Краткие сведения об истории и культуре русских Пудожья

Территория бывшего Пудожского уезда Олонецкой губернии прости­ралась между восточным побережь­ем Онежского озера и рекой Кеной, которая служила естественной за­падной границей с Каргопольем. На севере Пудожский уезд граничил с Повенецким уездом и Архангель­ской губернией, а на юге вместе с Вытегорским уездом примыкал к Вологодской губернии. Сейчас ад­министративные границы Пудож­ского района несколько сузились. Однако, как и прежде, они отделя­ют территорию, в чем-то похо­жую, а в чем-то и отличную от дру­гих мест Карелии. Здесь лето чуть жарче и чуть холоднее зима. Каме­нистую землю сменяют песчаники. Здесь заканчиваются ветви Оло­нецких хребтов, формирующих го­ристый рельеф большей части се­верной Карелии, и значительную территорию северного и цент­рального Пудожья занимает невы­сокая равнинная возвышенность, которая к югу переходит в мокну­щие низины и бесконечные болота. Таежный  край  насыщен  озерами и опутан сетью рек. От восточных границ к берегам Онежского озера проложила русло река Водла, глав­ный водный путь края. Она берет начало из озера Водлозеро, самого большого из 64 пудожских озер. Сейчас Водлозеро, знаменитое кра­сотой и строптивым нравом, явля­ется центром Водлозерского наци­онального парка.

Люди поселились в этих местах в глубокой древности. Остатки первобытных поселений обнаружи­ваются близ озерных или речных бе­регов, в местах, защищенных от холодных ветров. На скалах, уходя­щих в воды Онежского озера, до сих пор сохраняется уникальная гале­рея петроглифов. Рисунки, выби­тые в камне, приоткрывают для нас суровый мир охотников и рыбо­ловов, существовавший здесь около пяти тысячелетий назад.

К началу второго тысячелетия нашей эры на территории Вос­точного Обонежья жили племена веси и саамов («чудь» и «лопляне»), принадлежавшие к семье финно-угорских народов. К этому времени можно отнести и первые проникновения сюда славянского населения из Новгорода и верхнего Поволжья. Древний торговый путь, проходя по реке Свири, сво­рачивал в Онежское озеро, а затем по рекам Водле, Кене, Онего уходил в Заволочье и к берегам Белого мо­ря. По этому пути из северных об­ластей в Новгород доставлялось главное его богатство - меха, пушнина. Вдоль волокового пути возникали первые русские поселе­ния, основанные дружинниками и торговцами, крестьянами и пус­тынножителями. Переселенцы ли­бо оттесняли, либо ассимилиро­вали первоначальное население края. Освоенные земли, как прави­ло, объявлялись собственностью новгородских бояр. Однако вскоре многие из них перешли в монас­тырское владение. Так, в дарст­венной грамоте новгородских кня­зей Юрьеву монастырю 1391 года упоминаются «Юрьева монастыря вотчины возле Онега озера Спас­ский погост Шальский да Николь­ский Пудожский выставок». Кроме Юрьева монастыря, здесь имели свои вотчины и такие, как влия­тельный Кирилло-Белозерский мо­настырь, или же скромный Палеостровский. Помимо этого, разви­вались местные Шальский и Му­ромский монастыри, возникали и исчезали небольшие пустыни. В 1478 году Восточное Обонежье вошло в состав Русского центра­лизованного государства и было отнесено к Заонежским погостам Обонежской пятины. Все боярские земли отошли в государственную казну, монастырские владения ос­тались почти без изменений. Ве­ками они служили причиной много­численных тяжб между монасты­рями и крестьянами.

Все, что выпало на историческую долю Карелии, коснулось и Пудоги: мор, неурожаи, разорение от швед­ских и польско-литовских набегов. В 1613 году польско-литовские от­ряды дважды пытались захватить селения Заонежских погостов и дважды терпели поражение от пудожских, шальских, андомских крестьян, объединенных под нача­лом воеводы Богдана Чулкова. Ино­гда до пудожан доносилось только эхо событий. Так, в начале XVII века пудожские деревни укрывали бежен­цев из западных областей, захвачен­ных шведами, а позже с дубинами  и вилами препятствовали их на­сильственному возвращению. Пу­дожский край не миновала и траге­дия раскола, потрясшая Россию в конце XVII века. Вслед за гарями Палеостровского монастыря в Пу­дожском погосте полыхнула деревня Строкино. В 1693 году, сопротивля­ясь отряду стрельцов, посланному для усмирения раскола, крестьяне заперлись в четырех избах и подо­жгли заранее припасенные порох и сено. В огне погибли 800 человек. В 1695 году близ северных границ Пудожья было основано Даниловское старообрядческое Выго-Лексинекое общежительство, уникальное явле­ние русской истории. Степень его влияния на культуру и экономику края трудно переоценить. Северные районы Пудожья влились в состав владений знаменитой Выгореции, где на глазах строилась жизнь, ра­нее существовавшая только в крес­тьянских мечтах. В старообрядчес­ком общежительстве учили грамо­те, ремеслу, старинному укладу хо­зяйствования. В уезде насчитыва­лось около 20 скитов, при которых работали иконописцы, переписчики книг, ремесленники.

