Последняя поездка на север

7 июня 1724 года (то есть в тот день, когда царь закончил курс лече­ния на водах Угодских заводов под Москвой) Адмиралтейств-коллегия получила от Сената повторный императорский указ о посылке 2-3 гео­дезистов для осмотра местности - последующего просечения от реки Сяси до олонецких вод дороги «прямо по компасу». Решение царя о бу­дущем олонецких вод было принято окончательно: он связывал с ними надежду на свое выздоровление.

Исследователи истории дорожного строительства России лишь ми­моходом отметили, что была проложена «прешпективная дорога на Mapциальные воды», как будто речь шла о заурядном проекте. А ведь речь шла о дороге в таежной зоне страны длиной более 400 верст, построен­ной как «прешпективная». В условиях сворачивания горнозаводской промышленности и малочисленности населения экономических причин для строительства этой дороги не было.

После посещения Угодских заводов царь ехал, как обычно, быстро: 12 июня он выехал из Москвы, 21 июня прибыл в столицу. Здесь пошли чередом празднования памятных дат: Полтава, Гангут, семейные празд­ники. 16-20 августа, почувствовав недомогание, Петр не выходил из дома. После 20 августа стало немного лучше (царь посещает свадьбу каби­нет-секретаря А. В. Макарова). Главное событие этого месяца - пере­несение в Александро-Невскую Лавру мощей Александра Невского - было отложено и состоялось только 30 августа. С 3 по 12 сентября царь не покидал дома, лейб-медик постоянно ночевал при нем. Но 17 сентяб­ря Берхгольц записал, что царь оправился, и «когда речь зашла об оло­нецких водах, камергер сказал, что они чрезвычайно были полезны го­сударю, если б он только при употреблении их щадил себя и соблюдал надлежащую диету в пище».

Камергер Балк говорил о доставке марциальной воды в Петербург. Зная, что олонецкая вода очень быстро теряет свои лечебные свойства, Петр приказал привозить ее своеобразной эстафетой, поначалу исполь­зуя для этого почту. В августе 1724 года ландрат Муравьев получил указ царя из Ямской канцелярии о немедленной присылке «ко двору Его Императорского Величества марциальной воды до почты», которую ве­лено было «весть и днем и ночью с великим поспешанием». Григорий Муравьев стал через день отправлять воду, установив по шесть подвод на стану. 22 августа в столицу прибыло 29 бутылок воды, затем их коли­чество увеличилось. Уже в июле для организации эстафеты в Шлиссель­бурге были подготовлены лодки, должны были быть поставлены почто­вые суда шлиссельбургского и олонецкого гарнизонов. К концу августа станы учредили через каждые 20 верст, воду стали возить в большем количестве, закладывая бутыли и кувшины мохом и все время поливая водой. Помимо олонецкой, по-видимому, использовалась и иирмонтская вода, так как уже в феврале 1724 года Л. Л. Блюментрост вел по указа­нию царя переговоры с гамбургскими купцами Ф. Поппе и П. Коном о поставке в Петербург минеральной воды из Пирмонта. Одновременно шли работы по исследованию местности и строительству «прешпективной» дороги.

Со строительством нужно было спешить, чтобы использовать для проведения основных работ летнее время. 8 июля в Адмиралтейств-коллегию последовал новый уточняющий указ царя геодезистам, чтобы они от реки Сяси «с астролябиумом шли до олонецких вод, а затем - прямо по компасу». На обратном пути, «просекая дорогу», они должны были вернуться на Сясь (скорее всего речь шла о слободе Сясь, где нахо­дилась корабельная верфь и куда в 1719 году было перенесено якорное дело с Петровского завода).

18 июня геодезист Ульянин с подмастерьями и учениками отправил­ся «для учинения от реки Сяси до Олонецких марциальных вод преш-пективной дороги». Геодезистам велено было идти «с астролябиумом по старой дороге со всяким поспешанием и держать журнал, сколько в какой день перейдено будет верст, и пришед к марциальным водам под­мастерью и ученикам объявить ландрату Муравьеву», а затем с выше­упомянутым журналом Ульянину ехать в Санкт-Петербург. В команду к геодезистам взяты были солдат и капрал, чтобы «быть при той команде до окончании той дороги». Геодезисты отправились в путь, присы­лая с дороги краткие сообщения о ходе работ. К 1724 году в России уже сложилась целая геодезическая служба, так как постоянно требовались сведения для детальных картографических характеристик местности. В обучении приобретались необходимые навыки обращения с геодези­ческими инструментами - астролябиями. Астролябические ходы были быстро внедрены в практику полевой картографии. Геодезисты выпол­няли многие поручения Адмиралтейств-коллегий по строительству до­рог и каналов. Они испытывали огромные физические нагрузки и ма­териальные лишения, описывая и измеряя огромные территории. Для измерения использовались мерные цепи (преимущественно десятисажен­ные) и веревки. Посланным в дальний путь геодезистам предстояла тя­желая работа, и долгое время никаких сведений об их передвижении в Адмиралтейств-коллегию не поступало.

