое, зажиточное: 12 десятин пахотной земли с подсекой, покосы, 5 лошадей, 12 коров, 25 овец. На территории усадьбы располагались двухэтажная конюшня, двухэтажный амбар для хранения зерна и продуктов. На берегу ламбушки - небольшого лесного озера - стояла баня «по-черному». Кроме того Яковлевы имели водяную мельницу и сепаратор, приносивший семье значительный доход.
В 1966 году дом Яковлева был перевезен в музей-заповедник «Кижи» и восстановлен по проекту В. А. Крохина.
Дом представляет собой двухэтажный пятистенок типа «брус», в котором изба, сени и хозяйственная часть расположены по одной оси и образуют вытянутый прямоугольник. Такой тип дома был широко распространен на территории южной Карелии в конце XIX - начале XX века. Традиционными особенностями архитектуры карельского дома являются асимметричное расположение переруба - стены, отделяющей избу от горницы, и единый для верхнего и нижнего этажей монолитный сруб сарая. Это отличает дом Яковлева от традиционных домов русского Заонежья, где сруб сарая (второго этажа хозяйственной части) опирается на отдельно стоящие столбы-«быки».
Глубоко самобытно декоративное убранство дома. Тяготение к образам, навеянным карельской природой, созвучность изобразительному языку и символике национальной вышивки, эпичность стиля, чуждого мелким, незначительным подробностям, составляют суть архитектурной орнаментики карел. Ведущее место в убранстве главного фасада принадлежит подчеркнуто нарядному декоративному балкону. Упругие резные столбики несут на себе легкое арочное завершение. Снизу пространство между столбиками забрано изящной резной решеткой. Особую художественную выразительность декоративному решению дома придают одинарные сквозные розетки, набитые по низу балкона, причелин и центральной арки. Они создают тонкую игру светотени на срубе, сообщают внутреннюю динамичность всей архитектурной орнаментике. Мотив розеток, повторенный в резьбе балконной решетки и полотенца, превращает декор дома Яковлева в стройное, ритмически выдержанное целое. При всей простоте подлинной изысканностью обладают наличники дома, в декоре которых нашли яркое воплощение особенности художественного мышления южных карел Древний мотив косого креста, легкий излом контура волют, умело стилизованная елочка несут в себе черты подлинной национальной самобытности.
Резьба балкона, причелин, полотенца и наличников выполнена плотником Иваном Анисимовым (1865-1939), несомненно обладавшим и тонким вкусом, и глубоким знанием приемов традиционного карельского зодчества.
Дом Яковлева интересен не только своим внешним архитектурным обликом, не менее привлекательны и его интерьеры. Внизу расположены зимняя изба с горницей, сени и кладовая. Направо из сеней - вход на сарай. Второй этаж повторяет планировку первого. Но дополнительно там есть комната-«боковушка», служившая молочной кладовой.
На первый взгляд, облик карельской избы почти во всем следует убранству жилища русского крестьянина, однако и здесь обнаруживаются свои отличия.
В избе направо от входа расположена печь, устье которой по карельскому обычаю обращено к боковой стене. По диагонали от печи расположен большой угол с иконами. Под ним на лавке у карел всегда выставлены самовары - верный признак достатка хозяина. У свободного угла печи стоит массивный деревянный опеч-ный столб. От него под прямым углом отходят две широкие полки-воронцы, предназначенные для хранения выпечки и чистой посуды. Вдоль стен тянутся широкие лавки, над ними - полки -надлавочницы. В центре избы в соответствии с древней прибалтийско-финской традицией стоит стол. Сбоку от дверей, как это принято у южных карел, висит рукомойник, рядом с ним на стене находится специфической формы посудник - «рундугу», куда ставили миски и горшки для скисания молока. Подвижной мебели в избе мало. Это стол-курятник, в котором зимой держали кур, подвесная люлька, деревянная кровать, покрытая полосатым шерстяным домотканым одеялом. Подушки у карел, в отличие от русских, прямоугольной формы с наволочками в мелкую голубую или розовую клетку. Полоска и клетка - излюбленный орнамент прибалтийско-финских народов. В быту карел художественное ткачество получило более широкое распространение, чем вышивка. Яркие пятна тканых закрайков полотенец и полосатых шерстяных юбок оживляют убранство карельского жилища. Традиционными для карельского быта являются берестяные коробочки, сшитые из цельного куска бересты, предметы мебели, изготовленные с использованием «саморослой» природной формы дерева, обилие долблено-резной посуды. Работу резчика-карела отличает умение подчеркнуть благородную простоту формы и текстуры дерева, исключительное понимание пластических основ природного материала. Особой красотой отличаются карельские прялки, вырезанные из корневой части березы: удлиненные, стреловидной формы, напоминающие узкую изящную лопасть весла. Прялки чаще всего декорировались плоскостной резьбой - одним из самых архаичных способов орнаментации.
В то время как обстановка избы строго следует традиции, обстановка горницы приближается к интерьеру городского жилища: раздвижной горничный стол, стулья, буфет для праздничной посуды, деревянный диван со спинкой из тонких балясин. Место, где стоит кровать, занавешено пестрой ситцевой занавеской. Отапливается горница лежанкой. Обстановка горницы несет на себе отпечаток влияния городской культуры конца XIX -начала XX вв.
