Последняя поездка на север
7 июня 1724 года (то есть в тот день, когда царь закончил курс лечения на водах Угодских заводов под Москвой) Адмиралтейств-коллегия получила от Сената повторный императорский указ о посылке 2-3 геодезистов для осмотра местности - последующего просечения от реки Сяси до олонецких вод дороги «прямо по компасу». Решение царя о будущем олонецких вод было принято окончательно: он связывал с ними надежду на свое выздоровление.
Исследователи истории дорожного строительства России лишь мимоходом отметили, что была проложена «прешпективная дорога на Mapциальные воды», как будто речь шла о заурядном проекте. А ведь речь шла о дороге в таежной зоне страны длиной более 400 верст, построенной как «прешпективная». В условиях сворачивания горнозаводской промышленности и малочисленности населения экономических причин для строительства этой дороги не было.
После посещения Угодских заводов царь ехал, как обычно, быстро: 12 июня он выехал из Москвы, 21 июня прибыл в столицу. Здесь пошли чередом празднования памятных дат: Полтава, Гангут, семейные праздники. 16-20 августа, почувствовав недомогание, Петр не выходил из дома. После 20 августа стало немного лучше (царь посещает свадьбу кабинет-секретаря А. В. Макарова). Главное событие этого месяца - перенесение в Александро-Невскую Лавру мощей Александра Невского - было отложено и состоялось только 30 августа. С 3 по 12 сентября царь не покидал дома, лейб-медик постоянно ночевал при нем. Но 17 сентября Берхгольц записал, что царь оправился, и «когда речь зашла об олонецких водах, камергер сказал, что они чрезвычайно были полезны государю, если б он только при употреблении их щадил себя и соблюдал надлежащую диету в пище».
Камергер Балк говорил о доставке марциальной воды в Петербург. Зная, что олонецкая вода очень быстро теряет свои лечебные свойства, Петр приказал привозить ее своеобразной эстафетой, поначалу используя для этого почту. В августе 1724 года ландрат Муравьев получил указ царя из Ямской канцелярии о немедленной присылке «ко двору Его Императорского Величества марциальной воды до почты», которую велено было «весть и днем и ночью с великим поспешанием». Григорий Муравьев стал через день отправлять воду, установив по шесть подвод на стану. 22 августа в столицу прибыло 29 бутылок воды, затем их количество увеличилось. Уже в июле для организации эстафеты в Шлиссельбурге были подготовлены лодки, должны были быть поставлены почтовые суда шлиссельбургского и олонецкого гарнизонов. К концу августа станы учредили через каждые 20 верст, воду стали возить в большем количестве, закладывая бутыли и кувшины мохом и все время поливая водой. Помимо олонецкой, по-видимому, использовалась и иирмонтская вода, так как уже в феврале 1724 года Л. Л. Блюментрост вел по указанию царя переговоры с гамбургскими купцами Ф. Поппе и П. Коном о поставке в Петербург минеральной воды из Пирмонта. Одновременно шли работы по исследованию местности и строительству «прешпективной» дороги.
Со строительством нужно было спешить, чтобы использовать для проведения основных работ летнее время. 8 июля в Адмиралтейств-коллегию последовал новый уточняющий указ царя геодезистам, чтобы они от реки Сяси «с астролябиумом шли до олонецких вод, а затем - прямо по компасу». На обратном пути, «просекая дорогу», они должны были вернуться на Сясь (скорее всего речь шла о слободе Сясь, где находилась корабельная верфь и куда в 1719 году было перенесено якорное дело с Петровского завода).
18 июня геодезист Ульянин с подмастерьями и учениками отправился «для учинения от реки Сяси до Олонецких марциальных вод преш-пективной дороги». Геодезистам велено было идти «с астролябиумом по старой дороге со всяким поспешанием и держать журнал, сколько в какой день перейдено будет верст, и пришед к марциальным водам подмастерью и ученикам объявить ландрату Муравьеву», а затем с вышеупомянутым журналом Ульянину ехать в Санкт-Петербург. В команду к геодезистам взяты были солдат и капрал, чтобы «быть при той команде до окончании той дороги». Геодезисты отправились в путь, присылая с дороги краткие сообщения о ходе работ. К 1724 году в России уже сложилась целая геодезическая служба, так как постоянно требовались сведения для детальных картографических характеристик местности. В обучении приобретались необходимые навыки обращения с геодезическими инструментами - астролябиями. Астролябические ходы были быстро внедрены в практику полевой картографии. Геодезисты выполняли многие поручения Адмиралтейств-коллегий по строительству дорог и каналов. Они испытывали огромные физические нагрузки и материальные лишения, описывая и измеряя огромные территории. Для измерения использовались мерные цепи (преимущественно десятисаженные) и веревки. Посланным в дальний путь геодезистам предстояла тяжелая работа, и долгое время никаких сведений об их передвижении в Адмиралтейств-коллегию не поступало.
