Краткие сведения об истории и культуре русских Пудожья
Территория бывшего Пудожского уезда Олонецкой губернии простиралась между восточным побережьем Онежского озера и рекой Кеной, которая служила естественной западной границей с Каргопольем. На севере Пудожский уезд граничил с Повенецким уездом и Архангельской губернией, а на юге вместе с Вытегорским уездом примыкал к Вологодской губернии. Сейчас административные границы Пудожского района несколько сузились. Однако, как и прежде, они отделяют территорию, в чем-то похожую, а в чем-то и отличную от других мест Карелии. Здесь лето чуть жарче и чуть холоднее зима. Каменистую землю сменяют песчаники. Здесь заканчиваются ветви Олонецких хребтов, формирующих гористый рельеф большей части северной Карелии, и значительную территорию северного и центрального Пудожья занимает невысокая равнинная возвышенность, которая к югу переходит в мокнущие низины и бесконечные болота. Таежный край насыщен озерами и опутан сетью рек. От восточных границ к берегам Онежского озера проложила русло река Водла, главный водный путь края. Она берет начало из озера Водлозеро, самого большого из 64 пудожских озер. Сейчас Водлозеро, знаменитое красотой и строптивым нравом, является центром Водлозерского национального парка.
Люди поселились в этих местах в глубокой древности. Остатки первобытных поселений обнаруживаются близ озерных или речных берегов, в местах, защищенных от холодных ветров. На скалах, уходящих в воды Онежского озера, до сих пор сохраняется уникальная галерея петроглифов. Рисунки, выбитые в камне, приоткрывают для нас суровый мир охотников и рыболовов, существовавший здесь около пяти тысячелетий назад.
К началу второго тысячелетия нашей эры на территории Восточного Обонежья жили племена веси и саамов («чудь» и «лопляне»), принадлежавшие к семье финно-угорских народов. К этому времени можно отнести и первые проникновения сюда славянского населения из Новгорода и верхнего Поволжья. Древний торговый путь, проходя по реке Свири, сворачивал в Онежское озеро, а затем по рекам Водле, Кене, Онего уходил в Заволочье и к берегам Белого моря. По этому пути из северных областей в Новгород доставлялось главное его богатство - меха, пушнина. Вдоль волокового пути возникали первые русские поселения, основанные дружинниками и торговцами, крестьянами и пустынножителями. Переселенцы либо оттесняли, либо ассимилировали первоначальное население края. Освоенные земли, как правило, объявлялись собственностью новгородских бояр. Однако вскоре многие из них перешли в монастырское владение. Так, в дарственной грамоте новгородских князей Юрьеву монастырю 1391 года упоминаются «Юрьева монастыря вотчины возле Онега озера Спасский погост Шальский да Никольский Пудожский выставок». Кроме Юрьева монастыря, здесь имели свои вотчины и такие, как влиятельный Кирилло-Белозерский монастырь, или же скромный Палеостровский. Помимо этого, развивались местные Шальский и Муромский монастыри, возникали и исчезали небольшие пустыни. В 1478 году Восточное Обонежье вошло в состав Русского централизованного государства и было отнесено к Заонежским погостам Обонежской пятины. Все боярские земли отошли в государственную казну, монастырские владения остались почти без изменений. Веками они служили причиной многочисленных тяжб между монастырями и крестьянами.
Все, что выпало на историческую долю Карелии, коснулось и Пудоги: мор, неурожаи, разорение от шведских и польско-литовских набегов. В 1613 году польско-литовские отряды дважды пытались захватить селения Заонежских погостов и дважды терпели поражение от пудожских, шальских, андомских крестьян, объединенных под началом воеводы Богдана Чулкова. Иногда до пудожан доносилось только эхо событий. Так, в начале XVII века пудожские деревни укрывали беженцев из западных областей, захваченных шведами, а позже с дубинами и вилами препятствовали их насильственному возвращению. Пудожский край не миновала и трагедия раскола, потрясшая Россию в конце XVII века. Вслед за гарями Палеостровского монастыря в Пудожском погосте полыхнула деревня Строкино. В 1693 году, сопротивляясь отряду стрельцов, посланному для усмирения раскола, крестьяне заперлись в четырех избах и подожгли заранее припасенные порох и сено. В огне погибли 800 человек. В 1695 году близ северных границ Пудожья было основано Даниловское старообрядческое Выго-Лексинекое общежительство, уникальное явление русской истории. Степень его влияния на культуру и экономику края трудно переоценить. Северные районы Пудожья влились в состав владений знаменитой Выгореции, где на глазах строилась жизнь, ранее существовавшая только в крестьянских мечтах. В старообрядческом общежительстве учили грамоте, ремеслу, старинному укладу хозяйствования. В уезде насчитывалось около 20 скитов, при которых работали иконописцы, переписчики книг, ремесленники.