Хозяйственная часть состоит из двора и сарая. Сарай расположен на втором этаже: въезжали туда по взвозу - покатому бревенчатому настилу. Объем сарая велик, что позволяло хранить здесь большой запас сена. Орудия труда и сельскохозяйственный инвентарь свидетельствуют о занятиях карельских крестьян. Здесь собраны сохи, бороны - суковатки, мотыги, серпы, ручные и каменные жернова, представлены плотницкие инструменты, охотничьи капканы, рыболовные снасти, лодка-долбленка.
В 1973 году к дому Яковлева был перевезен амбар из деревни Коккойла, амбар из деревни Пелдожи и рига из деревни Ламбисельга. В 1974 году на берегу озера была поставлена баня «по-черному». Все постройки проникнуты подлинным национальным своеобразием и в целом составляют комплекс типичной однодворной деревни пряжинских карел.
Амбары использовались для хранения промысловой добычи, продуктов земледельческого труда и другого имущества. Они ставились обычно около дома, на виду у хозяина. В Карелии встречаются амбары различной конструкции. По обе стороны дома Яковлева расположены два амбара - разные по внешнему облику и архитектурным особенностям.
Амбар из деревни Коккойла был построен в 1892 году крестьянином А. Г. Кипрушкиным. Амбар двухэтажный, почти квадратный в плане, сруб покрыт двускатной безгвоздевой крышей «по курицам». Под глубоким навесом кровли, сильно выступающим вперед, расположен традиционный для архитектуры карел балкон-галерея со входом на второй этаж. На балкон ведет круто поставленная вдоль фасадной стены наружная лестница. Перед нижней входной дверью расположена невысокая площадка - предамбарье, или предмостье, устройство которого облегчало загрузку амбара зерном с воза. В верхней части амбара держали различное имущество, снасти, одежду, внизу, в сусеках, хранили зерно.
По своему внешнему облику и декоративному убранству амбар можно отнести к числу шедевров карельской народной архитектуры. Гармония пропорций, широкие, похожие на крылья свесы пологой кровли, нарядные, украшенные городками причелины, завершающиеся кистями в виде стилизованных человеческих фигурок придают облику амбара национальное своеобразие и живописность. Далеко выдающиеся над входом части кровли и огражденная простыми перилами галерея, превращенная в ритмичный орнаментальный поясок лишают главный фасад плоскостности, придают ему почти скульптурную, рельефную объемность. Большую выразительность постройке придают резные столбики, поддерживающие галерею, и асимметричность расположения лестницы.
Амбар из деревни Пелдожи, расположенный по другую сторону дома Яковлева, намного меньше и скромнее, чем амбар из Коккойлы. Благодаря архаичной конструкции кровли, поддерживаемой выпусками бревен торцовых стен, стены амбара резко расширяются кверху.
Это придает сооружению схожесть со сказочным теремком. Амбар двухэтажный, небольшой по объему, покрыт двускатной крышей, лишен каких-либо декоративных украшений. Построен в конце XIX века.
Чуть поодаль от дома Яковлева находится рига, построенная в начале XX века и перевезенная на остров Кижи в 1973 году из южнокарельской деревни Ламбисельга. Как правило, риги ставились в отдалении от деревни или на ее окраине, в целях защиты от возможного пожара. Рига из деревни Ламбисельга имеет традиционные для данной постройки внешний вид и внутреннее убранство. Массивный прямоугольный сруб под двускатной крышей имеет увеличенный вынос со стороны продольной стены, в котором устроен вход. Внутри рига была оборудована предельно просто: печь-каменка в углу и жерди-колосники, укрепленные под потолком. В настоящее время рига используется в качестве выставочного помещения.
Еще одна рига из деревни Сяппяваара Олонецкого района,которая датируется концом XIX века, установлена на противоположном берегу острова Кижи. Это характерный для олонецких карел конца XIX века тип однокамерных риг с навесом на столбах. Сруб риги - параллелепипед, почти квадратный в плане. Крыша двускатная «по курицам и потокам», один скат вынесен далеко вперед и опирается на два столба, врытые в землю. Пол из плах, потолок из бревенчатого наката. В одном из углов печка-каменка, топящаяся по-черному. Дверь в ригу маленькая, двухкосящатая, полотно из досок на шпонках.
В 1974 году на берегу озера был поставлен макет традиционной для крестьянского хозяйства бани по-черному.
На перекрестке двух дорог - верхней и ведущей к дому Яковлева - стоит придорожный поклонный крест, перевезенный в Кижи из деревни Чуйна-волок Пряжинского района. Крест из Чуй-наволока, вероятно, первоначально был создан как памятный знак - в родной деревне он стоял в еловой роще, на кладбище, недалеко от часовни.
Особая красота поклонных крестов создавалась удачно найденными пропорциями навеса, под которым стояли эти памятники, и самого креста, скромной резьбой, украшающей столбы и подзоры кровли. Чаще всего подобные поклонные кресты достигали значительных размеров - более двух метров.
Крест из Чуйнаволока стоит на бревенчатом постаменте. На четырех резных столбиках по углам основания держится нарядная двускатная кровля. Крыша покрыта «красным» тесом с пикообразны-ми концами, завершена традиционным шеломом со стамиками, а на фронтонных торцах - резные причелины. Нарядный гостеприимный вид всему сооружению придают обильная резьба и ажурность ее свесов. Под крышей находится высокий резной крест. Крест почти лишен орнамента, однако покрыт традиционными для православных крестов надписями, характерными как для деревянных, так и для меднолитых и железных нагрудных крестиков.