Адмиралтейств-коллегия, в ведении которой находились олонецкие уезды, должна была собрать работников на строительство новой дороги. Предполагалось брать приписных крестьян из деревень, расположенных вдоль старой дороги (но не более 50 человек на 50 верст, которые понедельно менялись). Руководившее работами заводское начальство никак не могло собрать нужное число работников - в полях в это летнее время шли «непрестанные крестьянские работы». Царь торопил, так как работы, по его мнению, шли «медленно и леносно», геодезисты никак не могли завершить порученное задание.
Уже осенью Петр, требуя кратчайшего пути к источнику, указывал геодезистам, что, ежели где «дорога придет на церковь или деревни и на озера, в том месте до указу оставлять и строение не ломать, и о той работе и о строениях, паче о церквях, репортовать со всяким обстоятельством». Тут же царь потребовал от геодезистов их первый журнал. Возможно, это указание было сделано после личного осмотра царем проделанных на дороге работ.
С 9 октября царь отправился по маршруту Шлиссельбург - Ладожский канал - Старая Русса. Это было последняя в его жизни длительная поездка. Выбор маршрута не был продиктован какими-либо срочными делами. Скорее всего его интересовало состояние дорог на севере. В Шлиссельбурге он остановился, чтобы отметить очередную дату взятия крепости: прошло 22 года с того времени, когда он с войсками и двумя фрегатами прошел лесами и болотами глубинной Карелии от Нюхчи до Повенца, чтобы внезапным ударом взять ключ-город - Нотебург. Этот фантастический переход «по суху» позже получил у местных жителей название «Осударева дорога».
В этой поездке Петр проконтролировал, как идут работы по обводному Ладожскому каналу, строительство которого он открыл, прокатив собственноручно 22 марта 1719 года первую тачку земли. По его указу от 12 сентября 1718 года строить это сооружение в 104 версты длиной должна была вся страна - с 20 дворов по 1 человеку и закончить за 2-3 года. К его приезду был закончен участок в 4 версты, и Петр участвовал в пуске воды в русло и остался доволен. А неподалеку начали прокладку «прешпектив-ной» дороги на Марциальные Воды. Прямая дорога шириной в 12 сажень должна была начинаться от села Сясь. Приблизительно оттуда (точнее, от Ладоги, где строился канал) начинался водный путь на Петербург. Гаков был план царя. Видимо, в конце октября - начале ноября Петр отразился на осмотр строительства новой дороги и побывал на Петровском заводе.
О новой дороге к Марциальным Водам к XIX веку сохранялись лишь смутные сведения. Как писал краевед И. К. Чудинов, «была к Еодам другая дорога, минуя Петровские заводы, проложенная самим Петром прямо от Святозера; около Виданского погоста, мимо которого она пролегала, доныне видно место этого пути Петрова». Значительное сокращение расстояния до вод было связано именно с этим участком: от деревни Святозера путь лежал прямо на север. После того как геодезисты отправились от Марциальных Вод в обратный путь, с севера началось строительство новой дороги. Были ли попытки исправления и «спрямления» других участков старой дороги - неизвестно. Возможно, участок «Марциальные Воды - Святозеро» - единственный, который был «просечен» в 1724 году22.
22 Академик Н. Я. Озерецковский, посетивший в 1785 году источник, писал, что он «выехал на старинную большую дорогу, от Москвы к Марциальным Водам проведенную, на которой находятся еще столбы с означенными m них верстами. Последний столб к Марциальным Водам показывал от Москвы 949 верст». Здесь речь идет, конечно, о старом, первоначальном пути к источнику. Специальной дороги от Москвы к Марциальным Водам не было, но расстояние было точно выверено.
23 октября царь побывал в Старой Руссе, которую впервые посетил в 1693 году. Он пожертвовал Воскресенскому собору на украшение древней иконы «Покров Богоматери» 100 рублей. Вернулся он в Петербург водным путем 27 ноября. Об этой поездке рассказал А. Нартов: «Его величество, чувствуя в себе болезнь, но пренебрегая оною, отправился в сырую погоду на Ладожский канал, а оттуда в Сестербек водою, и по возвращении видя оную умножившуюся Блументросту говорил: "Болезнь упряма, знает то натура, что творит, но о пользе государства тщись надлежит неусыпно, доколе силы есть"».
По одному из местных преданий, в 1724 году царь посетил Петропавловскую часовню па острове, в находящейся на дороге на Олонец деревне Святозере. Узнав, что лес около часовни никогда не рубили, он приказал подать ему топор, чтобы попробовать срубить дерево. С первым же ударом он почувствовал сильную усталость и головную боль, а с дерева посыпались искры, как будто он ударил о камень. Царь передал топор слуге, но и тот ослабел. Рубка была остановлена. Вполне возможно, что в этой легенде отразилась история строительства «прешпективной» дороги к Марциальным Водам, «просечка» которой оказалась «не по силам» самому Петру. Есть в этом предании и еще один, более глубинный смысл: царь замахнулся на древние священные рощи при часовнях и был «остановлен предками»...
После смерти Петра заводская канцелярия стала выплачивать в 1729 году деньги «за пресеку» дороги крестьянам Святозерской волости, Мунозерского конца, Шуйского погоста, которые, видимо, и делали просеку от Марциальных Вод до Святозера.