Внутреннее убранство Покровской церкви
Церковь Покрова Богородицы состоит из четырех помещений: алтаря, кафоликона (собственно церковного помещения), трапезной и сеней. Сени - обязательная принадлежность северных зимних деревянных храмов, защищающая помещения от холода. Сейчас здесь размещается небольшая выставка, посвященная истории кижского прихода (в настоящее время -Спасо-Кижское Патриаршее Подворье). На ней представлены фотографии церквей и часовен Кижского прихода, интерьера Преображенской церкви, кижских священников и крестьян - прихожан кижских храмов.
Следующее помещение церкви - трапезная («трапеза») (так в севернорусских церквях назывался притвор). С начала XVI века трапезные превращаются в своеобразные центры общественной жизни, места мирского схода (т.н. «суемы»), на которых крестьяне решали общинные дела. Поскольку Покровская церковь была построена как зимняя, в трапезной находилась печь, которая после реставрации не была восстановлена. С конца XVII века и до 1865 года в Покровской церкви был придел Николы Чудотворца, и значительная часть трапезной являлась молитвенным помещением этого придела.
Сейчас в трапезной располагается выставка икон из церквей и часовен,составляющих экспозицию музея: Преображенской церкви, церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, часовни Михаила Архангела из деревни Леликозеро, часовни Петра и Павла с соседнего с Кижами Волкострова, а также из часовен за-онежских деревень Типиницы, Тамбицы и Сибово. Иконы, представленные на выставке, датируются XVI - XVIII веками и дают представление об иконописной традиции Обонежья.
Живопись обширных обонежских земель - явление сложное, яркое, самобытное, во многом до конца не исследованное. Ряд экспонируемых произведений принято относить к «северным письмам» - особому направлению древнерусской иконописи, сложившемуся на Русском Севере. Их отличает стремление к ясности и конкретности при изображении евангельских сцен, наивный реализм в трактовке сюжетов, простонародность, искренность и задушевность образов, среди которых многочисленны изображения святых - небесных помощников в нелегкой крестьянской жизни. Они теснейшим образом связаны с народным творчеством, и в этом залог их обаяния.
Самыми древними иконами на выставке являются 6 икон из деисусного ряда и царские врата иконостаса церкви Воскрешения Лазаря, которые датируются первой половиной XVI века. Они созданы в традициях новгородской иконописной школы. Об этом говорят яркие краски, пристрастие к красному и голубому цвету, правильные пропорции фигур святых на иконах деисуса и столбиках царских врат, непринужденность их поз, энергичность лиц. Точными, графичными линиями очерчены силуэты персонажей, прорисованы складки их одежд. Иконы по-новгородски эффектны и декоративны.
Из церкви Воскрешения Лазаря происходит и алтарная дверь «Благоразумный разбойник Pax» - характерный образец северной иконописи XVII века. Колорит иконы ограничен, используются земляные коричневые пигменты, сурик, белила, чернь. В манере изображения фигуры видна не очень умелая рука. Но лик привлекает энергией и сосредоточенностью взора.
Значительное место на выставке занимают иконы из Преображенской церкви. Среди них иконы из местного ряда «Спас Нерукотворный» в раме (средник: вторая половина XVII - начало XVIII века, рама: середина -вторая половина XVIII века), «Даниил во рву львином» (конец XVII - начало XVIII века), «Зосима и Савватий Соловецкие с житием» (середина - вторая половина XVIII века). Из праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви происходят иконы «Рождество Христово», «Распятие», «Снятие с креста» и «Положение во гроб». Все четыре иконы датируются первой четвертью XVIII века.
В среднике иконы «Зосима и Савватий Соловецкие с житием» на фоне обители изображены основатели Соловецкого монастыря Зосима и Савватий. Основанный в XV веке. Соловецкий монастырь был крупнейшим и наиболее могущественным северным монастырем, а его основатели глубоко почитались в здешних местах. Любопытный факт - Зосима Соловецкий был уроженцем старинного заонежского селения Толвуя, которое знаменито еще и тем, что здесь в XVII веке отбывала ссылку инокиня Марфа - мать первого русского царя из династии Романовых. В 22-х клеймах иконы изображены сцены жизни и творимые чудеса святых Зосимы и Савватия, среди которых главное место занимает история основания ими святой обители. Взор притягивают яркий колорит иконы и необычная форма клейм в виде островов, окруженных морем.
Широкое распространение в северных храмах в XVIII веке получают иконы на сюжет Страшного суда. Икона «Страшный суд» (вторая половина XVIII века) из Никольской часовни в заонежской деревне Тамбицы - сложная многофигурная композиция, представляющая конец мира, последний суд Бога над всеми людьми, живыми и мертвыми, грешников, идущих на вечные муки в ад, и праведников, получивших райское блаженство. Необычайно трудную задачу - отразить масштабность, грандиозность события, вместить в ограниченное пространство большое количество сюжетов и сцен - иконописец решил с удивительной легкостью. На синем фоне яркими красками в скорописной манере он изобразил Бога и сатану, рай и ад, небесные чины и людей, живших во все времена.
