Болезнь Петра I и его лечение на курортах Европы
Каким заболеванием страдал Петр I? Уже в XVIII веке его болезнь была предметом разноречивых суждений медиков и историков. В 1970 году этот вопрос, используя многочисленные документальные источники, рассматривала комиссия в составе профессоров А. А. Студницына, Н. С. Смело-ва, доктора медицинских наук Т. В. Васильева, кандидата медицинских наук О. И. Никонова, которая пришла к выводу, что «Петр I, по-видимому, страдал злокачественным заболеванием предстательной железы, или мочевого пузыря, или мочекаменной болезнью». В 1990 году группа военных медиков - М. Яковлев, И. Л. Аникин, С. Ю. Трохачев - на основе изучения новых документов диагностировала хронический гепатит, косвенным доказательством которого является успешное лечение минеральными водами. Во второй половине жизни царя его лейб-медики при обострении заболевания предлагали ему поездку на европейские лечебные минеральные воды.
В России знали о европейских курортах уже в допетровскую эпоху. Одним из первых источников информации о целебных «колодезях» в Западной Европе была газета «Вести-Куранты». Дьяк Андрей Винниус из иностранных (в основном немецких) газет время от времени помещал в «Курантах» информацию о чудесных излечениях с помощью минеральных вод. В 1646 году здесь приводятся сведения «о дивном исцелитель-ном колодезе, которой не в давнем времени Божьей милостию объявился и с того колодезя уж много сот человек всяких разных исцелилось», далее следует «печатная роспись людей, излеченных от болезней в Хорн-хаузене». В 1683 году газета сообщала об открытии в Швеции «целебного колодца с кислой водою». Поездки русских на подобные лечения в конце XVII века были единичными. Считается, что Петр 1 впервые познакомился с минеральными водами Европы во время поездки Великого посольства в 1696-1698 годах.
В 1711 году, после сильнейшего потрясения, пережитого Петром после неудачного Прутского похода, его болезнь обострилась. Врачи рекомендовали царю поездку на горячие источники, предполагая сначала поездку в Аахен, но затем выбрали Карлсбад, курорт с многовековой историей.
По легенде, источники Карлсбада были обнаружены германским королем Карлом IV в 1347 году, когда он на коне преследовал оленя. В 1358 году король построил здесь охотничий замок - отправную точку для развития курорта, в XVI веке получившего европейскую известность. Расположенный в глубокой долине реки Тепла курорт прославился своими термальными источниками (ныне определяются как воды с постоянным составом соединений кальция, калия, магния, железа, брома). Самый крупный источник Карлсбада - знаменитый Шпрудель. Сначала воды использовали на курорте только для ванн, в XVI веке их стали пить. К концу XVII столетия здесь находилось свыше 200 частных ванных зданий; первое общественное здание было построено в 1711 году, тогда же из источников стали получать карлсбадскую соль. Лечили на водах желудок, печень, желчные пути. Как один из старейших курортов Европы Карлсбад раньше других приобрел атрибуты комфортного пребывания и лечения. Лечение здесь русского царя, его неординарная личность и экстравагантное поведение немало способствовали дополнительной рекламе курорта в первой четверти XVIII века. Связанные с приездом Петра I памятные вещи бережно хранили в музеях, а легенды о нем передавали из поколения в поколение. Именно в петровскую эпоху Карлсбад становится одним из самых посещаемых русской знатью курортов.
Заболевание Петра в 1714-1715 годы возобновилось, и в конце 1715 года, после месячного лечения, доктора вновь рекомендовали ему лечение на водах. На этот раз был предписан не Карлсбад, а источники с другим составом вод. Некоторые исследователи полагают, что главной целью поездки 1716 года был Пирмонт, находившийся в Нижней Саксонии, в долине реки Эммерт. Пирмонт (Бад-Пирмонт) как бальнеологический курорт стал развиваться с XVI века, но его источники использовались еще в I веке до н. э. (современная наука определяет их воду как «хлоридная натриевая, содержащая железо и кислоты»). В Пирмон-те очень популярном среди европейской аристократии, Петр I лечился с 26 мая по 14 июня 1716 года.
