Фольклорная группа музея «Кижи»
В музее-заповеднике «Кижи» периодически проводятся так называемые музейные праздники - массовые мероприятия для различных категорий посетителей: Детский праздник - для детей, «День Кижской волости» - для местных киж-ских жителей и т.п. Во время их проведения посетители могут увидеть выступления фольклорной группы музея, которая была создана в 1988 году. Своеобразие группы состоит в том, что в ее состав входят сотрудники музея: фольклористы, историки, этнографы, музейные хранители, методисты, технические работники. Своей задачей участники группы поставили сохранение и показ фольклорного наследия Заонежья.
Первыми «живыми», «звучащими» экспозициями, появившимися в музее, были «Заонежская беседа в записи П. Н. Рыбникова» (запись 1860 г. в с. Шуньга) и «Старинные детские игры Заонежья» (по материалам, собранным заонежской учительницей Е. В. Ржановской в 20-е гг. XX века). Кроме того, участники группы попытались частично воссоздать заонежскую свадьбу. Два фрагмента свадьбы - «вывод невесты за столы» и «хождение невесты по гостям» - были не один раз продемонстрированы экскурсантам музея.
Вывод невесты за столы - один из самых торжественных моментов свадебного обряда. Этот эпизод в Заонежье назывался «ставкой». Название объяснялось тем, что во время продолжительного стояния перед столами невеста была как на выставке. Ее впервые показывали жениховой породе. Невеста входила, поддерживаемая с двух сторон крестной матерью и причитальщицей. Она была закрыта шелковым платком («фатой») от «дурного глаза» и осторожно переступала порог, в котором, по народным верованиям, мог находиться «портёж» (порча). Девицы провожали ее свадебной песней. Старший сват, прокрутив платок вокруг головы трижды, снимал его. Невеста, кланялась глубокими поклонами во все стороны, жениховой родне особенно. С этого момента начиналась сцена «вывода за столы». Такая необычная выставка (в избе девушки поют припевальные песни, причитывает вопленица, шутят дружки) появилась в музее летом 1992 года. Обстановка была максимально приближена к подлинной: действие происходило в крестьянской избе, костюмы являлись копиями фондовой коллекции.
Сцена «хождения невесты по гостям» разворачивалась в ином пространстве и времени. На следующий день после богомолья (освященного молитвой согласия жениха и невесты на брак) невесту «брали в гости по породе». В своей избе благословляла ее «на гостебище» «родитель мила маменька» и невеста вместе с подругами отправлялась: созывать на свадьбу «свою породу». Первой навещала она крестную мать. Эта своеобразная выставка появилась в музее в 1994 году. Туристы, участвующие в ней, вместе с невестой покидали дом Ошевнева, слушая чудесные «невестины» песни, подходили к кижским церквам, а затем широкой, самой красивой дорогой шли вдоль острова к дому Елизарова. Там, на крыльце, дожидалась невесту «крестна маменька», держа в руках икону и хлеб-соль. Она встречала свою «крестову доченьку» причетью, оплакивая конец веселой девичьей жизни.
Каждый год приносит фольклорной группе новые события, поднимает на новый уровень выступлений. За годы своего существования фольклорная группа музея «Кижи» не раз принимала участие в передачах Карельского радио, выпустила диск с записями старинных заонежских песен. На основе живого общения с носителями традиционной культуры, скрупулезной архивной и экспедиционной работы за десятилетний период деятельности были созданы выставки особого типа - экспозиции по духовной культуре Русского Севера: «Толвуйская беседа 1880-х годов в записи П. И. Певина», «Заонежская беседа 20-х годов XX века», «Поморская вечеринка», «Жестокий романс в контексте русской культуры», «Старинные жанры фольклора /былина, баллада, духовный стих/», «История крестьянского танца (конца XIX - начала XX века)», «Праздничный крестьянский костюм и старинные ремесла» и др.