Оживленная хозяйственная деятельность Даниловского общежительства, продолжавшаяся почти до середины XIX века, сочеталась с развитием местной промышленности, казенной и частной. Во второй половине XVIII века на территории Пудожья за счет государственной казны осуществлялись попытки основать металлургическое производство. К концу XVIII века здесь уже действовали три стеклянных завода, на которых выпускались разного размера бутылки и прочая утварь. Они отправлялись водным путем в Петербург и на местные ярмарки. Стекольные заводы существовали почти до начала XX века. Успешно работали местные льнотрепальни, чье волокно получило всеобщее признание и расходилось по всей Европе. Во второй половине XIX века лен из Пудожского уезда под названием «корелка» на двух Всемирных выставках был отмечен серебряными наградами. Однако местное промышленное производство так и не получило достаточного развития. Не помогло и то, что в 1785 году бывшей деревне Пудоге велением Императрицы Екатерины II был присвоен статус города, а в I788 году новоявленный город приобрел и высочайше утвержденный герб. Экономической основой оставалось традиционное крестьянское хозяйство, обычное для всей территории Олонецкой губернии.
К середине XIX века Пудожский уезд был одним из самых пустынных, малонаселенных регионов губернии. Торговые пути, когда-то вносившие оживление в жизнь края, уже в XVII веке переместились к востоку и западу. Окраинное географическое положение, труднодоступность и бездорожье способствовали сохранению старинного уклада жизни. В уезде проживало исключительно русское население. В память о древних поселенцах остались географические названия, своеобразный севернорусский диалект, насыщенный словами с угро-финской основой, многочисленные предания о «чуди» и особая внешность бывших колонистов, ассимилировавших древние племена.
Русские поселенцы бережно сохраняли и элементы своей исконной культуры - обычаи, верования, знания и умения. На Пудожском берегу, как и в уникальном Заонежье, богатство устной народной поэзии бытовало в живой практике крестьянской жизни. П. Н. Рыбников сетовал, что, работая в Шале, Колодозере и других местах «денно и нощно», не успевает записывать все тексты, а в письмах отмечал, что еще совсем недавно, «когда мещане и чиновники города Пудожа собирались на беседы, то обыкновенно слушали пение былин».
Основным занятием населения было традиционное земледелие, подсечное и пашенное. Сеяли те же культуры, что и по всей губернии: озимую рожь, яровые овес, ячмень и в небольших количествах горох и пшеницу. Из огородных культур повсеместно растили репу, а с середины XIX века стал распространяться картофель. Значительные урожаи обеспечивал только лен, из которого около 25 тысяч пудов ежегодно поступало на рынок. Для обеспечения нужд семьи и восполнения плодородия почв держали коров, овец, лошадей. Однако удобных земель не хватало, а недороды повторялись каждые два-три года. Поэтому значительным подспорьем служили промыслы и домашние ремесла. Почти все население занималось рыбной ловлей. В редкой семье не находилось охотника, промышлявшего зверя, чаще всего - белку. Успехи в «пулевой» или «ловчей» охоте могли дать немалую денежную прибыль. В поисках денежных доходов пудожане работали на лесных промыслах, заготавливая и сплавляя лес, поставляя знаменитым вытегорским кожевникам дубильное корье, деготь. Почти в каждой деревне была своя кузница, а изделия кузнецов славились далеко за пределами уезда. Так, Егор Кершинский из деревни Матвеевской Нигижемского погоста в 1861 году за серпы и косы-горбуши ручной ковки был награжден бронзовой медалью Императорского Вольного экономического общества. Среди пудожан было немало портных, сапожников и других мастеровых, которые в поисках заработка расходились по всей губернии и добирались до Петербурга. Особенно ценилась работа плотников, хотя рубить дома умели практически все крестьяне. Крестьянские изделия вывозились на ярмарки в соседние уезды, или отправлялись в Поморье для обмена на соль или сельдь.