В июне-июле следующего 1717 года Петр отправился в Спа (Бельгия, провинция Льеж), один из старейших курортов Европы. Минеральные источники Спа, известные еще римлянам как лечебные, стали использоваться с XIV века, популярность приобрели в XVI веке. Первый химический анализ вод был сделан в XVII веке, расцвет курорта относится к XVIII-XIX векам. Наибольшую известность приобрели два источника этого курорта - Жеронстер и Пурон (их вода в современной медицине определяется как железистая). Воду в XVIII веке применяли для ванн и питья. О своем пребывании на этом курорте царь оставил памятную доску: «Исследовав нравы различных обитателей Европы, возвратился через Францию, Намюр, Литтих в Спа, где, пользуясь минеральными водами из источника Теронствер, восстановил силы и ... здоровье. Piter rex. 1717 22 июня». Источники Спа были самыми железистыми из всех посещенных царем.
На обратном пути в Россию царь три дня провел на источниках популярного курорта Аахен и принимал там ванны. Аахен - один из старейших курортов Европы - расположен на земле Северной Рейн-Вестфалии. На курорте использовались несколько десятков термальных источников хлоридной натриевой воды. В настоящее время это самые горячие источники в Центральной Европе (их температура доходит до 75° С). Аахен интересен и исторически - это место коронации германских императоров, что также привлекло внимание Петра I.
Европейские монархи уже в XVII столетии стали покровительствовать курортам и целебным источникам. Генрих IV в 1603 году назначил специальных инспекторов лечебных вод. Парижская Академия наук в 1670-е годы поручила своим членам Дюкло и Бурдешеню исследовать все источники Франции. Карл Великий сделал Аахен своей любимой резиденцией.
Посетив в две поездки «знатнейшие» иноземные источники, царь получил достаточно полную картину достижений курортного дела в Европе к началу XVIII века. Петр проявил интерес ко всему: к организации лечения, быту, особенностям источников10.
10 Как отмечено в Поденных записках, царь в Карлсбадс «изволил быть в горе, в доме, где теплая вода течет, также от водяного духу сера растет горячая, которую изволил кушать ЕВ для пробы».
Курорты приобрели славу благодаря целебным водам - горячим и холодным, а воду здесь давно уже распознавали «чрез химию». Расположены они были в теплых местах, это были небольшие городки (впрочем, князь Б. И. Куракин называл Карлсбад деревней и писал об очень плохих окрестных дорогах). История некоторых курортов была связана с именами известных европейских монархов. Методы лечения на водах были разными, но регулировались специальными правилами. Курорты развивались и как ремесленные центры. Тот же Карлсбад был известен производством стрелкового оружия, которое охотно раскупали отдыхающие. В сущности, рекламой оружия здесь занималось стрелковое общество, в члены которого вступил и Петр I... В Пирмонте процветало производство лаковых изделий. Курорты охотно посещали и брали (понимая их значение для казны) под свое покровительство могущественные правители западных государств. Кроме того, как писал брауншвегский резидент Ф. X. Вебер, «он (царь. - Л. К.) заметил, что многие знатные люди посещают эти воды только для развлечения, тем способствуют процветанию и обогащению вод».
Культура развлечений на европейских водах особенно быстро развивалась с XVIII столетия, складывались местные традиции курортного отдыха. С начала XVIII века на курортах строятся специальные залы и здания для посещения спектаклей, проведения ассамблей. В теплом климате возможны были и различные виды «моциона»: прогулки среди живописных гор и холмов, поездки верхом, купания. Князь Б. Куракин в своих «Записках» рассказал о характере развлечений в Карлсбаде начала XVIII века: «При том поле (для стрельбы. -77. К.) сделан театрум, где играют тронтафль и иные игры и карты так видел много, что столов больше пятьдесят, и гораздо богата и хороша лавка при том, где пьют чекулад (шоколад. - Л. К.) и чай и кофе и лимонаты и тут бывает великий сход кавалером».
Была ли поездка по нескольким европейским курортам спланирована лейб-медиком Робертом Эрскиным для усиления их лечебного воздействия? Скорее всего, посещение известных источников было пробой их результативности и изучением методов лечения. Петра I сопровождали компетентные доктора, хорошо знавшие европейские традиции в медицине. Консультировал царя в лечении водами Пирмонта и Спа известный швейцарский медик Иоганн Конрад Бруннер, свои советы давал и итальянец Бернард Альбин.
