Дом крестьянина Елизарова
Дом был перевезен в музей в 1961 году из деревни Потаневщина, находившейся на соседнем с островом Кижи Большом Климецком острове, и отреставрирован под руководством архитектора А. В. Ополовникова. Он представляет еще один вариант крестьянского жилища Заонежья. Подобно дому Ошевнева жилые и хозяйственные помещения дома Елизарова расположены под общей асимметричной крышей. Однако в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова имеет только один жилой этаж, поставленный на высокий подклет. Основные жилые помещения состоят из избы, сеней и двух чуланов, расположенных напротив избы в сенях. История строительства дома сложна и в настоящий момент до конца не изучена. Время строительства или перестройки нынешней жилой части - избы дома Елизарова - специалисты относят к 1880 году, а сени с чуланом, на основании анализа древесины, были возведены в конце 1860-х годов. Столь большая разница во времени строительства отдельных частей сооружения предположительно связана с пожаром, следы которого до сих пор видны в одном из чуланов дома. После пожара, в котором, видимо, сильно пострадала изба, но не были затронуты сени и чуланы, хозяева к оставшейся части пристроили новое жилое помещение. Отделка некоторых деталей внутренних конструкций более старой жилой части дома отличается тщательностью и изысканностью: декоративно профилированы потолочные балки в сенях, косяки дверных проемов, лавки в чуланах снабжены резными ножками. На сарае в 20-е годы XX века появилось еще одно помещение - сарайная горница. Строительство этого жилья связано с необходимостью выделить место для проживания разросшейся семьи брата хозяина дома. Все хозяйство братья Константин и Григорий Елизаровы вели совместно, однако жить в одной избе становилось тесно и, вместо строительства еще одного дома, братья отгородили часть сарая и сделали еще одну избу.
Снаружи дом Елизарова привлекает внимание лаконичностью декоративного убранства, при сохранении традиционных для крестьянского жилища Заонежья конструктивных деталей: балкона-гульбища, декоративного балкона на главном фасаде. За этим балконом нет жилого помещения, а находится чердак. Помимо задачи укрепления верхней части фасада от деформаций, балкон использовался, по рассказам хозяев, для развешивания вяленого мяса или рыбы - обычай, традиционный для всего Заонежья. Образ дома создается контрастом мощных бревенчатых стен и скромных, но довольно часто встречающихся в этом районе Карелии, наличников. Во внутренние помещения дома ведет высокое крыльцо на столбах, через которое можно попасть в сени, а из них в избу.
Изба дома Елизарова долгое время отапливалась «по-черному», т.е. большая русская печь не имела трубы: дым выходил из печного устья в помещение избы, поднимался к потолку и отводился наружу сквозь дощатую трубу - дымницу. В потолке над печью до сих пор можно увидеть квадратное отверстие с прокопченной дверкой. Курные избы очень долго существовали на Севере и имели широкое распространение еще в начале XX века. Факт этот, однако, нельзя рассматривать как свидетельство технической отсталости края. Предпочтение крайне неудобной по современным представлениям системе отопления в определенных преимуществах курной избы. По свидетельству местных жителей, печь, топившаяся «по-черному», была экономичнее, а сама изба - намного теплее. В срубе курной избы, как правило, не заводился жучок-древоточец. Дым собирался под потолком, устроенным на четырехметровой высоте, а поскольку топили хозяйки печь рано утром, когда практически вся семья спала, то поднимающийся к потолку дым не сильно беспокоил жителей дома. Не было в курных избах Заонежья и «засилия» копоти: каждую неделю, в субботу, хозяйка тщательно мыла не только полы, но и стены до того уровня, где стоял дым во время топки печи. Дважды в год, на Рождество и на Пасху устраивали «большое избомытье» - скоблили и мыли не только стены и полы, но и потолки. Основной причиной, побудившей крестьян отказаться от отопления «по-черному», стало желание хозяев приблизить избу к городскому эталону. Однако о пристрастии к теплой черной печке напоминают бани, многие из которых и по сей день топятся по-черному. Интерьер дома Елизарова во многом напоминает внутреннее убранство дома Ошевнева. Устройство крестьянской избы всегда соответствовало веками сформировавшимся традициям и диктовалось спецификой крестьянского хозяйства. Во всех избах слева или справа от входа находилась печь, напротив нее - красный угол с иконой, имелись полки-воронцы и полки-надлавочницы с нехитрой крестьянской утварью, вдоль стен располагались широкие лавки, стоял обеденный стол со скамьями. Различия были связаны с особенностями хозяйственных работ, которые велись крестьянами в разное время года
В убранстве дома Елизарова тоже имеются свои особенности. В доме нет горницы, зато из сарая дверь ведет в помещение второй избы, которая была построена позднее - в начале XX века. После раздела семьи там поселилась семья брата хозяина. Из сеней две двери ведут в чуланы, где хранились продукты, одежда, а также различный бытовой инвентарь. В летнее время левый чулан использовался в качестве жилого помещения, там можно увидеть кровать. В избе меньше медной посуды, нет дорогих покупных вещей. Здесь имеются предметы, которых не было в доме Ошевнева: напротив печи висит расписной настенный шкафчик, в котором хранили парадную чайную посуду, использовавшуюся только когда в доме были гости. В углу стоит блинный столик. Ближе к красному углу на лавке можно увидеть сетевязную прялку. В зимнее время на таких прялках вязали сети. Около нее на полу стоит светец с лучиной. Здесь же находится самопрялка для изготовления льняных нитей, а в углу на кровати лежит цветастое «рибушное» зимнее одеяло. Такие одеяла ткались при помощи находящегося рядом ткацкого стана.
Во время строительства дома, в 60-е годы XIX века семья Елизаровых состояла из 9 человек. По состоянию крестьянского хозяйства семья Елизаровых относилась к достаточно «прожиточным» крестьянам: они владели, помимо дома, единственным в деревне двухкамерным амбаром, в хозяйстве было 4 лошади, 7 коров, 10 овец. Младший брат последнего хозяина дома Константина Алексеевича Елизарова, репрессированного в 1938 году, Григорий, будучи рабочим на одном из заводов, жил в основном в Петербурге, наезжая в деревню только изредка. Умер Григорий Алексеевич Елизаров во время блокады Ленинграда.
В комплексе дома Елизарова основное место отведено хозяйственным помещениям. Просторна и емка хозяйственная двухэтажная часть. Внизу расположены хлева и скотный двор. Именно там - наиболее уязвимая часть сруба: из-за повышенной влажности и высокой температуры нижние венцы подгнивали и требовали периодической замены. Поэтому срубы хлевов рубились автономно, а стены второго яруса хозяйственной части над ними опирали на кряжистые столбы-«быки».
На втором этаже - сарае, расположена выставка, рассказывающая о строительстве традиционной для этих мест лодки -«кижанки». Воссоздан интерьер крестьянской судостроительной мастерской, где можно увидеть рабочее место мастера, старинный инструмент, лодку на стапельном месте.
В подклете дома Елизарова находится небольшой амбар, который использовался для хранения зерна. Вход в него устроен с главного фасада здания. В амбаре реконструирован традиционный интерьер.
На берегу озера около дома Елизарова находится баня из заонежской деревни Усть-Яндома. Она была построена в начале XX века, в 1970 году перевезена в экспозицию музея и восстановлена по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Данная постройка очень схожа с баней у дома Ошевнева и представляет собой широко распространенный тип бани с предбанником. Сруб, рубленный «в обло», установлен на каменной забирке и покрыт двускатной безгвоздевой кровлей. В бане восстановлен традиционный для подобных построек интерьер.