Адмиралтейств-коллегия, в ведении которой находились олонецкие уезды, должна была собрать работников на строительство новой дороги. Предполагалось брать приписных крестьян из деревень, расположенных вдоль старой дороги (но не более 50 человек на 50 верст, которые поне­дельно менялись). Руководившее работами заводское начальство никак не могло собрать нужное число работников - в полях в это летнее время шли «непрестанные крестьянские работы». Царь торопил, так как рабо­ты, по его мнению, шли «медленно и леносно», геодезисты никак не мог­ли завершить порученное задание.

Уже осенью Петр, требуя кратчайшего пути к источнику, указы­вал геодезистам, что, ежели где «дорога придет на церковь или деревни и на озера, в том месте до указу оставлять и строение не ломать, и о той работе и о строениях, паче о церквях, репортовать со всяким обстоятель­ством». Тут же царь потребовал от геодезистов их первый журнал. Возможно, это указание было сделано после личного осмотра царем проделанных на дороге работ.

С 9 октября царь отправился по маршруту Шлиссельбург - Ладож­ский канал - Старая Русса. Это было последняя в его жизни длительная поездка. Выбор маршрута не был продиктован какими-либо срочными делами. Скорее всего его интересовало состояние дорог на севере. В Шлиссельбурге он остановился, чтобы отметить очередную дату взя­тия крепости: прошло 22 года с того времени, когда он с войсками и дву­мя фрегатами прошел лесами и болотами глубинной Карелии от Нюхчи до Повенца, чтобы внезапным ударом взять ключ-город - Нотебург. Этот фантастический переход «по суху» позже получил у местных жите­лей название «Осударева дорога».

В этой поездке Петр проконтролировал, как идут работы по обводному Ладожскому каналу, строительство которого он открыл, прокатив собствен­норучно 22 марта 1719 года первую тачку земли. По его указу от 12 сентяб­ря 1718 года строить это сооружение в 104 версты длиной должна была вся страна - с 20 дворов по 1 человеку и закончить за 2-3 года. К его приезду был закончен участок в 4 версты, и Петр участвовал в пуске воды в русло и остался доволен. А неподалеку начали прокладку «прешпектив-ной» дороги на Марциальные Воды. Прямая дорога шириной в 12 сажень должна была начинаться от села Сясь. Приблизительно оттуда (точнее, от Ладоги, где строился канал) начинался водный путь на Петербург. Гаков был план царя. Видимо, в конце октября - начале ноября Петр отразился на осмотр строительства новой дороги и побывал на Петровском заводе.

О новой дороге к Марциальным Водам к XIX веку сохранялись лишь смутные сведения. Как писал краевед И. К. Чудинов, «была к Еодам другая дорога, минуя Петровские заводы, проложенная самим Петром прямо от Святозера; около Виданского погоста, мимо которого она про­легала, доныне видно место этого пути Петрова». Значительное сокра­щение расстояния до вод было связано именно с этим участком: от де­ревни Святозера путь лежал прямо на север. После того как геодезисты отправились от Марциальных Вод в обратный путь, с севера началось строительство новой дороги. Были ли попытки исправления и «спрямле­ния» других участков старой дороги - неизвестно. Возможно, участок «Марциальные Воды - Святозеро» - единственный, который был «про­сечен» в 1724 году22.

22 Академик Н. Я. Озерецковский, посетивший в 1785 году источник, писал, что он «выехал на старинную большую дорогу, от Москвы к Марциальным Водам проведенную, на которой находятся еще столбы с означенными m них верстами. Последний столб к Марциальным Водам показывал от Москвы 949 верст». Здесь речь идет, конечно, о старом, первоначальном пути к источни­ку. Специальной дороги от Москвы к Марциальным Водам не было, но расстоя­ние было точно выверено.

