Внутреннее убранство Покровской церкви

Церковь Покрова Богородицы состоит из четырех помещений: алтаря, кафоликона (собственно церковного помещения), трапезной и сеней. Сени - обязательная принадлежность северных зимних дере­вянных храмов, защищающая помещения от холода. Сейчас здесь размещается не­большая выставка, посвященная истории кижского прихода (в настоящее время -Спасо-Кижское Патриаршее Подворье). На ней представлены фотографии церк­вей и часовен Кижского прихода, инте­рьера Преображенской церкви, кижских священников и крестьян - прихожан кижских храмов.

Следующее помещение церкви - тра­пезная («трапеза») (так в севернорусских церквях назывался притвор). С начала XVI века трапезные превращаются в своеоб­разные центры общественной жизни, мес­та мирского схода (т.н. «суемы»), на кото­рых крестьяне решали общинные дела. По­скольку Покровская церковь была постро­ена как зимняя, в трапезной находилась печь, которая после реставрации не была восстановлена. С конца XVII века и до 1865 года в Покровской церкви был придел Ни­колы Чудотворца, и значительная часть трапезной являлась молитвенным поме­щением этого придела.

Сейчас в трапезной располагается вы­ставка икон из церквей и часовен,состав­ляющих экспозицию музея: Преображен­ской церкви, церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, часовни Ми­хаила Архангела из деревни Леликозеро, часовни Петра и Павла с соседнего с Кижами Волкострова, а также из часовен за-онежских деревень Типиницы, Тамбицы и Сибово. Иконы, представленные на вы­ставке, датируются XVI - XVIII веками и дают представление об иконописной тра­диции Обонежья.

Живопись обширных обонежских зе­мель - явление сложное, яркое, самобыт­ное, во многом до конца не исследован­ное. Ряд экспонируемых произведений принято относить к «северным письмам» - особому направлению древнерусской иконописи, сложившемуся на Русском Се­вере. Их отличает стремление к ясности и конкретности при изображении еван­гельских сцен, наивный реализм в трак­товке сюжетов, простонародность, ис­кренность и задушевность образов, среди которых многочисленны изображения святых - небесных помощников в нелег­кой крестьянской жизни. Они теснейшим образом связаны с народным творчест­вом, и в этом залог их обаяния.

Самыми древними иконами на выстав­ке являются 6 икон из деисусного ряда и царские врата иконостаса церкви Вос­крешения Лазаря, которые датируются первой половиной XVI века. Они созданы в традициях новгородской иконописной школы. Об этом говорят яркие краски, при­страстие к красному и голубому цвету, пра­вильные пропорции фигур святых на ико­нах деисуса и столбиках царских врат, непринужденность их поз, энергичность лиц. Точными, графичными линиями очерчены силуэты персонажей, прорисованы склад­ки их одежд. Иконы по-новгородски эф­фектны и декоративны.

Из церкви Воскрешения Лазаря проис­ходит и алтарная дверь «Благоразумный разбойник Pax» - характерный образец се­верной иконописи XVII века. Колорит иконы ограничен, используются земляные коричневые пигменты, сурик, белила, чернь. В манере изображения фигуры вид­на не очень умелая рука. Но лик привлека­ет энергией и сосредоточенностью взора.

Значительное место на выставке занима­ют иконы из Преображенской церкви. Среди них иконы из местного ряда «Спас Нерукотворный» в раме (средник: вторая половина XVII - начало XVIII века, рама: середина -вторая половина XVIII века), «Даниил во рву львином» (конец XVII - начало XVIII века), «Зосима и Савватий Соловецкие с житием» (середина - вторая половина XVIII века). Из праздничного ряда иконостаса Преображен­ской церкви происходят иконы «Рождество Христово», «Распятие», «Снятие с креста» и «Положение во гроб». Все четыре иконы да­тируются первой четвертью XVIII века.

