Целебные источники в народной медицине и верованиях
Использовались ли целебные воды для лечения местными крестьянами? Возможно, кто-то из окрестных деревень подсказал Ивану Ребоеву попробовать воду из незамерзающего источника? Совершенно очевидно, что в Карелии, как и в других местностях Русского Севера, имелось немало «целительных колодезей», некоторые из них почитались священными.
Традиция использования в лечении минеральных вод восходит к глубокой древности. Уже в античности были сделаны попытки классификации и описания священных ключей. В Вологодско-Пермской летописи за 1547 год упоминается знаменитый Оковецкий ключ близ Селижарова, к которому приходили паломники. Более поздние источники XVIII века подтверждают, что культ подобных ключей был распространен во многих местах России. Недалеко от города Хлынова, как сообщают архивные материалы, «при болоте имеется источник, к коему... издавна июня на 29-е число приходят многой народ», которые молятся, бросают в воду «платы холщевые» и «тое воду пьют и обливаются».
Обожествление целебных источников было широко распространено в Западной Европе. В Люнебурге - главном центре торговли солью в Германии - над почитаемом святым соляным источником было построено производственное здание в виде храма для перекачки рассола. В Пирмонте (Германия) в XVI веке оказывались всяческие почести источнику, и в 1557 году властям пришлось обнародовать указ о запрещении больших паломничеств (доходящих до 10 тысяч) к водам. В известном словаре Ганандера «Мифология финнов» (1789), посвященном языческим культам, упоминается священный источник на севере Карелии «Золотая скала», который впоследствии описал знаменитый исследователь фольклора и мифологии финно-угров Элиас Леннрот: «Он находится недалеко от дороги на краю болота, из которого... вода вытекает в разные стороны... родник никогда не замерзает и снег вокруг него всегда тает». В магистерской диссертации Э. Леннрота, посвященной народной медицине финнов, описывается место средоточия всевозможных болезней, расположенное на Севере Карелии, где в центре мифического пространства находился источник воды.
На российском Севере с незапамятных времен использовались для лечения соляные, железистые, серные воды. Среди них Корниловские под Грязовцом, соляные - в Тотьме, Сольвычегодске, Леденске, Серего-ве. Из Серегова (Зырянский край) минеральную воду вывозили в бочках для лечения ревматизма. В Архангельской губернии на Белом море были распространены морские купания. Уже в XIV-XV веках для лечения кожных и других заболеваний широко использовались соляные источники Старой Руссы, воду из которых вывозили по окрестностям. На Севере над источниками, где случались исцеления, нередко строили часовни. Источники при монастырях обычно считались святыми местами (как, например, источник при Александро-Свирском монастыре, из которого, по преданию, пил преподобный Александр Свирский), исцеления воспринимались как благодать. В деревне Нигижма Пудожского района Карелии крестьяне с давних времен использовали для лечения незамерзающую даже зимой воду из Ершового источника, над которым построили часовню. Вода в нем, как считалось, «брала встречу солнца», помогала от разных болезней - некоторым после двух-трех употреблений (болезнь, говорили в таких случаях, «как с воды поплыла»). В часовню приносили «заветы» - полотенца, ткани. С родником обращались бережно, даже ласково: «Сходи-ка на родничок, принеси-ка водушки...».