23 октября царь побывал в Старой Руссе, которую впервые посетил в 1693 году. Он пожертвовал Воскресенскому собору на украшение древ­ней иконы «Покров Богоматери» 100 рублей. Вернулся он в Петербург водным путем 27 ноября. Об этой поездке рассказал А. Нартов: «Его ве­личество, чувствуя в себе болезнь, но пренебрегая оною, отправился в сырую погоду на Ладожский канал, а оттуда в Сестербек водою, и по возвращении видя оную умножившуюся Блументросту говорил: "Болезнь упряма, знает то натура, что творит, но о пользе государства тщись над­лежит неусыпно, доколе силы есть"».

По одному из местных преданий, в 1724 году царь посетил Пет­ропавловскую часовню па острове, в находящейся на дороге на Олонец деревне Святозере. Узнав, что лес около часовни никогда не рубили, он приказал подать ему топор, чтобы попробовать срубить дерево. С пер­вым же ударом он почувствовал сильную усталость и головную боль, а с дерева посыпались искры, как будто он ударил о камень. Царь пере­дал топор слуге, но и тот ослабел. Рубка была остановлена. Вполне воз­можно, что в этой легенде отразилась история строительства «прешпективной» дороги к Марциальным Водам, «просечка» которой оказалась «не по силам» самому Петру. Есть в этом предании и еще один, более глубинный смысл: царь замахнулся на древние священные рощи при ча­совнях и был «остановлен предками»...

После смерти Петра заводская канцелярия стала выплачивать в 1729 го­ду деньги «за пресеку» дороги крестьянам Святозерской волости, Мунозерского конца, Шуйского погоста, которые, видимо, и делали просеку от Марциальных Вод до Святозера.

Подобрать тур
Наши контакты
Справочная по всем услугам
Билеты на Кижи и Соловки
ships@welcome-karelia.ru
Туры по Карелии
Сегренева Дарья
Артемий 2018
Туры по Карелии
Берников Артемий
Туры на Соловки
Ушакова Татьяна
Мы в социальных сетях
Новости
Приглашаем к сотрудничеству
07.05

Агентский договор на экскурсии опубликован на нашем сайте

Рекламный тур по Карелии
25.04

Всем нашим партнерам - старым и новым - будет интересно!

Экскурсии летом 2019
17.04

На сайте опубликованы программы экскурсий на летний сезон 2019 года.

Отзывы

Татьяна, Галина
Благодарим "Русский Север" и нашего гида Ольгу за прекрасное путешествие на Соловки 25-27 Августа, за заботу и прекрасные экскурсии в Беломорске и на Соловках! Все было прекрасно, и мы обязательно вернемся!
Евгений Миловидов
Благодарю компанию "Русский север" за слаженное, чёткое обслуживание гостей вашего прекрасного края. Сбылась моя давняя мечта! Особую благодарность хочу выразить гиду Ширшовой Ольге! Высокий профессионализм, эрудиция, личное обаяние отличают этого экскурсовода!
Ольга
Хотелось бы выразить большую благодарность команде "Русского Севера" за организацию тура. В особенности благодарим нашего прекрасного гида Ладу за профессионализм, искреннюю любовь и преданность своему делу. Наглядный пример того, что "роль личности в истории" имеет место быть! С удовольствием вернёмся в Карелию и будем рекомендовать вашу компанию своим друзьям!
Нина
Огромное спасибо за тур "Кижи-Валаам-Соловки" всей турфирме и лично нашему прекрасному гиду Ольге. Замечательный человек, интересный собеседник и просто профессиональный гид. Мы на протяжении всей поездки слушали интересный рассказ, смотрели фильмы снятые в Карелии и слушали песни о любви к Карелии. Она смогла сделать все, чтобы о туре остались самые приятные воспоминания. Всем советую посетить Карелию!
Татьяна
Тур Кижи-Рускеала-Соловки чрезвычайно интересен, хорошо организован, но особую благодарность фирме "Русский север" хочется сказать за подбор гидов. Работа Елены Дарешкиной и Лады Фокиной заслуживают самой высокой оценки. Их эрудиция, доброжелательность, стремление заинтересовать аудиторию и, главное, любовь к родному краю делает встречу с Карелией действительно незабываемой. Огромное спасибо! Удачи и хороших туристов всему коллективу "Русского севера".
Добавить отзыв Все отзывы