Часовенные праздники
«Весь год живем для праздника», - гласит народная мудрость. В замершей на зиму крестьянской жизни, в страдную летнюю пору праздники были светлыми точками, отдохновением от будней, торжеством не только одной деревни, но целого округа, «большой крестьянской породушки».
Самыми большими храмовыми праздниками Кижского прихода были Спасов день, или праздник Преображения Господня (6.08), и Покров Богородицы ОАО). Кроме храмовых, существовали часовенные праздники, ибо почти каждая деревня округи имела свою часовню. Обычно священник посещал часовню два-три раза в году: в Пасхальную неделю и обязательно в часовенный праздник.
Обычай гостить, проводить праздничные дни вместе с родственниками казался ещё в начале XX века вечным и незыблемым. Ездили не только к ближайшим родственникам, а «Бог знает к каким сродникам», «к далё-ёким, к далё-ёким».
К празднику в деревне готовились заранее, ведь принимать приходилось не менее 15 человек, обычно же до 40-50 гостей. Накормить гостя полагалось «досыта». Говорили: «Праздник известный, гости неизвестны», «В праздник накормить человека, что в будни подать нищему», «Гостем хлеб не сьестся».
В канун праздника замечалось движение по деревенской улице - «пестрая вереница людей». Приходили дальние гости - «к ночи, к двум». Ближние съезжались утром в праздник. Девушки несли «тукач-ки» - узлы праздничного платья, парни - гармошки. Молодёжь накануне праздника обязательно устраивала игрище - «ночное».
Утром, в день праздника, по обычаю посылалась лошадь или лодка за причтом. К молебну в церковь или часовню ходил каждый домохозяин с гостями. Дома обычно оставалась лишь старшая хозяйка - «большуха», чтобы закончить праздничную стряпню.
После обеда шли на гулянье. Девушки, взявшись за руки по 4-5 человек, прогуливались по деревенской улице. Парни с гармошками и балалайками следовали за ними. В яркий летний день толпа была «как живое цветочное поле». Тут же на деревенской улице устраивали небольшую торговлю. Продавали сладости, украшения и мелкие вещи: леденцы, броши, бусы, платки, веретена... Часа в 4, уже после обеда, начиналось молодежное игрище. Заводили круг, танцевали кадриль, лансье. Понемногу подходили туда замужние женщины, старики, дети. Оживала вся деревня. Игрище - главное удовольствие деревенской жизни.
Общий ход праздника был неизменен вплоть до конца 20-х годов XX века. В 1995 году сотрудники музея «Кижи» решили восстановить традиционные часовенные праздники Кижской волости. Это невозможно было бы сделать без помощи церкви. Первым отметили праздник Петра и Павла на Волкострове, затем - день Кирика и Иулиты в деревне Воробьи, Ильин день в деревне Телятниково, праздник Успения Богородицы в деревне Васильеве на острове Кижи. Праздник начинается с приезда священника и службы в часовне. Затем на улице расставляются столы с незамысловатым угощением. Многие из местных жителей приносят молоко, поспевшие уже ягоды и овощи к столу. Самовары кипятят в домах загодя, так как в деревнях нет электричества. После трапезы песни, непременная кадриль, редкая теперь гармошка. Прекрасным подарком для многих жителей являются составленные сотрудниками музея родословия известных крестьянских фамилий. Как приятно получить родословную своих предков, прослеженную до XVII века! За несколько лет местные жители привыкли к праздникам, многие специально приезжают из города в эти дни. Главное - в праздник можно встретиться, поговорить, увидеть сродников, ощутить уважение приезжающих к собственной деревеньке. В 1997 году после шестидесятилетнего перерыва в Кижский приход был назначен священник, который также принимает активное участие в воссоздаваемых праздниках. На острове постепенно возрождается традиционная приходская жизнь.