В среднике иконы «Зосима и Савватий Соловецкие с житием» на фоне обители изображены основатели Соловецкого мо­настыря Зосима и Савватий. Основанный  в XV веке. Соловецкий монастырь был крупнейшим и наиболее могущественным северным монастырем, а его основатели глубоко почитались в здешних местах. Лю­бопытный факт - Зосима Соловецкий был уроженцем старинного заонежского селе­ния Толвуя, которое знаменито еще и тем, что здесь в XVII веке отбывала ссылку ино­киня Марфа - мать первого русского царя из династии Романовых. В 22-х клеймах иконы изображены сцены жизни и твори­мые чудеса святых Зосимы и Савватия, среди которых главное место занимает ис­тория основания ими святой обители. Взор притягивают яркий колорит иконы и нео­бычная форма клейм в виде островов, ок­руженных морем.

Широкое распространение в северных храмах в XVIII веке получают иконы на сю­жет Страшного суда. Икона «Страшный суд» (вторая половина XVIII века) из Ни­кольской часовни в заонежской деревне Тамбицы - сложная многофигурная ком­позиция, представляющая конец мира, по­следний суд Бога над всеми людьми, жи­выми и мертвыми, грешников, идущих на вечные муки в ад, и праведников, получив­ших райское блаженство. Необычайно трудную задачу - отразить масштабность, грандиозность события, вместить в ограни­ченное пространство большое количество сюжетов и сцен - иконописец решил с уди­вительной легкостью. На синем фоне ярки­ми красками в скорописной манере он изо­бразил Бога и сатану, рай и ад, небесные чины и людей, живших во все времена.

Из церкви в заонежской деревне Сибово происходит икона «Чудо о Флоре и Лавре» (XVIII век). Христианские муче­ники, братья-каменотесы Флор и Лавр в русской народной традиции издавна яв­лялись покровителями коневодства - они оберегали от пропажи конские табуны. Письмо и краски иконы характерны для северной иконописи XVIII века: грузные фигуры Флора и Лавра, лишенный своей обычной грации архангел Михаил, лихо скачущие святые конюхи в кафтанах и го­ловных уборах петровской эпохи. В цвето­вой гамме сочетаются темно-зеленые, темно-синие, охристые, красные тона. Необычайно живы и грациозны на иконе ло­шади: белые, коричневые, розовые. Они написаны с любовью и удивительной до­стоверностью.

Следующее помещение Покровской церкви - кафоликон, где проходят бого­служения. В нем находится 4-рядный тябловый иконостас, в котором иконы уста­новлены на горизонтальные расписные брусья-полки (тябла), отделявшие один ряд икон от другого. В северных церквах XVII-XVI11 веков такие иконостасы были наиболее распространены. Иконостас По­кровской церкви был реконструирован в 1957-59 годах по проекту архитектора А. В. Ополовникова (при участии В. Г. Брюсовой). Роспись тябл была сделана худож­ником-реставратором С. Ф. Коненковым.

Образцами послужили тябла «неба» ча­совни Петра и Павла на острове Волкост-ров рядом с Кижами.

Для северной деревенской церкви тра­диционными были 4 ряда икон - пророче­ский, праздничный, деисусный и местный. В центре иконостаса в пророческом ряду располагается икона «Богоматерь Знаме­ние». Это изображение по пояс Богомате­ри, с воздетыми руками и Спасом Емману-илом на груди (Еммануил - еврейское «с нами бог» - пророческое название Иисуса Христа в Библии). «Богоматерь Знамение» олицетворяла пророчество о рождении Христа. Справа и слева от нее расположены иконы, изображающие ветхо­заветных пророков со свитками, в которых записаны пророчества о пришествии Хрис­та. Пророческий ряд в иконостасе символи­зировал связь Ветхого и Нового Заветов.

Следующий ряд - деисусный. «Деи-сис» - в переводе с греческого означает «моление». Богородица и Иоанн Предтеча обращаются к Христу с молением о том, чтобы в день Страшного суда он простил человечеству грехи. Центральная икона с изображением Иисуса Христа на престо­ле в царственном облачении называется «Спас в силах». Далее за Богоматерью и Иоанном Предтечей располагаются ико­ны с изображением архангелов Михаила и Гавриила, а за ними следуют образы апостолов.