Из церкви в заонежской деревне Сибово происходит икона «Чудо о Флоре и Лавре» (XVIII век). Христианские мученики, братья-каменотесы Флор и Лавр в русской народной традиции издавна являлись покровителями коневодства - они оберегали от пропажи конские табуны. Письмо и краски иконы характерны для северной иконописи XVIII века: грузные фигуры Флора и Лавра, лишенный своей обычной грации архангел Михаил, лихо скачущие святые конюхи в кафтанах и головных уборах петровской эпохи. В цветовой гамме сочетаются темно-зеленые, темно-синие, охристые, красные тона. Необычайно живы и грациозны на иконе лошади: белые, коричневые, розовые. Они написаны с любовью и удивительной достоверностью.
Следующее помещение Покровской церкви - кафоликон, где проходят богослужения. В нем находится 4-рядный тябловый иконостас, в котором иконы установлены на горизонтальные расписные брусья-полки (тябла), отделявшие один ряд икон от другого. В северных церквах XVII-XVI11 веков такие иконостасы были наиболее распространены. Иконостас Покровской церкви был реконструирован в 1957-59 годах по проекту архитектора А. В. Ополовникова (при участии В. Г. Брюсовой). Роспись тябл была сделана художником-реставратором С. Ф. Коненковым.
Образцами послужили тябла «неба» часовни Петра и Павла на острове Волкост-ров рядом с Кижами.
Для северной деревенской церкви традиционными были 4 ряда икон - пророческий, праздничный, деисусный и местный. В центре иконостаса в пророческом ряду располагается икона «Богоматерь Знамение». Это изображение по пояс Богоматери, с воздетыми руками и Спасом Емману-илом на груди (Еммануил - еврейское «с нами бог» - пророческое название Иисуса Христа в Библии). «Богоматерь Знамение» олицетворяла пророчество о рождении Христа. Справа и слева от нее расположены иконы, изображающие ветхозаветных пророков со свитками, в которых записаны пророчества о пришествии Христа. Пророческий ряд в иконостасе символизировал связь Ветхого и Нового Заветов.
Следующий ряд - деисусный. «Деи-сис» - в переводе с греческого означает «моление». Богородица и Иоанн Предтеча обращаются к Христу с молением о том, чтобы в день Страшного суда он простил человечеству грехи. Центральная икона с изображением Иисуса Христа на престоле в царственном облачении называется «Спас в силах». Далее за Богоматерью и Иоанном Предтечей располагаются иконы с изображением архангелов Михаила и Гавриила, а за ними следуют образы апостолов.
Следующий ряд- праздничный. Его составляют иконы, посвященные важнейшим (двунадесятым) христианским праздникам: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Сретение, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Троица, Вознесение Господне, Успение Богородицы.
В местном ряду - царские врата, ведущие в святое место церкви - в алтарь, здесь же располагалась храмовая икона и находились иконы тех святых, которые особенно почитались в данной местности.
Самая древняя икона в иконостасе датируется XVI веком. Это икона «Спас Всемилостивый», которая располагается справа от царских врат. Происходит она еще из церкви-предшественницы нынешней Покровской церкви. Икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колористическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на заднем плане, по мягкости и нежности колорита иконы. Икона «Спас Всемилостивый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии «панов» (польско-литовских отрядов) на рубеже XVI-XVII веков. В записанной во 2-ой половине XIX века легенде о Белом Спасе упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.
Большой комплекс икон праздничного ряда (8 икон), деисусного ряда (11 икон) и пророческого ряда (10 икон) датируются концом XVII века. По мнению исследователей, эти иконы составляют единый ансамбль. Их объединяет стиль и характер письма, набор используемых пигментов. Характерной чертой является обилие золота и разнообразие техник золочения. Светлый колорит и обилие орнамента придают иконам нарядность. Иконы праздничного ряда интересны своими тщательно выписанными фантастически сложными архитектурными фонами. Живопись всего комплекса икон не характерна для северных писем. Она скорее близка живописным традициям центральной России.
XVIII веком в иконостасе Покровской церкви датируются иконы «Единородный Сыне», «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость» и «София Премудрость Божия».
Иконы «Троица Ветхозаветная» и «Вознесение Господне» были написаны крестьянином деревни Огорелыши Повенецкого уезда Василием Алексеевичем Потаповым и появились в иконостасе в 1865 году. Новые иконы были добавлены к иконам XVII и XVIII веков, которые по-прежнему оставались в иконостасе, хотя и были «поновлены».
В 1999 году в иконостасе установлены зеркальные копии икон «Евангелист Иоанн Богослов», «Григорий Богослов», а также пророков Илии, Аввакума и Ионы, которые были выполнены студентами-иконописцами Свято-Тихоновского Богословского Института. Их оригиналы находятся в фондах музея-заповедника «Кижи».
Классическими произведениями северной иконописи являются установленные на клиросах иконы «Преображение» и «Покров» из иконостаса Преображенской церкви. По преданию, они были спасены из сгоревшей в конце XVII века церкви -предшественницы нынешней. Иконы датируются XVII веком, рамы к ним были написаны в XVIII веке. Храмовая икона «Преображение» отличается неяркими приглушенными тонами, ощущением тишины и спокойствия, лаконизмом, с которым северный художник рассказал о чудесном евангельском событии. В клеймах рамы изображения страстей Господних и Воскресения Христа. Икона «Покров» находилась в местном ряду иконостаса Преображенской церкви. «Теплой заступницей мира холодного» была для русских людей Богоматерь. Именно идею заступничества Богоматери выражают иконы с сюжетом «Покров». Установленный на Руси в XI веке праздник Покрова (1 октября) пользовался особой популярностью.