Одним из близких соратников царя с 1713 года стал уроженец Шотландии, потомок знатного дворянского рода, доктор Роберт Эрскин (Арескин). Эрскин изучал медицину в Париже у хирурга Ж. Дюверне, в Утрехтском университете. В 1700 году он защитил диссертацию и стал доктором философии и медицины. Вернувшись в Англию, Эрскин стал выдающимся преподавателем анатомии, написал несколько книг и в 1703 году стал членом Королевского общества Великобритании (аналог Академии Наук).
По не очень понятным причинам (возможно, политическим) в 1706 году он прибыл в Россию и был принят на государственную службу. Эрскин выполнял ответственные поручения по обеспечению русской армии лекарствами. Был он и врачом А. Д. Меншикова, сопровождая князя во многих походах и сражениях. После смерти в 1713 году своего лейб-медика Иоганна Донеля царь предложил его место Эрскину, и тот повсюду стал ездить вместе с царем. Петр I очень доверял эрудированному доктору и старался выполнять все его советы и рекомендации - даже в мелочах, хотя со временем, как писал М. И. Семевский, в последние 5-6 лет жизни, когда Петр 1 «редко расставался с лекарствами, Блю-ментросту, Арескину и другим придворным медикам, была довольно трудная работа с больным, так как пациент никак не мог выдерживать строгой диеты».
Царь использовал постоянно находившегося при нем Эрскина по разным вопросам организации медицинского обслуживания в стране, в том числе в войсках и на флоте. Эрскин заботился и о пополнении врачебного корпуса квалифицированными специалистами. 30 апреля 1716 года Петр вручил Эрскину грамоту о назначении его руководителем всей российской медицины, то есть архиатром (первым в России) и действительным статским советником. Недоброжелатели (среди которых было немало иностранцев) обвиняли Эрскина в тщеславии и в претензиях на звание советника царя. В период архиатрства Эрскина в Петербурге были учреждены Адмиралтейский и Сухопутный госпитали, основаны лазареты. Обеспечены лекарями или лекарскими учениками были и государственные заводы, где также открывались лазареты. В 1721 году на петровские заводы были определены Андрей фан дер Слотен (из известной династии медиков, выходцев из Голландии) - лекарем, и Григорий Смирнов - лекарским учеником, прослужившие там до середины XVIII века.
Как считают историки медицины, Эрскин одним из первых в России стал популяризировать лечение минеральными водами. Ему приписывают открытие и использование в лечении нервных заболеваний По-люстровского источника на Охте (Л. Л. Блюментрост лечил этими водами заболевания глаз). В поездке 1716-1717 годов Эрскин сам делал анализы лечебных источников, которыми лечился царь. В 1717 году Эрскин написал из Германии подробное письмо доктору Готлибу Шуберту о необходимости заняться поисками лечебных вод и исследованием уже известных Терекских источников на Северном Кавказе. К сожалению, Эрскин не оставил медицинских сочинений, следуя своему девизу: «Я мыслю более, чем говорю». Он подобрал себе знающих и опытных помощников, среди которых был и Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.
Л. Л. Блюментрост родился в Москве в 1693 году в семье лейб-медика царя Алексея Михайловича. Он окончил образцовую школу Э. Глюка в Москве, изучал медицину в университетах Галле, Оксфорда, Лейдена, был учеником знаменитых Бурхаве и Рюйша. Историк медицины Рихтер считал Л. Л. Блюментроста последователем Т. Парацельса, который использовал в лечении «больше металлов». Когда Блюментрост вернулся в Россию, он стал лейб-медиком сестры царя Натальи Алексеевны, потом вместе с Эрскиным постоянно находился при Петре I. Вот его рекомендации по поддержанию «здорового образа жизни» Петра I:
- чаще возможно, пребывайте всегда в здравом воздухе;
- воздержаться кислого питья и пищи;
- кушайте и пейте больше теплого, нежели студеного;
- держите посредство соления и немного сахару;
- все мяса, которые варят или жарят, всегда сочны были бы;
- кушайте все молодое мясо или лучше всякую дичь;
- кушайте мало рыбы и овощей;
- кушайте на день часто и мало, нежели единожды да много;
- пейте почасту между кушаньем;
- чайное питье между кушаньем легкие пива и полпива, аще есть ренское сладкое легкое, такожде без жажды не пить...».
Последнюю рекомендацию царь игнорировал особенно часто.