Дом крестьянина Щепина
Дом крестьянина Щепина был перевезен в основную экспозицию музея в 1975 году. До этого времени он находился в деревне На Хвосте (Щепино) острова Волкостров в 2 километрах от острова Кижи. Согласно семейной легенде, строитель дома, Яков Петрович Щепин, рано оставшись сиротой, в 90-х годах XIX века отправился искать лучшей доли в Петербург, где работал дворником. Там он встретил будущую супругу, Евдокию Арсентьевну, уроженку Псковской губернии. В родную деревню Я. П. Щепин вернулся с молодой супругой в 1906 году. Тогда же им собственноручно был построен небольшой дом в родной деревне. На пропитание семьи Яков Петрович зарабатывал ремеслом. В округе он был известен как хороший валяльщик и бондарь. Супруга же славилась как умелая пряха. Ее тонкую и ровную пряжу односельчане предпочитали использовать для изготовления сетей и неводов.
Не отличаясь какими-либо значительными архитектурными особенностями, дом Щепина являет собой пример рядового заонежского крестьянского жилища, построенного в начале XX века. Тип постройки - четырехстенок. Дом покрыт двускатной крышей, его жилая часть состоит из одной избы на высоком подклете и сеней. Во внутреннее помещение дома ведет невысокое крыльцо с двумя выходами. Перегородка в сенях отделяет помещение небольшого чулана - кладовки, где хранятся ручные каменные жернова и ларь для муки. Избу отличает своеобразная постановка печи: она отодвинута от боковой стены и занимает центральное положение у задней стены. Освещается изба четырьмя окнами: тремя - по центральному фасаду и одним - с северной стороны. Постройка была выполнена в духе вековых традиций, тем не менее, отличаясь от классических домов подобного типа. В нем не предусмотрена хозяйственная часть - двор, изменена конструкция кровли, в интерьере избы нет традиционных воронцов и полиц. Перевозка дома Щепина в музей была продиктована стремлением создать этнографически верную картину быта различных слоев заонежского крестьянства прошлых веков.
В интерьере дома Щепина можно увидеть предметы, связанные с бондарным ремеслом. Мастерская Я. П. Щепина находилась прямо в доме. Бондарем использовалось оборудование - бондарный верстак, фуганок для обтесывания клепок, скобель, тесло, циркуль и др. Клепки заготавливались из осиновых чурбаков, раскалывались топором на маленькие дощечки. При помощи тесла и скобеля дощечкам придавали выгнутую форму. Обручи делали из еловых веток или стволов, расщепленных пополам и выпаренных в печи для придания им эластичности. На печи сушились клепки. Самой сложной процедурой была сборка бондарного изделия. Клепки подгоняли друг к другу, обручи соединяли «замками». Изготовление бондарной посуды требовало большого труда.
Бондарное ремесло издавна существовало на Руси. Древнейшие образцы русской бондарной посуды были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде. Там были найдены фрагменты бочек, кадок, ведер, жбанов, ушатов, шаек, лоханей и прочих изделий. Все перечисленные типы бондарных изделий сохранились к началу XX века.
В Олонецкой губернии бондарное ремесло начала XX века не имело ярко выраженного товарного характера. Как правило, бондари совмещали ремесло с традиционными крестьянскими занятиями. Работали они преимущественно зимой, начиная с Покрова (1.10). Некоторые мастера занимались бондарным ремеслом круглый год, исключая 3-4 месяца летом во время уборки урожая и сенокоса. Бондарную посуду ремесленники продавали на ярмарках в Вытегре, Петрозаводске и Шуньге, вывозили в Лодейнопольский уезд, отправляли в Архангельскую и Вологодскую губернии и частично в пограничные районы Финляндии. Лучшие образцы бондарных изделий экспонировались на художественно-промышленной выставке в мае 1881 года в Москве. На рубеже XIX-XX веков бондарное ремесло было одним из многих кустарных промыслов, имевших повсеместное распространение в районах Олонецкой губернии.