Оживленная хозяйственная дея­тельность Даниловского общежительства, продолжавшаяся почти до середины XIX века, сочеталась с развитием местной промышлен­ности, казенной и частной. Во вто­рой половине XVIII века на террито­рии Пудожья за счет государствен­ной казны осуществлялись попытки основать металлургическое произ­водство. К концу XVIII века здесь уже действовали три стеклянных заво­да, на которых выпускались разного размера бутылки и прочая утварь. Они отправлялись водным путем в Петербург и на местные ярмарки. Стекольные заводы существовали почти до начала XX века. Успешно работали местные льнотрепальни, чье волокно получило всеобщее при­знание и расходилось по всей Евро­пе. Во второй половине XIX века лен из Пудожского уезда под названием «корелка» на двух Всемирных вы­ставках был отмечен серебряными наградами. Однако местное промы­шленное производство так и не по­лучило достаточного развития. Не помогло и то, что в 1785 году быв­шей деревне Пудоге велением Импе­ратрицы Екатерины II был присвоен статус города, а в I788 году ново­явленный город приобрел и высочай­ше утвержденный герб. Экономичес­кой основой оставалось традицион­ное крестьянское хозяйство, обыч­ное для всей территории Олонец­кой губернии.

К середине XIX века Пудожский уезд был одним из самых пустын­ных, малонаселенных регионов гу­бернии. Торговые пути, когда-то вносившие оживление в жизнь края, уже в XVII веке переместились к вос­току и западу. Окраинное географи­ческое положение, труднодоступность и бездорожье способствовали сохранению старинного уклада жиз­ни. В уезде проживало исключитель­но русское население. В память о древних поселенцах остались гео­графические названия, своеобраз­ный севернорусский диалект, насы­щенный словами с  угро-финской ос­новой, многочисленные предания о «чуди» и особая внешность быв­ших колонистов, ассимилировав­ших древние племена.

Русские поселенцы бережно сохра­няли и элементы своей исконной культуры - обычаи, верования, зна­ния и умения. На Пудожском берегу, как и в уникальном Заонежье, бо­гатство устной народной поэзии бытовало в живой практике крес­тьянской жизни. П. Н. Рыбников се­товал, что, работая в Шале, Колодозере и других местах «денно и нощно», не успевает записывать все тексты, а в письмах отмечал, что еще совсем недавно, «когда ме­щане и чиновники города Пудожа собирались на беседы, то обыкно­венно слушали пение былин».

Основным занятием населения бы­ло традиционное земледелие, подсеч­ное и пашенное. Сеяли те же культу­ры, что и по всей губернии: озимую рожь, яровые овес, ячмень и в неболь­ших количествах горох и пшеницу. Из огородных культур повсеместно рас­тили репу, а с середины XIX века стал распространяться картофель. Значительные урожаи обеспечивал только лен, из которого около 25 тысяч пудов ежегодно поступало на рынок. Для обеспечения нужд се­мьи и восполнения плодородия почв держали коров, овец, лошадей. Од­нако удобных земель не хватало, а недороды повторялись каждые два-три года. Поэтому значитель­ным подспорьем служили промыслы и домашние ремесла. Почти все на­селение занималось рыбной ловлей. В редкой семье не находилось охот­ника, промышлявшего зверя, чаще всего - белку. Успехи в «пулевой» или «ловчей» охоте могли дать не­малую денежную прибыль. В поисках денежных доходов пудожане работа­ли на лесных промыслах, заготавли­вая и сплавляя лес, поставляя зна­менитым вытегорским кожевникам дубильное корье, деготь. Почти в каждой деревне была своя кузница, а изделия кузнецов славились далеко за пределами уезда. Так, Егор Кершинский из деревни Матвеевской Нигижемского погоста в 1861 году за серпы и косы-горбуши ручной ковки был награжден бронзовой медалью Императорского Вольного экономи­ческого общества. Среди пудожан было немало портных, сапожников и других мастеровых, которые в по­исках заработка расходились по всей губернии и добирались до Петербур­га. Особенно ценилась работа плот­ников, хотя рубить дома умели прак­тически все крестьяне. Крестьянские изделия вывозились на ярмарки в со­седние уезды, или отправлялись в По­морье для обмена на соль или сельдь.

Подобрать тур
Наши контакты
Экскурсии по Карелии
Билеты на Кижи
Экскурсии на Валаам и Соловки
Мы в социальных сетях
Новости
Ежедневно на остров Кижи
28.10

Приглашаем в увлекательное путешествие на остров Кижи. Осенью, зимой и весной мы предлагаем однодневные поездки через Заонежье. Вы не только посетите наш самый известный остров, но и увидите деревни Заонежья, побываете на самом крупном в мире месторождении шунгита в Толвуи.

Предновогодние сюрпризы!
20.12

Признание от парнеров под Новый год - еще один подарок! 

Экскурсии летом 2024
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2024 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы