Часовня Архангела Михаила
В заонежских деревнях часовни не были редкостью. Только в окрестных кижских деревнях в начале XX века их было 13. Часовня была своеобразным центром деревни, ею гордились, старались сделать как можно красивее. Функции деревенской часовни были многообразными. В первую очередь часовня -это культовая постройка, молитвенный дом. Вокруг часовни мог образовываться часовенный приход, во главе которого прихожане избирали старосту. Главное отличие часовни от церкви - отсутствие алтаря. По этому в часовнях нельзя было служить Божественную литургию. В часовнях не было постоянных священников, их приглашали из приходского храма только в особых случаях (например, для ведения службы в день храмового (часовенного) праздника или для совершения обрядов-таинств).
Часовня Архангела Михаила была перевезена из деревни Леликозеро в 1961 году. Восстановлена в основной экспозиции музея по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Часовня принадлежит к распространенному на севере России типу клетских часовен на подклете.
Трехмастный сруб состоит из собственно часовни, трапезной и сеней с крытым крыльцом. Над собственно часовней установлена главка, над сенями - восьмериковая шатровая звонница. Особенностью часовни являются силуэт и резной декор, рассчитанные на восприятие в открытом пространстве, на фоне постоянно меняющегося неба. Две вертикали - главка и шатровая звонница - устремлены вверх. Композиции присущ мотив сдвоенности: двойные резные свесы кровли, двойные воротнички полиц на звоннице и главке, двойные подзоры на колокольне, двойные окошки сеней. Обилие резных элементов дает сложную игру светотеней.
Интерьер часовни Архангела Михаила избежал участи большинства заонеж-ских часовен, иконы и утварь из которых были утрачены или, в лучшем случае, вывезены в музеи. В часовне сохранился иконостас и «небо» - расписной потолок из 17 икон местного письма последней четверти XVII века.
Иконостас часовни включает два ряда икон - деисусный и местный. Деисусный чин состоит из 11 икон. В центре его икона «Спас в силах». Кроме основных образов - Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, он включает иконы особо почитаемых на Русском Севере преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а также Алексия Божьего человека и мученика Димитрия Солунского.
Местный ряд состоит из 5 икон: «Архистратиг Михаил с деяниями», «Богоматерь
Одигитрия», «Никола Можайский с житием», «София Премудрость Божия», «Богоматерь Тихвинская». Храмовая икона «Архистратиг Михаил с деяниями» на нижнем поле имеет надпись: «писана сия икона во имя Спаса, Святой Троицы, чудес святого архистратига Михаила в лето 1671 году мая (в) дня в новомолебный храм с... в часовню у Леликозера повелению раба божия Тимофея Ларионова с братьями и соседями». Подписные иконы являются большой редкостью и, поэтому, особо ценны для исследователей древнерусской живописи.
Иконостас имеет продолжение на потолке конусообразной формы - «небе», которое завершает облик небольшого деревенского храма. Двенадцать икон-клиньев с изображениями праотцев обрамляют центральный медальон с Вседержителем. В уголках-«парусах» представлены изображения символов евангелистов, выполненные в простонародном стиле. Достопримечательностью интерьера является скромное деревянное паникадило конца XVII века.
В часовне сохранился не только первоначальный состав двухрядного иконостаса, но и другие иконы, поступавшие в храм в процессе приходской жизни. Среди них выносной образ «Богоматерь Знамение - Никола Чудотворец» последней четверти XVII века, иконы «Страшный суд» XIX века и «Воскресение Христово -Сошествие во ад» XIX века. В 1674 году леликозерцы вносят в часовню образ «София Премудрость Божия». Ранее такие иконы не были известны в заонежских храмах. Этот образ живописным аллегоричным языком раскрывает «царство» Премудрости Божией. Появление этих икон - отражение знакомства жителей Заонежья с философско-богословскими знаниями своей эпохи.
Главное достоинство интерьера часовни Архангела Михаила состоит в его подлинности, цельности и одновременности создания.