Девичья обрядность Заонежья
На втором этаже дома Ошевнева располагается выставка девичьи секреты, а точнее «Девичья обрядность Заонежья конца XIX -начала XX века». Она знакомит посетителей музея с и девичьими ритуалами, направленными на приближение замужества. На выставке представлены экспонаты, характеризующие мир крестьянской девушки: костюм, предметы, использовавшиеся при гадании, произведения декоративно-прикладного искусства, входившие в состав приданого.
Среди многочисленных обрядов проводов зимы, встречи весны, первого выгона скота особо выделяются обряды, суть которых составляют магические действия или гадания, направленные на приближение замужества. Обряды эти соотносятся с девичеством - переходным периодом в жизни девушки, когда из возрастной группы девушек-подростков она вступает в молодежную группу, из которой впоследствии через заключение брака переходит в категорию молодух.
Девичество - короткая пора в жизни девушки, отмеченная ощущением свободы, вольной беспечной жизни в доме родителей. «Бесценное девичество», как ярко охарактеризовала его одна из жительниц Заонежья. Но все же венцом жизни крестьянской женщины являлось замужество. По крестьянским понятиям человек неженатый был человеком вне социума, поскольку семья всегда была основой жизненного благосостояния, опорой для дальнейшего процветания рода.
Для того чтобы выйти замуж, необходимо было иметь большую долю девичьей привлекательности и притягательности, так называемую «славутность». Обряды и гадания периода девичества как раз и были направлены на поднятие «цены» девицы, ее «славы», на то, чтобы узнать, скоро ли состоится долгожданная свадьба.
Повышение «славутности» и гадания на замужество были в основном приурочены к праздникам весенне-летнего и зимнего цикла, в которых православные традиции причудливо переплетались с обрядами народного календаря. Апогей молодежных зимних гаданий падал на Васильевский вечер (канун дня памяти святого Василия Кесарийского -31.12) и на вечер перед Богоявлением (Крещением - 18.01). Апогей летних гаданий на Аграфену Купальницу -канун дня Ивана Купалы (6.06).
В заонежском народном календаре, совпадавшем в основном с календарем севернорусским, имелись свои особенности, отличавшие местные девичьи ритуалы от обрядов средней полосы России. В них не были так ярко выражены обряды весенне-летнего цикла (Семик и Троица), но зато имелись обряды, не встречавшиеся в среднерусском календаре. Например, в южном Заонежье праздновалось Радкольское воскресенье (последнее перед Ивановым днем): молодежь выезжала на остров Радколье и устраивала гулянья в честь поминовения усопших предков. А в заоне-жских деревнях к северо-востоку от Толвуи в сентябре в день Рождества Пресвятой Богородицы (8.09) молодежь отмечала на островах праздник в честь завершения жатвы.