Пряжинский район
Пряжинский район - исконная земля карел.
Современный районный центр - пос. Пряжа. Старинным административным центром было село Святозерское (ныне - Святозеро), расположенное к югу от Пряжи по автодороге в сторону Олонца.
В районе сохранились многие карельские традиции - фольклор, ремесла, традиционная кухня, промыслы, в том числе - рыбалка и охота. Здесь находятся многочисленные памятники традиционной народной архитектуры.
Крестьянские поселения возникли здесь в 16-18 вв. Заселение же этого края произошло гораздо раньше, еще в 7 тысячелетии до нашей эры. Основными занятиями первонасельников края, по данным археологии, как и в других местах таежной Карелии, были рыболовство, охота, собирательство. Но, наряду с этими промыслами, одним из древнейших занятий населения края была металлургия и изготовление металлических изделий. Следы местного производства бронзовых изделий обнаружены в Сямозерье в районе деревень Лахта, Кудама, Чуйнаволок, Курмойла. Для получения сыродутного железа использовались горны, сложенные из каменных плит. Такие горны использовались вплоть до раннего средневековья. Древняя традиция развивалась и в крестьянских железоделательных промыслах вплоть до первого десятилетия 20 в. В качестве сырья использовалась болотная руда. Кузнецы из добытой и выплавленной руды изготовляли различные предметы, необходимые в хозяйстве: земледельческие орудия, коровьи колокола, подковывали лошадей. Об этой традиции свидетельствуют эпические песни южных карел, вошедшие в поэтический эпос «Калевала». Героем этих песен является кузнец Илмаринен, выковавший небесный свод и светила и чудесную мельницу Сампо. Руны (эпические песни) о кузнице Илмаринена были записаны в 1893 г. местным учителем-краеведом Лесковым в с. Сямозеро от жительницы села Екатерины Туру.
В 18 веке, когда строятся Петровские заводы, крестьяне добывали и перевозили для них болотную и озерную руду, заготовляли древесный уголь, на работу на заводском производстве отбирались местные кузнецы, хорошо знакомые с крестьянским железоделательным промыслом.
На территории современного района сохранились два памятника, связанные с развитием металлургической промышленности в Карелии в 18-19 вв., являющиеся редкими образцами заводских производственных сооружений. Это место расположения Топорецкого завода 18 в., основанного предпринимателями из числа местных крестьян и руинированные заводские цеха Тулмозерского завода 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. с шахтами горных разработок в районе д. Колатсельга в западной части района.
Среди пряжинских крестьян было немало предприимчивых людей. Один из них -промышленник, исследователь и краевед Мирон Смирнов родился в 1815 г. в д. Сямозеро. Он долгое время работал управляющим лесозаводами в Финляндии (г. Выборг), а в дальнейшем Смирнов строит первый паровой лесопильный завод в г. Йоэнсуу в Финляндии (1861 г.). Смирнов собирал этнографические материалы о жизни финнов и карел, за что был награжден медалью Императорского Русского Географического Общества. В 1890 г. в Петербурге выходит книга Смирнова «Голос карела. Путевые заметки и карельская поэзия», содержащая обширные краеведческие материалы по районам Олонецкой губернии, а также статьи по промышленному освоению края, в т. ч. с проектами соединения Белого моря железной дорогой и каналами с Онежским озером и Санкт-Петербургом.
В крае сохранились легенды и предания, отразившие яркие исторические события, связанные с жизнью пряжинских карел. Одно из таких событий, нашедших отражение в предании о борьбе крестьян Сямозерского погоста с набегами шведов, имевших место в 13-17 вв., нашло отражение в топонимике. По преданию, летом 1614 г. шведы ночью пробрались через рубеж и проплыли на лодках по Сямозеру, пристав к острову напротив Сямозерского погоста ночью. Крестьяне догадались, что шведы на острове, и при помощи жителей соседних деревень расправились со шведами. С тех пор остров, расположенный напротив Сямозерского погоста, назывался Шведским островом.
С пребыванием Петра Первого в Карелии связаны предания о его визитах в д. Святозеро, согласно которым Петр останавливался здесь для смены лошадей во время поездок в Марциальные Воды и на Петровские заводы. Эта легенда была записана также К. Беловым от сказочника В.А. Гордеева из д. Пелдожи в 1940 г., дом которого в настоящее время перевезен в с. Святозеро.
Одна из деревень края к югу от Пряжи - Киндасово, прославлена народными анекдотами о киндасовских мужиках. В июне в Киндасово - карельском Габрово, проходит народный праздник смеха и юмора, на который съезжаются гости со всей Карелии.
Жемчужиной всей южной Карелии является историко-культурная территория «Сямозерье», расположенная в северной части Пряжинского района и занимающая прибрежную территорию живописного оз. Сямозеро, знаменитого рыболовными угодьями. Сямозерские карелы, сохранившие язык и культуру своих предков, - из групп южных карел (ливвиков). В деревнях Чуйнаволок, Сяргилахта, Корза, Рубчейла, Курмойла и других сохранились часовни, крестьянские усадьбы, многочисленные дома и хозяйственные постройки.
В деревнях Сямозерья были сняты известные художественные фильмы «А зори здесь тихие» (Сяргилахта) и «Холодное лето 53-го» (Руга).
Другим заповедным краем является Пряжинское Межозерье в районе озер Крошнозеро и Шотозеро с историческими деревнями Котчура, Камень-наволок и другими, сохранившими культовые рощи с часовнями.
Культовые рощи, своеобразные памятники духовной культуры карел, сохранившие отголоски языческих верований, можно также увидеть в исторических поселениях Коккойла и Афанасьева Сельга, расположенных между озерами Крошнозеро и Святозеро.
Объекты культурного наследия на территории Пряжинского района - исторические поселения Сямозерья, выразительный архитектурно-природный ансамбль деревни Маньга с часовней Рождества Богородицы 18 в., часовня Иоанна Богослова 19 в. в д. Котчура, археологические памятники древнего поселения близ д. Курмойла включены в международный туристский маршрут «Голубая дорога».