Следующий ряд- праздничный. Его со­ставляют иконы, посвященные важнейшим (двунадесятым) христианским праздникам: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Сретение, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Троица, Вознесение Господне, Успение Богородицы.

В местном ряду - царские врата, веду­щие в святое место церкви - в алтарь, здесь же располагалась храмовая икона и находились иконы тех святых, которые особенно почитались в данной местности.

Самая древняя икона в иконостасе да­тируется XVI веком. Это икона «Спас Все­милостивый», которая располагается справа от царских врат. Происходит она еще из церкви-предшественницы нынеш­ней Покровской церкви. Икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колори­стическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на зад­нем плане, по мягкости и нежности коло­рита иконы. Икона «Спас Всемилости­вый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии «па­нов» (польско-литовских отрядов) на рубеже XVI-XVII веков. В записанной во 2-ой половине XIX века легенде о Белом Спасе упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.

Большой комплекс икон праздничного ряда (8 икон), деисусного ряда (11 икон) и пророческого ряда (10 икон) датируются концом XVII века. По мнению исследовате­лей, эти иконы составляют единый ан­самбль. Их объединяет стиль и характер письма, набор используемых пигментов. Характерной чертой является обилие золо­та и разнообразие техник золочения. Свет­лый колорит и обилие орнамента придают иконам нарядность. Иконы праздничного ряда интересны своими тщательно выпи­санными фантастически сложными архи­тектурными фонами. Живопись всего ком­плекса икон не характерна для северных писем. Она скорее близка живописным традициям центральной России.

XVIII веком в иконостасе Покровской церкви датируются иконы «Единородный Сы­не», «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость» и «София Премудрость Божия».

Иконы «Троица Ветхозаветная» и «Воз­несение Господне» были написаны кресть­янином деревни Огорелыши Повенецкого уезда Василием Алексеевичем Потапо­вым и появились в иконостасе в 1865 году. Новые иконы были добавлены к иконам XVII и XVIII веков, которые по-прежнему оставались в иконостасе, хо­тя и были «поновлены».

В 1999 году в иконостасе установлены зеркальные копии икон «Евангелист Иоанн Богослов», «Григорий Богослов», а также пророков Илии, Аввакума и Ионы, кото­рые были выполнены студентами-иконо­писцами Свято-Тихоновского Богослов­ского Института. Их оригиналы находятся в фондах музея-заповедника «Кижи».

Классическими произведениями се­верной иконописи являются установлен­ные на клиросах иконы «Преображение» и «Покров» из иконостаса Преображен­ской церкви. По преданию, они были спа­сены из сгоревшей в конце XVII века церкви -предшественницы нынешней. Иконы датируются XVII веком, рамы к ним были написаны в XVIII веке. Храмо­вая икона «Преображение» отличается неяркими приглушенными тонами, ощу­щением тишины и спокойствия, лако­низмом, с которым северный художник рассказал о чудесном евангельском со­бытии. В клеймах рамы изображения страстей Господних и Воскресения Хрис­та. Икона «Покров» находилась в мест­ном ряду иконостаса Преображенской церкви. «Теплой заступницей мира хо­лодного» была для русских людей Бого­матерь. Именно идею заступничества Бо­гоматери выражают иконы с сюжетом «Покров». Установленный на Руси в XI веке праздник Покрова (1 октября) поль­зовался особой популярностью.

Подобрать тур
Наши контакты
Новогодние туры по Карелии
+7-921-626-60-06
(8142) 73-47-27
manager@welcome-karelia.ru
Экскурсии по Карелии
+7-921-626-60-06
(8142) 73-47-27
manager@welcome-karelia.ru
Билеты на Кижи и Соловки
+7-921-800-45-40
(8142) 73-47-27
ships@welcome-karelia.ru
Мы в социальных сетях
Новости
Для бабушек и дедушек
01.11

Наше специальное предложение

Наша осень
31.10

Что посетить в Карелии осенью? 

Новогодние Кижи
19.10

Вы бывали на острове Кижи? Можно побывать там в дни новогодних каникул!

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы