Преображенская церковь
Церковь Преображения Господня -главное сооружение Кижского погоста. Воспринимаемый издали строгий пирамидальный силуэт церкви, вблизи поражает множеством деталей. Но за сложностью ее конструктивного решения прослеживается четкий, простой и ясный архитектурный замысел.
В основе церкви - крестообразный план, образованный центральным восьми-стенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистен-ном окладе». Идея «всефасадности» заложена в центричности композиции: церковь не имеет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон.
Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика (восьмигранных сруба), поставленных один на другой. Основной объем храма заключен в нижнем, самом большом восьмерике.
Каждый последующий восьмерик меньше предыдущего (высота - 18, 6, 3 метра). Вместе с прирубами они создают живописную пятиярусную композицию.
Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. С запада к основному объему примыкает трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом.
Церковь срублена из сосны и увенчана 22-мя разновеликими главами, покрытыми осиновым лемехом. Главы установлены на «бочках» - криволинейных конструкциях, повторяющих силуэты куполов. Высота церкви - 37 м; длина - 29 м, ширина -20,6 м; 442,00 м' - площадь застройки, 362,10 м' - полезная площадь.
Иконостас Преображенского храма в настоящее время демонтирован и хранится в фондах музея. Это связано с подготовкой церкви к реставрации. После завершения реставрационных работ иконостас предполагается восстановить. В разное время в церкви существовали различные типы иконостасов. Первоначально там находился тябловый иконостас (где иконы устанавливались на горизонтальные брусья-полки), который во второй половине XVII века был заменен резным золоченым, сохранившимся до настоящего времени. Он включал четыре ряда икон: местный, праздничный, деисусный и пророческий. Иконостас Преображенской церкви отличался особым великолепием и являлся одним из самых крупных в храмах Олонецкой епархии. Его первоначальный вариант состоял из 105 икон, последний иконостас включает 101 икону. Иконы трех верхних рядов иконостаса (пророческого, деисусного и праздничного) составляют единый комплекс и датируются первой третью XVIII века. Иконы местного ряда датируются XVII-XVIII веками. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны были утрачены иконы «неба» (иконы, находившиеся на потолке храма). В настоящее время часть икон из иконостаса Преображенской церкви экспонируется в церкви Покрова Богородицы. Там можно увидеть храмовую икону «Преображение», которая считается классическим произведением северной иконописи, а также иконы из местного и праздничного рядов иконостаса.
Преображенская церковь - произведение своего времени, вобравшее в себя весь предыдущий опыт и лучшие традиции северного деревянного зодчества; времени, отразившего стремление к особой пышности и нарядности, характерные для народной культуры России XVIII века.
В ее создании яркое отражение нашло сочетание строительной мудрости и практической целесообразности: система водостоков и архитектурные формы кровли соединились в единое целое, обеспечивая церкви сохранность и долговечность. Кроме отлично продуманной системы водозащиты, в которую включены главки, бочки и полицы, предусмотрено устройство внутренней, страховочной, кровли над «небом» - восьмигранным потолком церкви.
Основным инструментом плотников был топор. Все сложные конструкции церкви выполнены преимущественно без использования гвоздей. Рублены не только основные узлы и детали, но даже торцы бревен - для лучшей защиты от проникновения влаги. Только лемех на главках был прибит коваными гвоздями.
Зодчие понимали, умели ценить пользу и красоту дерева. Они хорошо знали его технические, конструктивные и декоративные возможности. При строительстве Преображенской церкви мастера сумели воплотить свои знания в жизнь наиболее полно и добились небывалого успеха. В ее образных архитектурных формах зодчие ярко и сильно выразили свое, народное, представление о высоком духовном предназначении главной церкви Кижского погоста - крупного административного центра в Заонежье.
К сожалению, неизвестны имена создателей Преображенской церкви. Сохранилась легенда о мастере Несторе, который, завершив свое творение, забросил топор в воды Онежского озера со словами «Не было, нет и не будет такой церкви». Однако это всего лишь красивая легенда. Возможно, имена строителей этого уникального храма мы никогда не узнаем.
Преображенская церковь - не единственная церковь подобного типа в Обо-нежье. Ближайшей ее предшественницей является Покровская церковь в селе Ан-химово Вытегорского уезда, построенная в 1708 году (сгорела в 1963 году). Обе церкви были созданы на земле бывшей Олонецкой губернии, на противоположных берегах Онежского озера. Разница в их возрасте всего 6 лет. Сохранившиеся легенды и предания, сопровождавшие жизнь двух храмов, подтверждают исключительные особенности, отличающие их от всех других церквей. Их сходство неоспоримо. Предположительно, обе церкви были построены одной и той же плотницкой артелью
Известно, что церкви, имевшие в своей основе крестообразный план («круглые о 20-стенном окладе») были известны на Руси с давних пор, о чем свидетельствуют многочисленные исторические сведения. Исследователи отмечают самобытность русского храмового многоглавия, большое разнообразие его форм и возникновение именно на русской почве.
Высшим достижением их эволюционного развития является Преображенская церковь в Кижах. Церковь Покрова Богородицы в селе Анхимове Вытегорского погоста, которая в основных композиционных и конструктивных приемах идентична церкви Преображения в Кижах, стала лишь промежуточным звеном, так как заложенные в данной конструкции возможности были выявлены зодчими недостаточно полно.
Совершенство церкви Преображения Господня в Кижах явилось результатом новых творческих поисков, завершившихся созданием шедевра мирового значения.
За время своего существования на протяжении почти трех столетий Преображенская церковь неоднократно подвергалась крупным ремонтам и «поновлениям». В первой четверти XIX века ее срубы были обшиты тесом, а лемех на куполах и бочках заменен железом. В таком виде церковь простояла более 150 лет.
Десятилетие с 1949 по 1959 годы вошло в историю Кижского погоста как годы «великой реставрации», проводимой под руководством московского архитектора Александра Викторовича Ополовникова.
В результате первого этапа реставрации церковь была освобождена от позднейших «благолепных поновлений». Памятнику был возвращен первоначальный вид: сняты тесовая обшивка, железо с куполов, укреплены ослабленные конструкции, произведена замена отдельных венцов в срубе. Но проблему ликвидации аварийного состояния древесины на этом этапе не удалось разрешить полностью.
В 1980 году в связи с нарастанием деформации Преображенская церковь была закрыта для посетителей. Тогда же начался демонтаж церковного интерьера: разобран иконостас, сняты полы, разобраны потолки, внутренняя (страховочная) кровля. В 1984 году в интерьер был введен жесткий металлический каркас с целью укрепления конструкций и для переборки церкви без ее полной раскатки. В ожидании реставрации церковь находится уже свыше 20 лет.
Сложная проблема поиска наиболее приемлемого способа реставрации обсуждается на протяжении более 50 лет (с 1949 года). В ее разрешении принимают участие лучшие специалисты России, Германии, США, Финляндии, Швеции и Норвегии. Неустанно ведется поиск новых решений, отрабатывается методика переборки и укрепления ветхих бревенчатых конструкций, приобретаются современными плотниками-реставраторами навыки работы топором...
Реализуемый в настоящее время проект комплексной реставрации предусматривает максимальное сохранение подлинных конструкций церкви. Будет осуществлена переборка срубов без полной раскатки. Проект рассчитан на применение специальных подъемных приспособлений, приемлемых для ослабленной древесины.